город Томск |
|
30 мая 2024 г. |
Дело N А27-17625/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 мая 2024 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хайкиной С.Н.,
судей Зайцевой О.О.,
Кривошеиной С.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Толстогузовой Е.В., с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Яшкинского муниципального округа (N 07АП-3183/2024) на решение от 15.03.2024 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-17625/2023 (судья Тышкевич О.П.) по иску Министерства строительства Кузбасса, город Кемерово (ОГРН 1074205023420, ИНН 4205142998) к Администрации Яшкинского муниципального округа, пгт Яшкино, Кемеровская область - Кузбасс (ОГРН 1024202290738, ИНН 4247002294) о взыскании 10 950 000 руб.,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: - Публично-правовая компания "Фонд развития территорий", город Москва (ОГРН 5177746100032, ИНН 7704446429); - индивидуальный предприниматель Алехина Галина Евгеньевна (г. Кемерово ОГРНИП 317420500023610, ИНН 420212174690).
В судебном заседании приняли участие:
от истца: Фабричная Н.В. - доверенность от 18.12.23
от ответчика: без участия, извещен
от третьего лица: без участия, извещен
УСТАНОВИЛ:
Министерство строительства Кузбасса (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к Администрации Яшкинского муниципального округа, пгт Яшкино (далее - Администрация, ответчик) о взыскании 10 950 000 руб. в счет возмещения финансовой поддержки, полученной по договору от 29.04.2019 N 54/2019/03 о предоставлении и использовании финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средств областного бюджета на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Публично-правовая компания "Фонд развития территорий" (правопреемник Государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства), а также индивидуальный предприниматель Алехина Галина Евгеньевна (фамилия Грачевой Г.Е. в настоящее время).
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 15.03.2024 исковые требования удовлетворены, с Администрации в пользу Министерства взыскано 10 950 000 руб. в счет возврата средств финансовой поддержки.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, прекратить производство по делу.
В обоснование апелляционной жалобы её податель указывает, что мера ответственности в виде возврата полученной финансовой поддержки на переселение граждан не предусмотрена бюджетным законодательством или Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ; решение о возврате средств финансовой поддержки Правлением Фонда не принималось; заявленные истцом требования носят регрессный характер.
В порядке статьи 262 АПК РФ к материалам дела приобщен отзыв Министерства на апелляционную жалобу.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ рассмотреть дело при имеющейся явке.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает решение суда не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, в соответствии с постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 29.03.2019 N 199 "Об утверждении региональной адресной программы "Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017 в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции" на 2019 - 2024 годы (далее - Программа) между Министерством и администрацией заключен Договор от 29.04.2019 N54/2019/03 о предоставлении и использовании финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средств областного бюджета на переселение граждан из аварийного жилищного фонда (далее - Договор) (в редакции соглашения от 03.07.2020 N 4/54 о внесении изменений в Договор).
Пунктом 1.1 Договора предусмотрено обязательное взаимодействие Сторон по предоставлению и использованию финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилого фонда в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
На основании п. 1.2 Договора и п. 1.2 дополнительного соглашения от 16.12.2019 N 2 в редакции от 30.03.2023 N2/6/2020 предусмотрена финансовая поддержка Яшкинскому муниципальному округу в сумме 23 268 327,52 рублей (за счет средств Фонда - 22 581 900,46 рублей, за счет областного бюджета - 696 253,38 рублей) с целью реализации этапа 2020 - 2021 года Программы.
Согласно приложению N 4 к Программе "Планируемые показатели выполнения Программы" по этапу 2020 года для Яшкинского муниципального округа (подстрока 26 строки "Всего по этапу 2020 года") предусмотрены показатели выполнения программы: "Расселяемая площадь" - 649,44 кв. м. "Количество переселяемых жителей" - 34 человека.
Министерством перечислена Яшкинскому муниципальному округу финансовая поддержка на реализацию этапа 2020-2021 года Программы в сумме 23 268 327,52 рублей.
Срок исполнения обязательств по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в рамках этапа 2020-2021 года Программы должен быть реализован не позднее 31.12.2021.
Министерством установлено, что согласно сведениям из представленного Яшкинским муниципальным округом годового отчета на 01.01.2023 фактически не были переселены 6 жилых помещений по этапу 2020-2021 года Программы, находящиеся в пгт. Яшкино по ул. Суворова, д. 18, кв. 7; п.ст. Хопкино, ул.Лесная 11-3, п.ст. Хопкино, ул. Лесная 11-4, п.ст. Хопкино, ул. Лесная 11-5; п.ст.Хопкино, ул. Лесная 11-8; ст. Тутальская, ул. М. Ракеевич, 31-2.
Министерством строительства Кузбасса Главе Яшкинского муниципального округа направлены письма от 24.03.2023 N МС-03/1401, от 31.05.2023 N МС-03/2571 о возврате полученной на реализацию Программы финансовой поддержки с указанием подлежащих возврату сумм в связи с нереализацией Яшкинским муниципальным округом в установленный срок этапа 2020-2021 года Программы.
В дальнейшем Министерством в адрес Администрации направлена претензия от 29.06.2023 N МС-05/3089 с требованием возврата полученной финансовой поддержки, отказ в добровольном удовлетворении которой послужил основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с соответствующим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из наличия правовых оснований для возврата Администрацией выделенных средств финансовой поддержки.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы арбитражного суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
Правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, установлены Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон о Фонде, Федеральный закон N 185-ФЗ).
Частью 1 статьи 23.1 Федерального закона N 185-ФЗ перечислены случаи, при которых финансовая поддержка, предоставленная за счет средств Фонда, подлежит возврату в Фонд субъектом Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 23.1 Федерального закона N 185-ФЗ принятие решений о возврате средств Фонда по основаниям, не предусмотренным частью 1 настоящей статьи, частью 5 статьи 19 настоящего Федерального закона, не допускается.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона N 185-ФЗ (ред. от 14.03.2022) Этапы региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (за исключением этапа 2024 года) должны быть реализованы не позднее чем 31 декабря года, следующего за годом, в котором осуществляется соответствующее этому этапу увеличение лимита предоставления финансовой поддержки субъекту Российской Федерации, а в случае, если такое увеличение не осуществляется, - не позднее чем 31 декабря года, следующего за годом принятия Фондом решения о предоставлении финансовой поддержки на реализацию соответствующего этапа.
Как следует из материалов дела и не оспаривается ответчиком, Министерством перечислена финансовая поддержка на реализацию этапа 2020-2021 года Программы в сумме 23 268 327,52 руб.
Между тем, Администрацией не исполнено обязательство по переселению граждан из 6 жилых помещений аварийного жилого фонда в срок до 31.12.2021, что также ответчиком не оспаривается.
Таким образом, Администрацией не достигнуты установленные целевые показатели этапа 2020-2021 года Программы и нарушены сроки ее реализации.
Как установлено пунктом 6.2. Договор от 29.04.2019 N 54/2019/03 в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения муниципальным образованием обязательств по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, недостижения в установленный срок показателя "Общая площадь, подлежащая расселению", установленного в соответствии с Программой, муниципальное образование обязуется возвратить полученную финансовую поддержку на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в сумме, исчисленной из расчета 5 000 (пять тысяч) рублей за каждый день такой просрочки за каждое жилое помещение, переселение гражданина из которого просрочено.
С учётом установленных обстоятельств, апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции об обоснованности исковых требований.
Доводы ответчика о том, что мера ответственности в виде возврата полученной финансовой поддержки на переселение граждан не предусмотрена бюджетным законодательством или Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ, апелляционным судом признаются несостоятельными.
В настоящем случае договор от 29.04.2019 N 54/2019/03 заключен Министерством с Администрацией на основании Федерального закона N 185-ФЗ, которым предусмотрено предоставление средств Фонда, не являющихся бюджетными средствами. При этом положения статьи 23.1 Федерального закона N 185-ФЗ предусматривают возможность возврата финансовой поддержки, предоставленной за счёт средств Фонда.
На основании абз. 11 п.п. 1 раздела "Обязанности сторон" типовых условий в соглашениях о предоставлении муниципальным образованиям средств на реализацию региональной адресной программы также предусматривается ответственность муниципальных образований за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Довод ответчика, что решение о возврате средств финансовой поддержки Правлением Фонда не принималось апелляционным судом отклоняется, поскольку в данном случае отношения возникли между Министерством и муниципальным образованием по возврату финансовой поддержки муниципальным образованием субъекту РФ.
Таким образом, заявленные истцом требования не носят регрессный характер.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку заявитель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 АПК РФ судебных расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 15.03.2024 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-17625/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации Яшкинского муниципального округа - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
С.Н. Хайкина |
Судьи |
О.О. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-17625/2023
Истец: Министерство строительства Кузбасса
Ответчик: Администрация Яшкинского муниципального округа
Третье лицо: Алехина Г Е, Государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Грачева Галина Евгеньевна, ППК "Фонд развития территорий"