г. Санкт-Петербург |
|
28 мая 2024 г. |
Дело N А56-61472/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Балакир М.В.
судей Целищевой Н.Е., Черемошкиной В.В.
при ведении протокола судебного заседания: Ворониной Е.Ю.
при участии:
от истца: представитель Яныкин А.А. по доверенности от 09.01.2024
от ответчика: представитель Баранова Н.А. по доверенности от 08.05.2024, представитель Федорова А.В. по доверенности от 28.12.2023
рассмотрев апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4606/2024) Администрации муниципального района Гатчинского муниципального района Ленинградской области
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.12.2023 по делу N А56-61472/2023 (судья Нетосов С.В.), принятое
по иску (заявлению) общества с ограниченной ответственностью "Капитал Инвест"
к Администрации муниципального района Гатчинского муниципального района Ленинградской области
о признании
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Капитал Инвест" (далее - истец, заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Администрации муниципального образования Гатчинский муниципальный район Ленинградской области (далее - ответчик, заинтересованное лицо, Администрация) о признании незаконным Постановления Администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области "Об отмене Разрешения на строительство N RU47-516308-2018 от 27.06.2018" от 30.12.2022 N 5587.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.12.2023 заявление удовлетворено.
Не согласившись с указанным судебным актом, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, отказав в удовлетворении заявления, ссылаясь на то, что спорное разрешение на строительство было отменено заинтересованным лицом в порядке самоконтроля, поскольку было принято с нарушением законодательства.
Ввиду нахождения судьи Изотовой С.В. очередном отпуске, в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 АПК РФ произведена замена судьи Изотовой С.В. на судью Черемошкину В.В.
Определением апелляционного суда от 13.05.2024 в судебном заседании был объявлен перерыв, заинтересованному лицу было предложено представить возражения на отзыв заявителя в письменном виде, заблаговременно направив их в адрес суда и второй стороны.
В настоящее судебное заседание явились представители сторон, от Администрации в материалы дела поступила дополнительная позиция во исполнение определения апелляционного суда от 13.05.2024.
Представитель заинтересованного лица поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 04.04.2023 года представителем ООО "Капитал Инвест" в Комитете по архитектуре и градостроительной деятельности Администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области было получено письмо от 27.01.2023 года исх. N 46-1 о направлении постановления администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области "Об отмене Разрешения на строительство N RU47-516308-2018 от 27.06.2018 года" от 30.12.2022 года N 5587.
По мнению заявителя, оспариваемое Постановление издано администрацией Гатчинского муниципального района Ленинградской области с нарушением полномочий, делегированных Федеральным законом N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации, Регламентов, утвержденных Администрацией в части регулирования вопросов выдачи разрешений на строительство.
Ссылаясь на то, что оспариваемый ненормативный правовой акт -Постановление администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области "Об отмене Разрешения на строительство N RU47-516308-2018 от 27.06.2018 года" от 30.12.2022 года N 5587 нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, является недействительным и подлежит отмене, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение подлежит отмене ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Требование о признании незаконными действий и решений органов, осуществляющих публичные полномочия, может быть удовлетворено при наличии совокупности обстоятельств: несоответствия ненормативного правового акта закону и нарушения этим актом прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
Таким образом, в силу ч. 1 ст. 48 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Как следует из правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26 мая 2011 г. N 739-0-0, часть 1 статьи 48 Федерального закона N 131-ФЗ не исключает возможности судебного контроля принимаемых органами местного самоуправления решений, а сами решения об отмене ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными.
Таким образом, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее изданный им муниципальный правовой акт в случае несоответствия его требованиям законодательства.
В соответствии с ч.1 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентам.
Руководствуясь ч.7 ст.51 ГрК РФ (в редакции, действующей на момент выдачи разрешения на строительство), в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщику-ООО "КАПИТАЛ ИНВЕСТ" необходимо направить заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления.
К указанному заявлению должны были быть приложены следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления па получение разрешения па строительство, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
г) архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
з) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда в случае строительства, реконструкции указанных объектов при условии, что экспертиза проектной документации указанных объектов не проводилась в соответствии со ст.49ГрК РФ.
Документы, предусмотренные ч.7 ст.51 ГрК РФ, должны быть выполнены в соответствии с требованиями Постановлении правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованных к их содержанию" (далее - Постановление N 87).
В соответствии с п.3 Постановления N 87: "Проектная документация состоит из текстовой и графической частей, содержащих материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели.
Текстовая часть содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, в том числе значения параметров и другие проектные характеристики зданий, строений и сооружений, направленные на обеспечение выполнения установленных требований, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы и (или) исходные данные для проектирования (в том числе результаты инженерных изысканий), используемые при подготовке проектной документации, и результаты расчетов, обосновывающие принятые технические и иные решения.
Графическая часть отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме".
П. 11 ст. 48 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка проектной документации осуществляется, в частности, на основании результатов инженерно-технических изысканий и градостроительного плана земельного участка.
Согласно п. 12 этой же статьи в состав проектной документации объектов капитального строительства входит пояснительная записка, в том числе с результатами инженерных изысканий, техническими условиями.
В соответствии со ст. 49 ГрК РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе и утверждаются при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.
Предметом экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
Согласно ч. 1 ст. 47 ГрК РФ не допускаются подготовка и реализация проектной документации без выполнения соответствующих инженерных изысканий.
Согласно ч.1 ст. 48 ГрК РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка.
В соответствии с ч. 12 ст. 48 ГрК РФ состав и содержание проектной документации определяются Правительством Российской Федерации. Правительством Российской Федерации также могут устанавливаться отдельные требования к составу и содержанию рабочей документации.
Таким образом, законодательство устанавливает требования к выполнению проектной документации при проектировании всех объектов капитального строительства в независимости проходит такая документация экспертизу или нет.
Следовательно, из материалов дела усматривается, что, правомерно проведя проверку документов, представленных для получения разрешения на строительство N RU47-516308-7-2018 от 27.06.2018 в рамках самоконтроля, Администрация обоснованно установила, что проектная документация представлена не в полном объеме (полностью отсутствуют разделы: конструктивные решения; сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей; перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам жилищного фонда) и с нижеследующими нарушениями.
В разделе "Схемы, отображающие архитектурные решения" (шифр 600.1-1/АР-2017 раздел АР - Приложение S), приложенном к заявлению застройщика, полностью отсутствует текстовая часть, которая должна быть разработана в соответствии с требованиями Постановления N 87. В графической части данного раздела на чертежах отсутствуют размеры проектируемого здания, не показаны лестничные проемы. Вследствие чего невозможно определить объемно-пространственные характеристики здания.
Нарушен Градостроительный Регламент в части предельного количества этажей здания. В градостроительном плане земельного участка с кадастровым номером 47:25:0107016:6, утвержденном Распоряжением Комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области от 04.07.2016 с присвоением номера N Ки475061020027-2016, при строительстве многоквартирного жилого дома указано как максимальная этажность жилой застройки, так и минимальная - 12 этажей. Строительство жилого дома с количеством менее 12 этажей в данной зоне не предусмотрено. Кроме того, на чертеже градостроительного плана показана зона допустимого строительства в границах которой возможно строительство объекта капитального строительства, в соответствии с установленными градостроительными нормами и при условии выноса инженерных сетей за пределы пятна застройки.
Согласно положениям, закрепленным в абз. 1 и 2 п.3 ст.85 Земельного кодекса Российской Федерации (дапее - ЗК РФ) градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. При этом эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
Пп.2 п.1 ст.40 ЗК РФ также закреплено, что собственники земельных участков имеют право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно ч.1 ст.38 ГрК РФ в составе предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, включаемых в обязательном порядке в градостроительный регламент, устанавливаются:
1) минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
2) предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений;
3) максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка.
В разделе "Схема планировочной организации земельного участка при строительстве "Многоквартирного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями" по адресу: Ленинградская область, город Гатчина. Западный строительный район, квартал 8. дом 1" (шифр 600.3-1/ПТ-2017 раздел ГП Приложение 7) полностью отсутствует текстовая часть с обоснованием и описанием планировочной организации земельного участка в соответствии с градостроительным и техническим регламентами. В графической части отсутствуют чертеж, отображающий сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к существующим сетям инженерно-технического обеспечения, не указаны здания и сооружения, подлежащие сносу. На ситуационном плане размещения объекта капитального строительства в границах земельного участка пятно застройки выходит за границы допустимого строительства, кроме того, здание "посажено" на сети инженерно-технического обеспечения, что ни в коем случае недопустимо.
В разделе "Пояснительная записка" (шифр 600.1/АР-2017-ПЗ -Приложение 8) не указаны:
- реквизиты одного из документов, на основании которого принято решение о подготовке проектной документации;
- технические условия подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусмотренные ст.52.1ГрК РФ, так как функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно обеспечить без подключения (технологического присоединения) такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения.
Кроме того, в отчетной документации по результатам инженерных изысканий выявлены разночтения:
- в техническом отчете о выполненных инженерно-геодезических изысканиях, указано, что при съемке надземных и подземных коммуникаций зафиксировано количество, назначение местоположение и отметки сетей, расположенных на территории земельного участка с кадастровым номером 47:25:0107016:6. Какие-либо указания на то, что на указанном земельном участке зарегистрированы объекты незавершенного строительства, отсутствуют;
- в техническом отчете об инженерно-геологических условиях в техническом задании указано, что работы по инженерно-геологическим изысканиям проводятся для многоэтажного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями этажностью - 16 этажей. Также, конфигурация и пятно застройки на чертеже не соответствует данным в проектной документации;
- в техническом отчете по инженерно-экологическим изысканиям для разработки проектной документации в техническом задании указано, что на земельном участке, отведенном под строительство, не имеется каких-либо существующих объектов, конфигурация и пятно застройки на чертежах не соответствуют данным в проектной документации.
Между тем, в соответствии с выписками из ЕГРН, на земельном участке с кадастровым номером 47:25:0107016:6 расположен объект незавершенного строительства со степенью готовности 14% (кадастровый номер 47:25:0000000:596), однако ни на съемке в графической части технических отчетов, ни на чертеже градостроительного плана от 04.07.2016 N RU475061020027-2016 нет сведений о данном объекте.
При этом в разделе "Проект организации строительства" отсутствует проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей (при необходимости сноса объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства).
Таким образом, принятые в проектной документации технические и иные решения не совместимы друг с другом, то есть не обеспечена технологическая возможность их совместной реализации при строительстве, а также возможность последующей эксплуатации объекта капитального строительства с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Земельный участок с кадастровым номером 47:25:0107016:6, расположенный по адресу: Ленинградская область, город Гатчина, Западный строительный район, квартал 8, дом 1, сформирован не в соответствии с учетом проекта планировки и проекта межевания территории Западного строительного квартала г.Гатчина. Застройщик ООО "КАПИТАЛ ИНВЕСТ" установил забор за границами земельного участка, сведения о которых имеются в ЕГРН (со стороны ул. Красных Военлетов и ул. Авиатриссы Зверевой, при этом на огражденной забором территории находится асфальтовая пешеходная дорожка). В соответствии с п. 12 ст.1 ГрК РФ, территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Таким образом, произведен самовольный захват территории общего пользования, что является нарушением действующего законодательства.
В Арбитражном суде Санкт-Петербурга и Ленинградской области рассматривалось дело N А56-29726/2023 по которому 18.09.2023 года было принято решение, оставленное без изменения Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.01.2024, об устранении препятствия в пользовании земельным участком площадью 1124 кв.м., используемым ООО "КАПИТАЛ ИНВЕСТ" без правоустанавливающих документов, превышающим площадь земельного участка с кадастровым номером 47:25:0107016:6, расположенного по адресу: Ленинградская область, г.Гатчина, Западный строительный район, квартал 8,д.1 путем возложения на ответчика обязанности в течение 14 дней с даты вступления в силу решения перенести забор, огораживающий земельный участок с кадастровым номером 47:25:0107016:6 в соответствии с границами, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.
Таким образом, учитывая, что разрешение на строительство N RU47-516308-7-2018 от 27.06.2018 было выдано с нарушением требований градостроительного и земельного законодательства, оно подлежало отмене. Следовательно, заинтересованным лицом было правомерно принято оспариваемое постановление об отмене указанного разрешения на строительство.
При таких обстоятельствах, оспариваемое решение суда первой инстанции подлежит отмене, апелляционная жалоба Администрации - удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.12.2023 по делу N А56-61472/2023 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявления отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Капитал Инвест" в федеральный бюджет 3000,00 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Балакир |
Судьи |
Н.Е. Целищева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-61472/2023
Истец: ООО "КАПИТАЛ ИНВЕСТ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГАТЧИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ