г. Красноярск |
|
30 мая 2024 г. |
Дело N А33-12523/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена "27" мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен "30" мая 2024 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Морозовой Н.А.,
судей: Бутиной И.Н., Пластининой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Солдатовой П.Д.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рециклинговая Компания"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "09" февраля 2024 года по делу N А33-12523/2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Рециклинговая компания" (ИНН 2461225916, ОГРН 1142468022223, далее - ООО "Рециклинговая компания", истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к муниципальному казенному учреждению "Технический центр Рыбинского района" (ИНН 2448006626, ОГРН 1172468044341, далее - ответчик) о взыскании задолженности за период с 10.05.2022 по 30.09.2022 в общем размере 37 794 рублей 80 копеек.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 09.02.2024 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобойв Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает следующее:
- в рамках действующего законодательства между сторонами заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО по условиям типового договора;
- ответчик не доказал, что в процессе осуществления им деятельности какие-либо отходы не образовываются при том, что любая деятельность предполагает образование отходов. Ответчик является арендаторам помещений с 2017 года, следовательно, и образовывал ТКО с данного периода;
- ответчик не представил доказательств того, что услуги по обращению с ТКО ему оказывало иное лицо, как и не обосновал со ссылкой на нормы права правомерность оказания услуг по обращению с ТКО иным лицом, а не региональным оператором;
- выписка из маршрутного журнала в суд представлена, что является подтверждением фактического оказания услуг;
- привязка места осуществления деятельности потребителя к месту накопления ТКО не является обязательным условием для включения в реестр мест накопления отходов;
- ответчик не представил доказательств, свидетельствующих о нахождении в его владении иной площадки, соответствующей требованиям законодательства и внесённой в территориальную схему; об обращении в органы местного самоуправления с заявлением о согласовании места накопления ТКО.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет"), явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
При изложенных обстоятельствах в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие их представителей.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом установлены следующие обстоятельства.
Приказом Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 30.12.2021 N 77-3041-од общество с ограниченной ответственностью "Рециклинговая компания" наделено статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Рыбинской технологической зоны Красноярского края сроком на 10 лет.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 23.06.2016 N 1/451-од утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с ТКО, в Красноярском крае (далее по тексту - "территориальная схема").
Приказом Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 29.12.2019 N 77-1795-од территориальная схема изложена в новой редакции. Согласно территориальной схеме, территория г. Заозерный относится к Рыбинской технологической зоне.
Муниципальным казенным учреждением "Технический центр Рыбинского района" подана региональному оператору заявка на заключение договора (контракта) на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, согласно которой:
тип контейнерной площадки - муниципальная; адрес контейнерной площадки - Красноярский край, Рыбинский район, г. Заозерный, ул. Мира д.1, объем контейнера - 0,75 м3, количество контейнеров - 3, периодичность вывоза в соответствии с требованиями СанПиН - 1 раз в квартал.
К заявке учреждением приложены:
- договор ответственного хранения имущества от 01.06.2017, заключенный между Администрацией Рыбинского района (поклажедатель) и муниципальным казенным учреждением "Муниципальный архив Рыбинского района" (хранитель), согласно пункту 1.1 которого поклажедатель передает, а хранитель принимает и обязуется безвозмездно хранить следующее недвижимое имущество:
здание Центрального банка Российской Федерации, общей площадью 620,4 кв.м., расположенное по адресу: Красноярский край, Рыбинский район, г. Заозерный, ул. Мира, зд. 1;
здание гаража Центрального банка Российской Федерации, общей площадью 152,1 кв.м., по адресу: Красноярский край, Рыбинский район, г. Заозерный, ул. Мира, зд. 1;
мачтовая опора абонентской земной станции, общей площадью 4 кв.м., расположенная по адресу: Красноярский край, Рыбинский р-н, г. Заозерный, ул. Мира, 1;
вместе с объектами хранителю передаются вспомогательные объекты, не являющиеся объектами недвижимости: площадка дизель-генераторная установка (Лит. Г1) площадью 9,1 кв.м., уборная (Лит. Г2) площадью 1,5 кв.м., ворота (Лит. N 2) площадью 11,7 кв.м., забор (Лит.N 3) площадью 330,9 кв.м., замощение (Лит. N 1) площадью 606,0 кв.м. и движимое имущество согласно приложению 1 к договору,
- акт приема - передачи имущества по договору ответственного хранения имущества г.Заозерный Рыбинского района Красноярского края от 01.06.2017.
В материалы дела муниципальным казенным учреждением "Технический центр Рыбинского района" представлены:
- договор ответственного хранения от 20.09.2017, заключенный между Администрацией Рыбинского района (поклажедатель) и муниципальным казенным учреждением "Технический центр Рыбинского района" (хранитель), в соответствии с пунктом 1.1 которого поклажедатель передает, а хранитель принимает и обязуется безвозмездно хранить следующее имущество:
здание гаража Центрального банка Российской Федерации, общей площадью 152,10 кв.м., расположенное по адресу: Красноярский край, Рыбинский район, г. Заозерный, ул. Мира, зд. 1;
мачтовая опора абонентской земной станции, общей площадью 4 кв.м., расположенная по адресу: Красноярский край, Рыбинский р-н, г. Заозерный, ул. Мира, 1,
- акт приема-передачи имущества по договору ответственного хранения от 20.09.2017 о передаче, указанного в договоре имущества, хранителю.
Региональный оператор 15.09.2022 направил в адрес потребителя 2 согласованных со своей стороны экземпляра проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО N РТЗ-Б-0000277 (трек-номер почтового отправления 80092476922906), согласно пункту 2.5 которого дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами: 10.05.2022.
Согласно приложению N 1 к проекту договора услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается следующим образом:
период: с 10.05.2022 по 31.12.2022,
адрес места образования твердых коммунальных отходов: 663960, Красноярский край, р-н Рыбинский, г Заозерный, ул. Мира, зд. 1,
адрес места накопления твердых коммунальных отходов: Красноярский край, Рыбинский р-н, Заозерный, 40 лет Октября, 26,28,
наименование расчетной единицы: 1 кв.м. общей площади,
количество расчетных единиц: 620,40
периодичность вывоза: 3 р/Н.
Общая стоимость услуг регионального оператора за период с 10.05.2022 по 30.09.2022 составила 9 265,43 руб. Стоимость услуг определена с применением расчетной единицы 152,10 кв.м., норматива 0,01, тарифа с 10.05.2022 по 30.06.2022 - 1 118,21 руб. м3, с 01.07.2022 по 30.09.2022 - 1 393,40 руб. м3. Поскольку в заявке потребителя выбран в качестве желаемого способа доставки универсальных передаточных документов электронный документооборот (СБИС), универсальные передаточные документы за спорный период направлены потребителю через СБИС.
В претензии от 27.03.2023 региональный оператор предложил потребителю оплатить задолженность. Претензия 28.03.2023 направлена потребителю Почтой России.
Претензия оставлена потребителем без исполнения, что послужило основанием для обращения регионального оператора в суд с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Предметом настоящего спора является требование истца о взыскании задолженности по оплате оказанных услуг по обращению с ТКО.
В соответствии с частью 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее также - Федеральный закон N 89-ФЗ) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - ТКО) с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
Согласно части 4 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
В соответствии с частью 5 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными, не противоречащими законодательству Российской Федерации, положениями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, а также типовая форма договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила N 1156). В пункте 2 Правил N 1156 указано, что "потребитель" - собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно подпункту "г" пункта 8(1) Правил N 1156 региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
В силу части 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с абзацами 3, 4 пункта 148(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, собственник нежилого помещения в многоквартирном доме в целях обеспечения обращения с твердыми коммунальными отходами заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Потребителем согласно пункту 2 Правил N 1156 является собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО.
Пунктом 4 Правил N 1156 установлено, что обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Согласно пункту 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации. Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет":
1) адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами;
2) текст типового договора.
При этом основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является:
- заявка потребителя или его законного представителя на заключение договора в письменной форме, либо
- предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 8(4) Правил обращения с ТКО).
Для эффективного вовлечения в договорные правоотношения по обращению с твердыми коммунальными отходами всех собственников данных отходов в пунктах 8(12), 8(15), 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами содержится фикция заключения конкретного договора на условиях типового договора для следующих случаев:
1) уклонения потребителя от подписания направленного региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,
2) неурегулирования возникших у сторон разногласий по условиям договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,
3) ненаправления потребителем региональному оператору в установленный срок заявки на заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и необходимых для этого документов.
Пунктом 8(4) раздела 1(1) Правил N 1156 также предусмотрено, что основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом заявка потребителя должна содержать наименование и местонахождение помещений и иных объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 8(1). На основании пунктов 8(8), 8(10) Правил N 1156 заявка потребителя и документы рассматриваются региональным оператором в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня их поступления; если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, региональный оператор в течение 15 рабочих дней направляет потребителю 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем (проект составляется в соответствии с типовым договором).
В силу пункта 8(12) Правил N 1156 в случае, если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) названных Правил.
Как следует из приказа Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 30.12.2021 N 77-3041-од общество с ограниченной ответственностью "Рециклинговая компания" наделено статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Рыбинской технологической зоны Красноярского края сроком на 10 лет.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 23.06.2016 N 1/451-од утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с ТКО, в Красноярском крае. Приказом Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 29.12.2019 N 77-1795-од территориальная схема изложена в новой редакции. Согласно территориальной схеме, территория г. Заозерный относится к Рыбинской технологической зоне.
Материалами дела подтверждается, что муниципальным казенным учреждением "Технический центр Рыбинского района" подана региональному оператору заявка на заключение договора (контракта) на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, согласно которой: тип контейнерной площадки - муниципальная; адрес контейнерной площадки - Красноярский край, Рыбинский район, г. Заозерный, ул. Мира д.1, объем контейнера - 0,75 м3, количество контейнеров - 3, периодичность вывоза в соответствии с требованиями СанПиН - 1 раз в квартал.
К заявке учреждением приложены:
- договор ответственного хранения имущества от 01.06.2017, заключенный между Администрацией Рыбинского района (поклажедателем) и муниципальным казенным учреждением "Муниципальный архив Рыбинского района" (хранителем), согласно пункту 1.1 которого поклажедатель передает, а хранитель принимает и обязуется безвозмездно хранить следующее недвижимое имущество:
здание Центрального банка Российской Федерации, общей площадью 620,4 кв.м., расположенное по адресу: Красноярский край, Рыбинский район, г. Заозерный, ул. Мира, зд. 1;
здание гаража Центрального банка Российской Федерации, общей площадью 152,1 кв.м., по адресу: Красноярский край, Рыбинский район, г. Заозерный, ул. Мира, зд. 1;
мачтовая опора абонентской земной станции, общей площадью 4 кв.м., расположенная по адресу: Красноярский край, Рыбинский р-н, г. Заозерный, ул. Мира, 1;
вместе с объектами хранителю передаются вспомогательные объекты, не являющиеся объектами недвижимости: площадка дизель-генераторная установка (Лит. Г1) площадью 9,1 кв.м., уборная (Лит. Г2) площадью 1,5 кв.м., ворота (Лит. N 2) площадью 11,7 кв.м., забор (Лит.N 3) площадью 330,9 кв.м., замощение (Лит. N 1) площадью 606,0 кв.м. и движимое имущество согласно приложению 1 к договору, акт приема-передачи имущества по договору ответственного хранения имущества г.Заозерный Рыбинского района Красноярского края от 01.06.2017.
В материалы дела муниципальным казенным учреждением "Технический центр Рыбинского района" представлены:
- договор ответственного хранения от 20.09.2017, заключенный между Администрацией Рыбинского района (поклажедателем) и муниципальным казенным учреждением "Технический центр Рыбинского района" (хранителем), в соответствии с пунктом 1.1 которого поклажедатель передает, а хранитель принимает и обязуется безвозмездно хранить следующее имущество:
здание гаража Центрального банка Российской Федерации, общей площадью 152,10 кв.м., расположенное по адресу: Красноярский край, Рыбинский район, г. Заозерный, ул. Мира, зд. 1;
мачтовая опора абонентской земной станции, общей площадью 4 кв.м., расположенная по адресу: Красноярский край, Рыбинский р-н, г. Заозерный, ул. Мира, 1,
- акт приема-передачи имущества по договору ответственного хранения от 20.09.2017 о передаче, указанного в договоре имущества, хранителю.
Региональный оператор 15.09.2022 направил в адрес потребителя 2 согласованных со своей стороны экземпляра проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО N РТЗ-Б-0000277 (трек-номер почтового отправления 80092476922906), согласно пункту 2.5 которого дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами: 10.05.2022.
Согласно приложению N 1 к проекту договора услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается следующим образом: период: с 10.05.2022 по 31.12.2022, адрес места образования твердых коммунальных отходов: 663960, Красноярский край, р-н Рыбинский, г Заозерный, ул. Мира, зд. 1, адрес места накопления твердых коммунальных отходов: Красноярский край, Рыбинский р-н, Заозерный, 40 лет Октября, 26,28, наименование расчетной единицы: 1 кв.м. общей площади, количество расчетных единиц: 620,40, периодичность вывоза: 3 р/Н.
Как верно установлено судом первой инстанции, ответчиком договор на оказание услуг по обращению с ТКО не подписан.
При этом из вышеуказанных норм следует, что договор мог бы считаться заключенным - однако в настоящем случае к отношениям сторон подлежат применению нормы, устанавливающие исключения из этого правила.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 8(1) Правил N 1156 региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Таким образом, презюмируется, что собственником твердых коммунальных отходов является собственник объекта недвижимости.
Вместе с тем, согласно материалам дела (выписки из ЕГРН по состоянию на 25.10.2023, полученные в ответ на судебный запрос) ответчик не является собственником спорного здания, здание передано ему на основании договора хранения.
Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции, что в указанной ситуации подлежит применению правовая позиция о том, что в отсутствие договора между арендатором нежилого помещения и региональным оператором, заключенного в соответствии с действующим законодательством, обязанность по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами лежит на собственнике нежилых помещений, что соответствует разъяснениям, изложенным в пункте 7 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023.
После направления ответчиком истцу оферты на заключение договора в виде заявки региональный оператор её не акцептовал, а направил арендатору новую оферту в виде проекта договора, не согласившись с предложенными ответчиком: объемом твердых коммунальных отходов и периодичностью их вывоза, что не может быть признано соответствующим закону.
По общему правилу, у собственника имущества должен быть договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с соответствующим региональным оператором либо такой договор должен иметь место между арендатором и региональным оператором. Договор между арендатором и региональным оператором имеет начало своего действия с момента согласования всех условий и его подписания, и не может распространять свое действие на прошлый период. В таком случае закрепленное законодательством бремя содержания имущества, принадлежащее собственнику, и предусмотренная императивная обязанность по заключению договора по обращению с твердыми коммунальными отходами не должна перекладываться на арендатора имущества, который своим волеизъявлением (направлением заявки) инициирует процесс заключения договора, принимая на себя обязательства по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
С учетом изложенного, в связи с непредставлением истцом доказательств акцепта ответчиком проекта договора, невозможности заключения с ответчиком договора на условиях типового, коллегия судей приходит к выводу о незаключенности договора между сторонами и, как следствие, отсутствием у ответчика, на основании направленного региональным оператором договора, обязанности по оплате незаказанных и неоказанных ему услуг.
Таким образом, довод заявителя о том, что в рамках действующего законодательства между сторонами заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО по условиям типового договора, противоречит материалам дела.
Направление ответчиком заявки на заключение договора с региональным оператором, при отсутствии подписанного между сторонами договора на оказание услуг по вывозу твердых коммунальных отходов, не снимает с собственника нежилого помещения обязанности по оплате оказанных региональным оператором услуг в спорный период времени.
Таким образом, письменный договор в виде единого документа отсутствует.
В отсутствие письменного договора действует фикция его заключения, основанная на предположении о неизбежности образования отходов и необходимости их вывоза - но ее действие обусловлено включением места накопления отходов в территориальную схему. В таком случае предполагается, что несмотря на отсутствие письменного договора, региональный оператор вывозит ТКО по заранее утвержденному маршруту с заранее оборудованных площадок.
Между тем, выписка из территориальной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами не представлена.
Общая стоимость услуг регионального оператора за период с 10.05.2022 по 30.09.2022 составила 9265 рублей 43 копейки.
Стоимость услуг определена истцом с применением расчетной единицы 152,10 м2 (с учетом довода ответчика о неправомерном расчете платы исходя из площади помещения в размере 620,40 м2), норматива 0,01, тарифа с 10.05.2022 по 30.06.2022 - 1118,21 руб. м3, с 01.07.2022 по 30.09.2022 - 1393 рубля 40 копеек м3.
В 2022 году отношения регулировались Приказом министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 23.09.2016 N 1/451-од "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Красноярском крае", приложением А8 является перечень Мест накопления отходов. В нем отсутствует адрес места накопления твердых коммунальных отходов: Красноярский край, Рыбинский р-н, Заозерный, 40 лет Октября, 26,28, равно как и адрес места образования твердых коммунальных отходов: 663960, Красноярский край, р-н Рыбинский, г. Заозерный, ул. Мира, зд. 1.
В подтверждение факта оказания услуг в спорном периоде истец представил в материалы дела односторонние универсальные передаточные документы, маршрутный журнал.
Маршрутный журнал содержит сведения о загрузке отходов с 7 час. 00 мин до 19 час. 00 мин., выгрузке в 19 час. 00 мин., установить точное время вывоза отходов на основании данных не представляется возможным, усматривается формальное региональным оператором ведение учета времени работы мусоровозов.
Довод заявителя о том, что выписка из маршрутного журнала в суд представлена, что является подтверждением фактического оказания услуг, не принимается апелляционным судом, поскольку маршрутный журнал, представленный истцом, представляет собой документ в формате Excel, не содержит подписей должных лиц истца, что не позволяет признать журнал в качестве надлежащего доказательства оказания истцом услуг.
Универсальные передаточные документы общества составлены в одностороннем порядке.
Апелляционный суд принимает во внимание, что роль территориальной схемы, прежде всего, заключается в прозрачности движения ТКО. Когда источник образования отходов и соответствующее место накопления ТКО территориальной схемой не определены, и между региональным оператором и потребителем в порядке, предусмотренном пунктами 8(11) - 8(14) Правил N 1156 не урегулировано условие об ином способе складирования отходов, договор на оказание услуг по обращению с ТКО не может считаться заключенным (определение от 14.11.2022 Верховного Суда Российской Федерации N 304-ЭС22-12944). Таким образом, если место накопления ТКО потребителя не входит в территориальную схему и письменный договор в виде одного подписанного сторонами документа не заключен, а региональный оператор настаивает на состоявшемся оказании услуг по обращению с ТКО этому потребителю и необходимости их оплаты, то региональный оператор должен прямо доказать факт оказания таких услуг достаточными доказательствами, а не ограничиваться ссылкой на презумпцию образования отходов от деятельности потребителя и (или) абонентский характер договора (определение Верховного Суда Российской Федерации от 14.09.2021 N 306- ЭС21-8811, пункт 14 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023).
Такие доказательства истцом не представлены.
Довод заявителя о том, что ответчик не доказал, что в процессе осуществления им деятельности какие-либо отходы не образовываются при том, что любая деятельность предполагает образование отходов, отклоняется коллегией судей как неимеющий правового значения.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что материалы дела не содержат доказательств оказания ответчику спорных услуг, договор между сторонами не может считаться заключенным, а также учитывая недоказанность факта оказания услуг ответчику, у последнего не возникло обязательства по оплате предъявленных ему услуг.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.
Решение суда является законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Общество с ограниченной ответственностью "Рециклинговая Компания" заявляло ходатайство о зачете государственной пошлины, просило произвести зачет государственной пошлины, уплаченной по платежным поручениям от 03.10.2022 N 4318, от 18.11.2022 N 10549 в счет уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в Третьем арбитражном апелляционном суде.
На основании пункта 6 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о зачете подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "09" февраля 2024 года по делу N А33-12523/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Судьи |
И.Н. Бутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-12523/2023
Истец: ООО "РЕЦИКЛИНГОВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РЫБИНСКОГО РАЙОНА"