город Ростов-на-Дону |
|
28 мая 2024 г. |
дело N А53-40820/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 мая 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Пименова С.В., Глазуновой И.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шурпенко А.С.,
при участии:
от департамента архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону: представителя Колесник Н.Ю. по доверенности от 25.12.2022;
от ИП Конкина С.П.: Конкина С.П. (лично), представителя Чакряна А.А. по доверенности от 08.01.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
департамента архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 29.02.2024 по делу N А53-40820/2023
по заявлению индивидуального предпринимателя Конкина Сергея Петровича
к департаменту архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону
о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Конкин Сергей Петрович (далее - заявитель, ИП Конкин С.П., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к департаменту архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону (далее - заинтересованное лицо, департамент) о признании решения об отказе ИП Конкину С.П. в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства "Магазин по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Стачки, 88" от 12.09.2023 N 59-34-2/26553 незаконным, как не соответствующее статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс, ГрК РФ), об обязании департамента архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону не позднее пяти рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда выдать ИП Конкину С.П. разрешение на строительство объекта "Магазин по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Стачки, 88" (количество этажей - 2, общая площадь здания - 667,10 м 2).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 29.02.2024 признано недействительным решение департамента архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону от 12.09.2023 N 59-34-2/26553 об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства.
Суд обязал департамент архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону повторно рассмотреть заявление ИП Конкина С.П. о выдаче разрешения на строительство от 07.09.2023. Возместил судебные расходы.
Не согласившись с принятым судебным актом, департамент архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просил решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы департамент ссылается на то, что признавая отказ департамента незаконным суд указал на отсутствие необходимости предоставления разрешительного документа на использование земельного участка в целях устройства парковочных мест и примыкания, а также согласования балансодержателей сетей в месте устройства парковки. Департамент такие выводы считает основанными на неверном применении норм материального права ввиду того, что технические условия департамента автомобильных дорог и организации дорожного движения города Ростова-на-Дону ТУ 132/23/157 на переустройство присоединения (примыкания) к автомобильной дороге общего пользования местного значения по пр. Стачки от земельного участка с КН 61:44:0060505:25, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Стачки, 88, содержат требования о необходимости выполнения до начала производства работ, а при условии разработки проектной документации на строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства до подачи проектной документации на рассмотрение в экспертизу получить согласование (согласие) администрации Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону. При этом указано, что технические условия не являются разрешительным документом на демонтаж и переустройство коммуникаций. Как следует из технических условий департамента автомобильных дорог и организации дорожного движения города Ростова-на-Дону ТУ N 132/22/178 на организацию парковки (парковочных мест) по адресу:
г. Ростов-на-Дону, пр. Стачки, 88, до начала производства работ разработать и согласовать с департаментом автомобильных дорог и организации дорожного движения города Ростова-на-Дону схему организации парковки. Вместе с тем, в материалах проектной документации не представлена информация о выполнении вышеуказанных требований технических условий. При этом, при рассмотрении дела, заявителем было представлено письмо администрации Железнодорожного района города Ростова-на-Дону от 04.08.2023 о согласовании размещения парковки в соответствии с представленной схемой и необходимостью заключения договора о благоустройстве после завершения строительства и ввода в эксплуатацию объекта на земельном участке. Признавая отказ незаконным ввиду представленного письма, суд не учел, что такое письмо в составе проектной документации отсутствовало, не могло быть оценено департаментом при определении возможности выдачи соответствующего разрешения, соответственно не может являться доказательством незаконности отказа. Кроме того, осуществляя подготовку проектной документации по строительству капитального объекта, заявитель обязан был обеспечить соблюдение требований градостроительного плана и запроектировать как размещение капитального объекта (магазина), так и парковки с необходимым количеством машино-мест. Из Градостроительного плана земельного участка с КН 61:44:00605505:25 от 25.05.2022 N 1082-23786 (далее - ГПЗУ) на застройщика возложена обязанность при предоставлении проектной документации подтвердить возможность организации парковочных местах в количестве 11 мест. Из них - 6 мест на земельном участке в собственности застройщика, 5 мест - на прилегающей территории. Признавая отказ департамента незаконным суд также указал что газовая среда в проектируемом здании не агрессивна, однако доказательств данному доводу не представлено, судом не исследовано, при том, что рассматриваемая парковка является закрытой. Согласно Постановлению правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" в п. "л" Раздела 4 Конструктивные решения указано на необходимость обоснования проектных решений и мероприятий обеспечивающих снижение загазованности помещений. Вместе с тем, данные обоснования отсутствуют в проектной документации. Согласно СП 112.13330.2011 "Пожарная безопасность зданий и сооружений", СП 113.13330.2016 "Стоянки автомобилей", СП 60.13330.2016 "Отопление, вентиляция и кондиционирование", СП 7.13130.2013 "Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности", вопреки выводам суда, закрытые или подземные автопарковки без системы промышленной вентиляции не допускаются к работе. Довод суда о том, что запроектированная на первом этаже здания магазина парковка не является местом общего пользования, так как не предназначена для продажи третьим лицам и используется исключительно для размещения транспорта персонала и посетителей магазина противоречит нормам материального права в виду следующего. Общие положения и специфические требования к эксплуатации стоянок автомобилей регламентируются СП 467.1325800.2019 "Свод правил. Стоянки автомобилей. Правила эксплуатации" (утв. Приказом Минстроя России от 26.12.2019 N 887/пр). В пункте 5.15 вышеуказанных правил, для стоянок автомобилей, независимо от их вида, необходимо обеспечить безопасный доступ и передвижение по территории, в том числе путем наличия и исправности систем автоматического доступа, необходимых знаков, указателей, информационных табло и стендов, разметки с направлением движения и местами парковки, в том числе для МГН. Соблюдение данных требований необходимо, в том числе в целях обеспечения пожарной безопасности. Следовательно отказ департамента в ввиду непредставления в полном объеме сведений в части использования зависимых машино-мест в проектной документации является обоснованным. Относительно необходимости включения в проект (в текстовую часть раздела "Проект организации строительства") информации о мониторинге существующих объектов недвижимости в процессе осуществления строительства объекта, судом первой инстанции указано, что проектом не предусмотрено рытье котлована, не предусмотрены буровые, буронабивные и иные виды работ, воздействующие на грунт, данные выводы суд сделал со слов заявителя, однако в проектной документации отражено обратное. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 утверждено Положение о составе раздела проектной документации и требованиях к их содержанию. Пп. "ф" п. 23 данного Положения установлен перечень мероприятий по организации мониторинга за состоянием зданий и сооружений, расположенных в непосредственной близости от строящегося объекта, земляные, строительные, монтажные и иные работы на котором могут повлиять на техническое состояние и надежность таких зданий и сооружений. В Разделе 2 "Схема планировочной организации земельного участка", указаны здания, расположенные в непосредственной близости от строящегося объекта, а именно на расстоянии 1 м от границ земельного участка. В разделе 5 "Проект организации строительства" 46/20-ПОС в подразделе "основной период" указано устройство котлована под монолитную фундаментную плиту. В качестве основного механизма при выполнении земляных работ - применение экскаватора. Из вышеизложенного следует, что при проведении работ по устройству новых фундаментов необходимо осуществлять мониторинг конструкций сооружений окружающей застройки в соответствии с разработанными в установленном порядке программой и проектом геотехнического мониторинга. Начальные работы по мониторингу сооружений окружающей застройки подлежат проведению до начала строительно-монтажных работ на этапе выполнения инженерных изысканий и разработки проектной документации. Таким образом, выводы суда противоречат письменным доказательствам, представленным в материалы дела, а несоответствие проектной документации действующему законодательству в данной части, может в дальнейшем создавать угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан. Доказательств отсутствия необходимости соблюдения требований градостроительного законодательства в части проведения мониторинга, в материалах дела не имеется, при этом проведение мониторинга в силу указанных норм действующего законодательства является обязанностью застройщика.
Доводы жалобы идентичны заявленным в суде первой инстанции.
В отзыве на апелляционную жалобу ИП Конкин С.П. просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель департамента архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
ИП Конкина С.П. и его представитель возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, ИП Конкину С.П. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 61:44:0060505:25, площадью 732 м2, расположенный по адресу: г. Ростов-на-Дону, просп. Стачки, 88, категория земель: земли населённых пунктов, виды разрешённого использования: "Бытовое обслуживание; Деловое управление; Магазины; Банковская и страховая деятельность; Общественное питание; Служебные гаражи; Благоустройство территории".
Право собственности предпринимателя на здание зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) 06.10.2014 (выписка из ЕГРН от 29.03.2023) на основании договора купли-продажи земельного участка и жилого дома от 30.09.2014. На земельном участке объекты капитального строительства отсутствуют.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки города Ростова-на-Дону (далее - ПЗЗ) земельный участок с кадастровым номером 61:44:0060505:25 расположен в территориальной зоне реформирования жилой застройки "ЗР-4/2/32". Градостроительный регламент данной территориальной зоны предусматривает в качестве основных видов разрешённого использования размещение, в том числе: объектов делового управления, магазинов торговой площадью до 5000 м2, объектов банковской и страховой деятельности, объектов общественного питания, гостиничного обслуживания.
С целью освоения земельного участка в соответствии с его целевым назначением, разрешённым использованием и требованиями градостроительного регламента в период с 2020 по 2023 годы заявителем были получены необходимые документы и материалы для подготовки проектной документации по строительству на земельном участке объекта капитального строительства торгового назначения.
В частности, предпринимателем были получены следующие исходно-разрешительные документы:
- градостроительный план земельного участка от 29.09.2020 N РФ-61-3- 10-0-00-2020-1760;
- градостроительный план земельного участка от 10.06.2022 N РФ-61-3-10-0- 00-2022-1065;
- технический отчёт по результатам инженерно-геодезических изысканий для подготовки проектной документации 3667-2020-ИГДИ, выполненный ООО "Ростовское многопрофильное предприятие "Гео ПЭН";
- заключение о бурении двух скважин на объекте: "г. Ростов-на-Дону, Железнодорожный район, просп. Стачки, 88" для разработки проектной документации N 88-2020, выполненное ООО "Ростовское многопрофильное предприятие "Гео ПЭН";
- технический отчёт по определению координат точек в системе П3-90.02 в системах координат аэродромов и определение абсолютной высоты объекта N 176/20, выполненный ООО "Гео Плюс";
- заключение войсковой части 41497 от 31.01.2023 по согласованию размещения и высоты объекта капитального строительства "Магазин" по адресу:
г. Ростов-на-Дону, Железнодорожный район, просп. Стачки, 88;
- технические условия ПАО "Газпром газораспределение Ростов-на-Дону" на подключение (техническое присоединение) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сети газораспределения от 19.01.2023 N 00-61-37597;
- договор от 19.01.2023 N 00-61-13576 о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сети газораспределения (ПАО "Газпром газораспределение Ростов-на-Дону");
- технические условия АО "Ростовводоканал" водоснабжения и канализования объекта от 04.12.2020 N 3497;
- технические условия АО "Донэнерго" РГЭС для присоединения к электрическим сетям от 04.02.2021 N 1666/20/РГЭС/ЗРЭС(6.07.172);
- договор от 04.02.2021 N 1666/20/РГЭС/ЗРЭС об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (АО "Донэнерго");
- технические условия на представление комплекса услуг связи ИП Зориева И.А.;
- технические условия (ТУ) Департамента автомобильных дорог и организации дорожного движения города Ростова-на-Дону (департамент АД и ОДД) от 08.08.2022 N 132/22/178 на организацию (устройство) парковки (парковочных мест) по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Стачки, 88;
- технические условия (ТУ) Департамента АД и ОДД от 03.07.2023 N 132/23/157 на переустройство присоединения к автомобильной дороге;
На основании указанных документов по заданию предпринимателя проектной организацией ООО "Гранд Бизнес" (член саморегулируемой организации Ассоциация "Гильдия проектных организаций южного округа" СРО-П-039-30102009) подготовлена проектная документация для строительства объекта капитального строительства - "Магазин по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Стачки, 88".
07 сентября 2023 года заявитель обратился с заявлением в департамент для получения разрешения на строительство объекта капитального строительства "Магазин по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Стачки, 88" (количество этажей - 2, общая площадь здания - 667,10 м 2). Заявление подано через МКУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг города Ростова-на-Дону".
Департамент архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону (далее - Департамент), рассмотрев представленные заявителем документы для получения разрешения на строительство объекта капитального строительства "Магазин по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Стачки, 88" (количество этажей - 2, общая площадь здания - 667,10 кв.м), установил, что представленные документы не соответствуют требованиям, предъявляемым части 7 статьи 51 ГрК РФ.
Принимая во внимание обозначенные выше обстоятельства, департамент в соответствии с части 13 статьи 51 ГрК РФ вынес отказ в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства от 12.09.2023 N 59-34-2/26553.
Не согласившись с вынесенным решением ИП Конкин С.П., воспользовавшись правом на обжалование, предусмотренным статьей 198 АПК РФ, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 АПК РФ, апелляционный суд пришел к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Порядок выдачи разрешения на строительство регламентирован статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 8 Градостроительного кодекса, подпунктом 20 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) выдача разрешений на строительство, расположенных на территориях поселений, относятся к полномочиям органов местного самоуправления поселений.
Градостроительным кодексом разрешение на строительство определяется как документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки и межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства; допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган, к которому прилагаются документы, указанные в части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса. Не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в части 7 данной статьи документов (часть 10 статьи 51).
Согласно части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи:
1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводят проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Согласно части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Согласно части 14 статьи 51 Градостроительного кодекса отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.
Деятельность органов исполнительной власти основана на принципе законности. Следовательно, при принятии решения о выдаче разрешения на строительство либо об отказе в его выдаче уполномоченный орган должен действовать строго в соответствии с установленной нормативными правовыми актами процедурой в пределах своих полномочий. В связи с этим реализация органами местного самоуправления названного полномочия не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов.
Выдача разрешения на строительство включена в перечень типовых услуг, оказываемых, в частности органами местного самоуправления.
Согласно части 9 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" исчерпывающие перечни оснований для приостановления предоставления государственной или муниципальной услуги или отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги устанавливаются федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
При решении вопроса о выдаче разрешения на строительство необходимо установить: соответствие проектной документации правилам землепользования и застройки, которые содержат градостроительные регламенты, проекту планировки территории и проекту межевания территории, которые разрабатываются в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства (части 1, 4 статьи 41 Градостроительного Кодекса).
По смыслу статьи 51 Градостроительного кодекса публичный орган вправе отказать в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства только на основании правовых норм и обстоятельств, указанных в федеральном законе.
Таким образом, полномочия департамента при оказании данной муниципальной услуги носят конкретно-определенный характер, а отказ в выдаче разрешения на строительство должен быть надлежащим образом мотивирован.
Как следует из материалов дела и уже было изложено выше, 07.09.2023 заявитель обратился с заявлением в департамент для получения разрешения на строительство объекта капитального строительства "Магазин по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Стачки, 88" (количество этажей - 2, общая площадь здания - 667,10 м 2). Строительство объекта капитального строительства предусмотрено в границах земельного участка с кадастровым номером 61:44:0060505:25, площадью 732 м2, принадлежащего заявителю на праве собственности.
Департамент архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону, рассмотрев представленные заявителем документы для получения разрешения на строительство объекта капитального строительства, установил, что представленные документы не соответствуют требованиям, предъявляемым части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса, а именно:
1. Технические условия на присоединение (примыкание) к дороге общего пользования и на устройство парковочных мест Департамента автомобильных дорог и организации дорожного движения города Ростова-на-Дону не являются разрешительным документом на использование земельного участка в целях устройства парковочных мест и примыкания, а также отсутствует согласование балансодержателей сетей в месте устройства парковки.
2. В проектной документации, в том числе п. "л" раздела марки КР, отсутствуют сведения о предусмотренных мероприятиях по снижению загазованности помещений в связи с размещением внутри проектируемого объекта помещения парковки на 6 машиномест.
3. Сведения в части использования зависимых машиномест в проектной документации представлены не в полном объеме.
4. В текстовой части раздела "Проект организации строительства" отсутствует информация о мониторинге существующих объектов, расположенных в непосредственной близости к новому строительству.
Рассмотрев обжалуемое решение от 12.09.2023 г. N 59-34-2/26553 об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства, суд установил, что оспариваемое решение не содержит ссылки на то, в чем выразилось нарушение норм действующего законодательства с указанием соответствующих норм права.
По первому пункту, указанному департаментом в качестве основания для отказа в выдаче разрешения на строительства, судом установлено следующее.
08.08.2022 Департаментом автомобильных дорог предпринимателю выданы технические условия (ТУ) N 132/22/178 на организацию парковки (парковочных мест) по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Стачки, 88. Письмом от 10 августа 2023 года срок действия ТУ N 132/22/178 продлён на один год - до 05.08.2024.
Также 03.07.2023 Департаментом автомобильных дорог предпринимателю выданы технические условия (ТУ) N 132/23/157 на переустройство присоединения (примыкания) к автомобильной дороге общего пользования местного значения по проспекту Стачки от земельного участка КН 61:44:0060505:25, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, просп. Стачки, 88.
10.08.2023 Департаментом автомобильных дорог согласована Схема организации парковки и примыкания по пр. Стачки в створе земельного участка N 88 в соответствии с техническими условиями.
Предпринимателем получено письмо администрации Железнодорожного района города Ростова-на-Дону от 04.08.2023 о согласовании размещения парковки в соответствии с представленной схемой и необходимостью заключения договора о благоустройстве после завершения строительства и ввода в эксплуатацию объекта на земельном участке, принадлежащем заявителю.
С учётом позиции департамента о необходимости согласования представленной для получения разрешения на строительство проектной документации с балансодержателями инженерных сетей, находящихся на территории общего пользования (тротуарной и газонной части проспекта Стачки), предприниматель повторно обратился в администрацию Железнодорожного района города Ростова-на-Дону за разъяснением порядка согласования работ по организации парковочных мест и примыканию к автомобильной дороге общего пользования.
По результату рассмотрения обращения администрация Железнодорожного района города Ростова-на-Дону направила предпринимателю ответ от 15.02.2024 N 59.22.03/82.
Как видно из представленных документов, организация присоединения (примыкания) земельного участка, принадлежащего на право собственности предпринимателю, к автомобильной дороге и устройство парковочных мест предусмотрено на территории общего пользования - тротуарной части проспекта Стачки.
Согласно информации, содержащейся в технических условиях Департамента автомобильных дорог, данные ТУ не являются документом на использование земельного участка общего пользования.
Для проведения работ, предусмотренных ТУ и согласованной Департаментом автомобильных дорог Схемой организации парковки и примыкания по пр. Стачки в створе земельного участка N 88 заказчику необходимо получить в администрации Железнодорожного района согласование на размещение данных объектов и оформить договор о благоустройстве прилегающей территории в соответствии с Постановлением Администрации города N 1007 от 02.11.2015 "Об утверждении порядка заключения и форм договоров об уборке (благоустройстве) прилегающих территорий" (далее - Порядок).
В соответствии с пункта 1.3 Порядка, субъектом договора о благоустройстве прилегающей территории могут быть собственники или владельцы следующих объектов: индивидуальные и многоквартирные жилые дома; нежилые помещения в жилых домах; строительные площадки; обособленно расположенные нежилые здания и сооружения (комплексы зданий и сооружений, расположенные в границах единого земельного участка), в том числе используемые для размещения организаций в сфере образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, социальной защиты населения; нестационарные объекты торговли, сферы услуг и бытового обслуживания населения и иные нестационарные и временные объекты благоустройства.
Таким образом, для заключения договора о благоустройстве необходимо наличие на земельном участке объекта капитального строительства или наличие у собственника земельного участка действующего разрешения на строительство такого объекта, позволяющего вести строительные работы в границах своего участка с организацией строительной площадки на территории общего пользования.
Пунктом 3.2. Порядка установлено, что к заявлению на имя главы администрации района города Ростова-на-Дону, прилагается комплект документов, включающий: 1) документы, подтверждающие право собственности или иное право заявителя на объект, к которому планируется закрепление прилегающей территории; 2) топографическую съемку и чертеж границ прилегающей территории; 3) проект благоустройства, дендропроект (в случае, если предполагается создание, реконструкция или снос зеленых насаждений) или дизайн-проект; 4) исполнительные чертежи и схемы, 3D-визуализацию проектных предложений; 5) спецификацию используемых материалов, элементов благоустройства, малых архитектурных форм; 6) информацию о сроках выполнения работ по благоустройству и их стоимости; 7) документы, подтверждающие согласие собственников газо-, водо-, электро-, теплосетей и иных инженерных сетей на выполнение работ, предусмотренных проектом благоустройства, в случае нахождения указанных сетей (включая охранные зоны и зоны эксплуатационной ответственности) на территории, подлежащей благоустройству.
Таким образом, необходимость согласования выполнения работ по устройству парковочных мест и организации примыкания к автомобильной дороге, в том числе с балансодержателями инженерных сетей, находящихся в зоне проведения работ, определяется проектом благоустройства, дендропроектом (в случае, если проектным предложением предполагается создание, реконструкция или снос зеленых насаждений) или дизайнпроектом, который разрабатывается и согласовывается в администрации Железнодорожного района при заключении договора о благоустройстве территории (раздел 3 Порядка).
Как следует из писем администрации района от 04.08.2023, 15.02.2024 и положений, закреплённых Порядком, обращение в администрацию района за согласованием выполнения работ по организации парковок и примыкания к автомобильной дороге, предусмотренных ТУ Департамента автомобильных дорог, возможно только после завершения строительства объекта капитального строительства на земельном участке предпринимателя.
Доводы заявителя жалобы, сводящиеся к тому, что письмо администрации Железнодорожного района от 04.08.2023 не могло быть принято судом в качестве доказательства по делу, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку представленное предпринимателем в материалы дела письмо не содержит каких-либо новых сведений, а только разъясняет действующий порядок, установленный нормативными актами города и определяющий процедуру заключения договора о благоустройстве прилагающей территории и согласования выполнения работ на территории общего пользования. При выполнении работ по благоустройству территории, прилегающей к земельным участкам, на которых расположены существующие объекты капитального строительства или предполагается осуществление нового строительства. Данный порядок должен быть известен департаменту, как одному из отраслевых органов местного самоуправления.
Доводы департамента о необходимости согласования балансодержателей сетей в месте устройства парковки примыкающей автомобильной дороге, правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку в действующем законодательстве отсутствует норма права, согласно которой требуется согласование с сетевой организацией, а перечень случаев отказа в выдаче разрешения на строительство, содержащийся в статье 51 ГрК РФ, носит исчерпывающий характер и не подлежит расширительному толкованию. Судом также учтено, что указанные парковочные места предполагаются на земельном участке не имеющем отношение к заявителю, прав на земельный участком предприниматель не имеет и не может иметь.
При этом, как следует из представленных в материалы дела документов, обустройство парковок не находится в пределах охранных зон сетей и не имеет каких либо иных ограничений.
Также судом правомерно указано, что обустройство парковок не является строительством объекта, что в принципе исключает необходимость такого согласования.
Вывод департамента об отсутствии в проектной документации, в том числе подраздела "л" раздела марки КР, сведения о предусмотренных мероприятиях по снижению загазованности помещений в связи с размещением внутри проектируемого объекта помещения парковки на 6 машиномест, в данном случае противоречит содержанию представленной для получения разрешения документации.
В текстовой части раздела "Конструктивные и объёмно-планировочные решения" (шифр сшива 46/2020-КР) на странице 2 приведено содержание раздела, в котором, в том числе, указан подраздел "л") Обоснование проектных решений и мероприятий, обеспечивающих: - соблюдение требуемых теплозащитных характеристик ограждающих конструкций; - снижение шума и вибраций; - гидроизоляцию и пароизоляцию помещений; - снижение загазованности помещений; - удаление избытков тепла; - соблюдение безопасного уровня электромагнитных и иных излучений; - соблюдение санитарно-гигиенических условий; - пожарную безопасность; - соответствие зданий, строений и сооружений требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов".
Данный раздел проекта, предоставление которого для получения разрешения на строительство предусмотрено частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса, содержит лишь общие сведения о содержании проектных решений в отношении инженерного оборудования вентиляционных систем здания, которые, обеспечивают дымоудаление, очистку воздуха и снижение загазованности помещений
Вопросы, связанные с обеспечением вентиляции объекта капитального строительства, включая систему дымоудаления, при подготовке проектной документации разрабатываются и отражаются в разделе 5 - "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях и системах инженерно-технического обеспечения".
Исходя из положений, закреплённых в части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса, данный раздел проекта не предусмотрен в составе документации, представляемой для получения разрешения на строительство в уполномоченный орган.
Таким образом, ссылка заявителя жалобы на строительные правила (СП 112.13330.2011 "Пожарная безопасность", СП 113.13330.2016 "Стоянки автомобилей", СП 60.13330.2016 "Отопление, вентиляция и кондиционирование", СП 7.13130.2013 "Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности") как основание для отмены решения суда первой инстанции является безосновательным.
Отсутствие в представленных для получения разрешения на строительство разделах проектной документации данных сведений, чертежей и т.п. не означает их отсутствие в проекте.
Разделы проектной и рабочей документации, содержащие сведения о системах вентиляции, дымоудаления и прочее, разрабатываемые в составе проекта, не представляются в департамент застройщиком в силу прямого указания закона, поскольку у департамента отсутствует компетенция по проверке данных проектных решений и их оценке на соответствие обязательным требованиям.
Это подтверждается, помимо прочего, следующим обстоятельством.
Приведённый департаментом СП 112.13330.2011 "Пожарная безопасность" утратил силу с 01.01.2021 в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 11.07.2020 N 1034 "О признании утратившими силу нормативных правовых актов..." (Приложение N 2, пункт 14)
СП 113.13330.2016 "Стоянки автомобилей" утратил силу с 06.11.2023 в связи с принятием Приказа Минстроя России от 05.10.2023 N 718/пр (пункт 2 Приказа).
СП 60.13330.2016 "Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха" утратил силу с 01.09.2021 в связи с принятием Приказа Минстроя России от 30.12.2020 N 921/пр.
Таким образом, указание в оспариваемом отказе на отсутствие в проектной документации сведений о предусмотренных мероприятиях по снижению загазованности помещений является неверным.
Также является неверным указание в оспариваемом отказе на неполное представление сведений об использовании парковочных мест, предусмотренных в закрытой парковке первого этажа проектируемого здания.
Как видно из материалов дела, проектируемая на первом этаже здания магазина парковка не является местом общего пользования, машиноместа в ней не предназначены для продажи отдельно третьим лицам и, как следует из проекта, используются исключительно для размещения транспорта персонала и посетителей магазина (в отличие, например, от открытой парковки на прилегающей территории), то порядок и режим использования данных "зависимых" машиномест будет определяться собственником здания (предпринимателем) самостоятельно.
Приведённый департаментом в апелляционной жалобе нормативный акт - СП 467.1325800.2019 "Свод правил. Стоянки автомобилей. Правила эксплуатации", а конкретно, п 5.15, предусматривающий необходимость обеспечить безопасный доступ и передвижение по территории, в том числе путём наличия и исправности систем автоматического доступа, знаков, указателей, информационных табло и стендов, разметки с направлением движения и местами парковки, в том числе для МГН, определяет правила эксплуатации стоянки автомобилей. Проектная документация, разрабатываемая в отношении объекта капитального строительства, не содержит раздела, предусматривающего размещение специальных знаков, информационных табличек, дорожной разметки.
Доказательств того, что размещение транспортных средств не возможно не представлено.
Единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации устанавливается и регулируется Правилами дорожного движения, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ПДД). ПДД определяют правила дорожного движения, в том силе при въезде и выезде на парковку (стоянку) и при движении по парковке (стоянке), а также правила размещения специальных знаков и разметки, регулирующих безопасное движение.
По этой причине требование департамента определить в проектной документации объекта капитального строительства порядок въезда и выезда транспортных средств в парковку и порядок их движения по парковке являются необоснованными.
Кроме того, направление движения транспортных средств может быть проверена на стадии ввода объекта в эксплуатацию или приемке его специальными службами по окончанию строительства.
Относительно требования департамента о необходимости включения в проект информации о мониторинге существующих объектов недвижимости в процессе осуществления строительства объекта, судом первой инстанции правомерно отмечено следующее.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 утверждено Положение о составе раздела проектной документации и требованиях к их содержанию (далее - Положение о составе раздела проектной документации).
Подпунктом "ф" пункта 23 данного Положения установлен перечень мероприятий по организации мониторинга за состоянием зданий и сооружений, расположенных в непосредственной близости от строящегося объекта, земляные, строительные, монтажные и иные работы на котором могут повлиять на техническое состояние и надежность таких зданий и сооружений.
В проекте организации строительства (Раздел 5. Шифр 46/20-ПОС), представленном заявителем в департамент для получения разрешения на строительство, в отношении мероприятий по организации мониторинга за состоянием зданий и сооружений, расположенных в непосредственной близости от строящегося объекта, земляные, строительные, монтажные и иные работы на котором могут повлиять на техническое состояние и надежность таких зданий и сооружений, указано следующее (стр. 51-52, подраздел "ф"). Принятая технология строительно-монтажных работ при возведении объекта не оказывает негативное влияние на близлежащие здания и сооружения, расположенные в непосредственной близости от объекта, в связи с этим не требуется проведения мониторинга за состоянием в виде обустройства геодезической системы наблюдений за осадкой и креном, периодическое освидетельствование фундаментов и несущих конструкций зданий (сооружений).
В постановлении Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" (в действующей редакции) не указано конкретное содержание подраздела "ф", в том числе требования к описанию перечня мероприятий по мониторингу, или обоснованию отсутствия необходимости в мониторинге.
Данное проектное решение обусловлено тем, что при строительстве объекта, в том числе при проведении земляных работ, устройстве основания здания, не предусмотрены работы, которые могут повлиять на состояние объектов на соседних участках.
В частности, проектом не предусмотрено рытьё котлована (глубина заложения плиты основания составляет не более 40 см. также не предусмотрены буровые, буронабивные и иные виды работ, воздействующие на грунт.
Кроме того, заявителем до начала разработки проекта получены согласия смежных землевладельцев и собственников объектов недвижимости соседних участков на строительство объекта.
Указание департамента на проведение земляных работ при строительстве объекта на большей глубине не соответствует действительности, противоречит представленной в дело проектной документации.
Так, характеристика фундамента проектируемого здания указана на листе 8, 10 Пояснительной записки раздела 4. Конструктивные и объёмно-планировочные решения (46/20-КР.ПЗ): "фундамент здания - сплошная монолитная железобетонная плита толщиной 400 мм), что соответствует глубине 0,4 м.
С учётом толщины подготовки под подошвой плиты толщиной 100 мм (абзац 3 л. 10 46/20-КР.ПЗ) общая глубина заложения фундамента составляет 0,5 м (50 см).
Аналогичная информация содержится на листе 10 раздела 46/20-КР (графическая часть раздела 4. Конструктивные и объёмно-планировочные решения).
Таким образом, предусматриваемые при строительстве земляные работы не предполагают устройство основания здания ниже отметки 0,5 м, вопреки доводам департамента, изложенным в апелляционной жалобе.
Ссылка департамента на указанную в разделе "Земляные работы" ПОС (лист 15) является необоснованной. В данном разделе "Земляные работы" содержится указание, что в качестве основного механизма при выполнении земляных работ применяется экскаватор типа ЭО-3322А с ёмкостью ковша 0,65 м3, глубина копания 1,0-2,5 м. То есть в данном разделе указана техническая характеристика применяемого экскаватора "экскаватор типа ЭО-3322А", а не дано указание, на какую глубину следует выкопать котлован.
Таким образом, указанные департаментом основания отказа в выдаче разрешения на строительство не соответствуют требованиям статьи 51 Градостроительного Кодекса.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу об отсутствии у департамента оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства: "Магазин по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Стачки, 88", в силу несоответствия доводов департамента положениям статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которые привели к нарушению права и законных интересов общества.
С учетом изложенного, суд первой инстанции верно применив нормы статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в качестве правовосстановительной меры, обязал департамент устранить допущенное нарушение прав и законных интересов предпринимателя путем повторного рассмотрения заявления ИП Конкина С.П. о выдаче разрешения на строительство от 07.09.2023 и прилагаемой к нему документации, с принятием соответствующего решения, в установленный законом срок.
Доводы апелляционной жалобы департамента, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.02.2024 по делу N А53-40820/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-40820/2023
Истец: Конкин Сергей Петрович
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ