г. Москва |
|
29 мая 2024 г. |
Дело N А40-192337/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 мая 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Г.М. Никифоровой,
судей: С.М. Мухина, Т.Б. Красновой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Королевой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы, государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.02.2024 по делу N А40-192337/23,
по заявлению 1. ООО "Энкот"; 2. ООО "Скат" к Управлению Федеральной службы, государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве о признании незаконным,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Дрижак И.В. по доверенности от 09.01.2024 и по доверенности от 05.10.2023;
от заинтересованного лица: Аверкиев А.В. по доверенности от 15.01.2024.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЭНКОТ" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - ответчик, Управление, регистрирующий орган) от 10.08.2023 государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав по заявлению ООО "ЭНКОТ" от 28.04.2023 по делу N КУВД-001/2023-17717326; об обязании устранить допущенные нарушения прав ООО "ЭНКОТ" путем завершения учетно-регистрационных действий и осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 77:01:0003007:3510, расположенным по адресу: г. Москва, ул. Старая Басманная 38/2 строен. 1. по заявлению от 28.04.2023 г. по делу КУВД001/2023-17717326.
Также ООО "ЭНКОТ" заявлено о взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере 100 000 руб. Протокольным определением Арбитражного суда г. Москвы от 22.01.2024 к участию в деле в качестве созаявителя привлечено ООО "СКАТ".
Решением Арбитражного суда первой инстанции от 09.02.2024 требования удовлетворены частично.
Суд признал незаконным отказ Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 10.08.2023 N КУВД-001/2023- 17717326 об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации права Обязать Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 77:01:000:3007:3510, расположенного по адресу: Москва, ул.Старая Басманная, 38/2, строение 1 по заявлению от 28.04.2023 в установленном законном порядке и сроки. Взыскал с Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в пользу ООО "ЭНКОТ" расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 000 руб. (три тысячи рублей) и расходы на оплату услуг представителя в размере 40 000 руб. (сорок тысяч рублей). В удовлетворении остальной части требований о взыскании расходов на оплату услуг представителя - отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, Управление обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал на несоответствие выводов суда, изложенных в решение, обстоятельствам дела; неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.kad.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании Девятого арбитражного апелляционного суда представитель Управления поддержал доводы жалобы, просил отменить решение суда.
13.05.2024 представитель ООО "ЭНКОТ" в порядке статьи 262 АПК РФ представил отзыв на жалобу, в судебном заседании представители заявителей возражали по жалобе.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы жалобы, заслушав сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, отзыв, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 09.02.2024 на основании следующего.
Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом, ООО "ЭНКОТ" является уполномоченной организацией на подготовку технического плана в целях постановки на государственный кадастровый учет помещений и государственной регистрации прав в связи с созданием (образованием) тридцати помещений из исходного нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003007:3510, расположенным по адресу: г. Москва, ул. Старая Басманная 38/2 строен. 1.
Правообладателем объекта является ООО "СКАТ". 28.04.2023 для проведения вышеуказанных учетно-регистрационных действий ООО "ЭНКОТ" и ООО "СКАТ" обратились в Управление с заявлением, которое было зарегистрировано за номером КУВД-001/2023-17717326.
Уведомлением от 17.05.2023 государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав была приостановлена. 25.05.2023 ООО "ЭНКОТ" в целях устранения причин приостановления представил в Управление комплект документов.
Однако, Уведомлением от 26.05.2023 Управление указало на неустранение причин приостановления в части.
05.06.2023 Заявители направили в Управление пояснения с комплектом документов.
Вместе с тем, Уведомлением от 08.06.2023 Управление повторно указало на неустранение причин приостановления, в том числе с указанием новых оснований для приостановления осуществления испрашиваемых регистрационных действий.
19.06.2023 Заявители повторно направили в Управление пояснения с исчерпывающим комплектом документов.
Однако, Уведомлением от 23.06.2023 Управление повторно указало на неустранение причин приостановления, сославшись на полученный из Москомархитектуры ответ, не устранивший причин присотановления.
В последующем Уведомлением от 10.08.2023 Управление отказало в осуществлении испрашиваемых регистрационных действий.
Не согласившись с указанным уведомлением, Заявители обратились в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 12 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) отказ в государственной регистрации права может быть обжалован заинтересованным лицом в суд. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, являясь регистрирующим органом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами Федерального закона N 218-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника, представителя собственника или иного лица, указанного в п. 1-3 статьи 15 Федерального закона N 218-ФЗ, при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом (пункт 4 статьи 15 Федерального закона N 218-ФЗ).
В силу части 4 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно части 5 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено данным Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно части 1 статьи 29 Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав (пункт 3).
При этом, понятие "правовой экспертизы" представленных на государственную регистрацию документов в соответствии со статьёй 29 Федерального закона N 218-ФЗ представляет собой проверку на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Правовая экспертиза не затрагивает содержание гражданского права, а лишь удостоверяет юридическую силу правоустанавливающих документов.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона N 218-ФЗ, в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Удовлетворяя заявление общества, суд правомерно исходил из следующего.
В рассматриваемом споре отказ регистрирующего органа был мотивирован тем, что не устранены обстоятельства, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации, а именно:
- выявлены противоречия между сведениями Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) и графическими планами вновь образованных помещений в части отображения контура на 2, 3 этаже, в том числе изменены габариты к. а4 за счет демонтажа части лестницы.
- выявлены противоречия, содержащиеся в графической части технического плана: произведены строительные работы в связи с чем изменилась конфигурация здания;
- выявлены изменения внешних ограждающих конструкциях здания с кадастровым номером 77:01:0003010:1078 на всех этажах, а именно пробивка проемов в конструкциях из кирпича (изменение формы оконных блоков во внешних ограждающих стенах, в том числе монтаж/демонтаж оконных проемов), а также образование дополнительных входных групп (на этаже подвал и 1 этаж).
- кроме того, согласно пункту 1.7. Постановления Правительства Москвы от 27.08.2012 N 432-ПП "О перечне случаев, при которых получение разрешения на строительство не требуется" выполнение работ по изменению объектов капитального строительства и (или) их частей, не затрагивающих конструктивные и иные характеристики их надежности и безопасности, не нарушающих права третьих лиц и не превышающих предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительными планами соответствующих земельных участков, виды которых определены в приложении 2 к настоящему постановлению.
Однако документов, подтверждающих отсутствие превышения предельных параметры разрешенного строительства, установленных Постановлением N 432-ПП в материалы дела не представлено
Как указало Управление, проведенные работы нарушили технико-экономические показатели и архитектурно-планировочное решение здания с кадастровым номером 77:01:0003010:1078, 1917 года постройки, расположенного по адресу: г Москва, ул. Старая Басманная, д 38/2, строен 1. Между тем, отказывая в осуществлении регистрационных действий по вышеуказанным основаниям, Управлением не учтено следующее. Как установлено статьей 24 Федерального закона N 218-ФЗ технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о сооружении, необходимые для государственного кадастрового учета такого сооружения либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
В техническом плане указываются новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о сооружении, которому присвоен кадастровый номер, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете такого объекта недвижимости (пункт 3 части 2 статьи 24 Федерального закона N 218-ФЗ).
Если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости (за исключением единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или) выдача указанных в частях 8-10 статьи 24 Федерального закона N 218-ФЗ разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости.
В отношении созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью (часть 11 статьи 24 Федерального закона N 218-ФЗ).
В соответствии с частью 10 статьи 41 Федерального закона N 218-ФЗ основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости, образуемые в результате объединения объектов недвижимости или перераспределения объектов недвижимости, находящихся в собственности одного лица, раздела объекта недвижимости, находящегося в собственности одного лица, является соответствующее заявление такого лица о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав, а также документы, перечисленные в части 8 данной статьи.
Из материалов дела следует, что представленный на регистрацию технический план подготовлен в связи с разделом нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003007:3510 на тридцать новых помещений на основании решения единственного собственника.
Технический план подготовлен в соответствии с требованиями действующего законодательства, установленными Федеральным законом N 218-ФЗ и Приказом Росреестра от 15.03.2022 N П/0082 "Об установлении форты технического плана, требований к его подготовке и состава содержащихся в нем сведений".
Перепланировка помещения выполнена в соответствии с проектной документацией и техническим заключением, разработанными в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Изменение графической части произошло в результате изменения планировки помещения.
При этом изменение площади исходного объекта не произошло по причине демонтажа и последующего возведения межкомнатных перегородок.
Площадь вновь образованных помещений определена как сумма всех частей таких помещений при помощи математических формул.
Контуры границ вновь образованных помещений отображены в соответствии со сведениями ЕГРН о контуре исходного объекта недвижимости и проведены по тем же конструктивным элементам, за исключением той части контуров, которые пролегают по стенам, разделяющим вновь образованные помещения.
При этом осуществленные работы по разделу исходного объекта не требуют получения разрешения на строительство/реконструкцию, поскольку не являются строительством/реконструкцией.
Так, согласно пункту 1.7 постановлению Правительства г. Москвы от 27.08.2012 N 432-ПП "О перечне случаев, при которых получение разрешения на строительство не требуется" получение разрешения на строительство не требуется, в случае если выполнение работ по изменению объектов капитального строительства и (или) их частей, не затрагивающих конструктивные и иные характеристики их надежности и безопасности, не нарушающих права третьих лиц и не превышающих предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительными планами соответствующих земельных участков, виды которых определены в приложении 2 к настоящему постановлению.
Согласно пункту 2.2 этого же Постановления производство работ, указанных в Приложении 2 к настоящему постановлению, осуществляется при наличии положительного заключения о техническом состоянии конструкций объектов капитального строительства и возможности производства планируемых работ, оформленного проектной организацией, имеющей выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к указанным видам работ.
В Приложении N 2 указанного постановления определены виды работ по изменению объектов капитального строительства и (или) их частей, для которых не требуется разрешение на строительство при условии соблюдения пункта 2.2 постановления.
Согласно пункту 3.8 Перечня к таким видам работ относятся демонтаж (в том числе частичная разборка) перегородок и ненесущих стен, устройство новых перегородок и ненесущих стен, устройство проемов в перегородках, ненесущих и несущих стенах и перекрытиях, в том числе с устройством внутренних лестниц без установки оборудования лифтов, эскалаторов, травалаторов и т.п. (кроме устройства проемов, вырубки ниш, пробивки отверстий в стенах-пилонах, стенах-диафрагмах и колоннах (стойках, столбах), а также в местах расположения связей между сборными элементами) (за исключением случаев производства указанных работ при создании подвала в техническом подполье, а также мансарды в чердаке), - без увеличения допустимых нагрузок и изменения характера их приложения, нарушения прочности, устойчивости несущих конструкций объекта капитального строительства, при которых может произойти их разрушение, и нарушения других характеристик их надежности и безопасности.
В настоящем случае, в отношении спорного объекта проведены работы, предусмотренные указанным пунктом Перечня.
Перепланировка выполнена на основании решения собственника о перепланировке, сведения о чем включены в технический план.
Данные доводы также изложены кадастровым инженером при подготовке технического плана.
При этом ссылка Управление на то, что проведенные работы нарушили архитектурно-планировочное решение здания является необоснованной и не подтвержденной.
В связи с изложенным, у Управления отсутствовали правовые основания для отказа в осуществлении регистрационных действий.
В соответствии со статьёй 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другой стороны.
Согласно положениям статьи 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В соответствии со статьёй 106 АПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), расходы юридического лица на уведомление о корпоративном споре в случае, если федеральным законом предусмотрена обязанность такого уведомления, и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Информационном письме от 13.08.2004 N 82 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" при определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя могут приниматься во внимание, в частности: время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист; сложившаяся в регионе стоимость оплаты услуг адвокатов; имеющиеся сведения статистических органов о ценах на рынке юридических услуг; продолжительность рассмотрения и сложность дела.
Аналогичная правовая позиция изложена Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 07.02.2006 N 12088/05.
Арбитражный суд в силу статьи 7 АПК РФ должен обеспечивать равную судебную защиту прав и законных интересов лиц, участвующих в деле. Конституционный Суд в своих определениях от 25.02.2010 N 224-О-О, от 21.12.2004 N 454-О и от 20.10.2005 N 355-О неоднократно указывал на то, что суд обязан создавать условия, при которых соблюдался бы необходимый баланс процессуальных прав и обязанностей сторон; данная норма не может рассматриваться как нарушающая конституционные права и свободы заявителя.
Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования статья 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Именно поэтому в части 2 статьи 110 АПК РФ речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле.
Доказательства, подтверждающие разумность расходов на оплату услуг представителя, должна представить сторона, требующая возмещения указанных расходов. Для подготовки документов и представления заявителя в суде, ООО "СКАТ" заключила Договор от 15.05.2023 N 05Басм об оказании юридических услуг. Согласно Акту N1 к Договору, услуги оказаны и оплачены в полном объеме. Стоимость услуг составила 100 000 руб.
Однако, исходя из принципа разумности, временных затрат и необходимости экономного расходования денежных средств, объема оказанных представителем услуг, подлежащих представлению документов, сложившейся судебной практики, категории спора, суд с учетом пункта 20 Информационного письма ВАС РФ от 13.08.2004 N 82, снизил размер судебных расходов до 40 000 руб., что признается апелляционным судом обоснованным.
С учётом изложенного, апелляционный суд полагает, что оснований для отмены решения не усматривается, по существу заявленные в апелляционной жалобе доводы направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств правомерно установленных судом, являются несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании норм права в связи с чем, не могут быть положены в основу отмены решения. Нормы материального права применены правильно.
Доводы жалобы Управления направлены на переоценку выводов суда и несогласии заявителя с выводами суда первой инстанции, основанными на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой судом доказательств и иное толкование им норм закона, не означает судебной ошибки (статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), при принятии решения судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 09.02.2024 по делу N А40-192337/23 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-192337/2023
Истец: ООО "ЭНКОТ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ООО "СКАТ"