г. Самара |
|
28 мая 2024 г. |
Дело N А55-8803/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 мая 2024 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лихоманенко О.А.,
судей Драгоценновой И.С., Бажана П.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Алиевой Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Тамбовской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 19 марта 2024 года по делу N А55-8803/2023 (судья Агеенко С.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Микрокредитная компания "На личное+", г. Самара
к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Тамбовской области, г. Тамбов
с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора:
- Дудоладовой Ирины Юрьевны, г. Тамбов
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 03.03.2023 по ч. 1 ст. 14.57 КоАП РФ,
с участием в судебном заседании:
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Микрокредитная компания "На личное+" (далее - ООО МКК "На личное+", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с жалобой на постановление Управления Федеральной службы судебных приставов по Тамбовской области (далее - УФССП России по Тамбовской области, административный орган) по делу об административном правонарушении от 03.03.2023 по делу N 11/23/68000-АП, в соответствии с которым ООО МКК "На личное+" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Дудоладова Ирина Юрьевна.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19.03.2024 по делу N А55-8803/2023 заявленные требования удовлетворены.
Постановление УФССП России по Тамбовской области по делу об административном правонарушении N 11/23/68000-АП от 03.03.2023 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.57 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 50000 руб. признано незаконным и отменено.
УФССП России по Тамбовской области в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Полагает, что обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
В апелляционной жалобе УФССП России по Тамбовской области указывает на правомерность выводов административного органа о том, что использование обществом рассылки смс-сообщений с использованием альфанумерического имени не позволяет потерпевшему установить контакт с отправителем, так как данный номер не обеспечивает контакт, а является только индивидуальным символьным обозначением отправителя, не похожим на фирменное наименование заявителя и фактический номер телефона, с которого направлялись CMC-текстовые сообщения скрыт.
Административный орган также ссылается на Постановление Правительства Российской Федерации от 09.12.2014 N 1342 "О порядке оказания услуг телефонной связи", в соответствии с которым, понятие "телефонный (абонентский) номер" определяется как последовательность десятичных цифр, соответствующая требованиям, установленным в российской системе и плане нумерации или в международном плане нумерации электросвязи общего пользования, содержащая информацию, необходимую для совершения вызова в телефонной связи.
Такое определение телефонного номера, по мнению апеллянта, исключает возможность использования альфанумерических имён, в том числе в случае, если в тексте направляемых в адрес должника смс-сообщений содержится телефонный номер кредитора.
Подробно позиция административного органа изложена в апелляционной жалобе.
Определением суда от 24.04.2024 указанная апелляционная жалоба принята к производству суда и назначена к рассмотрению в судебном заседании на 23.05.2024 с извещением лиц, участвующих в деле.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст.121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Общество апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в представленном отзыве.
Дудоладова И.Ю. отзыв не представила.
На основании статей 156 и 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве на неё, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, по итогам проведения административного расследования по жалобе Дудоладовой И.Ю., административным органом установлено, что общество нарушило требования ч. 9 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - Федеральный закон N 230-ФЗ).
Выявленное нарушение послужило основанием для составления в отношении общества 16.02.2023 уполномоченным должностным лицом административного органа протокола об административном правонарушении по ч.1 ст.14.57 КоАП РФ.
Постановлением УФССП России по Тамбовской области по делу об административном правонарушении N 11/23/68000-АП от 03.03.2023 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.14.57 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50000 руб.
Не согласившись с постановлением о привлечении к административной ответственности, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В части 1 статьи 14.57 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за совершение кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах, действий, направленных на возврат просроченной задолженности и нарушающих законодательство Российской Федерации о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности, за исключением случаев, когда такие действия совершены юридическим лицом, включенным в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере потребительского кредита (займа).
Объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.57 КоАП РФ, образуют действия, направленные на возврат просроченной задолженности, которые нарушают законодательство Российской Федерации о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности.
Субъектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.57 КоАП РФ, является кредитор или лицо, действующие от его имени и (или) в его интересах.
Правовые основы деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц (совершения действий, направленных на возврат просроченной задолженности физических лиц), возникшей из денежных обязательств, установлены в Федеральном законе N 230-ФЗ, принятом в целях защиты прав и законных интересов физических лиц.
При осуществлении действий, направленных на возврат просроченной задолженности, кредитор или лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, обязаны действовать добросовестно и разумно (часть 1 статьи 6 Федерального закона N 230-ФЗ).
В статье 6 Федерального закона N 230-ФЗ закреплены общие требования к осуществлению действий, направленных на возврат просроченной задолженности.
Статьей 7 Федерального закона N 230-ФЗ предусмотрены условия осуществления отдельных способов взаимодействия с должником.
В соответствии ч. 9 ст. 7 Федерального закона N 230-ФЗ кредитор или лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, для осуществления непосредственного взаимодействия с должником посредством телефонных переговоров разрешается использовать только абонентские номера, выделенные на основании заключенного между кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах, и оператором связи договора об оказании услуг телефонной связи. При этом запрещается скрывать информацию о номере контактного телефона, с которого осуществляется звонок или направляется сообщение должнику, либо об адресе электронной почты, с которой направляется сообщение, либо об отправителе электронного сообщения.
Как следует из материалов дела, установлено судом первой инстанции и сторонами не оспаривается, основанием взаимодействия ООО МКК "На личное+" с Дудоладовой И.Ю. является договор потребительского займа N 0526-148159 от 26.05.2022.
В ходе административного расследования УФССП России по Тамбовской области установлено, что с целью взыскания просроченной задолженности обществом осуществлено взаимодействие посредством направления CMC-текстовых сообщений с телефонного номера с буквенным идентификатором "FINFIVE.ru" и "nal_plus" на абонентский номер телефона +7910_..35, принадлежащий Дудоладовой И.Ю. и указанный в заявке на получение займа:
- 22.07.2022 в 10 час. 11 мин. CMC-текстовое сообщение с телефонного номера с буквенным идентификатором "FINFIVE.ru": "Срочно погасите просроченную задолженность! Вся информация в личном кабинете: finfive.ru/pay/j5uo6x ООО МКК "На личное +" 88003331360";
- 27.07.2022 в 10 час. 31 мин. CMC-текстовое сообщение с телефонного номера с буквенным идентификатором "nal_plus": "Уважаемый клиент, вы не оплатили задолженность в досудебном порядке. Срочно свяжитесь с нами. ООО МКК "На личное +" 88003331360";
- 29.07.2022 в 10 час. 31 мин. CMC-текстовое сообщение с телефонного номера с буквенным идентификатором "nal_plus": "Уважаемый клиент, вы не оплатили задолженность в досудебном порядке. Срочно свяжитесь с нами. ООО МКК "На личное +" 88003331360".
По мнению административного органа, обществом были нарушены требования ч. 9 ст. 7 Федерального закона N 230-ФЗ, что и отражено в оспариваемом постановлении.
Как полагает административный орган, взаимодействие, направленное на возврат просроченной задолженности, осуществленное обществом с использованием скрытого альфанумерического номера "FINFIVE.ru" и "nal_plus", не дает возможности заявителю установить контакт с отправителем. То обстоятельство, что непосредственно в тексте смс-сообщений указан номер телефона ООО МКК "На личное +", не исключает необходимости соблюдения требований Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ, в части запрета сокрытия информации о номере контактного телефона, с которого направляется сообщение должнику. Сокрытие информации о номере телефона, с которого направлялись текстовые сообщения, не позволяет потребителю (должнику) установить номер, с которого осуществляется взаимодействие. Данная позиция подтверждается Определением Верховного суда Российской Федерации от 16.08.2019 N 309-ЭС19-12761.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого постановления, суд первой инстанции позицию административного органа о нарушение обществом вышеуказанных требований Федерального закона N 230-ФЗ опроверг ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Как следует из материалов дела, между ООО "Инновационные технологии" (оператор) и обществом заключен договор о предоставлении услуг связи N ИН-020/20 от 24.08.2020 в целях предоставления доступа к программному обеспечению (сервису) для осуществления рассылки сообщений.
В соответствии с договором с оператором, рассылка сообщений осуществляется путем отправки электронных сообщений с применением протоколов информационного обмена (SMPP / HTTPS) по информационно-телекоммуникационной сети. Обществу были присвоены имена отправителя - nal_plus и "FINFIVE.ru" (Альфанумерическое имя), которые зарегистрированы у оператора. Указанные имена использовалось для рассылки сообщений через сервис на законном основании.
Согласно условиям договора исполнитель предоставляет за плату заказчику следующие услуги:
2.1.1 Доступ к сервису через личный кабинет для самостоятельного осуществления заказчиком отправок созданных, сформированных и изготовленных заказчиком SMS, Viber, голосовых и информационных сообщений на мобильные терминалы абонентов через операторов, а также Email-сообщений по базе адресов электронных почт заказчика в течение определенного периода в определенном объеме в соответствии с действующими тарифами исполнителя и условиями предоставления услуг (Приложение N 1 к Договору). заказчик самостоятельно определяет содержание сообщений, формирует их текст и определяет список абонентов/адресатов и их абонентских телефонных номеров/адресов электронной почты. исполнитель не редактирует и не составляет сообщения, не предоставляет телефонные номера абонентов и/или адреса электронной почты адресатов.
2.1.2 Услуги по осуществлению информационно-технического обслуживания: обработке трафика и разделению его по Операторам, установление принадлежности абонентского номера к конкретному Оператору, технической и консультационной поддержке заказчика (далее - услуги).
Из предмета договора следует, что предоставление услуг телефонной связи, предоставление телефонного номера, в частности, в указанный предмет не входит.
В силу положений части 1 статьи 4 Федерального закона N 230-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения) при совершении действий, направленных на возврат просроченной задолженности, кредитор или лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, вправе взаимодействовать с должником, используя:
1) личные встречи, телефонные переговоры (непосредственное взаимодействие);
2) телеграфные сообщения, текстовые, голосовые и иные сообщения, передаваемые по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи;
3) почтовые отправления по месту жительства или месту пребывания должника.
Из указанной нормы следует, что отправка сообщений должникам может производиться не только путем отправки с использованием телефонных номеров по сетям радиотелефонной связи, но и путем отправки электронных сообщений с применением соответствующих протоколов информационного обмена и технологических платформ, предназначенных для такого обмена.
В данном случае общество, взаимодействуя с должником, воспользовалось своим правом на отправку электронных телематических сообщений, заключив договор с оператором.
Как следует из положений п.10 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" электронное сообщение это информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2607 "Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи" к телематическими услугам связи относится прием и передача телематических электронных сообщений.
Телематическое электронное сообщение - одно или несколько сообщений электросвязи, содержащих информацию, структурированную в соответствии с протоколом обмена, поддерживаемым взаимодействующими информационной системой и абонентским терминалом.
Договором с оператором реализован указанный механизм отправки сообщений.
Имя отправителя, присвоенное обществу, является достаточным и единственным элементом в целях осуществления рассылки сообщений должникам.
Положения п. 22.1 ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее по тексту - Закон N 126-ФЗ) закрепляет понятие рассылки по сети подвижной радиотелефонной связи, под которой понимается автоматическая передача абонентам коротких текстовых сообщений (сообщений, состоящих из букв и (или) символов, набранных в определенной последовательности) по сети подвижной радиотелефонной связи или передача абонентам коротких текстовых сообщений с использованием нумерации, не соответствующей российской системе и плану нумерации.
Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 09.12.2014 N 1342 "О порядке оказания услуг телефонной связи" (вместе с "Правилами оказания услуг телефонной связи") (далее - Правила N 1342), соединение по сети подвижной связи - телефонное соединение между абонентской станцией (абонентским устройством), подключенной к сети подвижной связи, и пользовательским (оконечным) оборудованием, подключенным к сети местной телефонной связи, или абонентской станцией (абонентским устройством), подключенной к сети подвижной связи.
Постановлением Правительства РФ от 09.12.2014 N 1342 "О порядке оказания услуг телефонной связи" утверждены Правила оказания услуг телефонной связи.
Указанные Правила регулируют отношения между абонентом и (или) пользователем услуг телефонной связи и оператором связи при оказании услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи в сети связи общего пользования, а также при оказании услуг подвижной радиосвязи, услуг подвижной радиотелефонной связи и услуг подвижной спутниковой радиосвязи (далее - подвижная связь) в сети связи общего пользования (далее - услуги телефонной связи). Телефонное соединение представляет собой установленное в результате вызова взаимодействие между средствами связи, позволяющее абоненту и (или) пользователю услуг телефонной связи передавать и (или) принимать голосовую и (или) не голосовую информацию.
Таким образом, под телефонной связью следует понимать установление телефонных соединений между средствами связи: абонентской станцией (абонентским устройством) и пользовательским (оконечным) оборудованием.
Согласно статье 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" электронное сообщение - информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сеть; информационно телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Приведенные положения действующего законодательства свидетельствуют о том. что отправка телематических электронных сообщений технологически производится без использования телефонного номера, а также выделенного телефонного аппарата/абонентской станции как средств связи. Такая отправка производится через информационную систему.
Действующее законодательство не ограничивает право общества, на отправку сообщений с использованием имени отправителя.
Кроме того, в законодательстве не содержится запрета на отправление телематических сообщений с использованием протокола обмена SMPP.
В соответствии с ч. 6 ст. 7 Федерального закона N 230-ФЗ отправка телеграфных сообщений, текстовых, голосовых и иных сообщений передаваемых по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи, в целях возврата просроченной задолженности, допустима и должна сопровождаться сообщением должнику следующей информации: фамилия, имя и отчество (при наличии) либо наименование кредитора, а также лица, действующего от его имени и (или) в его интересах; сведения о наличии просроченной задолженности, в том числе могут указываться ее размер и структура; номер контактного телефона кредитора, а также лица, действующего от его имени и (или) в его интересах.
Как верно указал суд первой инстанции, направленные должнику телематические сообщения содержали в себе все обязательные сведения, подлежащие сообщению должнику в соответствии со ст. 7 Федерального закона N 230-ФЗ.
В оспариваемом постановлении указано, что телефонный номер, с которого осуществлялось направление смс-сообщений обществом в рамках взыскания просроченной задолженности с должника был скрыт.
При этом, каким образом происходит сокрытие телефонного номера, с учетом текста направленного должнику сообщения, содержащего информацию об актуальном телефонном номере общества, административным органом не указало.
Оценка технической возможности такого сокрытия в условиях используемого обществом вида связи и вида направленного сообщения Управлением ни дано.
Установленный ч. 9 ст. 7 Федерального закона N 230-ФЗ запрет скрывать информацию о номере контактного телефона, с которого осуществляется звонок или направляется сообщение должнику, либо об адресе электронной почты, с которой направляется сообщение, либо отправителе электронного сообщения, установлен с целью:
- обеспечить информационную открытость в деятельности по возврату просроченной задолженности и надлежащую информированность должника о том, кто предъявляет к нему соответствующие требования;
-создать условия для осуществления соответствующего государственного надзора (контроля).
Из вышесказанного следует, что требование отправлять смс-сообщения с возможностью идентифицировать отправителя направлено на недопущение анонимного воздействия на должника и создание условий по осуществлению государственного контроля (надзора) за деятельностью отправителя.
При использовании буквенного имени отправителя, указанные цели достигаются.
Таким образом, в оспариваемом постановлении сделан неверный вывод о том, что обществом произведено сокрытие телефонного номера, с которого осуществлялась отправка сообщений должнику.
Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 01.03.2024 по делу N А55-28653/2022.
При этом из Приказа Мининформсвязи России от 08.04.2008 N 38 "Об утверждении Правил применения аппаратуры повременного учета продолжительности соединения" (зарегистрировано в Минюсте России 23.04.2008 N 11583) следует, что Правила применения аппаратуры повременного учета продолжительности соединения устанавливают обязательные требования к параметрам и функциям аппаратуры повременного учета продолжительности соединения (далее - АПУС), предназначенной для использования в составе автоматических телефонных станций (далее - АТС) для учета продолжительности телефонных соединений.
Указанные Правила также устанавливают требования к функциям аппаратуры повременного учета соединения, относящимся к защите от подмены информации автоматического определения номера (АОН), а именно:
1. АПУС с функцией защиты от подмены информации АОН обеспечивает:
прием информации, передаваемой оборудованием АОН;
сравнение полученной информации с информацией, которая должна быть в случае получения неискаженной информации АОН (далее - эталонная информация);
отбой соединения в случае отличия полученной информации от эталонной информации.
2. АПУС формирует и хранит в течение не менее 6 месяцев массив данных с перечнем номеров телефонов, для которых были зарегистрированы попытки подмены информации АОН (далее - массив подмены номеров).
3. В АПУС обеспечена возможность просмотра массива подмены номеров в течение всего срока его хранения.
4. В АПУС обеспечена возможность передачи во внешние автоматизированные системы расчетов массива подмены номеров без приостановки функционирования АПУС.
Исходя из указанных правовых норм следует, что фактически под сокрытием телефонного номера следует понимать попытку подмены информации о звонящем или подмену информации автоматического определения номера.
Ввиду того, что подмена телефонных номеров является запрещенным видом деятельности, операторы связи не применяют подмену номеров и сокрытие информации о лице, инициирующем отправку сообщения и (или) звонок. Так, согласно части 8 статьи 46 Закона N 126-ФЗ оператор подвижной радиотелефонной связи, обеспечивающий передачу короткого текстового сообщения абонента, инициирующего отправление такого сообщения, при передаче такого сообщения обязан передавать в неизменном виде абонентский номер, выделенный данному абоненту на основании договора об оказании услуг связи.
В данном случае обществу был выделен номер абонента в виде буквенного имени отправителя, который передавался при отправке сообщений от имени общества в неизменном виде и на законной основе.
Вместе с тем административным органом при решении вопроса о привлечении общества к административной ответственности не запрашивалась информация у операторов связи отправляющей и принимающей сообщения стороны относительно того, была ли у общества техническая возможность произвести подмену телефонного номера с целью его последующего сокрытия от получателя сообщения и предпринимались ли подобные попытки.
При этом совокупность установленных по делу обстоятельств свидетельствует о законном поведении общества при взаимодействии с должником путем отправки телематических сообщений. Факт сокрытия номера нельзя считать доказанным, установленным.
Как следует из текстовой части сообщений, информация об отправителе сообщений, сведения о контактных номерах телефонов общества, а также иные сведения об обществе, включая наименование, позволяли должнику произвести полную идентификацию общества без обращения к дополнительным источникам информации. Контактный телефонный номер, указанный в тексте сообщения, направленного должнику, позволял должнику связаться с кредитором по вопросу урегулирования задолженности.
Как ранее было отмечено, направленные обществом в адрес должника сообщения полностью соответствует требованиям, предъявляемых пунктом 6 статьи 7 Федерального закона N 230-ФЗ, а именно: содержат информацию о лице действующим в интересах кредитора и о самом кредиторе, содержат сведения о наличии просроченной задолженности, содержит номер контактного телефона кредитора, а также лица, действующего от его имени и (или) в его интересах.
Указанное соответствует позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 14.02.2024 N 306-ЭС23-21945.
При таких обстоятельствах у административного органа не имелось фактических и правовых оснований для вывода об отсутствии возможности идентификации отправителя сообщения и соответственно признания общества, нарушившим положения п. 9 ст. 7 Федерального закона N 230-ФЗ.
В силу части 4 статьи 210 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушения.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события и состава административного правонарушения.
Следует отметить, что административный орган, на который законодательно возложено бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, должен располагать неопровержимыми доказательствами совершения хозяйствующим субъектом правонарушения и наличия в его деянии факта нарушения обязательных требований; собранные в ходе производства по делу об административном правонарушении и представленные суду доказательства должны бесспорно и объективно подтверждать наличие события правонарушения. При отсутствии таких доказательств, в случае имеющихся противоречий относительно наличия факта нарушения и при отсутствии у административного органа данных, исключающих такие противоречия, событие правонарушения нельзя признать доказанным.
В соответствии с пунктом 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ" при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
Административным органом наличие законных оснований для привлечения общества к административной ответственности не доказано.
В силу ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с п.5 ст.29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы: имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу.
Исходя из п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения, в том числе вины как субъективной стороны административного правонарушения.
Оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.14.57 КоАП РФ, что в силу п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что оспариваемое обществом постановление по делу об административном правонарушении N 11/23/68000-АП от 03.03.2023 не является законным.
Повторно проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу, направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
Суждение административного органа о необходимости использования альфанумерического номера только зарегистрированным на юридическое лицо товарным знаком, сведения о котором содержатся в Реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации, правомерно признано судом первой инстанции необоснованным.
Приведенная УФССП России по Тамбовской области ссылка на судебную практику отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку обстоятельства, установленные иными судебными актами, не имеют преюдициального значения для рассмотрения настоящего спора. Судебные акты по каждому делу принимаются с учетом конкретных обстоятельств, а также доводов и доказательств, представленных сторонами.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Следовательно, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным. Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, и правильно оценил их.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 19 марта 2024 года по делу N А55-8803/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
О.А. Лихоманенко |
Судьи |
И.С Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-8803/2023
Истец: ООО МКК "На личное+"
Ответчик: УФССП России по Тамбовской области
Третье лицо: Дудоладова Ирина Юрьевна, Дудоладову Ирину Юрьевну