г. Чита |
|
30 мая 2024 г. |
Дело N А78-14014/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 мая 2024 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Будаевой Е.А., Подшиваловой Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Литвинцевой Е.Ю.,
при участии в судебном заседании представителя Управления Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю Цуленковой Е.А. (доверенность от 01.03.2024),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Новоторг" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 11 марта 2024 года по делу N А78-14014/2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Новоторг" (ОГРН 1217500000101, 672014, Забайкальский край, г.о. город Чита, ул. Трактовая, д. 55, стр. 19, далее - заявитель, ООО "Новоторг", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю (ОГРН 1047550033739, 672000, Забайкальский край, г. Чита, ул. Анохина, д. 63, помещ. 3, далее - заинтересованное лицо, УФНС России по Забайкальскому краю, налоговый орган) от 01.09.2023 N 7762 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 11 марта 2024 года по делу N А78-14014/2023в удовлетворении заявленного требования отказано.
Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт по мотивам, изложенным в жалобе.
Полагает, что у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа в удовлетворении заявленного требования с учетом положений пункта 7 статьи 3 НК РФ.
УФНС России по Забайкальскому краю в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилось.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 11.04.2024. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От ООО "Новоторг" поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствии представителя.
Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, заслушав пояснения представителя налогового органа, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в отношении общества налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой составлен акт N 8032 от 11.07.2023, вынесено решение N 7762 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 01.09.2023 (т. 1, л.д. 10-18).
По мнению налогового органа, обществом неправомерно применена пониженная ставка налога по УСН в 2022 году, вместе исчисления обществом налога по ставке 6%, поскольку под действие установленной пунктом 1 части 1 статьи 1(2) Закона N 360-ЗЗК льготы заявитель не подпадает ввиду того, что с 19.01.2021 является вновь созданным юридическим лицом, а не впервые зарегистрированным на территории края налогоплательщиком в связи с изменением места своего нахождения.
Считая указанное решение нарушающим права и законные интересы общества, оно обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 АПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
В обоснование своей позиции налогоплательщик ссылается на то, что им не допущено неуплаты налога по упрощенной системе налогообложения за 2022 год, поскольку он как юридическое лицо впервые зарегистрирован и поставлен на учет в налоговом органе на территории Забайкальского края 19.01.2021, то есть в 2021 году, и поэтому в силу буквального восприятия пункта 1 части 1 статьи 1(2) Закона Забайкальского края от 04.05.2010 N 360-ЗЗК "О размерах налоговых ставок для отдельных категорий налогоплательщиков при применении упрощенной системы налогообложения" (в редакции рассматриваемого периода, далее - Закон N 360-ЗЗК) имел преференцию в части налоговой ставки при применении упрощенной системы налогообложения (далее - УСН) в размере 1 процента с объектом налогообложения "доходы" непрерывно в течение двух налоговых периодов, начиная с налогового периода, в котором у него возникло такое право согласно части 2 статьи 1(2) Закона N 360-ЗЗК.
Из материалов камеральной налоговой проверки следует, что он в 2022 году являлся плательщиком единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, по смыслу статьи 346.12 НК РФ с объектом налогообложения "доходы" (абз. 2 п.1 ст. 346.14 НК РФ).
Пунктом 1 статьи 346.18 НК РФ предусмотрено, что в случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя.
Налоговым периодом признается календарный год.
Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (пункты 1, 2 статьи 346.19 НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 настоящего Кодекса.
В представленной 27.03.2023 налоговой декларации по УСН за 2022 год обществом отражен доход в размере 27 714 696 руб., к расчету обязательства применена ставка 1%, исчислен налог в размере 277 147 руб. с указанием суммы его доплаты в бюджет в размере 35 238 руб. за счет суммы страховых взносов, уменьшающих сумму исчисленного налога (т. 1, л.д. 57-64).
По результатам камеральной налоговой проверки данной декларации УФНС России по Забайкальскому краю сочло неправомерным применение ООО "Новоторг" ставки налога 1% по причине несоблюдения условий для её применения в силу Закона N 360- ЗЗК, с учетом чего, пересчитав обязательство заявителя по ставке 6%, произвело доначисление налога за 2022 год в размере 1 247 758 руб. и привлекло общество к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 31 193,95 руб. за его неуплату (с учетом снижения санкции ввиду установления налоговым органом смягчающих ответственность обстоятельств в 8 раз).
Позиция налогового органа о необоснованном применении при исчислении налога по УСН за 2022 год льготной ставки в размере 1% является правомерной.
В соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 3 НК РФ законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения, недопустимости дискриминационного налогообложения.
Налоги должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Положениями пункта 1 статьи 56 НК РФ предусмотрено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Согласно пункту 3 статьи 56 НК РФ льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, касающихся внесения обязательных платежей в бюджет и во внебюджетные фонды, неоднократно указывал, что освобождение от внесения таких платежей является исключением из вытекающих из Конституции Российской Федерации (статьи 19 и 57) принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы; льготы всегда носят адресный характер, и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя (определения от 19 июля 2016 года N 1467-О, от 28 февраля 2017 года N 247-О и др.).
По смыслу закона налоговые льготы выступают формой имущественной поддержки (государственной помощи) отдельных категорий субъектов экономического оборота и признаются оправданным исключением из принципа всеобщности и равенства налогообложения в той мере, в какой это позволяет налогоплательщику эффективно распорядиться оставшимися после налогообложения финансовыми ресурсами и одновременно обеспечить удовлетворение лежащего в основе предоставления льготы публичного интереса, связанного со стимулированием деятельности отдельных отраслей экономики, улучшением социально-экономического положения территорий и т.п.
При их предоставлении должен быть обеспечен равный подход - условия применения льгот должны толковаться и применяться таким образом, чтобы дифференциация прав налогоплательщиков осуществлялась по объективным и разумным критериям, отвечающим цели соответствующих законоположений.
В силу пункта 1 статьи 346.20 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов в случае, если объектом налогообложения являются доходы и иное не установлено настоящим пунктом и пунктами 1.1, 3, 3.1 и 4 настоящей статьи. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1 до 6 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков.
На основании пункта 1 части 1 статьи 1(2) Закона N 360-ЗЗК (в редакции рассматриваемого периода) при применении упрощенной системы налогообложения, если объектом налогообложения являются доходы, установлена налоговая ставка в размере 1 процент для налогоплательщиков, которые впервые зарегистрированы на территории Забайкальского края в 2021 и 2022 годах и поставлены на учет в налоговом органе на территории Забайкальского края в 2021 и 2022 годах в связи с изменением ими места нахождения (места жительства).
При буквальном толковании указанной нормы права суд первой инстанции правомерно исходил из того, что её действие распространяется только на лиц, соответствующих условию первоначальной регистрации и постановке на налоговый учет на территории субъекта, обусловленных именно сменой места нахождения (места жительства) налогоплательщика.
В этой связи положения пункта 1 части 1 статьи 1(2) Закона N 360-ЗЗК не могут быть применены в отношении тех лиц (организаций и индивидуальных предпринимателей), которые являются вновь созданными (зарегистрированными) и поставленными на налоговый учет на территории Забайкальского края без перемены места их нахождения (места жительства).
Согласно пункту 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования).
Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.
Исходя из пункта 1 статьи 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.
Статьёй 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) определено, что государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
С учетом приведенных норм законодательства в данном случае под налогоплательщиками, которые впервые зарегистрированы и поставлены на учет в налоговом органе на территории Забайкальского края в изложении пункта 1 части 1 статьи 1(2) Закона N 360-ЗЗК, законодатель понимает не налогоплательщиков, которые впервые зарегистрированы при их создании в смысле государственной регистрации, понятие которой придаётся ей Законом N 129-ФЗ, а налогоплательщиков, которые впервые зарегистрированы и поставлены на налоговый учет на территории края, как уже ранее созданные, то есть действующие налогоплательщики, но сменившие место своего нахождения (место жительства), и впервые подлежащие регистрации и налоговому учету в новом субъекте.
При этом согласно пункту 1 части 1 статьи 1(2) Закона N 360-ЗЗК смена места нахождения (места жительства) налогоплательщика является одним из совокупных условий возможности применения пониженной ставки налога.
Из представленных в дело материалов следует, что ООО "Новоторг" создано как юридическое лицо (зарегистрировано) 19.01.2021 и поставлено на налоговый учет 29.11.2021 по месту своего нахождения в Забайкальском крае (т. 1, л.д. 8, 72-81).
Таким образом, общество является юридическим лицом, зарегистрированным в момент его создания, и поставленным на налоговый учет изначально на территории Забайкальского края без перемены места своего нахождения, что исключает его восприятие в качестве налогоплательщика, поименованного в пункте 1 части 1 статьи 1(2) Закона N 360-ЗЗК.
В отношении представленного обществом заключения специалиста-филолога от 27.01.2024, сделавшего вывод о двусмысленном восприятии статьи 1(2) Закона N 360-ЗЗК в части перечня налогоплательщиков, на которых может распространяться льгота (т. 1, л.д. 50-56), судебная коллегия отмечает, что такое заключение не может быть признано допустимым доказательством по делу, поскольку толкование норм права является исключительной прерогативой суда.
По смыслу положений статьи 17, пункта 3 части 1 статьи 21, пункта 1 статьи 52 и статьи 56 НК РФ право на применение налоговой льготы подлежит доказыванию налогоплательщиком.
Вопреки части 1 статьи 65 АПК РФ заявителем не представлено доказательств возможности применения им пониженной ставки налога (1%) по УСН в 2022 году, в связи с чем, ООО "Новоторг" не вправе было её применять.
Ссылка апеллянта на пункт 7 статьи 3 НК РФ также отклоняется судебной коллегий, поскольку неустранимых сомнений, противоречий и неясностей статья 1(2) Закона N 360-ЗЗК не содержит.
Также в ходе камеральной налоговой проверки УФНС России по Забайкальскому краю рассмотрены иные основания применения пониженных ставок по УСН для общества с объектом налогообложения "доходы", которые не были установлены, и в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции заявителем также не приведены.
Поскольку при исчислении и уплате сумм налога по УСН за 2022 год обществу следовало применять общеустановленную ставку 6%, постольку налоговым органом обоснованно произведено доначисление налога и предъявлен штраф, исчисленный по правилам пункта 1 статьи 122 НК РФ. Расчет штрафа судом проверен, правильность его квалификации и давностные сроки применения сомнений не вызывают, учтены обстоятельства, смягчающие ответственность.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно сделал вывод об отсутствии оснований для признания недействительным оспариваемого решения налогового органа.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств, а также неправильным толкованием приведенных норм материального права.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 11 марта 2024 года по делу N А78-14014/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.А. Будаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-14014/2023
Истец: ООО НОВОТОРГ
Ответчик: ОСП УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ЗАБАЙКАЛЬСКОМУ КРАЮ