г. Чита |
|
30 мая 2024 г. |
Дело N А78-3390/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 мая 2024 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Н. А. Корзовой, судей Н. И. Кайдаш, Н. В. Жегаловой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А. Н. Норбоевым,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу жалобы ФНС России на определение Арбитражного суда Забайкальского края от 11 марта 2024 года по делу N А78-3390/2023,
по заявлению Федеральной налоговой службы о включении задолженности в размере 3 382 792,26 рублей в реестр требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью "Коммунальщик",
в деле по заявлению Федеральной налоговой службы о признании несостоятельным (банкротом) общества с ограниченной ответственностью "Коммунальщик" (ОГРН 1107527000030, ИНН 7527008590, 673370, Забайкальский край, Шилкинский район, г. Шилка, ул. Бородина).
В состав суда, рассматривающего настоящее дело, входили: председательствующий судья Н. А. Корзова, судьи Н. В. Жегалова, А. В. Гречаниченко.
Определением председателя третьего состава Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2024 произведена замена судьи А. В. Гречаниченко на судью Н. И. Кайдаш.
В судебное заседание 29.05.2024 в Четвертый арбитражный апелляционный суд лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Кроме того, они извещались о судебных заседаниях по данному делу судом первой инстанции, соответственно, были осведомлены о начавшемся процессе.
Руководствуясь частью 3 статьи 156, статьей 123, частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Судом установлены следующие обстоятельства.
В отношении общества с ограниченной ответственностью "Коммунальщик" (далее - ООО "Коммунальщик", должник) на основании заявления ФНС России, принятого определением Арбитражного суда Забайкальского края от 12.05.2023, возбуждено производство по делу N А78-3390/2023 о несостоятельности (банкротстве).
Решением суда от 02.02.2024 (резолютивная часть объявлена 25.01.2024) ООО "Коммунальщик" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство по упрощенной процедуре отсутствующего должника, утвержден конкурсный управляющий Румянцев Павел Евгеньевич.
Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России, уполномоченный орган) 02.02.2024 обратилась в арбитражный суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью "Коммунальщик 3 382 792,26 руб. задолженности по налогам, страховым взносам, пени и штрафам.
Определением Арбитражного суда Забайкальского края от 11.03.2024 требование признано обоснованным и включено в реестр требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью "Коммунальщик" в размере 3 382 792,26 руб., в том числе:
во вторую очередь - 1 722 443,48 руб., из которых: 668 432,30 руб. - налог на доходы физических лиц (н/а), 1 054 011,18 руб. - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС);
в третью очередь - 1 660 348,78 руб., из которых: 432 332,53 руб. - недоимка по налогам, страховым взносам на обязательное медицинское страхование (ОМС), в Фонд социального страхования (материнство), государственная пошлина, 1 183 827,24 руб. - пени, 44 189,01 руб. - штрафы
Не согласившись с определением суда первой инстанции, ФНС России обжаловала его в апелляционном порядке. Заявитель в апелляционной жалобе выражает несогласие с определением суда первой инстанции, указывая, что страховые взносы в совокупном фиксированном размере с 01.01.2023 уплачиваются единым платежом на Единый налоговый счет.
Особая правовая природа и предназначение страховых взносов, начисленных после 01.01.2023, не изменились, что согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в пункте 8 Обзора Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2016, в ответе на вопрос N 2 раздела "Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике" Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 12.07.2017.
С учетом того, что с 01.01.2023 страховые взносы начисляются в совокупном фиксированном размере и составляют совокупную обязанность, соответственно, при поступлении денежных средств от должника, они будут учитываться в счет исполнения совокупной обязанности по уплате налога в соответствии с порядком, установленным ст. 45 НК РФ. Только после определения принадлежности сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа налоговым органом, сумма поступивших страховых взносов будет распределена казначейством по нормативу в доход бюджетных фондов.
Таким образом, по мнению уполномоченного органа, погасить часть страховых взносов одной очереди будет невозможно, т.к. эта сумма будет распределена в оба фонда.
С учетом указанных обстоятельств, ФНС России просит определение отменить в части включения платежей в третью очередь реестра требований кредиторов ООО "Коммунальщик", включить в реестр требований кредиторов должника второй очереди страховые взносы в размере 8 611,10 рублей.
Лицами, участвующими в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
Поскольку определение суда обжаловано в части, принимая во внимание отсутствие соответствующих возражений лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции в порядке части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и с учетом разъяснений, приведенных в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", пересматривает определение в обжалуемой части.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Сообщение об открытии конкурсного производства в отношении должника опубликовано в средстве массовой информации "Коммерсантъ" N 20 от 03.02.2024, заявление ФНС России поступило в суд 02.02.2024, то есть в установленный пунктом 1 статьи 142 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ (далее - Закона о банкротстве) срок.
Для включения в реестр требований кредиторов должника предъявлена задолженность в общем размере 3 382 792,26 руб., из которой:
а) 2 154 776,01 руб. недоимка, в том числе:
- 668 432,30 руб. по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) по обязательствам налогового агента за 2021 год, 1 квартал, полугодие и 9 месяцев 2022 года, 2022 год, 1 квартал 2023 года;
- 55 357,78 руб. по УСН за 2021 год;
- 1 019 333,49 руб. по страховым взносам на ОПС по страховой части за 1 квартал, полугодие и 9 месяцев 2022 года, 2022 год;
- 236 300,05 руб. по страховым взносам на ОМС за 1 квартал, полугодие и 9 месяцев 2022 года, 2022 год;
- 122 063,60 руб. по страховым взносам в ФСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 1 квартал, полугодие и 9 месяцев 2022 года, 2022 год;
- 43 288,79 руб. по страховым взносам в составе единого налогового платежа за 1 квартал 2023 года;
- 10 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дел Арбитражным судом Забайкальского края;
б) 1 183 827,24 руб. пени, в том числе:
- 287 960,72 руб. по НДФЛ (н/а) за период с 19.08.2019 по 24.01.2024;
- 29 382,20 руб. по УСН за период с 13.05.2020 по 24.01.2024;
- 679 663,28 руб. по страховым взносам на ОПС на страховую часть за период с 16.08.2017 по 24.01.2024;
- 143 228,84 руб. по страховым взносам на ОМС за период с 19.08.2019 по 24.01.2024;
- 38 877,28 руб. по страховым взносам в ФСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 19.08.2019 по 24.01.2024;
- 4714,92 руб. по страховым взносам в составе единого налогового платежа за период с 01.03.2023 по 24.01.2024;
в) 44 189,01 руб. штрафы, в том числе:
- 43 815,78 руб. - по ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) в установленный срок сумм удержанного налоговым агентом НДФЛ за полугодие 2021 года, 2021 год, 1 квартал, полугодие, 9 месяцев 2022 года, 2022 год, 1 квартал 2023 года;
- 373,23 руб. - по п. 1 ст. 119 НК РФ за непредставление в установленный срок налоговой декларации по УСН за 2022 год.
Требование об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование подлежит удовлетворению в режиме, установленном для удовлетворения требований о выплате заработной платы.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за счет которых финансируются страховая и накопительная части трудовой пенсии, определяются Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" как обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений (статья 3 названного Закона).
Такие платежи являются обязательной составной частью расходов по найму рабочей силы и материальной гарантией предоставления застрахованным лицам надлежащего страхового обеспечения в целях компенсации заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности.
Принимая во внимание особую правовую природу и предназначение страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, специальные правила исчисления накопительной пенсии (Федеральный закон от 28.12.2013 N 424-ФЗ "О накопительной пенсии"), недопустимость существенных диспропорций между платежами, которые вносятся работодателями на этот вид обязательного социального страхования, и предоставляемым гражданам страховым обеспечением, судам следует исходить из того, что при осуществлении процедур банкротства не являющиеся текущими требования в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование подлежат исполнению в режиме, установленном для удовлетворения требований о выплате заработной платы.
В связи с этим требования об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не являющиеся текущими, в соответствии с абзацем третьим пункта 4 статьи 134 Закона о банкротстве относятся ко второй очереди удовлетворения; они не предоставляют право голоса на собрании кредиторов в соответствии с пунктом 3 статьи 12 этого Закона.
Суд первой инстанции указал, что в данном случае предъявленные суммы задолженности не являются текущими платежами, а относятся к реестровым, поскольку недоимка по предъявленным налогам и страховым взносам сформирована по итогам периодов, окончившихся к моменту принятия заявления о признании должника банкротом и о возбуждении дела о его несостоятельности, пени следуют судьбе основных долгов, возникших за периоды до принятия заявления о признании должника банкротом, и их начисление ограничено моментом введения процедуры конкурсного производства, а штрафы предъявлены за правонарушения, совершенные должником до возбуждения дела о банкротстве.
При этом заявленная сумма страховых взносов в составе единого налогового платежа за 1 квартал 2023 года в размере 43 288,79 руб. подлежит распределению в очередности удовлетворения требований, исходя из специального режима удовлетворения, установленного для погашения задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Норматив зачисления по страховым взносам в Фонд обязательного медицинского страхования составляет 19,8922%.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявляемые с 01.01.2023 уполномоченным органом к включению в реестр требований кредиторов страховые взносы в составе единого налогового платежа следует определять исходя из приведенных нормативов в части отчисления в Фонд пенсионного и социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования.
Таким образом, из заявленных страховых взносов в совокупном размере 43 28,79 руб. за 1 квартал 2023 года суд первой инстанции признал подлежащими включению в состав второй очереди 34 677,69 руб. - на обязательное пенсионное страхование, в составе третьей очереди - 8 611,10 руб. на обязательное медицинское страхование.
Апелляционный суд не находит оснований для отмены определения суда первой инстанции в обжалуемой части и полагает необходимым отметить следующее.
Статьей 11.3 НК РФ определено, что единым налоговым платежом признаются денежные средства, перечисленные налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом и (или) иным лицом в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, а также денежные средства, взысканные с налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента в соответствии с настоящим Кодексом.
Пунктом 8 статьи 45 НК РФ установлена последовательность принадлежности сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа.
Вместе с тем в силу пункта 11 статьи 45 НК РФ указанные положения не распространяются на исполнение обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов лицами, в отношении которых возбуждено производство по делу о банкротстве в соответствии с Законом о банкротстве. Принадлежность денежных средств в указанном случае определяется в соответствии с Законом о банкротстве.
Согласно пункту 4 статьи 134 Закона о банкротстве требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:
в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также расчеты по иным установленным настоящим Федеральным законом требованиям;
во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и (или) оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами, в том числе кредиторами по нетто-обязательствам.
В связи с внесением изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации Федеральными законами от 14.07.2022 N 239-ФЗ и N 237-ФЗ, с 01.01.2023 установлен единый тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также на обязательное медицинское страхование.
В силу пункта 3 статьи 425 НК РФ, начиная с 2023 года устанавливаются тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование в следующих единых размерах (единый тариф страховых взносов), если иное не предусмотрено настоящей главой:
1) в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов - 30 процентов;
2) свыше установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов - 15,1 процента.
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1.2 статьи 430 НК РФ плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, начиная с 2023 года уплачивают (в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование в совокупном фиксированном размере 45 842 рублей за расчетный период 2023 года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование в совокупном фиксированном размере, установленном подпунктом 1 настоящего пункта, а также страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, не может быть более 257 061 рубля за расчетный период 2023 года.
При этом страховые взносы в совокупном фиксированном размере подлежат учету в составе единого налогового платежа.
Так, если до 01.01.2023 работодатели платили четыре вида страховых взносов: на пенсионное, медицинское, социальное страхование (для выплат пособий по беременности и родам, на случай временной нетрудоспособности), страхование от несчастных случаев на производстве, перечисляя их отдельными платежами по разным тарифам, то с 01.01.2023 взносы на пенсионное, медицинское и социальное страхование подлежат уплате в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации по единому тарифу без разбивки на фонды.
Единый платеж в последующем автоматически направляется Федеральным казначейством на пенсионное, социальное и медицинское страхование.
Вопреки доводам заявителя, установление единых тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование, на обязательное социальное страхование, не является основанием для изменения установленной законом очередности удовлетворения требований, а только оптимизирует процесс внесения всех социальных взносов единым платежом.
Установление для указанных платежей единого кода бюджетной классификации не меняет характера (существа) соответствующих платежей.
Пунктом 1 части 1 статьи 146 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что в доходы бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации подлежат зачислению страховые взносы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, уплачиваемые отдельными категориями плательщиков страховых взносов в совокупном фиксированном размере, в части обязательного пенсионного страхования - по нормативу 80,1078% (Фонд пенсионного и социального страхования РФ).
Норматив зачисления по страховым взносам в Фонд обязательного медицинского страхования составляет 19,8922%.
Предъявляемые после 01.01.2023 уполномоченным органом к включению в реестр требований кредиторов страховые взносы в составе единого налогового платежа следует определять исходя из приведенных нормативов в части отчисления в Фонд пенсионного и социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования.
Таким образом, из заявленных страховых взносов в совокупном размере 43 288,79 руб. за 1 квартал 2023 года в состав второй очереди подлежат включению 34 677,69 руб. - на обязательное пенсионное страхование, в составе третьей очереди - 8 611,10 руб. на обязательное медицинское страхование (43 288,79 х 19,8922 / 100).
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 12.07.2017, в ответе на вопрос 2 раздела "Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике" приведены разъяснения о том, что исходя из особой правовой природы и предназначения страховых взносов на обязательное пенсионное страхование расчеты по соответствующим требованиям в делах о банкротстве осуществляются в порядке, установленном для погашения задолженности по заработной плате, поэтому в соответствии с абзацем третьим пункта 2 и абзацем третьим пункта 4 статьи 134 Закона о банкротстве соответствующая основная задолженность, возникшая после принятия заявления о признании должника банкротом, относится ко второй очереди удовлетворения текущих платежей, а задолженность, не являющаяся текущей, подлежит включению во вторую очередь реестра требований кредиторов должника.
Указанный специальный режим удовлетворения, установленный для погашения задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, не применяется в отношении иных страховых взносов в Российской Федерации (на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности, на обязательное медицинское страхование).
Так, по общему правилу требования об уплате задолженности по другим страховым взносам в Российской Федерации, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, относятся к пятой очереди удовлетворения текущих платежей, а задолженность, не являющаяся текущей, подлежит включению в третью очередь реестра требований кредиторов должника (абзац шестой пункта 2, абзац четвертый пункта 4 статьи 134 Закона о банкротстве).
С учетом изложенного, доводы уполномоченного органа о необходимости уплаты различных страховых взносов в составе второй очереди являются ошибочными, поскольку противоречат положениям статьи 134 Закона о банкротстве, с учетом правовой позиции, указанной в Обзоре судебной практики N 3(2017) от 12.07.2017 Верховного Суда Российской Федерации.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь его отмену, судом апелляционной инстанции не установлено, в связи с чем определение суда первой инстанции в обжалуемой части подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных "Картотека арбитражных дел" по электронному адресу: www.kad.arbitr.ru.
Руководствуясь ст. ст. 258, 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Забайкальского края от 11 марта 2024 года по делу N А78-3390/2023 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение месяца в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Корзова |
Судьи |
Н.В. Жегалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-3390/2023
Должник: ООО КОММУНАЛЬЩИК
Кредитор: АО " Читаэнергосбыт", УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ЗАБАЙКАЛЬСКОМУ КРАЮ
Третье лицо: АССОЦИАЦИЯ "РЕГИОНАЛЬНАЯ САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ", Румянцев Павел Евгеньевич