г. Владимир |
|
27 мая 2024 г. |
Дело N А11-6941/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 мая 2024 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кастальской М.Н.,
судей Захаровой Т.А., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Большаковой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "РЭС ГРУПП" на решение Арбитражного суда Владимирской области от 22.02.2024 по делу N А11-6941/2023, принятое по заявлению акционерного общества "РЭС ГРУПП" (ИНН 3328489050, ОГРН 1133328001730) о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Владимирской области (ИНН 3329001660, ОГРН 1043301900366) от 12.05.2023 N 2 о принятии обеспечительных мер; об обязании Управления Федеральной налоговой службы по Владимирской области устранить допущенные нарушения прав и охраняемых законом интересов налогоплательщика
при участии:
от заявителя - генеральный директор Юдина Г.Н. на основании выписки из ЕГРЮЛ от 17.05.2024 N ЮЭ9965-24-62917263, Михайлова Н.А. по доверенности от 20.10.2021 сроком действия на пять лет (т.9, л.д.162), представлен диплом о высшем юридическом образовании от 08.04.1999 N 11795 (т.9, л.д.163);
от ответчика - Гасанов З.Э. по доверенности от 09.01.2024 N 09-99/24 сроком действия до 31.01.2025, представлен диплом о высшем юридическом образовании от 30.06.2020 N 2521.
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "РЭС ГРУПП" (далее по тексту - заявитель, АО "РЭС ГРУПП") обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Владимирской области (далее - ответчик, УФНС России по Владимирской области) от 12.05.2023 N 2 о принятии обеспечительных мер; об обязании Управления Федеральной налоговой службы по Владимирской области устранить допущенные нарушения прав и охраняемых законом интересов налогоплательщика
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 22.02.2024 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, АО "РЭС ГРУПП" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Владимирской области от 22.02.2024 по делу N А11-6941/2023 и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
АО "РЭС ГРУПП" считает решение суда незаконным и необоснованным. По мнению АО "РЭС Групп" при принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела; имеет место недоказанность обстоятельств, которые суд посчитал установленными; выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам; допущено неправильное применение норм материального права и нарушение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, что в соответствии с положениями частей 1, 2 и 3 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает, что оснований для отмены решения Арбитражного суда Владимирской области не имеется, судом первой инстанции правильно применены нормы материального права, полно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам и материалам судебного дела.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, считал решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным. Просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве, просил решение суда оставить без изменения.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценивая законность решения суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
Как следует из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки в отношении АО "РЭС Групп" УФНС России по Владимирской области вынесено решение от 12.05.2023 N 897 о привлечении АО "РЭС ГРУПП" к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым АО "РЭС ГРУПП" доначислены налог на добавленную стоимость в размере 22 117 461 руб., налог на прибыль организаций в размере 23 064 764 руб., АО "РЭС ГРУПП" привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 1 006 307 руб. 05 коп. (итого 46 188 532 руб. 05 коп.).
В целях обеспечения исполнения решения 12.05.2023 N 897 УФНС России по Владимирской области на основании пункта 10 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации принято решение о принятии обеспечительных мер от 12.05.2023 N 2 в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) без согласия налогового органа имущества на общую сумму 7 345 579 руб. 07 коп., в том числе: на транспортные средства, принадлежащие АО "РЭС Групп" на праве собственности и не находящиеся в обременении, на общую сумму 4 595 100 руб., а именно: автомобиль легковой LADA NIVA государственный регистрационный знак В717УРЗЗ, 2021 года выпуска, VIN XTA212300N0809243 балансовой стоимостью 1 030 900 руб.; автомобиль легковой LADA LARGUS государственный регистрационный знак B013TM33, 2021 года выпуска, VIN XTAKS045LM1360385 балансовой стоимостью 775 900 руб.; автомобиль легковой LADA KS045L LADA LARGUS государственный регистрационный знак У500РОЗЗ, 2019 года выпуска, VIN XTAKS045LK1177803 балансовой стоимостью 724 400 руб.; автомобиль легковой LADA KS045L LADA LARGUS государственный регистрационный знак С814РОЗЗ, 2018 года выпуска, VIN XTAKS045LK1158657 балансовой стоимостью 300 000 руб.; автомобиль легковой LADA 212140 LADA 4X4 государственный регистрационный знак T740PIG3, 2019 года выпуска, VIN XTA212140L2370093 балансовой стоимостью 483 900 руб.; автомобиль легковой LADA LARGUS KS0Y5L государственный регистрационный знак Х824ННЗЗ, 2015 года выпуска, VIN XTAKS0Y5LF0888756 балансовой стоимостью 640 000 руб.; автомобиль легковой ЛАДА KS0Y5L государственный регистрационный знак У160НУЗЗ, 2015 года выпуска, VIN XTAKS0Y5LF0879600 балансовой стоимостью 640 000 руб.; на иное имущество, за исключением продукции, сырья и материалов, на общую сумму 2 750 479 руб. 07 коп., а именно: дебиторскую задолженность ООО "САЛЫМ ПЕТРОЛЕУМ ДЕВЕЛОПМЕНТ" ИНН 8619017847, согласно акту сверки с 01.01.2023 по 31.03.2023 в размере 1 490 479 руб. 07 коп; дебиторскую задолженность ООО "ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ" ИНН 5262245014, согласно акту сверки с 01.01.2022 по 31.12.2022 в размере 1 260 000 руб. В связи с отсутствием имущества, достаточного для обеспечения возможности исполнения решения от 12.05.2023 N 897, на основании подпункта 2 пункта 10 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации обжалуемым решением приостановлены операции по расчетным счетам в общей сумме 38 842 952 руб. 64 коп. в следующих банках, а именно: по расчетным счетам 40702810502000135890 и 40702810402003135997 в ПАО "Промсвязьбанк", по расчетному счету 40702810500000006841 в АО "Всероссийский банк развития регионов", по расчетному счету 40802810902200001130 в ПАО "БАНК УРАЛСИБ", по расчетным счетам 40702810610000008858, 40702810210000001954 и 40702810410000006445 в ПАО "Сбербанк России", филиал Владимирское 4 отделение N 8611, по расчетному счету 40702810496180000632 в ПАО "РОСБАНК", филиал Московский.
Решением Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по Центральному федеральному округу (далее - МИФНС по ЦФО) в удовлетворении апелляционной жалобы АО "РЭС ГРУПП" на решение от 12.05.2023 N 2 отказано.
АО "РЭС ГРУПП" обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с настоящим заявлением.
АО "РЭС ГРУПП" полагает, что решение УФНС России по Владимирской области от 12.05.2023 N 2 не соответствует требованиям пункта 10 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, нарушает права и законные интересы налогоплательщика, создает реальные препятствия для осуществления финансово-экономической коммерческой деятельности. По мнению АО "РЭС ГРУПП", выводы, сделанные УФНС России по Владимирской области, не соответствуют фактическим обстоятельствам; указанные УФНС России по Владимирской области основания для принятия обеспечительных мер не свидетельствуют о невозможности или затруднительности в будущем исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. АО "РЭС ГРУПП" указало, что по данным налоговой отчетности АО "РЭС ГРУПП", а именно налоговым декларациям по налогу на прибыль организаций и налоговым декларациям по налогу на добавленную стоимость, финансовые показатели АО "РЭС Групп" в 2022 году улучшились по сравнению с 2021 годом: увеличилась налогооблагаемая прибыль на 342 674 руб.; увеличилась сумма налога на прибыль, зачисляемого в бюджеты разных уровней, на 68 534 руб.; увеличилась сумма налога на добавленную стоимость, исчисленного к уплате в бюджет, на 700 125 руб. что, опровергает вывод УФНС России по Владимирской области о снижении финансовых показателей по данным отчетности. Кроме того, АО "РЭС ГРУПП" считает, что УФНС России по Владимирской области нарушена очередность принятия обеспечительных мер, установленная в пункте 10 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, что является основанием для признания обжалуемого решения недействительными и его отмене. Также АО "РЭС ГРУПП" отметило, что принятые обеспечительные меры в форме приостановления операций по счетам налогоплательщика блокируют любую деятельность АО "РЭС Групп" и исключают возможность завершения уже начатых и частично выполненных работ. В результате приостановления расходных операций по расчетным счетам налогоплательщика АО "РЭС Групп" не имеет возможности выполнить обязательства перед заказчиками как по уже заключенным, так и по новым договорам и контрактам, так как не может приобрести необходимые материалы и оборудование; организовать выезд и проживание командированного персонала на объекты выполнения работ и оказания услуг; обеспечить работоспособность критических каналов связи; пользоваться ресурсами сети Интернет; обслуживать автомобильный транспорт и т.д.; выполнить обязательства перед поставщиками и подрядчиками по оплате за уже поставленные материалы, выполненные работы и оказанные услуги, без оплаты которых последующая поставка материалов, выполнение работ и оказание услуг также становятся не возможными; что в свою очередь влечет начисление штрафных санкций и исключает возможность заключения новых договоров с заказчиками.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обеспечительные меры по решению о принятии обеспечительных мер 12.05.2023 N 2 приняты УФНС России по Владимирской области на законных основаниях, не нарушают права АО "РЭС ГРУПП", соответствуют задолженности по уплате налогов и сборов, доначисленных по результатам выездной налоговой проверки, последовательность принятия обеспечительных мер УФНС России по Владимирской области была соблюдена.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
В силу пункта 10 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации после вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять обеспечительные меры, направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении. Для принятия обеспечительных мер руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение, вступающее в силу со дня его вынесения и действующее до дня исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо до дня отмены вынесенного решения вышестоящим налоговым органом или судом.
Таким образом, обеспечительные меры, предусмотренные пунктом 10 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, направлены на оперативную защиту интересов бюджета с целью предотвращения ситуаций, когда вследствие истечения определенного времени на процедуру принудительного взыскания налогов во внесудебном порядке может возникнуть затруднительность либо невозможность исполнения принятого решения налогового органа по причине отчуждения (иного вывода) налогоплательщиком своих активов.
Согласно пункту 10 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации обеспечительными мерами могут быть: 1) запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа. Предусмотренный настоящим подпунктом запрет на отчуждение (передачу в залог) производится последовательно в отношении: недвижимого имущества, в том числе не участвующего в производстве продукции (работ, услуг); транспортных средств, ценных бумаг, предметов дизайна служебных помещений; иного имущества, за исключением готовой продукции, сырья и материалов; готовой продукции, сырья и материалов. При этом запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества каждой последующей группы применяется в случае, если совокупная стоимость имущества из предыдущих групп, определяемая по данным бухгалтерского учета, меньше общей суммы недоимки, пеней и штрафов, подлежащей уплате на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; 2) приостановление операций по счетам в банке в порядке, установленном статьей 76 Налогового кодекса Российской Федерации. Приостановление операций по счетам в банке в порядке принятия обеспечительных мер может применяться только после наложения запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества и в случае, если совокупная стоимость такого имущества по данным бухгалтерского учета меньше общей суммы недоимки, пеней и штрафов, подлежащей уплате на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Приостановление операций по счетам в банке допускается в отношении разницы между общей суммой недоимки, пеней и штрафов, указанной в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или 6 решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, и стоимостью имущества, не подлежащего отчуждению (передаче в залог) в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации.
Учитывая правовую природу обеспечительных мер, принимаемых в порядке пункта 10 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации (принимаются до вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в связи с чем носят исключительный характер, их применение должно быть обоснованным и может быть обусловлено действиями налогоплательщика, направленными на то, чтобы в дальнейшем исполнение решения инспекции о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения было затруднено), если решение о принятии обеспечительных мер было принято при отсутствии достаточных оснований полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение решения и взыскание недоимки, пеней и штрафов, такое решение должно быть отменено.
По своему назначению обеспечительные меры, указанные в пункте 10 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, направлены на оперативную защиту интересов бюджета с целью предотвращения ситуаций, когда вследствие истечения определенного времени на процедуру принудительного взыскания налогов во внесудебном порядке может возникнуть затруднительность либо невозможность исполнения принятого решения налогового органа по причине отчуждения (иного вывода) налогоплательщиком своих активов.
Согласно пункту 11 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации по просьбе лица, в отношении которого было вынесено решение о принятии обеспечительных мер, налоговый орган вправе заменить обеспечительные меры, предусмотренные пунктом 10 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, на: 1) банковскую гарантию, подтверждающую, что банк обязуется уплатить указанную в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения сумму недоимки, а также суммы соответствующих пеней и штрафов в случае неуплаты этих сумм принципалом в установленный налоговым органом срок; 2) залог ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, или залог иного имущества, оформленный в порядке, предусмотренном статьей 73 Налогового кодекса Российской Федерации; 3) поручительство третьего лица, оформленное в порядке, предусмотренном статьей 74 Налогового кодекса Российской Федерации.
В рассматриваемом случае, УФНС России по Владимирской области вынесено решение от 12.05.2023 N 2 о принятии обеспечительных мер в целях обеспечения возможности исполнения решения от 12.05.2023 N 897.
Основанием принятия решения от 12.05.2023 N 2 послужил в том числе, вывод активов (отчуждение имущества) АО "РЭС ГРУПП", поскольку заявителем проведены действия с 29.12.2021 по 15.07.2022 (период проведения проверки) по отчуждению транспортного средства - автомобиль легковой ШЕВРОЛЕ НИВА 212300-55, 2017 года выпуска, государственный регистрационный знак А421РН89, VIN X9L212300H0615500.
По информации, представленной ГИБДД, автомобиль реализован 15.01.2022 в адрес Шитова Сергея Вадимовича за 475 000 руб.
Исходя из анализа расчетных счетов АО "РЭС ГРУПП" денежные средства от реализации транспортного средства от Шитова С.В. на счета организации не поступали.
Кроме того, по окончанию выездной налоговой проверки и до получения акта налоговой проверки АО "РЭС ГРУПП" произведено отчуждение транспортного средства - автомобиль легковой ХЕНДЭ HI, 2015 года выпуска, государственный регистрационный знак У788НВЗЗ, VIN KMHWH81KAGU770405.
Согласно данным ГИБДД транспортное средство реализовано 07.09.2022 года в адрес Беликова Александра Андреевича за 725 000 руб.
Справки по форме 2-НДФЛ на Беликова А.А. в 2016 - 2022 годы представлены АО "РЭС ГРУПП".
Оплата за реализацию поступила с расчетных счетов от ИП Беликова А.А. в размере 322 222 руб. 24 коп., указанные обстоятельства УФНС России по Владимирской области расценило как отчуждение имущества с целью уклонения от обязанности по уплате доначисленного налога.
Кроме того, УФНС России по Владимирской области установлено снижение финансовых показателей АО "РЭС ГРУПП" по данным отчетности. Так, УФНС России по Владимирской области установлено снижение доходов от реализации за 12 месяцев 2022 года на 18 % по сравнению с данными на предшествующую отчетную дату. Согласно декларации по налогу на прибыль доходы от реализации за 2022 год составили 149 924 583 руб., за аналогичный период 2021 года - 182 939 095 руб.
Согласно выпискам банков о движении денежных средств АО "РЭС ГРУПП", УФНС России по Владимирской области установлено снижение суммы поступлений на расчетные счета организации за 2022 год на 13% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года (2021 год - 745 820 000 руб., 2022 год - 650 171 000 руб.).
В 1 квартале 2023 года на расчетные счета АО "РЭС ГРУПП" поступило 83 367 976 руб. 79 коп., что на 65,7% меньше аналогичного периода 2022 года (1 квартал 2022 года - 243 063 306 руб. 30 коп.).
По мимо этого, в ходе проведения выездной налоговой проверки УФНС России по Владимирской области установлено, что АО "РЭС ГРУПП" допустило уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль и суммы подлежащего уплате налога на прибыль, а также допустило уменьшение суммы подлежащего уплате НДС по причине завышения налоговых вычетов в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни, об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и бухгалтерском учете и налоговой отчетности налогоплательщика, отразив сделки с подконтрольными организациями: ООО "Энергосистемы" ИНН 3329090620, ООО "Автоматизированные системы" ИНН 2315207404, ООО "Автоматизация в энергетике" ИНН 3329097295. В нарушение пунктов 1, 2 статьи 54.1, статьи 169, пункта 2 статьи 171, статьи 172, статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации АО "РЭС Групп" в декларациях по налогу на добавленную стоимость за 2019-2021 годы неправомерно заявило к вычету налог в сумме 26 509 645 руб., а также в декларациях по налогу на прибыль за 2018-2019 годы неправомерно отразило расходы в сумме 132 533 295 руб.
Сведения об имеющемся имуществе получены УФНС России по Владимирской области от Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Инспекции Гостехнадзора Владимирской области.
Решение от 12.05.2023 N 897 о привлечении АО "РЭС ГРУПП" к ответственности за совершение налогового правонарушения обжалуется в рамках дела NА11-8331/2023.
В целях обеспечения баланса интересов сторон, определением суда от 07.08.2023 заявление АО "РЭС ГРУПП" об обеспечении иска удовлетворено; действие решения УФНС России по Владимирской области от 12.05.2023 N 897 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения приостановлено, т.е. принудительное взыскание доначисленных недоимок и штрафных санкций УФНС России по Владимирской области не осуществляется.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в рассматриваемом случае непринятие УФНС России по Владимирской области обеспечительных мер может привести к затруднительности исполнения решения Управления от 12.05.2023 N 897 о привлечении АО "РЭС ГРУПП" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Заявителем не представлено в материалы дела бесспорных доказательств нарушения его прав и законных интересов оспариваемым решением УФНС России по Владимирской области, а равно и его принятия вопреки требованиям закона.
С учетом пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402- ФЗ "О бухгалтерском учете" годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных указанным законом, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами (пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете").
Так, согласно бухгалтерскому балансу на 31.12.2022 размер кредиторской задолженности АО "РЭС Групп" составлял 50 114 000 руб. Размер доначисленных решением о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 12.05.2023 N 897 платежей составляет 46 188 532 руб. 05 коп.
Активы АО "РЭС ГРУПП" на 31.12.2022 составили по бухгалтерскому балансу 73 366 000 руб., из них дебиторская задолженность - 45 196 000 руб.
Таким образом, общая сумма начислений по решению 12.05.2023 N 897 с учетом кредиторской задолженности (96 302 532,05 руб.) превышает актив (73 366 000 руб.). За вычетом дебиторской задолженности, все остальные активы АО "РЭС ГРУПП" составляли 28 170 000 руб., в которые входили основные средства в размере 1 457 000 руб. и запасы в размере 15 618 000 руб.
Довод АО "РЭС ГРУПП" о достаточности имущества для обеспечения исполнения решения от 12.05.2023 N 897 правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку по представленной за 2022 год бухгалтерской отчетности у АО "РЭС ГРУПП" наблюдается рост кредиторской задолженности с 30 649 000 руб. (2021 год) до 50 114 тыс. руб. (2022 год). Также у АО "РЭС ГРУПП" наблюдается снижение выручки с 182 381 000 руб. (2021 год) до 149 320 000 руб. (2022 год).
Согласно декларации по налогу на прибыль доходы от реализации за 2022 год составили 149 924 583 руб. за аналогичный период 2021 года - 182 939 095 руб. Общая сумма доходов за 2022 год составила 149 794 000 руб., что меньше в сравнении с суммой доходов 2021 год (182 981 000 руб.).
Вышеизложенное свидетельствует о снижении финансовых показателей АО "РЭС ГРУПП".
Кроме того, по результатам выездной налоговой проверки АО "РЭС Групп" УФНС России по Владимирской области установлена схема минимизации налоговых платежей путем включения в цепочку поставщиков организаций, обладающих признаками технических организаций.
Так, в оспариваемом решении о принятии обеспечительных мер от 12.05.2023 N 2 указано, что в нарушение пунктов 1, 2 статьи 54.1, статьи 169, пункта 2 статьи 171, статьи 172, статьи 252 НК РФ АО "РЭС ГРУПП" в декларациях по налогу на добавленную стоимость за 2019-2021 годы неправомерно заявило к вычету налог в сумме 26 509 645 руб., а также в декларациях по налогу на прибыль за 2018-2019 годы неправомерно отразило расходы в сумме 132 533 295 руб.
По итогам проверки решением о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 12.05.2023 N 897 АО "РЭС ГРУПП" доначислена недоимка и штрафные санкции на сумму 46 188 532 руб. 05 коп.
Исходя из изложенного, в том числе, учитывая финансовые показатели АО "РЭС ГРУПП" на момент принятия решения от 12.05.2023 N 2, у УФНС России по Владимирской области имелись достаточные основания для вынесения оспариваемого решения в целях обеспечения исполнения решения от 12.05.2023 N 897.
Согласно документам, представленным УФНС России по Владимирской области, в целях выявления источников взыскания задолженности, образовавшейся в результате доначислений по выездной налоговой проверке, УФНС России по Владимирской области в адрес АО "РЭС ГРУПП" был направлены запросы от 26.08.2022 N 08-46/13617 (получено 02.09.2022) и от 25.04.2023 N 18-08/05860 (получено 02.05.2023) в которых запрашивалась информация об имуществе, принадлежащем АО "РЭС ГРУПП" на праве собственности, а также расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности.
Запрашиваемая информация АО "РЭС ГРУПП" в УФНС России по Владимирской области представлена не была.
УФНС России по Владимирской области в целях верификации дебиторской задолженности в адрес основных контрагентов АО "РЭС ГРУПП" были направлены поручения (требования) об истребовании документов (информации) о наличии кредиторской задолженности перед АО "РЭС ГРУПП".
Актами сверки, задолженность в пользу АО "РЭС Групп" подтверждена только ООО "Салым Петролиум Девелопмент" в размере 1 490 479 руб. 07 коп. и ООО "Энергетическая компания" в размере 1 260 000 руб.
Довод АО "РЭС ГРУПП" о том, что УФНС России по Владимирской области была нарушена очередность применения обеспечительных мер судом первой инстанции рассмотрен и правомерно отклонен, поскольку АО "РЭС ГРУПП" на момент принятия оспариваемого решения от 12.05.2023 N 2 сведений о наличии готовой продукции, сырья и материалов не представлено.
АО "РЭС ГРУПП" не опровергнуто, что у заявителя отсутствует соответствующее имущество, в отношении которого может быть наложен запрет на его отчуждение, а ссылка заявителя на дебиторскую задолженность является несостоятельной, так как в силу пункта 2 статьи 38 Гражданского кодекса Российской Федерации имущественные права, к которым относится дебиторская задолженность, в целях Налогового кодекса Российской Федерации не признаются имуществом.
Рассмотрение вопроса о принятии обеспечительных мер связывается не с фактом недобросовестности и применения схем ухода от налогообложения, а с признаками, которые свидетельствуют о том, что непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение его решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении. Принятие обеспечительных мер предполагает оценку всех собранных доказательств в совокупности, в том числе, с точки зрения их достаточности.
УФНС России по Владимирской области был сделан вывод о необходимости применения мер из совокупности вышеприведенных факторов, так как существует вероятность неисполнения АО "РЭС ГРУПП" решения УФНС России по Владимирской области по выездной проверке.
В случае, если совокупная стоимость имущества меньше общей суммы недоимки, сборов, пеней и штрафов, подлежащей уплате на основании решения о привлечении к ответственности, обеспечительные меры применяются в виде приостановления операций по счетам в банках на основании подпункта 2 пункта 10 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации в порядке, установленном статьей 76 Налогового кодекса Российской Федерации. Сумма, подлежащая обеспечению в виде приостановления расходных операций по вышеуказанным счетам, подлежит последующему изменению в случае выявления и обеспечения запретом на отчуждение (передачу в залог) без согласия налогового органа имущества, а также прав на получение исполнения по обязательствам, в том числе по обязательствам, которые возникнут в будущем (будущее требование).
На основании подпункта 2 пункта 10 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации и в связи с тем, что совокупная стоимость имущества АО "РЭС ГРУПП" меньше общей суммы недоимки, пеней и штрафов, подлежащей уплате на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 12.05.2023 N 897, УФНС России по Владимирской области в порядке, установленном статьей 76 Налогового кодекса Российской Федерации, было принято решение о приостановлении операций по счетам в банке на сумму 38 842 952 руб. 64 коп.
Поскольку иного способа получения информации об активах АО "РЭС ГРУПП", кроме добровольно представленных сведений, налоговым законодательством не предусмотрено, УФНС России по Владимирской области правомерно исходило из данных АО "РЭС ГРУПП", имеющихся в УФНС России по Владимирской области на дату вынесения решения о принятии обеспечительных мер от 12.05.2023 N 2.
При таких, обстоятельствах требование АО "РЭС ГРУПП" правомерно оставлено судом первой инстанции без удовлетворения.
Все доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Несогласие заявителя с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Арбитражный суд Владимирской области принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 22.02.2024 по делу N А11-6941/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "РЭС ГРУПП" - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "РЭС ГРУПП" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 21.03.2024 N 220.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
М.Н. Кастальская |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-6941/2023
Истец: АО "РЭС ГРУПП"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ