г. Санкт-Петербург |
|
29 мая 2024 г. |
Дело N А42-2411/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 мая 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Орловой Н.Ф.
судей Мельниковой Н.А., Савиной Е.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Капустиным А.Е.
при участии: согласно протоколу судебного заседания от 20.05.2024
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7870/2024) федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала "Северный" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 07.02.2024 по делу N А42-2411/2023, принятое по иску федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации к федеральному государственному автономному учреждению "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала "Северный"
3-и лица: 1) общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-строительная компания",
2) Министерство обороны Российской Федерации,
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в лице жилищно-коммунальной службы N 5 (далее - истец, ФГБУ "ЦЖКУ", Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к федеральному государственному автономному учреждению "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала "Северный" (далее - ответчик, Управление, ФГАУ "Росжилкомплекс") о взыскании задолженности по жилищно-коммунальным услугам, оказанных за период с августа по декабрь 2022 года в сумме 1 243 515,23 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-строительная компания" (далее - ООО "ЖСК"), Министерство обороны Российской Федерации (далее - Министерство обороны).
Решением суда первой инстанции от 07.02.2024 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, ФГАУ "Росжилкомплекс" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ответчик ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Учреждение указывает, что в расчет истца включены помещения, расположенные в многоквартирном доме N 9 по адресу: по улице Боровой, с. Ненокса, г. Северодвинска в период с 01.08.2022 по 31.12.2022, на которые право оперативного управления ФГАУ "Росжилкомплекс" в Едином государственном реестре недвижимости зарегистрировано поквартирно, начиная с 13.04.2023.
От ФГБУ "ЦЖКУ" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит в ее удовлетворении отказать.
Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2024 рассмотрение спора отложено на 20.05.2024.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции 20.05.2024 не явились.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле (их представителей).
К материалам дела приобщены письменные пояснения истца, согласно которым истец подтверждает факт государственной регистрации оперативного управления в отношении спорных квартир позже искового периода.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ФГБУ "ЦЖКУ", действующее на основании государственного задания и устава, осуществляет деятельность по содержанию (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооружённых Сил Российской Федерации, а также по обеспечению энергоресурсами, в том числе и сторонних потребителей, не относящихся к Министерству обороны, в случае технологического присоединения.
Приказами директора Департамента военного имущества Минобороны России от 05.06.2021 N 2077 (л.д.96-105 т.2), от 05.04.2022 N 867 (л.д.82-86 т.2) и от 22.06.2022 N 1978 (л.д.91-93 т.2) "О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за федеральным государственным автономным учреждением "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации" (далее - Приказ N 2077, N 867 и N 1978) указано на прекращение права оперативного управления ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в отношении объектов, расположенных: с.Ненокса, в/г N 24. На основании пункта 2 названных Приказов спорные объекты закреплены за Управлением на праве оперативного управления. По актам приема-передачи от 15.08.2021 (л.д.94, 95 т.2), от 31.08.2021 (л.д.106-112 т.2) и от 04.05.2022 (л.д.87-90 т.2) соответственно 6 объектов переданы ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ Управлению.
ФГБУ "ЦЖКУ" обращаясь с исковым заявлением, указало, что в период с августа по декабрь 2022 года оно оказало коммунальные услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, отоплению в отношении пустующих жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах N N 4, 5, 7, 8 и 9 по улице Боровая села Ненокса города Северодвинска Архангельской области, находящихся в оперативном управлении у ФГАУ "Росжилкомплекс", стоимость которых, согласно выставленных истцом счетов с учетом произведенных корректировок, последнее не оплатило.
Поскольку направленные ФГБУ "ЦЖКУ" в адрес ФГАУ "Росжилкомплекс" претензии с требованием погасить задолженность за коммунальные услуги оставлены без удовлетворения, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В связи с ненадлежащим исполнением обязательств по оплате коммунальных услуг Учреждением направлены претензии, оставленные без удовлетворения.
Задолженность Управления перед Учреждением за период с августа по декабрь 2022 года составила 1 243 515,23 руб.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Учреждения в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Ответчик против удовлетворения иска возражал ввиду отсутствия регистрации права оперативного управления на имущество в исковой период.
Решением суда исковые требования полностью удовлетворены. Суд первой инстанции пришел к выводу, что в данном случае право оперативного управления возникло у ответчика с момента передачи ему имущества (издания собственником имущества соответствующего приказа о закреплении имущества на праве оперативного управления за ответчиком) по актам приема-передачи от 15.08.2021, 31.08.2021 и 04.08.2022.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, суд апелляционной инстанции не согласен с выводов суда первой инстанции в связи со следующим.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 249 ГК РФ предусмотрено, что участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в издержках по содержанию общего имущества.
Согласно статье 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения (часть 1 статьи 158 ЖК РФ).
Из вышеуказанных положений ГК РФ, ЖК РФ следует, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и текущий ремонт общего имущества, коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, и взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В статьях 296 и 298 ГК РФ, определяющих права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию. Обладатели права оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести расходы на содержание имущества.
Согласно пункту 4 статьи 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с названным Кодексом (статьи 294, 296).
На основании положений пункта 1 статьи 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Согласно статьям 216 и 296 ГК РФ и правовой позиции, изложенной в абзаце втором пункта 5 совместного Постановления пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.
На основании пункта 2 статьи 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
При отсутствии государственной регистрации права оперативного управления на спорные жилые помещения обязанность по содержанию жилых помещений в силу статьи 210 ГК РФ лежит на собственнике этих помещений.
Как следует из материалов дела, право оперативного управления ФГАУ "Росжилкомплекс" в Едином государственном реестре недвижимости зарегистрировано поквартирно в отношении помещений, расположенных по адресу: по улице Боровой, с. Ненокса, г. Северодвинска, начиная с 13.04.2023, т.е. после искового периода. Истцом указанное обстоятельство не оспаривается.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований не имелось.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене как принятое при неправильном применении норм материального права.
Судебные расходы по иску и по апелляционной жалобе подлежат распределению по правилам части 1 статьи 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 07.02.2024 по делу N А42-2411/2023 отменить.
В удовлетворении иска отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ф. Орлова |
Судьи |
Н.А. Мельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-2411/2023
Истец: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: ФГАУ "Росжилклмплекс" - ф-л "Северный", ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ (КОМПЛЕКСА)" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ООО "ЖИЛИЩНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ"