г. Санкт-Петербург |
|
29 мая 2024 г. |
Дело N А56-122708/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 мая 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Семеновой А.Б., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Сизовым А.К.
при участии:
от заявителя: Шульга И.М. по доверенности от 24.01.2023
от заинтересованного лица: Иванов В.М. по доверенности от 07.02.2024 (онлайн)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8273/2024) общества с ограниченной ответственностью "Балтийское морское пароходство" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.02ю2024 по делу N А56-122708/2023, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Балтийское морское пароходство"
к Пограничному управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Западному арктическому району
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью (далее - заявитель, ООО "Балтийское морское пароходство", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Западному арктическому району (далее - Управление) от 23.11.2023 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 18900009760230028273, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 руб.
Решением суда от 23.02.2024 оспариваемое постановление Управления от 23.11.2023 по делу об административном правонарушении N 18900009760230028273 изменено в части назначенного наказания, размер административного штрафа снижен до 200 000 руб.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просило отменить обжалуемое решение суда от 23.02.2024, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы, ссылаясь на положения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, указывает на то, что в рамках настоящего дела отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, поскольку Общество по результатам одного проведенного контрольного мероприятия - уже привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 18.1 КоАП РФ решением по делу N А56-122712/2023.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы; представитель Управления возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, представил письменный отзыв.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Общество является судовладельцем судна "Руслана" на основании свидетельства о праве собственности от 01.03.2023 N 302289537, капитаном указанного судна назначен Анохин Алексей Александрович.
25.09.2023 от ООО "Балтийское морское пароходство" в Пограничное управление поступило уведомление о намерении осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море судном "Руслана".
Согласно указанному уведомлению пересечение государственной границы предполагалось - вход 25.09.2023 в 18 часов 10 минут (время местное), что соответствует 25.09.2023 в 08 часов 10 минут (время UTC) в координатах 73°02,7'С.Ш. 143°59,8'В.Д.
- выход 25.09.2023 в 23 часа 00 минут (время местное), что соответствует 25.09.2023 в 13 часов 00 минут (время UTC) в координатах 73°10,0'С.Ш. 140°47,0'В.Д.
Согласно данным судового журнала N 17, начатого 27.07.2023, судно "Руслана" под управлением Анохина А.А. пересекло государственную границу Российской Федерации и вышло из территориального моря 25.09.2023 в 20 часов 30 минут по судовому времени или 12 часов 30 минут (время UTC) в координатах 73°09,8' С.Ш., 140°47,0' В.Д., о чем капитан судна Анохин А.А. в 13 часов 39 минуты (UTC) уведомил ПУ ФСБ России по восточному арктическому району по электронной почте.
В соответствии со схемой движения судна "Руслана", основанной на данных спутникового позиционирования, судно пересекло государственную границу Российской Федерации и вышло из территориального моря Российской Федерации при следовании из пролива Лаптева в море Лаптевых 26.09.2023 в 03 часов 35 минуты (время камчатское) или в 25.09.2023 в 15 часов 35 минуты (время UТС) в географических координатах 72°58,9' С.Ш. 139° 47,7'В.Д.
Вместе с тем, указанные как в уведомлении, так и в судовом журнале время и координаты не соответствуют фактическому времени и месту пересечения государственной границы Российской Федерации.
Усмотрев в действиях (бездействии) Общества нарушения требование статьи 9.1 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" (далее - Закон N 4730-1), пункта 15 Правил уведомления пограничных органов федеральной службы безопасности о намерении осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море российскими судами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.03.2019 N 341 "Об особенностях пересечения российскими и иностранными судами государственной границы Российской Федерации на море" (далее - Правила N 341), выразившиеся в не принятии всех зависящих от него мер по уведомлению по факсимильной связи либо по электронной почте пограничного органа о времени и координатах места пересечения судном "Руслана" государственной границы на море 25.09.2023 в 15 часов 35 минуты (время UTC) в координатах 73°58,9' С.Ш. 139°47,7' В.Д. на выход из территориального моря Российской Федерации, старший государственный инспектор Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов ПУ ФСБ России по западному арктическому району составил в отношении Общества протокол об административном правонарушении N 189000097602300028273 от 27.10.2023 по части 1 статьи 18.1 КоАП РФ.
Постановлением Управления от 23.11.2023 N 18900009760230028273 Обществом признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением Управления, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции посчитал доказанным состав правонарушения, не усмотрел нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, вместе с тем посчитал возможным снизить размер штрафа до 200 000 руб.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда первой инстанции от 23.02.2024 в связи со следующим.
В силу части 1 статьи 18.1 КоАП РФ нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.
Согласно части 4 статьи 9 Закон РФ от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" (далее - Закон N 4730-1), российские и иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях, пересекают государственную границу на море, реках, озерах и иных водных объектах в соответствии с Законом о Государственной границе Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9.1 Закона N 4730-1 в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, допускается неоднократное пересечение Государственной границы на море без прохождения пограничного, таможенного (за исключением ограничения, установленного пунктом 7 настоящей статьи) и иных видов контроля (далее - неоднократное пересечение Государственной границы):
а) российскими и иностранными судами, убывающими из российских портов с последующим прибытием в российские порты без захода во внутренние морские воды и в территориальные моря иностранных государств, если иное не установлено Правительством Российской Федерации;
б) российскими судами, прошедшими пограничный, таможенный и иные виды контроля при убытии с территории Российской Федерации, прибывающими на территорию Российской Федерации без цели захода в российские порты с последующим убытием с территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9.1 Закона N 4730-1 неоднократное пересечение Государственной границы судами допускается при соблюдении следующих условий:
а) выполнение требований к оснащению судов техническими средствами контроля, обеспечивающими постоянную автоматическую некорректируемую передачу информации о местоположении судов, и другими техническими средствами контроля местоположения судов;
б) передача в пограничные органы данных о местоположении таких судов;
в) уведомление пограничных органов о каждом фактическом пересечении Государственной границы.
Пунктом 4 статьи 9.1 Закона N 4730-1 установлено, что неоднократное пересечение Государственной границы российскими судами осуществляется с предварительным уведомлением пограничных органов. Неоднократное пересечение Государственной границы иностранными судами осуществляется на основании разрешения пограничных органов.
Правила уведомления пограничных органов о намерении осуществлять неоднократное пересечение Государственной границы и порядок получения разрешения пограничных органов на неоднократное пересечение Государственной границы устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 5 статьи 9.1 Закона N 4730-1).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2019 N 341 утверждены Правила уведомления пограничных органов федеральной службы безопасности о намерении осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море российскими судами (далее - Правила N 341).
При фактическом пересечении государственной границы Российской Федерации на море капитан судна по радиосвязи, факсимильной связи либо по электронной почте уведомляет пограничный орган (подразделение пограничного органа) о времени и географических координатах места пересечения им государственной границы Российской Федерации на море (пункт 15 Правил N 341).
За нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность граждан, должностных и юридических лиц.
Управлением установлен и материалами административного дела подтверждается факт нарушения Обществом пункта 5 статьи 9.1 Закона N 4730-1, пункта 15 Правил N 341, выразившегося в не уведомлении Обществом по факсимильной связи либо по электронной почте пограничного органа о времени и координатах места пересечения судном "Руслана" государственной границы на море 25.09.2023 в 15 часов 35 минуты (время UTC) в координатах 72°58,9' С.Ш. 139°47,7' В.Д.
Указанное нарушение образует объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, а также отсутствие в деле доказательств невозможности соблюдения Обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного ему административного правонарушения.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ.
Судом не установлено нарушения порядка привлечения Общества к административной ответственности и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении. Оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения административной ответственности.
Довод подателя жалобы о возможности применения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ подлежит отклонению апелляционным судом в связи со следующим.
В соответствии с прямым указанием пункта 11 части 3 статьи 1 Закона N 248-ФЗ деятельность органов Федеральной службы безопасности не относится к государственному контролю (надзору). Пограничная деятельность является одним из направлений деятельности органов Федеральной службы безопасности (статья 8 Федерального закона от 03.04.1995 N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности"), а пограничные органы Федеральной службы безопасности, выполняя задачу по защите и охране государственной границы Российской Федерации в целях обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы Российской Федерации (статья 11 этого Закона), осуществляют контроль за соблюдение режима Государственной границы Российской Федерации в отношении неопределенного круга лиц и транспортных средств постоянно и непрерывно на всем протяжении Государственной границы Российской Федерации.
Административная ответственность по статье 18.1 КоАП РФ наступает в каждом случае нарушения установленного режима Государственной границы Российской Федерации.
Вышеизложенное исключает возможность применения положений части 5 статьи 4.4 КоАП РФ в рассматриваемом случае.
Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ. Вывод суда согласуется с официальным толкованием по применению статьи 2.9 КоАП РФ, содержащимся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10.
Апелляционный суд, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушений, не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции.
Вместе с тем суд первой инстанции с учетом положений пунктов 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ посчитал возможным снизить размер административного штрафа, предусмотренный санкцией части 1 статьи 18.1 КоАП РФ ниже низшего предела, до 200 000 руб. Оснований считать назначенное наказание несправедливым апелляционный суд не усматривает.
По мнению суда, наказание в виде штрафа в размере 200 000 руб. в данном случае отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23 февраля 2024 года по делу N А56-122708/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Балтийское морское пароходство" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-122708/2023
Истец: ООО "БАЛТИЙСКОЕ МОРСКОЕ ПАРОХОДСТВО"
Ответчик: Пограничное управление Федеральной службы безопасности России по Западному арктическому району