город Ростов-на-Дону |
|
28 мая 2024 г. |
дело N А32-36602/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 мая 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Нарышкиной Н.В.,
судей Емельянова Д.В., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Матиняном С.А.
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Западного внутригородского округа города Краснодара на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.03.2024 по делу N А32-36602/2022 по иску администрации Западного внутригородского округа города Краснодара (ИНН: 2310032246, ОГРН: 1022301606799) к индивидуальному предпринимателю Хроменок Ольге Николаевне (ИНН: 271500898850, ОГРНИП: 319554300017638) индивидуальному предпринимателю Кудряшову Алексею Геннадьевичу (ОГРНИП: 319237500014898, ИНН: 027370673398) при участии третьих лиц: Долога Надежда Дмитриевна, ООО "Комфорт Тепло" о демонтаже,
УСТАНОВИЛ:
администрация Западного внутригородского округа города Краснодара (далее - истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к индивидуальному предпринимателю Хроменок Ольге Николаевне (далее - ИП Хроменок О.Н., индивидуальному предпринимателю Кудряшову Алексею Геннадьевичу (далее - ИП Кудряшов А.Г.) в котором просит:
1. Обязать ИП Кудряшова А.Г. демонтировать информационную конструкцию "газовые котлы "DAESUNG", размещённую на фасадной части объекта капитального строительства по ул. Индустриальной, 117, в Западном внутригородском округе города Краснодара в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу. В случае если ответчик не исполнит решение суда в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за свой счет, с взысканием с ответчика необходимых расходов.
2. Обязать ИП Кудряшова А.Г. устранить нарушение пункта 19.2.3 Правил благоустройства территории муниципального образования город Краснодар, утверждённых решением городской Думы Краснодара от 22.08.2013 N 52 п. 6 "Об утверждении Правил благоустройства территории муниципального образования город Краснодар", путем демонтажа информационных конструкций, размещённых на фасадной и торцевой части объекта капитального строительства по ул. Индустриальной, 117 в Западном внутригородском округе города Краснодара, в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу. В случае если ответчик не исполнит решение суда в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за свой счет, с взысканием с ответчика необходимых расходов.
3. Запретить ИП Кудряшову А.Г. размещение информационной конструкции по ул. Индустриальной, 117 в Западном внутригородском округе города Краснодара без согласования с департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар.
4. Обязать Хроменок Ольгу Николаевну демонтировать информационную конструкцию "atom БАЛХАЙ", размещённую на фасадной части объекта капитального строительства по ул. Индустриальной, 117 в Западном внутригородском округе города Краснодара в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу. В случае если ответчик не исполнит решение суда в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за свой счет, с взысканием с ответчика необходимых расходов.
5. Запретить Хроменок Ольге Николаевне размещение информационной конструкции по ул. Индустриальной, 117, в Западном внутригородском округе города Краснодара без согласования с департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар.
6. Взыскать с ИП Кудряшова А.Г. в соответствии со статьей 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойку в случае неисполнения судебного акта в размере 1500 рублей за каждый день неисполнения решения суда, начиная с момента истечения 10 дней со дня вступления решения в законную силу до даты исполнения решения в полном объеме.
7. Взыскать с ИП Хроменок Ольги Николаевны в соответствии со статьей 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойку в случае неисполнения судебного акта в размере 1 500 рублей за каждый день неисполнения решения суда, начиная с момента истечения 10 дней со дня вступления решения в законную силу до даты исполнения решения в полном объеме (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Долога Надежда Дмитриевна, ООО "Комфорт Тепло".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.03.2024 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, администрация обжаловала его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе администрация просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт. Настаивая на обоснованности исковых требований, администрация указывает на размещение информационных конструкций в нарушение требований. При принятии оспариваемого решения суд руководствовался Законом N 294-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 N 336, однако судом не учтено, что положения указанных нормативных актов распространяют свое действие на контрольные (надзорные) мероприятия, порядок организации и осуществления которых регулируется Законом N 248-ФЗ.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого по делу решения ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в ходе реализации возложенных на администрацию функций по контролю за соблюдением требований по содержанию зданий, сооружений, земельных участков, на которых они расположены, требований к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, благоустройству территории муниципального образования г. Краснодар, выявлено, что на фасаде объекта, расположенного по адресу: ул. Индустриальная, 117 в Западном внутригородском округе города Краснодара, размещены информационная конструкция "газовые котлы "DAESUNG", а также информационные конструкции, размещённые на фасадной и торцевой части объекта, принадлежащие ИП Кудряшову Алексею Геннадьевичу, и информационная конструкция "atom БАЛХАЙ", принадлежащая ИП Хроменок Ольге Николаевне.
В подтверждение указанных обстоятельств администрацией представлен материал фотофиксации спорных конструкций на фасаде указанного объекта. По информации Департамента архитектуры и градостроительства администрации МО г. Краснодар информация о положительно рассмотренных архитектурных решениях информационных конструкций по ул. Индустриальная, 117 в Западном внутригородском округе города Краснодара отсутствует.
Истец указывает, что информационные конструкции вывесок "газовые котлы "DAESUNG" и "atom БАЛХАЙ", а также информационные конструкции, размещённые на фасадной и торцевой части объекта, расположенные по ул. Индустриальная, 117 в Западном внутригородском округе города Краснодар, не соответствует пунктам 19.2.2 и 19.2.3 Правил благоустройства территории муниципального образования город Краснодар.
Статья 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) предусматривает, что органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 19 части 1, частью 3 статьи 14 и пунктом 25 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения, сельского поселения и городского округа отнесено утверждение правил благоустройства территории поселения, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения, городского округа в соответствии с указанными правилами.
Утверждение правил благоустройства территории муниципального образования является исключительной компетенцией представительного органа муниципального образования (пункт 11 части 10 статьи 35 Закона N 131-ФЗ). В соответствии с ч. 2 ст. 45.1 Закона N 131-ФЗ правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать в частности вопросы: содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений; размещения информации на территории муниципального образования, в том числе установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов, вывесок.
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации благоустройство территорий относится к градостроительной деятельности (пункт 1). Под благоустройством территории понимается деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий (пункт 36).
Таким образом, правила благоустройства соответствующего муниципального образования устанавливают единые и обязательные к исполнению на территории данного муниципального образования требования в сфере благоустройства. Контроль за соблюдением правил благоустройства муниципального образования относится к вопросам местного значения, решение которых в соответствии с Законом N 131-ФЗ осуществляется в том числе органами местного самоуправления.
В развитие указанных законоположений 22.08.2012 Думой города Краснодар приняты Правила благоустройства территории муниципального образования город Краснодар, утвержденных Решением городской Думы Краснодара от 22.08.2013 N 52 (далее - Правила благоустройства).
Требования истца в рамках рассмотренного спора мотивированы несоблюдением ответчиками указанных выше Правил благоустройства при размещении вывески "Ювелир".
Согласно пункту 19.2 раздела II Правил благоустройства, размещение информационных конструкций на территории муниципального образования город Краснодар, за исключением информационных указателей, должно осуществляться в соответствии с архитектурными решениями объектов, согласованными в соответствии с Порядком рассмотрения архитектурных решений объектов и предоставления решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объектов на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденным постановлением администрации муниципального образования город Краснодар.
Размещение информационных конструкций в нарушение требований настоящего Порядка не допускается.
Пункт 19.2.1 Правил благоустройства допускает размещение на территории муниципального образования город Краснодар информационных конструкций в виде информационной вывески, которая представляет собой информационную конструкцию, расположенную параллельно фасаду, на котором она находится, предназначенную для доведения до граждан сведений информационного характера о наименовании организации и (или) обобщенном наименовании товаров (услуг), предоставляемых организацией.
На территории муниципального образования город Краснодар допускаются следующие типы информационных вывесок: информационная вывеска из отдельных букв и знаков (объемных и плоских); информационная вывеска из отдельных букв и знаков на подложке; информационная плоская вывеска.
Пунктом 19.2.2 раздела II Правил благоустройства установлены общие требования к информационным конструкциям на территории муниципального образования город Краснодар, согласно которым запрещается размещение на территории магистральных въездных маршрутов информационных конструкций, за исключением информационных вывесок из отдельных букв и знаков (объемных и плоских); размещение пиксельных, мигающих, подвижных информационных конструкций.
В соответствии с пунктом 19.2.3 раздела II Правил благоустройства установлены дополнительные требования к размещению и параметрам информационных вывесок, в том числе вывески разных организаций, занимающих помещения в одном здании, строении, сооружении, следует выполнять в едином дизайне (в том числе: тип вывески, размер, цвет, материал).
В соответствии с пунктом 39 Правил благоустройства в целях обеспечения чистоты и порядка на территории муниципального образования город Краснодар запрещается повреждать или изменять фасады (внешний облик) зданий, строений и сооружений, ограждений и (или) самовольно наносить на них надписи и рисунки, размещать на них рекламные, информационные и агитационные материалы.
Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона N 38-ФЗ распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Частью 5 статьи 19 Федерального закона N 38-ФЗ установлено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации. Заключение такого договора осуществляется лицом, уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются. Субъекты Российской Федерации устанавливают предельные сроки, на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, в зависимости от типов и видов рекламных конструкций и применяемых технологий демонстрации рекламы, но не менее чем на пять лет и не более чем на десять лет. Конкретные сроки договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, устанавливаются соответственно органом исполнительной власти, органом местного самоуправления муниципального района, органом местного самоуправления муниципального округа или органом местного самоуправления городского округа в зависимости от типа и вида рекламной конструкции, применяемых технологий демонстрации рекламы в границах соответствующих предельных сроков. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами настоящего Федерального закона и гражданского законодательства.
Разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. В разрешении указываются владелец рекламной конструкции, собственник земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, тип рекламной конструкции, площадь ее информационного поля, место установки рекламной конструкции, срок действия разрешения, орган, выдавший разрешение, номер и дата его выдачи, иные сведения (часть 17 статьи 19 Федерального закона N 38-ФЗ).
В силу части 10 статьи 19 Федерального закона N 38-ФЗ установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
Ранее, частью 22 статьи 19 Закона N 38-ФЗ предусматривалось, что при невыполнении обязанности по демонтажу рекламной конструкции орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа вправе обратиться в суд или арбитражный суд с иском о принудительном осуществлении демонтажа рекламной конструкции. В случае принятия судом или арбитражным судом решения о принудительном осуществлении демонтажа рекламной конструкции ее демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляется за счет собственника или иного законного владельца недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция. По требованию собственника или иного законного владельца такого недвижимого имущества владелец рекламной конструкции обязан возместить ему разумные расходы, понесенные в связи с демонтажем, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции. То есть законом был определен специальный способ защиты права - принудительный демонтаж рекламной конструкции в судебном порядке.
Федеральным законом от 07.05.2013 N 98-ФЗ в статью 19 Закона N 38-ФЗ внесены изменения, часть 22 данной нормы изложена в следующей редакции: "Решение о выдаче предписания о демонтаже рекламной конструкции, демонтаж рекламной конструкции могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в течение трех месяцев со дня получения соответствующего предписания или со дня демонтажа рекламной конструкции".
Таким образом, статья 19 Закона N 38-ФЗ не предусматривает в действующей редакции такого способа защиты права как демонтаж рекламной конструкции на основании решения суда.
В частях 21, 21.1, 21.2, 21.3 и 22 статьи 19 ФЗ N 38 установлен административный порядок демонтажа рекламной конструкции, эксплуатируемой без разрешения. В порядке судебной процедуры осуществляются только требования органа местного самоуправления о возмещении затрат на демонтаж самовольно установленной рекламной конструкции.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" установлены ограничения на проведение плановых проверок и проверочные мероприятия на предмет соответствия информационных конструкций правилам благоустройства.
Доводы апеллянта о том, что судом не учтено, что положения указанных нормативных актов распространяют свое действие на контрольные (надзорные) мероприятия, порядок организации и осуществления которых регулируется Законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ, не принимаются судом, поскольку в соответствии с переходными положениями, установленными статьей 98 Закона N 248, до утверждения положений о видах контроля, но не позднее 01.01.2022 применяется Закон N 294-ФЗ и принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты.
На основании изложенного, суд пришел к верному выводу о том, что администрацией не соблюден установленный законом порядок, администрация осуществила проверочные мероприятия, которые в тот момент были запрещены, не составила акт проверки, не выдала предписание, которое могло быть обжаловано предпринимателем.
Фактически, обращением в суд с требованием о демонтаже информационной конструкции, администрация допустила обход предусмотренной Законом N 294-ФЗ административной процедуры, а также установленных Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 ограничений, что является недопустимым.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.
Возражениями заявителя, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Учитывая, что все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, судом установлены и подтверждены представленными в материалы дела доказательствами, оснований для иных выводов по существу спора у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судом при принятии обжалуемого судебного акта, являющихся безусловным основанием для его отмены, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.03.2024 по делу N А32-36602/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Нарышкина |
Судьи |
Д.В. Емельянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-36602/2022
Истец: Администрация Западного внутригородского округа г. Краснодара
Ответчик: Кудряшов А Г, Хроменок О Н
Третье лицо: Долога Н Д, ООО "Комфорт Тепло"