г. Москва |
|
28 мая 2024 г. |
Дело N А41-72717/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2024 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Марченковой Н.В., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Красиковой Д.К.,
при участии в заседании:
от ООО "ААА Траксервис" - Молочкова Н.В. по доверенности от 01.08.2022, диплом о высшем юридическом образовании;
от администрации городского округа Павловский Посад Московской области - представитель не явился, извещена надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ААА Траксервис"
на решение Арбитражного суда Московской области
от 25 декабря 2023 года по делу N А41-72717/23
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ААА Траксервис"
к администрации городского округа Павловский Посад Московской области
об оспаривании предписания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ААА Траксервис" (далее - ООО "ААА Траксервис", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации городского округа Павловский Посад Московской области (далее - заинтересованное лицо, администрация) о признании недействительным предписания от 24.05.2023 N 9/2023 о демонтаже незаконно установленного и эксплуатируемого объекта наружной рекламы.
Решением Арбитражного суда Московской области от 25 декабря 2023 года по делу N А41-72717/23 в удовлетворении заявления отказано (т. 4 л. д. 82-85).
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "ААА Траксервис" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в отсутствие представителя администрации, извещенной надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ООО "ААА Траксервис" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, заявление удовлетворить.
Выслушав объяснения представителя ООО "ААА Траксервис", изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "ААА Траксервис" является официальным уполномоченным дилером ООО "Хендэ Трак энд Бас Рус" на территории Российской Федерации, уполномочено на продажу сервисного товара и сервисного обслуживания на территории дилерского центра, расположенного по адресу: Московская область Павловский Посад, д. Кузнецы, д. 58А.
24 мая 2023 года администрацией городского округа Павловский Посад Московской области проведена визуальная проверка объекта наружной рекламы и информации по адресу: Московская область Павловский Посад, д. Кузнецы, д. 58Д.
Владелец рекламных конструкций: ООО "AAA Траксервис", ИНН: 7733819121, 125476, город Москва, улица Василия Петушкова, д. 3 стр. 1, генеральный директор Желунов Юрий Игоревич.
Законный владелец недвижимого имущества, к которому присоединен ОНРИ: ООО "Шверос", ИНН: 7704117054, 125476, г. Москва, ул. Василия Петушкова, д. 3, пом.1, комната 49/1; ООО "Управляющая компания 36", ИНН: 7733764433, 123373, г. Москва, ул. Василия Петушкова, д. 3.
Результаты проверки зафиксированы в акте N 9/2023, из которого следует, что на территории земельного участка с кадастровым номером 50:17:0011304:66 по адресу: Московская область Павловский Посад, д. Кузнецы, д. 58Д, размещены 2 флаговые композиции (количество элементов РК - 9 конструкций типа флагшток) и 2 рекламные конструкции типа стела, вне места допустимого размещения (не соответствует схеме размещения рекламных конструкций на территории городского округа Павловский Посад Московской области (т. 1 л. д. 16).
24 мая 2023 года администрация выдала обществу предписание N 9/2023 о демонтаже незаконно установленного и эксплуатируемого объекта наружной рекламы в виде 2 флаговые композиции (количество элементов РК - 9 конструкций типа флагшток) и 2 рекламные конструкции типа стела (т. 1 л. д. 15).
Полагая, что указанное предписание является незаконным и нарушает права и законные интересы ООО "ААА Траксервис" в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд не может согласиться с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявления в связи со следующим.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе, Закон N 38-ФЗ) под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона N 38-ФЗ распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
Согласно части 9 статьи 19 Закона N 38-ФЗ установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), вьщаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются.
В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция (часть 10 статьи 19 Закона N 38-ФЗ).
В силу положений части 21 статьи 19 Закона N 38-ФЗ владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания.
Из пункта 4 письма ФАС России от 16.03.2006 N АК/3512 "О разграничении рекламы и иной информации" следует, что вывески, размещенные рядом с каждым входом в здание или на каждом из фасадов здания, расположенного на пересечении нескольких улиц, отвечают целям обозначения места нахождения организации и должны признаваться в качестве обязательной информации.
Данная позиция также подтверждена в письме ФАС России от 27.12.2017 N АК/92163/17 "О разграничении понятий вывеска и реклама". В данном письме указано, что согласно пункту 5 части 2 статьи 2 Федерального закона "О рекламе" данный Закон не распространяется на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.
Указание в месте нахождения предприятия коммерческого обозначения, в том числе несовпадающего с наименованием организации, также предназначено для идентификации предприятия (например, магазина) для потребителей и не является рекламой.
Кроме того, указание в месте нахождения организации профиля ее деятельности (аптека, кондитерская, ресторан) либо ассортимента реализуемых товаров и услуг (хлеб, продукты, мебель, вино, соки), может быть признано обычаем делового оборота, соответственно, на конструкции с такой информацией нормы Федерального закона "О рекламе" не распространяются.
Согласно подпунктам 2 и 5 пункта 2 статьи 2 Закон N 38-ФЗ требование не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательной в соответствии с федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.
Указанные случаи неприменения Закон N 38-ФЗ корреспондируют к положениям статьи 9 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", в силу которой потенциальный продавец товара или исполнитель работ, услуг для удовлетворения личных, семейных и бытовых потребностей гражданина обязан довести до сведения последнего путем размещения на вывеске фирменное наименование своей организации, место ее нахождения и режим работы.
Согласно пункту 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе" сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске, в том числе с использованием товарного знака.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзацах втором и пятом пункта 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", судам следует исходить из того, что не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота; не следует рассматривать в качестве рекламы размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.
К данным сведениям не применяются требования законодательства Российской Федерации о рекламе.
Так, указание на здании в месте нахождения организации ее наименования, профиля ее деятельности (аптека, кондитерская, ресторан) либо ассортимента реализуемых товаров и услуг (хлеб, продукты, мебель) также является обычаем делового оборота, и на такие информационные конструкции нормы Федерального закона "О рекламе" не распространяются.
Указание в месте нахождения предприятия коммерческого обозначения (например, товарного знака), в том числе несовпадающего с наименованием организации, также предназначено для идентификации магазина для потребителей и не является рекламой.
Таким образом, по смыслу данных норм указание перечисленной информации на вывеске носит для организации продавца товара или исполнителя работ (услуг) обязывающий характер.
В силу пункта 1 статьи 1538 ГК РФ юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческие организации, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами), а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий (статья 132 Кодекса) коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и Реестр.
Из материалов дела следует, что ООО "AAA Траксервис" является официальным уполномоченным дилером ООО "Хендэ Трак энд Бас Рус" на территории Российской Федерации, уполномочено на продажу сервисного товара и сервисного обслуживания на территории дилерского центра, расположенного по адресу: Московская область, город Павловский Посад, д. Кузнецы, д. 58А, что подтверждается дилерским договором от 01.01.2018 N 010118/28 SC между ООО "Хендэ Трак энд Бас Рус" и ООО "AAA Траксервис". Статус Дилера - 2S Дилер.
Нежилое здание и земельный участок, расположенный по адресу: Московская область, город Павловский Посад, д. Кузнецы, д. 58А, используются ООО "AAA Траксервис" для осуществления деятельности официального дилера ООО "Хендэ Трак энд Бас Рус" как единый дилерский объект на основании договора аренды от 01.07.2020 N АР5/21, заключенного между ООО "ШВЕРОС" и ООО "Трак Посад", договора аренды нежилого помещения от 01.05.2020 N 21/2021, заключенного между ООО "ШВЕРОС" и ООО "Трак Посад", договора аренды нежилого помещения от 01.04.2021 N 21/2022, заключенного между ООО "ШВЕРОС" и ООО "Трак Посад", договора аренды нежилого помещения от 01.08.2020 N 19.2021, заключенного между ООО "ШВЕРОС" и ООО "Трак Посад", договора N 2/СЗУ субаренды земельного участка от 01.12.2020, заключенного между ООО "Трак Посад" и ООО "AAA Траксервис", договора субаренды от 01.05.2021 N 7/СНП, заключенного между ООО "Трак Посад" и ООО "AAA Траксервис", свидетельства о государственной регистрации права серии 50-АВ N 160393, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 27 февраля 2012 года за N 50-50-17/004/2012-059, кадастровый номер N 50:17:0011304:0066.
Спорные конструкции представляют собой:
- стела, расположенная на земельном участке, размером 4,2-м х 1,4-м с информацией с двух сторон конструкции следующего содержания: "Изображение товарного знака HYUNDAI Service Truck & BuS Dealer Name";
- флаговые композиции, состоящие из 3 (трёх) флагштоков, размером 9 м (мачта), флаг размером 4,5-м х 1,5-м, односторонние, расположенных на земельном участке с информацией следующего содержания: "Изображение товарного знака HYUNDAI Truck & BuS".
Также, ООО "AAA Траксервис" является официальным уполномоченным дилером ООО "МАН Трак энд Бас Рус" на территории Российской Федерации, уполномочено на продажу транспортных средств MAN грузовых автомобилей и автобусов, обеспечения обслуживания и ремонта коммерческих транспортных средств и их, комплектующих на территории дилерского центра, расположенного по адресу: Московская область, город Павловский Посад, д.Кузнецы, Д.58А, что подтверждается дилерским контрактом MAN N DC110413/TSM от 11 апреля 2013 года между ООО "МАН Трак энд Бас Рус" и ООО "AAA Траксервис" и контрактом с сервисным партнером MAN N SC110413/TSM от 11 апреля 2013 года между ООО "МАН Трак энд Бас Рус" и ООО "AAA Траксервис".
Спорные конструкции представляют собой:
- стела, расположенная на земельном участке, размером 4,2-м х 1,4-м с информацией с двух сторон конструкции следующего содержания: "Изображение товарного знака MAN NEOPLAN ", соответствующие инструкции по соответствию стандартам дилера;
- флаговые композиции, состоящие из 6 (шести) флагштоков, размером 9 м (мачта), флаг размером 4,5-м х 1,5-м, односторонние, расположенных на земельном участке с информацией следующего содержания: "Изображение товарного знака MAN NEOPLAN", соответствующие инструкции по соответствию стандартам Дилера.
Спорные конструкции расположены на субарендном ООО "AAA Траксервис" земельном участке, который принадлежит ООО "ШВЕРОС" на основании свидетельства о государственной регистрации права серии 50-АВ N 160393, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 27 февраля 2012 года за N 50-50-17/004/2012-059, кадастровый номер N 50:17:0011304:0066, где земельный участок используется в соответствие с разрешенным использованием под размещение комплекса по обслуживанию и ремонту грузовых и легковых автомобилей.
Размещение уличной вывески (конструкции, таблички) с наименованием юридического лица как указателя его местонахождения или обозначения места входа в занимаемое помещение, здание или на территорию, а также указанием видов его деятельности является общераспространенной практикой и соответствует сложившимся на территории России обычаям делового оборота.
При этом сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске.
Таким образом, указанные выше конструкции содержат лишь изображение товарного знака, то есть в них не приведены сведения характеризующие конкретные товары или услуги, их наименования, свойства и достоинства, что свидетельствует об отсутствии сведений рекламного характера, поскольку такая информация не способна сформировать у неопределенного круга лиц предпочтительный интерес на приобретение конкретного товара/услуги у конкретного лица.
Перечисленные сведения, с учетом места расположения рассматриваемых конструкций и воспроизведенной на них информации, носят информационный характер, которые не могут быть отнесены к рекламе. Манера исполнения указанной информации, равно как и избранная заявителем объективная форма ее выражения, правового значения не имеет.
Таким образом, указанные выше конструкции размещаются в месте нахождения субарендном ООО "AAA Траксервис" земельном участке и не являются рекламными конструкциями.
Указанный вывод соответствует правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Определении от 25 мая 2018 года N 310-КГ18-6038 по делу N А14-5573/2017.
При таких обстоятельствах, обязание заявителя демонтировать спорные конструкции на основании предписания от 24.05.2023 N 9/2023 о демонтаже незаконного установленного и эксплуатируемого объекта наружной рекламы, является незаконным.
Арбитражный апелляционный суд обращает внимание на то, что основанием для вынесения оспариваемого предписания послужила статья 19 Закона о рекламе, положения которой в данном конкретном случае не подлежит применению.
Таким образом, ООО "AAA Траксервис" является официальным дилером "Хендэ Трак энд Бас Рус" и "МАН Трак энд Бас Рус", на территории Российской Федерации.
Спорные конструкции находятся рядом со зданием субарендуемым ООО "AAA Траксервис" в месте размещения юридического лица, отвечают целям обозначения места нахождения организации и являются обязательной информацией о месте нахождения организации, осуществляющей продажу сервисного товара и сервисного обслуживания "Хендэ Трак энд Бас Рус" и "МАН Трак энд Бас Рус", информируют о месте нахождения дилера.
Данная информация направлена на обеспечение возможности обнаружения автотехцентра потребителями, но не служит формированию и поддержанию интереса к юридическому лицу, виду деятельности, его товарам, идеям и начинаниям, в связи, с чем указанная вывеска не является рекламной и требование к её демонтажу как самовольно установленной рекламной конструкции, является незаконным.
Целевым назначением спорных конструкций, содержащих сведения о наименовании "HYUNDAI Service Truck & BuS Dealer Name", "HYUNDAI Truck & BuS", "MAN NEOPLAN", является не реклама, а информирование населения о месте нахождения (расположения) организации, поскольку указанная информация обязательна для официального дилера.
Во исполнение положений статей 65 и 200 АПК РФ, заинтересованным лицом, не представлено достаточных доказательств наличия у него основания для выдаче оспариваемых предписаний.
Обжалуемым предписанием нарушаются права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности с учетом того, что за его неисполнение в установленные сроки, законодателем предусмотрена административная ответственность, влекущая для общества негативные последствия.
С учетом приведенных норм права и установленных фактических обстоятельств дела, арбитражный апелляционный суд считает, что предписание администрации от 24.05.2023 N 9/2023 является незаконным, как вынесеное при отсутствии достаточных оснований и нарушающие права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ссылки суда первой инстанции на нормы Закона Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-ОЗ "О благоустройстве в Московской области" является необоснованными, поскольку оспариваемое предписание на нормах этого закона не основано, а вынесено на основании норм закона о рекламе.
Учитывая изложенное выше и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 25 декабря 2023 года по делу N А41-72717/23 отменить.
Признать недействительным предписание администрации городского округа Павловский Посад Московской области от 24 мая 2023 года N 9/2023 о демонтаже незаконно установленного и эксплуатируемого объекта наружной рекламы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
Н.В. Марченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-72717/2023
Истец: ООО "ААА ТРАКСЕРВИС"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПАВЛОВСКИЙ ПОСАД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПАВЛОВСКИЙ ПОСАД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ