г. Москва |
|
28 мая 2024 г. |
Дело N А40-248821/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Елоева А.М.,
судей Лялиной Т.А., Яремчук Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ананиевым Х.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ТСЖ "Ленинский проспект, 123" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.02.2024 по делу N А40-248821/22 по иску ТСЖ "Ленинский проспект, 123" (ОГРН: 1037728026214) к 1. ГБУ г. Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг г. Москвы" (ОГРН: 5117746050989) 2. ГБУ г. Москвы "Единый информационно-расчетный центр г. Москвы", 3. ГКУ г. Москвы "Городской центр жилищных субсидий", третьи лица: Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы, ГБУ "ИС г. Москвы", Управа района Теплый Стан г. Москвы, Префектура Юго-западного административного округа г. Москвы о взыскании,
при участии в судебном заседании:
от истца: Крылов Д.В. по протоколу N 7-2019 от 10.12.2019,
от ответчика 1: Аничкин Д.А. по доверенности от 09.01.2024,
от ответчика 2: не явился, извещен,
от ответчика 3: не явился, извещен,
от третьих лиц: не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
ТСЖ "Ленинский проспект" (истец) обратился в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к ГБУ "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы" (ответчик, МФЦ) о взыскании 8 968 468 рублей 71 коп. убытков солидарно к МФЦ, ГБУ "ЕИРЦ города Москвы", ГКУ "ГЦЖС".
В обоснование заявленных требований истец пояснил, что 17 сентября 2008 года общим собранием собственников помещений в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: город Москва, проспект Ленинский, дом 123 выбран способ управления указанным многоквартирным домом товариществом собственников жилья "Ленинский проспект, 123". Истец осуществлял деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирным домом, предоставлял комплекс жилищно-коммунальных услуг собственникам (нанимателям) помещений жилищного фонда, таких как содержание и ремонт общего имущества жилищного фонда, теплоснабжение, водоснабжение и т.д. Как пояснил истец, в рамках сложившихся отношений МФЦ осуществляло формирование платёжных документов для оплаты оказанных коммунальных услуг для жителей МКД. Договор между истцом, МФЦ и Банком ВТБ (ПАО) об информационном обеспечении расчётов населения за жилищно-коммунальные и связанные с ними услуги на основании Единого платёжного документа заключён только 20 июня 2019 года.
Истец указал, что после оплаты ресурсоснабжающим организациям потреблённых жителями МКД ресурсов у истца возникает право на возмещение затрат - выпадающих доходов на льготные категории граждан за счёт бюджета города Москвы через ГКУ "ГЦЖС", напрямую на расчётный счёт ТСЖ. В соответствии с заключённым между истцом и ГКУ "ГЦЖС" договором, истец направлял соответствующие отчёты для возмещения выпадающих доходов.
Вместе с тем, указанные отчёты первоначально направлялись в адрес истца из МФЦ и в связи с представлением за период с 21 июля 2009 года по 01 июня 2019 года некорректных данных (указанием нулевых показателей льгот по услугам отопление и горячее водоснабжение) истец недополучил соответствующее возмещение. Также истец полагает, что обязанность по формированию отчёта, а также выявлению и исправлению некорректных сведениё в программе АСУ ЕИРЦ и обеспечения наличия сведений возложена на ответчиков в соответствии с постановлением правительства Москвы N 132-ПП от 15 августа 2019 года.
По мнению истца, ответчики наделены правом запрашивать для проверки представленных отчётов необходимые документы, взаимодействовать друг с другом посредством межведомственного информационного запроса, пользоваться базами данных АСУ ЕИРЦ и базой данных "Базовый регистр информации".
Несмотря на наличие перечисленных обязанностей, а также имеющиеся возможности, ответчики не обеспечили предоставление истцу достоверной информации, а также осуществление проверки и исправление недостатков в отчёте о выпадающих доходах относительно услуг отопление и горячее водоснабжение.
Возражая против удовлетворения иска, ответчики указали на пропуск истцом сроков исковой давности, а также на обязанность истца по формированию и направлению отчётов о выпадающих доходах.
Так, МФЦ указало, что самостоятельно объём сведений в части расчётов (перерасчётов) по оплате за жилое помещение, коммунальные и иные услуги не определяет, расчёт осуществляется на основании письменных поручений от управляющей организации. Кроме того, МФЦ ежемесячно направляло в адрес истца информацию о начислениях и оплатах населения за жилищно-коммунальные услуги, содержащую в том числе сведения о предоставленных жителям мер социальной поддержки. Направляемые сведения носят информационный характер и используются соответствующими получателями субсидии при формировании отчетов для ГКУ "ГЦЖС".
ГКУ "ГЦЖС" также указало, что возмещение выпадающих доходов осуществляется на заявительном принципе, принятие решения о выборе услуг, по которым организация желает получить возмещение, возложена на саму организацию. За возмещением выпадающих доходов вправе обратиться как жилищная, так и ресурсоснабжающая организация, у ГКУ "ГЦЖС" отсутствуют сведения о договоренности между сторонами. Кроме того, ГКУ "ГЦЖС" отмечает, что сведения, полученные из МФЦ, являются информацией, которую истец должен использовать для составления отчёта, а не являются самим отчётом. Наряду с изложенным ответчик указал, что ТСЖ обратилось с просьбой о корректировке и возмещении по услугам отопления и подогрева воды с 01 июня 2019 года письмом от 29 ноября 2019 года N 35/19. На основании чего в адрес истца возмещение выпадающих доходов произведено в полном объёме (последний отчёт представлен в феврале 2020 года).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 19 февраля 2024 года по делу N А40-248821/22-133-1382 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда города Москвы отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска, поскольку, как полагает заявитель жалобы, суд первой инстанции неполно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, не дал правовой оценки всем доводам истца.
В представленных отзывах МФЦ и ГКУ "ГЦЖС" на апелляционную жалобу отмечается, что доводы заявителя не соответствуют фактическим обстоятельствам спора, представленным в дело доказательствам, основаны на их неверной оценке и неправильном толковании норм материального права.
В судебном заседании представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объёме.
Представитель МФЦ возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве, просил решение Арбитражного суда города Москвы оставить без изменения, считает его законным и обоснованным.
ГБУ "ЕИРЦ города Москвы", ГКУ "ГЦЖС", третьи лица, надлежащим образом извещённые о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в процессе не направили, дело рассмотрено по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзывов на жалобу, выслушав представителей истца и МФЦ, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы.
В соответствии с пунктом 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчёты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твёрдого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путём их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров (пункт 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354).
К функциям МФЦ относится обеспечение своевременного и корректного ввода данных, необходимых для организации процессов формирования начислений, учёта оплат и распределения платежей за ЖКУ (пункт 3.1.1 постановления правительства Москвы N 132-ПП от 15 августа 2019 года).
Методическое обеспечение деятельности МФЦ в части формирования начислений, включая перерасчёты, и информационное сопровождение мероприятий по начислению платежей за ЖКУ осуществляет Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Единый информационно-расчетный центр города Москвы", которое также является субъектом системы ЕИРЦ (пункты 2.1.1, 2.1.3 распоряжения правительства Москвы от 25 июля 2012 года N 392-РП).
Между МФЦ и ГБУ "ЕИРЦ" с учётом предоставленных Департаментом информационных технологий города Москвы прав в АСУ ЕИРЦ подписан Регламент взаимодействия Государственного бюджетного учреждения "Единый информационно-расчётный центр" и Государственного бюджетного учреждения "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы" при эксплуатации Автоматизированной системы управления "Информационное обеспечение деятельности ЕИРЦ" от 15 августа 2019 года (далее - Регламент), что соответствует пункту 4.1 приложения 1 к постановлению правительства Москвы N 132-ПП от 15 августа 2019 года.
В соответствии с пунктом 2.3.1 Приложения N 3 к постановлению правительства Москвы от 27 марта 2012 года N 111-ПП полномочия по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг осуществляются ГКУ "ГЦЖС" при условии осуществления МФЦ функций начисления платежей за жилые помещения, коммунальные и иные услуги в соответствии с договором.
Постановлением правительства города Москвы от 07 декабря 2004 года N 850-ПП утверждён порядок и условия предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, согласно которому данный порядок и условия применяются жилищными и иными организациями независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы и вида собственности при начислении гражданам платежей за жилищные и коммунальные услуги. Меры социальной поддержки граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг основываются на заявительном принципе, осуществляются при представлении ими в организацию, производящую начисление платежей за названные услуги, документов, подтверждающих отнесение их к соответствующей категории льготников. Скидки льготникам по оплате жилья и коммунальных услуг, осуществляются за счёт средств бюджета города или за счёт субвенций из Фонда компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации и субсидий из федерального бюджета или за счёт средств бюджета города Москвы и субвенций из Фонда компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации - в зависимости от категории льготника.
Возмещение выпадающих доходов жилищных и ресурсоснабжающих организаций от предоставления отдельным категориям гражданам мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг производится через ГКУ "ГЦЖС" в установленном Правительством Москвы порядке.
С целью возмещения выпадающих доходов истец - ТСЖ "Ленинский проспект, 123" заключил с ГКУ "ГЦЖС" Договор N 0702079 от 21 июля 2009 года на возмещение выпадающих доходов от предоставления гражданам льгот по оплате жилищных и коммунальных услуг, услуг связи (радиотрансляции и телевизионной антенны) (далее - Договор), который регламентирует порядок взаимодействия сторон при возмещении выпадающих доходов от предоставления гражданам льгот по оплате жилищных и коммунальных услуг и предоставления гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Согласно Договору ГКУ "ГЦЖС" возмещает истцу выпадающие доходы от предоставления льгот по оплате жилищных и коммунальных услуг гражданам дома.
Истец, со своей стороны, представляет ГКУ "ГЦЖС" отчёты о выпадающих доходах от предоставления гражданам льгот: для получения ежеквартальных компенсаций - ежеквартально, до 5-го числа месяца (включительно), следующего за отчётным кварталом; для получения ежемесячных компенсаций - ежемесячно, до 5-го числа месяца (включительно), следующего за отчётным месяцем.
В соответствии с пунктом 2.1.4 Договора ТСЖ ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчётным, по состоянию на 1 число проводит сверку полученных бюджетных средств с указанием в акте сверки суммы долга или переплаты на указанную дату.
При этом на ГКУ "ГЦЖС" в силу пунктов 2.2.1, 2.2.2, 2.2.4 Договора возложена обязанность до 20 числа месяца, следующего за отчётным периодом, перечислять организации денежные средства на возмещение выпадающих доходов от предоставления льгот на основании отчётов, указанных в пункте 2.1.1 Договора; проверять представленные организацией расчёты и достоверность информации о праве граждан на льготы; возмещать выпадающие доходы организации от предоставления льгот на основании предоставленных отчётов с нарушением срока сдачи отчетов не более чем на 6 месяцев.
ТСЖ несёт ответственность за достоверность информации, представляемой в ГКУ "ГЦЖС" и правильность расчётов выпадающих доходов от предоставления гражданам льгот по оплате жилищных и коммунальных услуг, услуг связи (раздел 3 Договора).
Выпадающие доходы организаций от предоставления гражданам льгот по оплате ЖКУ и услуг связи ежемесячно до 20 числа месяца, следующего за расчётным, возмещаются ГКУ "ГЦЖС" организации, являющейся поставщиком или исполнителем услуг, в соответствии с договором (пункты 2.4, 2.5, 2.6, 3, 3.1 Приложения к постановлению Правительства Москвы от 04 июня 2002 года N 411-ПП "О возмещении выпадающих доходов организаций от предоставления гражданам льгот по оплате жилищных, коммунальных услуг и услуг связи").
Отчёты о выпадающих доходах от предоставления гражданам льгот по оплате ЖКУ и услуг связи составляются организацией, получающей соответствующее возмещение (компенсации) отдельно по каждому виду платежа и каждой льготной категории граждан, и ежеквартально до 5 числа месяца, следующего за отчётным кварталом, представляются в ГКУ "ГЦЖС" по форме, приведённой в приложении 2 к настоящему Порядку.
Обо всех случаях изменения в течение отчётного периода в составе категорий граждан, имеющих право на льготы или объёмов предоставления льгот организация, получающая возмещение до 5 числа месяца, следующего за расчётным, должна извещать ГКУ "ГЦЖС" для корректировки подлежащих перечислению бюджетных средств.
Указанные изменения вносятся в отчёт о выпадающих доходах отдельно выделенным абзацем.
Для проверки представленных отчётов о выпадающих доходах от предоставления гражданам льгот по оплате ЖКУ и услуг связи и о их праве на льготы ГКУ "ГЦЖС" вправе запрашивать в соответствующих организациях копии необходимых документов.
Судом первой инстанции установлено, что от МФЦ на электронную почту ТСЖ направлялись файлы (список должников, начисления и оплаты, реестр оплат). В файле с названием "начисления, оплаты по поставщикам и услугам" указаны сведения о льготах с разбивкой на конкретные услуги, включающих также отопление и горячее водоснабжение.
При этом апелляционная инстанция соглашается с тем, что достоверно установить направлялись ли с 2009 года в адрес истца из МФЦ два файла с разным содержанием (один - с "нулевыми" показателями для передачи в ГЦЖС, другой - с корректными начислениями) не представилось возможным.
Вместе с тем, суд первой инстанции правильно указал, что и в случае принятия позиции истца, в ходе рассмотрения дела достоверно установлено, что при наличии информации о суммах начислений не из "нулевого" файла, который ежемесячно получало ТСЖ (что им признаётся), обществу было достоверно известно о размерах возмещения, в связи с чем, ТСЖ могло и должно было контролировать их поступление.
В этой связи, суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы истца о невозможности проверки поступления всей суммы на денежный счёт ТСЖ по причине поступления большого количества платежей по договорам аренды машиномест, поскольку данные обстоятельства не освобождают общество от необходимости выполнения предусмотренных обязанностей при формировании отчёта о выпадающих доходах, осуществления контроля за поступающими суммами, неисполнение которых предполагает риски наступления неблагоприятных последствий, в данном случае для истца.
Истец, как заинтересованное лицо, должен был проявить необходимую степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него с учётом характера спорных правоотношений.
Принимая во внимание данные обстоятельства, которые имеют преимущественное значение, доводы и возражения лиц, участвующих в деле, представленные доказательства, которым дана оценка по правилам статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на основании приведённых норм права, условий Договора, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о недоказанности истцом, что именно ответчики являются лицами, в результате действий (бездействия) которых возникли убытки (пункт 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25), а также не доказано наличие причинно-следственной связи между нарушением и возникшими убытками (пункт 1 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 года N 7).
В этой связи, учитывая положения статей 12, 15, 1064, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации с учётом пункта 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", апелляционная инстанция считает, что в удовлетворении иска отказано правомерно.
Как следствие, апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены решения Арбитражного суда города Москвы, предусмотренных статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, так как, при установленных обстоятельствах, доводы заявителя, изложенные в жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.02.2024 по делу N А40-248821/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.М. Елоев |
Судьи |
Т.А. Лялина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-248821/2022
Истец: ТСЖ "ЛЕНИНСКИЙ ПРОСПЕКТ, 123"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "ЕДИНЫЙ ИНФОРМАЦИОННО-РАСЧЕТНЫЙ ЦЕНТР ГОРОДА МОСКВЫ", ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ ГОРОДА МОСКВЫ", ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "ГОРОДСКОЙ ЦЕНТР ЖИЛИЩНЫХ СУБСИДИЙ"
Третье лицо: ГБУ "ИС ГОРОДА МОСКВЫ", ДЕПАРТАМЕНТ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ГОРОДА МОСКВЫ, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы, ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "МОДЕРН", ПРЕФЕКТУРА ЮГО-ЗАПАДНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ, УПРАВА РАЙОНА ТЕПЛЫЙ СТАН ГОРОДА МОСКВЫ