г. Санкт-Петербург |
|
29 мая 2024 г. |
Дело N А56-102822/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 мая 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Нестерова С.А., Черемошкиной В.В.
при ведении протокола судебного заседания: Ворониной Е.Ю.
при участии: согласно протоколу судебного заседания от 15.05.2024
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7563/2024) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.01.2024 по делу N А56-102822/2023 (судья Вареникова А. О.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Племенной завод Сосновское"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области
3-е лицо: Калашников Дмитрий Валерьевич
о признании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Племенной завод Сосновское" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (далее - Управление, Росреестр, ответчик) 19.10.2023 N КУВД001/2023-29156904/7 об отказе в государственной регистрации прав; об обязании Росреестр осуществить государственную регистрацию перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером 47:03:1208003:91 от заявителя к гражданину Российской Федерации - Калашникову Дмитрию Валерьевичу на основании заключенного договора купли-продажи недвижимого имущества от 08.06.2021 N 20210608-23-В-91.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Калашников Дмитрий Валерьевич.
Решением от 26.01.2024 Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Управление подало апелляционную жалобу, в которой просило решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указал, что государственный регистратор в рамках предоставленной ему компетенции в силу положений Федерального Закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" на момент приостановления и в последующем при отказе в государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок не мог установить фактическое исполнение договоров подряда, заключенных в 2021 году, наличие линейных объектов, а также установить соответствие ООО "ПЗС" критериям застройщика, поскольку сведения ЕГРН не содержали данных об объекте (объектах) капитальных строений и наличии инженерной инфраструктуры (в том числе линейных объектов), расположенных на спорном земельном участке:,документом, позволяющим государственному регистратору в сложившейся ситуации произвести действия по регистрации перехода права собственности на участок, являлось соответствующее разрешение Подкомиссии на совершение ООО "ПЗС" заявленной сделки, которое так и не было представлено Обществом в материалы дела.
Суд первой инстанции, ссылаясь на письма Департамента финансовой политики Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2022 N 05-07-13/56478 и от 15.07.2022 N 05-04-20/68312, по мнению подателя жалобы, не учел, что только Центральный банк Российской Федерации является тем уполномоченным органом, которому в соответствии с пунктом 13 Указа Президента Российской Федерации от 05.03.2022 N 95 "О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами" предоставлено право давать официальные разъяснения по вопросам применения Указа Президента Российской Федерации от 01.03.2022 N 81 "О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации". При этом материалы дела не содержат доказательств обращения ООО "ПЗС" за разъяснениями в Центральный банк Российской Федерации.
В судебном заседании представитель заявителя доводы жалобы отклонил и просил оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Управление, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, представителя в судебное заседание апелляционной инстанции не направило.
Арбитражный апелляционный суд на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие не явившегося участника арбитражного процесса.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, Общество (продавец) и гражданин Российской Федерации Калашников Дмитрий Валерьевич (далее - покупатель) заключили договор купли-продажи недвижимого имущества от 08.06.2021 N 20210608-23-В-91 (далее - договор), согласно которому продавец обязуется передать в собственность покупателя, а покупатель обязуется принять и оплатить принадлежащий продавцу на праве собственности земельный участок площадью 1710 кв.м., расположенный по адресу: 188730, Ленинградская область. Приозерский район, тер. массив Снегиревка, ДНП Сосново, уч. 23, кадастровый номер 47:03:1208003:91 (далее - земельный участок).
Договор исполнен сторонами.
Согласно пункту 3.1.2 договора продавец обязан предоставить в Росреестр документы в отношении сторон и земельного участка, необходимые для регистрации перехода права собственности на участок.
06.07.2023 стороны договора обратились с заявлениями в Приозерский отдел Росреестра о государственной регистрации права собственности о регистрации перехода права собственности в отношении земельного участка к покупателю. Заявлению продавца присвоен N КУВД-001/2023-29156904.
Уведомлением от 19.07.2023 N КУВД-001/2023-29156904/3 Росреестр сообщил продавцу о приостановлении государственной регистрации прав в отношении земельного участка со ссылкой на Указ Президента РФ от 01.03.2022 N 81 "О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации" (далее - Указ N 81) с 02.03.2022 которым установлен особый порядок осуществления (исполнения) сделок (операций), влекущих за собой возникновение права собственности на недвижимое имущество, осуществляемые (исполняемые) с иностранными лицами, связанными с иностранными государствами, которые совершают в отношении российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия (в том числе если такие иностранные лица имеют гражданство этих государств, местом их регистрации, местом преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности или местом преимущественного извлечения ими прибыли от деятельности являются эти государства), и с лицами, которые находятся под контролем указанных иностранных лиц, независимо от места их регистрации или места преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности. Перечень иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц установлен распоряжением Правительства РФ от 05.03.2022 N 430-р.
Согласно сведениям из ЕГРЮЛ участником/учредителем юридического лица (Общества) является ООО "Свердловка 60" (ОГРН: 1129847007344, ИНН: 7806492960) с долей 100 %, участником/учредителем которого, в свою очередь, является Ундина Трейдинг Лимитед (страна происхождения Кипр, доля - 100%).
Как указал Росреестр в уведомлении от 03.08.2023, Обществу с целью проведения регистрационных действий необходимо представить в регистрирующий орган в пакете документов также документы, подтверждающие раскрытие информации о контроле над ними российскими юридическими или физическими лицами налоговым органам Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Общество направило ряд писем и заявлений в Министерство финансов Российской Федерации с приложением документов, подтверждающих наличие у него статуса застройщика, с просьбой подтвердить, что в связи с наличием статуса застройщика Обществу не требуется получать разрешение на совершение сделок с недвижимым имуществом, либо выдать соответствующее разрешение.
В ответ на обращения заявителя Департамент финансовой политики Министерства финансов Российской Федерации письмами от 15.06.2022 N 05-07- 13/556478, от 15.07.2022 N 05-04-20/68312 разъяснил, что лицам, являющимся застройщиками в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и находящимся под контролем иностранных лиц, совершающих недружественные действия, выдано разрешение, действующее без ограничения срока на исполнение сделок, влекущих возникновение права собственности на недвижимое имущество.
Впоследствии уведомлением N КУВД-001/2023-29156904/7 от 19.10.2023 Росреестр сообщил заявителю об отказе в государственной регистрации прав в связи с истечением срока приостановления регистрационных действий и неустранением причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации.
Посчитав изложенный в указанном уведомлении отказ в государственной регистрации права собственности незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, оценив в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для их удовлетворения и отмены или изменения принятого по делу решения на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Требование о признании незаконными действий и решений органов, осуществляющих публичные полномочия, может быть удовлетворено при наличии совокупности обстоятельств: несоответствия ненормативного правового акта закону и нарушения этим актом прав и законных интересов заявителя.
Отношения, связанные с государственным кадастровым учетом объектов недвижимого имущества и государственной регистрацией прав на недвижимое имущество, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
В соответствии со статьей 29 Закона N 218-ФЗ порядок осуществления государственной регистрации прав предполагает, помимо прочего, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Пунктом 2 части 4 статьи 29 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственный регистратор, установив при проведении правовой экспертизы наличие оснований для приостановления государственной регистрации прав, принимает решение о приостановлении государственной регистрации прав.
Как указано в части 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ, не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 этого Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с этим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено данным Федеральным законом или иными федеральными законами.
К основаниям для приостановления осуществления государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав, перечень которых содержится в части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ, относятся, в том числе случай непредставления документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5), а также случай, когда форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7).
Согласно статье 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 этого Федерального закона.
Как следует из материалов дела, в качестве основания для приостановления государственной регистрации прав Управление, сославшись на положения Указа N 81, указало Обществу на необходимость с целью проведения регистрационных действий представить в орган регистрации прав в пакете документов также документы, подтверждающие раскрытие информации о контроле над ними российскими юридическими или физическими лицами налоговым органам Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Согласно оспариваемым уведомлениям Управления собственником отчуждаемых объектов недвижимости является Общество, учредителем которого является ООО "Свердловка 60", учредителем последнего выступает Ундина Трейдинг Лимитед, страна происхождения которого Кипр, включенный в перечень иностранных государств (член Европейского союза), утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.03.2022 N 430-р и подпадающий под Указ N 81.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 Указа N 81 в качестве дополнительной временной меры экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации со 2 марта 2022 года установлен особый порядок осуществления (исполнения) резидентами следующих сделок (операций) с иностранными лицами, связанными с иностранными государствами, которые совершают в отношении российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия (в том числе если такие иностранные лица имеют гражданство этих государств, местом их регистрации, местом преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности или местом преимущественного извлечения ими прибыли от деятельности являются эти государства), и с лицами, которые находятся под контролем указанных иностранных лиц, независимо от места их регистрации или места преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности (далее - лица иностранных государств, совершающих недружественные действия): сделки (операции) по предоставлению лицам иностранных государств, совершающих недружественные действия, кредитов и займов (в рублях), за исключением случаев, если предоставление кредитов и займов запрещено в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации; сделки (операции), влекущие за собой возникновение права собственности на ценные бумаги и недвижимое имущество, осуществляемые (исполняемые) с лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия.
Согласно подпункту "б" пункта 1 Указа N 81 сделки (операции), предусмотренные подпунктом "а" настоящего пункта и пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 2022 г. N 79 "О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций", могут осуществляться (исполняться) на основании разрешений, выдаваемых Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации и при необходимости содержащих условия осуществления (исполнения) таких сделок (операций).
Во исполнение Указа N 81 Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2022 N 295 утверждены Правила выдачи Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации разрешений в целях реализации дополнительных временных мер экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации и иных разрешений, предусмотренных отдельными указами Президента Российской Федерации, а также реализации иных полномочий в указанных целях (далее - Правила).
Названными Правилами утвержден порядок выдачи разрешений на осуществление (исполнение) сделок, влекущих за собой возникновение права собственности на недвижимое имущество.
Сообщением от 26.05.2022 N 05-06-10/ВН-26829 Министерством финансов Российской Федерации опубликована выписка из протокола заседания Подкомиссии от 26.05.2022 N 43, согласно которой Подкомиссией принято единогласное решение разрешить резидентам - юридическим лицам, являющимся застройщиками в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, которые находятся под контролем иностранных лиц, связанных с иностранными государствами, которые совершают в отношении российских юридических и физических лиц недружественные действия, осуществление (исполнение) сделок (операций) с резидентами, влекущих за собой возникновение права собственности на недвижимое имущество.
В соответствии с пунктом 16 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) застройщик - это юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства.
Согласно пункту 10 статьи 1 ГрК РФ объектом капитального строительства признается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
В силу пункта 10.1 статьи 1 ГрК РФ линейными объектами признаются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Судом установлено, что Общество на основании договоров подряда, в которых он выступает в качестве заказчика, за счет собственных денежных средств на земельных участках, принадлежащих ему на праве собственности, осуществляет строительство линейных объектов: дорог, сетей электроснабжения, водоснабжения и газоснабжения.
Поскольку данные действия Общество осуществляет для инженерно-технического обеспечения земельных участков на указанной территории, в том числе, участка, являющегося предметом Договора, суд первой инстанции на основании установленных по делу обстоятельств, не опровергнутых Управлением, обоснованно посчитал, что Общество по смыслу пункта 16 статьи 1 ГрК РФ является застройщиком, и им при обращении в регистрирующий орган были представлены все документы, необходимые для осуществления регистрационных действий.
В связи с тем, что Общество, местом регистрации которого согласно сведениям ЕГРЮЛ является Российская Федерация, не относится к лицам, указанным в пункте 12 Указа N 95 и протоколах заседаний Подкомиссии от 15.06.2022 N 63, от 21.06.2022 N 64/1, у Управления отсутствовали правовые основания для требования от Общества в уведомлении от 16.05.2023 о приостановлении государственной регистрации прав документов, подтверждающих раскрытие информации о контроле над ними российскими юридическими или физическими лицами налоговым органам Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также надлежащим образом оформленного Договора с учетом положений, установленных Указом N 81.
Таким образом, приняв во внимание, что содержащееся в приложенной к заявлению выписке из протокола заседания Подкомиссии от 26.05.2022 N 43 разрешение без ограничения срока действия юридическим лицам, являющимся застройщиками по законодательству Российской Федерации, осуществлять сделки, влекущие за собой возникновение права собственности на недвижимое имущество, и ответы Департамента финансовой политики Министерства финансов Российской Федерации на поданное Обществом заявление на выдачу разрешения на осуществление (исполнение) сделки и на последующие его обращения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии совокупности условий для признания оспариваемого решения Управления незаконным.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой не опровергают правомерности выводов суда и не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, обстоятельства, установленные статьей 270 АПК РФ в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.01.2024 по делу N А56-102822/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
С.А. Нестеров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-102822/2023
Истец: ООО "ПЛЕМЕННОЙ ЗАВОД СОСНОВСКОЕ"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области
Третье лицо: Калашников Дмитрий Валерьевич