г. Ессентуки |
|
30 мая 2024 г. |
Дело N А15-7390/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 мая 2024 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сулейманова З.М., судей Егорченко И.Н. и Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Акаевой У.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива "Трисанчи" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 26.02.2024 по делу N А15-7390/2022, в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с исковым заявлением к сельскохозяйственному производственному кооперативу "Трисанчи" (далее - кооператив, ответчик) о взыскании 165000р субсидий, выплаченных в 2020 году на возмещение части затрат, понесенных в отчетном финансовом году на развитие мясного животноводства.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечена Счетная палата Республики Дагестан (далее - Счетная палата).
Решением суда 26.02.2024 исковые требования удовлетворены, взыскано с кооператива в пользу Министерства 165000р субсидии, выплаченной в 2020 году на возмещение части затрат, понесенных на развитие мясного животноводства. С кооператива в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 5950р.
Не согласившись с принятым решением суда, кооператив обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Считает, что выводы суда первой инстанции сделаны при неправильном применении норм материального права и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, что является основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте суда в сети Интернет, в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие кооператива, представителей Министерства и Счетной палаты.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что 16.07.2020 кооператив обратился в министерство с заявлением о предоставлении в 2020 году субсидии из республиканского бюджета на возмещение затрат, понесенных в отчетном финансовом году на развитие мясного животноводства на коров специализированных мясных пород (за исключением племенных животных) в сумме 165 000 руб., приложив к нему соответствующий пакет документов.
По результатам рассмотрения документов министерством изданы распоряжения от 30.07.2020 N 08-01/118 и N 08-01/119 о выделении кооперативу субсидии в общей сумме 165 000 руб.
Между министерством и кооперативом заключено соглашение о предоставлении субсидии от 30.07.2020 N 0569/1.
По заявке на кассовый расход от 17.08.2020 N 1937 субсидии в сумме 165 000 руб. перечислены на счет кооператива.
В соответствии с распоряжением от 12.01.2021 N 2-р, удостоверением на право проведения проверки от 12.01.2021 N 1-у Счетной палатой проведена проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных на реализацию мероприятия "Стимулирование сохранения (увеличения) поголовья скота мясных пород" подпрограммы "Развитие отраслей агропромышленного комплекса" государственной программы Республики Дагестан "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" СПК "Трисанчи" в 2020 году.
Проверка проведена заместителем начальника инспекции Счетной палаты Махтибековым Э.А., главным инспектором Счетной палаты Омаровым О.Р. и ведущим инспектором Счетной палаты Мугаджировым М.М. в присутствии председателя кооператива Бахмудова А.М.
По результатам проверки составлен акт проверки от 22.03.2021, в котором изложены следующие обстоятельства.
В ходе контрольного мероприятия с выездом на ферму кооператива в Ногайском районе установлено, что на территории хозяйства имелось 57 голов КРС красно степной породы. Которые не относятся к мясным породам, утвержденным Государственным реестром селекционных достижений, допущенных к использованию, что является нарушением постановления Правительства Республики Дагестан от 08.04.2020 N 69 и соглашения о предоставлении субсидии. В акте также указано, что к проверке не представлены оформленные ветеринарные сопроводительные документы в электронном виде с использованием компонента федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии "Меркурий", а также отраженные в ней сведения об объемах производства и реализации продукции животноводства. На некотором поголовье отсутствовали идентификационные номера.
Копия акта проверки вручена председателю кооператива Бахмудову А.М. 22.03.2022, что подтверждается его подписью на акте.
Счетной палатой министерству направлено представление от 22.11.2021 N 88пр-05, в котором требует обеспечить восстановление в республиканский бюджет Республики Дагестан средств субсидий, использованных не по целевому назначению или в нарушение действующих нормативных правовых актов Республики Дагестан, в том числе субсидии, предоставленной СПК "Трисанчи" (абзац 5 пункт 5 представления).
Во исполнение указанного представления Счетной палаты министерством в адрес кооператива направлена претензия от 13.12.2021 N 10-37/633, в которой предлагается в добровольном порядке в течение 30 дней со дня ее получения вернуть субсидии в сумме 165 000 руб., которая оставлена кооперативом без реагирования.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения министерства в Арбитражный суд Республики Дагестан с рассматриваемым исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со статьями 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательств и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства. Статья 450 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает основания расторжения договора, в том числе в одностороннем порядке, в случаях, предусмотренных законом или договором.
Как следует из подпункта 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 и 7 статьи 78 Кодекса), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 08.04.2020 N 69 утверждены Правила предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан в целях возмещения части их затрат, связанных с развитием отдельных подотраслей животноводства в Республике Дагестан (далее - Правила), которые распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2020.
Подпунктом "д" пункта 4 Правил определено, что субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителя Республики Дагестан на возмещение части затрат в отчетном финансовом году на развитие мясного животноводства, по ставке на 1 голову коров специализированных мясных пород (за исключением племенных животных).
В пункте 7 Правил содержаться общие требования, которым должен соответствовать получатель субсидий, а согласно подпункту 7.11 получатель субсидий на возмещение части затрат по направлениям, предусмотренным подпунктом "д" пункта 4 раздела 1 Правил получатели субсидий дополнительно обязаны иметь в наличии поголовье коров специализированных мясных пород на начало текущего финансового года и на 1-е число месяца, в котором получатель обратился в министерство за предоставлением субсидии, а также обеспечить сохранность и (или) увеличение поголовья коров специализированных мясных пород в отчетном финансовом году к уровню предшествующего года.
Согласно подпункту 10.3 пункта 10 Правил получатель субсидии по направлению, предусмотренному подпунктом "д" пункта 4 дополнительно представляет в министерство сведения о наличии поголовья коров специализированных мясных пород на 1 января текущего финансового года, на 1 января года, предшествующего текущему финансовому году, и на 1-е число месяца его обращения в министерство за получением субсидии
В соответствии с пунктом 4.1.3 соглашения министерство обязуется устанавливать показатели результативности в приложении N 1 к настоящему соглашению, а в соответствии с пунктом 4.3.2 получатель обязуется обеспечивать достижение значений показателей результативности и (или) иных показателей, установленных Правилами предоставления субсидии и пунктом 4.1.3 настоящего соглашения.
Согласно приложению N 1 к соглашению о предоставлении субсидии плановое значение показателя результативности составляет 56 голов КРС мясных пород с 01.01.2020 по 31.12.2020.
Пунктом 26 Правил предусмотрено, что в случае установления факта несоблюдения получателем условий соглашения и настоящих Правил, выявленных министерством, в том числе проведенных министерством или уполномоченным органом государственного финансового контроля Республики Дагестан проверок, субсидия подлежит возврату в республиканский бюджет Республики Дагестан в объеме выявленных нарушений.
Согласно справке-расчету, приложенному к заявлению о предоставлении субсидии, у кооператива на 1 января 2020 года имелось в наличии 55 голов КРС специализированных мясных пород.
Министерством предоставлена субсидия кооперативу на реализацию проекта в соответствии со сметой планируемых расходов.
Между тем проведенной Счетной палатой проверкой установлено, что на дату проверки - 22.03.2021 на ферме кооператива в Ногайском районе находился КРС в количестве 57 голов красно степной породы, которые не относятся к КРС мясной породы.
Возражая против выводов Счетной палаты, кооператив ссылается на то, что соглашением о предоставлении субсидии обязанность иметь в наличии 56 голов КРС мясной породы была установлена с 01.01.2020 по 31.12.2020, а не до марта 2021 года, и что отчетом о достижении значений показателей результативности с 01.01.2020 по 31.12.2020, представленным в министерство 19.01.2021, подтверждается наличие у кооператива на 31.12.2020 57 голов КРС мясных пород.
Между тем, если указанное количество КРС мясных пород имелось у кооператива на 31.12.2020, то их отсутствие в момент проверки должно быть обосновано соответствующим документами с указанием причин их отсутствия.
Поскольку факт неисполнения кооперативом обязанности по возврату денежных средств установлен судом первой инстанции, подтвержден материалами дела, а доказательств наличия обстоятельств, в качестве оснований освобождения от ответственности лица, не исполнившего обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, не представлено, требование Министерства о взыскании с кооператива задолженности по соглашению от 30.07.2020 N 0569/1 правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Применение к кооперативу такой санкции как возврат бюджетных средств, отвечает требованиям соразмерности, справедливости ответственности за нарушение обязательств по соглашению о предоставлении субсидии.
Кооператив, осуществляющий предпринимательскую деятельность, являясь профессиональным участником рассматриваемых правоотношений, нарушил положения соглашения с Министерством, что послужило основанием для требования Министерства о возврате субсидии.
Доводы кооператива о том, что Счетная палат не имела полномочий на проведение проверки, не основан на правильном толковании норм действующего законодательства, не подтвержден надлежащими доказательствами. Счетной палатой проверка проведена на основании распоряжения от 12.01.2021 N 2-р, в соответствии с Законом Республики Дагестан "о счетной палате Республики Дагестан и некоторых вопросах деятельности контрольно-счетных органом муниципальных образований" и Планом работы Счетной палаты на 2021 год.
Доводы кооператива об отсутствии в составе комиссии Счетной палаты специалистов по определению породы коров и что они не могли это достоверно определить, судом отклоняется как несостоятельный, поскольку председатель кооператива Бахмудов А.М. в своей объяснительной подтвердил факт их отсутствия, признав лишь наличие на ферме 57 голов КРС красно степной породы, не относящихся к мясным породам.
Ссылки в апелляционной жалобе на пояснения представителя Министерства Гунашева И. не принимаются. Как указано в апелляционной жалобе Гунашев И. выезжал на ферму 08.07.2020, а проверка Счетной палаты проведена 18.03.2021. На дату проведения проверки кооператив не подтвердил наличие у него необходимого поголовья КРС скота мясных пород, в нарушение условий заключенного с Министерством соглашения, кооператив не обеспечил сохранность поголовья в полном объеме.
Заявленные в апелляционной жалобе доводы не подтверждаются доказательствами и противоречат приведенным выше нормам материального права. Так, указывая на недоказанность счетной палатой животных мясной породы, наличие которых предусмотрено соглашением, кооператив не приводит доказательств обратного, приведенные доводы не являются убедительными, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции. Иное толкование подателем жалобы положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 26.02.2024 по делу N А15-7390/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
З.М. Сулейманов |
Судьи |
И.Н. Егорченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-7390/2022
Истец: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Ответчик: СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ "ТРИСАНЧИ"
Третье лицо: Счетная Палата Республики, СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН