30 мая 2024 г. |
А79-8175/2023 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Богдан О.П.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Никитиной Каринэ Сергеевны
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 08.02.2024
по делу N 79-8175/2023,
принятое по заявлению Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чувашской Республике и Ульяновской области (ОГРН 1052128018986, ИНН2127019687) о запрете индивидуальному предпринимателю Никитиной Каринэ Сергеевне (ОГРНИП 311213035600015) осуществлять лицензируемый вид деятельности,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных о дате, времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом,
и установил:
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чувашской Республике и Ульяновской области (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии с заявлением о запрете индивидуальному предпринимателю Никитиной Каринэ Сергеевне (далее - ИП Никитина К.С., Предприниматель) реализации лекарственных препаратов для ветеринарного применения до получения специального разрешения (лицензии) на право осуществления фармацевтической деятельности.
Решением Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии от 08.02.2024 запретил ИП Никитиной К.С. реализацию лекарственных препаратов для ветеринарного применения до получения специального разрешения (лицензии) на право осуществления фармацевтической деятельности.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Никитина К.С. обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование апелляционной жалобы указано на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление указывает на законность и обоснованность судебного акта, просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителей в судебное заседание не направили.
Управление ходатайствует о рассмотрении дела без участия своего представителя.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, на протяжении 2017-2019 годов в Управление неоднократно поступали различные письменные и устные обращения от граждан об осуществлении ИП Никитиной К.С. незаконной деятельности по продаже лекарственных средств для ветеринарного применения без специального разрешения (лицензии).
Согласно реестру выданных лицензий ИП Никитина К.С., осуществляющая розничную торговлю лекарственными средствами, не имеет лицензию на право осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения.
В рамках имеющихся полномочий Управление обращалось неоднократно в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии с заявлением о привлечении Предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вступившими в законную силу судебными актами по делам N А79-11106/2017, N А79-2864/2018, N А79-4579/2019 установлены факты осуществления ИП Никитиной К.С. фармацевтической деятельности без специального разрешения (лицензии); Предприниматель привлечен к административной ответственности.
Судами установлено, что ИП Никитина К.С. осуществляет реализацию различных групп лекарственных средств для ветеринарного применения, требующих особых условий хранения, нарушение которых влечет изменение физико-химических и биологических свойств лекарственных средств. При последующем применении лекарственных средств с измененными свойствами животному возможно либо отсутствие лечебного эффекта или непредсказуемый побочный эффект от применения, что создает угрозу здоровью не только животным, но и контактирующим с ними гражданам - владельцам животных. Здоровью граждан может быть нанесен ущерб через распространение заразных болезней, общих для человека и животных, к которым применяются недоброкачественные лекарственные средства.
При этих обстоятельствах Управление обратилось в суд с заявлением о запрете ИП Никитиной К.С. реализации лекарственных препаратов для ветеринарного применения до получения специального разрешения (лицензии) на право осуществления фармацевтической деятельности.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств".
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 327 (далее - Положение N 327), Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере ветеринарии, обращения лекарственных средств для ветеринарного применения, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения плодородия почв, обеспечения качества и безопасности зерна, продуктов переработки зерна, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", и виноградопригодных земель), в области обращения с животными в части соблюдения требований к содержанию и использованию животных в культурно-зрелищных целях, в сфере соблюдения законодательства в области виноградарства и виноделия (за исключением вопросов лицензирования, оказания государственных услуг и осуществления государственного контроля (надзора), регулируемых законодательством в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных.
Согласно пункту 4 Положения N 327 Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы с привлечением уполномоченных и подведомственных ей организаций, которые аккредитованы и имеют лицензии в установленной сфере деятельности, во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
На основании пункта 5.1.5 Положения N 327 Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения.
В соответствии с пунктом 5.2.(1).5 Положения N 327 Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет лицензирование в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельных видов деятельности, отнесенных к компетенции Службы.
Согласно пункту 2 Положения об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чувашской Республике и Ульяновской области, утвержденного приказом Россельхознадзора от 22.08.2022 N 1288 (далее - Положение N 1288), территориальным органом Россельхознадзора является Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чувашской Республике и Ульяновской области, которое создается для осуществления функций по контролю (надзору) в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения; а также для реализации отдельных установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации задач и функций Россельхознадзора.
Управление осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности на территории Чувашской Республики и Ульяновской области (пункт 4 Положения N 1288).
В соответствии с пунктом 8.1.8 Положения N 1288 на закрепленной территории осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения; пункт 8.14 Положения N 1288 осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании N 99-ФЗ), лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
В подпункте 47 пункта 1 статьи 12 Закона о лицензировании N 99-ФЗ, статьям 8, 52 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон о лекарственных средствах N 61-ФЗ) закреплена необходимость лицензирования фармацевтической деятельности.
Согласно пункту 2 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 N 547, фармацевтическая деятельность включает работы и услуги, в том числе по розничной торговле лекарственными препаратами для ветеринарного применения.
В соответствии со статьей 4 Закона о лекарственных средствах N 61-ФЗ фармацевтическая деятельность - деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, в том числе дистанционным способом, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.
В соответствии с частью 1 статьи 52 Закона о лекарственных средствах N 61-ФЗ фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
Частью 1 статьи 55 Закона о лекарственных средствах N 61-ФЗ установлено, что розничная торговля лекарственными препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений или назначений специалистов в области ветеринарии, осуществляется аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
Согласно пункту 8 статьи 3 Закона о лицензировании N 99-ФЗ местом осуществления лицензируемого вида деятельности признается объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Исходя из содержания данного понятия, таким объектом являются здания, помещения, сооружения или иные объекты, попадающие под понятие "место осуществления лицензируемого вида деятельности", принадлежащие лицензиату на праве собственности либо ином законном основании. Таким образом, в лицензию должны быть вписаны все объекты, в которых осуществляются лицензируемые виды деятельности. Каждая торговая точка, через которую ведется реализация лекарственных препаратов для ветеринарного применения, должна соответствовать лицензионным требованиям.
В соответствии с частью 2 статьи 18 Закона о лицензировании N 99-ФЗ установлено, что лицензиат не вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу, не указанному в лицензии.
Из содержания статей 3, 9, 13, 18 Закона о лицензировании N 99-ФЗ следует, что право на осуществление соответствующего вида деятельности предоставляется юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) исключительно в отношении адресов, указанных в выданной лицензии в качестве мест осуществления лицензируемого вида деятельности. Иное является нарушением условий, предусмотренных лицензией.
Согласно материалам дела ИП Никитина К.С. привлекалась к административной ответственности за осуществление фармацевтической деятельности без специального разрешения (лицензии) - реализация лекарственных средств для ветеринарного применения решениями Арбитражного суда Чувашской Республики -Чувашии от 26.10.2017 N А79-11106/2017, от 27.04.2018 N А79-2864/2018, от 29.05.2019 N А79-4579/2019.
В 2023 году Управление провело контрольно-надзорное мероприятие без взаимодействия с контролируемым лицом, в ходе которого установило реализацию ИП Никитиной К.С. лекарственных препаратов для ветеринарного применения без специального разрешения (лицензии) в магазинах "Баловень", расположенных по адресам: Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Гагарина, д. 39; г. Чебоксары, пр. М. Горького, д. 33; г. Новочебоксарск, ул. Пионерская, д. 18/2.
По результатам контрольно-надзорного мероприятия без взаимодействия объявлено предостережение ИП Никитиной К.С. от 22.06.2023.
Таким образом, ИП Никитина К.С. на протяжении длительного времени продолжает осуществлять розничную продажу лекарственных средств для ветеринарного применения в принадлежащих ей магазинах без специального разрешения (лицензии) на право осуществления фармацевтической деятельности, нарушая законодательство Российской Федерации.
Установленные факты осуществления ИП Никитиной К.С. фармацевтической деятельности в сфере розничной торговли лекарственными средствами для ветеринарного применения по адресу места осуществления, не прошедшему процедуру лицензирования и подтверждения лицензионным требованиям состояния помещений, наличия необходимого оборудования, контроля для соблюдением условий хранения различных групп лекарственных средств, а также осуществления фармацевтической деятельности лицом, не имеющим ветеринарного или фармацевтического образования, необходимой квалификации и элементарного уровня знаний в указанной области, представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, посягает на условие реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания, несет прямую угрозу безопасности жизни и здоровью граждан и их питомцев, а также ограничивает конституционные права граждан на получение качественной, безопасной лекарственной помощи.
Несмотря на многочисленные судебные решения о привлечении к административной ответственности и предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, Никитина К.С. продолжает осуществление фармацевтической деятельности без специального разрешения (лицензии), тем самым, нанося ущерб охраняемым общественным отношениям в указанной сфере.
В силу пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается осуществление действия в обход закона с противоправной целью.
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о том, что заявление Управления является обоснованным и подлежащим удовлетворению, поскольку на протяжении длительного времени ИП Никитина К.С. осуществляет розничную продажу лекарственных средств для ветеринарного применения в принадлежащих ей магазинах без специального разрешения (лицензии) на право осуществления фармацевтической деятельности, нарушая законодательство Российской Федерации.
Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии законно и обоснованно удовлетворил заявление Управления.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба ИП Никитиной К.С. признается не подлежащей удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы не мотивированы, не конкретизированы, не содержат ссылки на доказательства, представленные в материалы дела, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 08.02.2024 по делу N 79-8175/2023 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 08.02.2024 по делу N 79-8175/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Никитиной Каринэ Сергеевны - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-8175/2023
Истец: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чувашской Республике и Ульяновской области
Ответчик: ИП Никитина Каринэ Сергеевна
Третье лицо: Первый арбитражный апелляционный суд, Управление по вопросам миграции МВД России по Чувашской Республике