30 мая 2024 г. |
Дело N А55-25107/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 мая 2024 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Сафаевой Н.Р., судей Барковской О.В., Колодиной Т.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Андреевой С.С.,
при участии в судебном заседании представителя публичного акционерного общества "Камаз" - Насибуллина А.И., действующего на основании доверенности от 17.04.2024,
представителя открытого акционерного общества "РЖД" - Убайдуллаевой К.Б., действующей на основании доверенности от 29.08.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании 28.05.2024 апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение арбитражного суда Самарской области от 22.03.2024 по иску публичного акционерного общества "Камаз" к открытому акционерному обществу "РЖД" о взыскании пени за просрочку доставки груза,
УСТАНОВИЛ:
С учетом уточнений, принятых в порядке стать 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, публичное акционерное общество "Камаз" (далее - истец) обратилось в арбитражный суд Самарской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ответчик), в котором просит взыскать пени за просрочку доставки груза в размере 487 338 рублей 18 копеек.
Решением арбитражного суда Самарской области от 22.03.2024 исковые требования удовлетворены частично, с открытого акционерного общества "РЖД" в пользу публичного акционерного общества "Камаз" взысканы пени в размере 243 669 рублей 09 копеек, в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом в части удовлетворенных исковых требований, ответчик обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит изменить решение суда первой инстанции, отказав в удовлетворении иска полностью.
Мотивы апелляционной жалобы сводятся к тому, что суд первой инстанции при рассмотрения иска необоснованно отклонил довод ответчика об имевших место обстоятельствах непреодолимой силы, препятствовавших своевременной доставке груза.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.llaas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку истец не возражал против проверки законности и обоснованности принятого по делу судебного акта только в обжалуемой части, апелляционным судом проведена проверка решения суда в части удовлетворенных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, представленного отзыва на апелляционную жалобу, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводам об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда.
Согласно материалам арбитражного дела открытое акционерное общество "Российские железные дороги" осуществляло железнодорожную перевозку грузов акционерного общества "Камаз" по железнодорожным накладным N N Э3123430, Э3093127.
По накладной N Э3123430 нормативный срок доставки груза, принятого к перевозке 07.05.2023, истекал 15.05.2023, фактически груз был доставлен 22.05.2023, в связи с чем просрочка в доставке груза составила 7 суток.
По накладной N Э3093127 нормативный срок доставки груза, принятого к перевозке 06.05.2023, истекал 14.05.2023, фактически груз был доставлен 22.05.2023, в связи с чем просрочка в доставке груза составила 7 суток.
За несоблюдение сроков доставки грузов перевозчик уплачивает пени в соответствии со статьей 97 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) в размере шести процентов платы за перевозку грузов за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере 50 процентов платы за перевозку данных грузов, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 Устава железнодорожного транспорта обстоятельств.
По расчету истца общая сумма начисленных пени за просрочку доставки груза составила 487 338 рублей 18 копеек.
Истцом в адрес ответчика направлялась претензия с требованием оплатить пени за просрочку доставки грузов, которая была оставлены без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.
Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Согласно статье 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок (статья 792 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно положению пункта 1 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданского кодекса Российской Федерации, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В силу статьи 33 Устава железнодорожного транспорта сроки доставки грузов, порожних грузовых вагонов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов, порожних грузовых вагонов.
Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки.
Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки (с учетом корректировки в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом) перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
В ходе рассмотрения дела ответчик обстоятельства нарушения сроков доставки груза не оспаривал, за исключением задержки вагонов на станции Котел ЮВС, Валуйки на 4 суток, поскольку в данное время действовал введенный режим чрезвычайной ситуации, что, по мнению ответчика, подтверждается актами общей формы N N 3/4812, 3/4814, 4/14148, 5/14173, 5/14176, 5/14246 от 07.05.2023, 08.05.2023, 09.05.2023 и итоговым актом общей формы N11/3818 от 22.05.2023, и исключает правомерность заявленных исковых требований в части пени в размере 278 478 рублей 96 копеек, начисленных за период простоя вагонов на промежуточных станциях в связи с режимом чрезвычайной ситуации. Ответчик полагает, что в данном случае имели место обстоятельства непреодолимой силы, которые явились объективным препятствием для своевременной доставки груза.
В соответствии с пунктом 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Таким образом, статья 401 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает критерии, при которых то или иное обстоятельство может быть признано обстоятельством непреодолимой силы.
Верховным Судом Российской Федерации в постановлении Пленума от 24 марта 2016 г. N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" дано толкование содержащемуся в Гражданского кодекса Российской Федерации понятию обстоятельств непреодолимой силы.
Так, в пункте 8 названного постановления разъяснено, что в силу пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный, непредотвратимый при данных условиях и внешний по отношению к деятельности должника характер.
Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий, т.е. одной из характеристик обстоятельств непреодолимой силы (наряду с чрезвычайностью и непредотвратимостью) является ее относительный характер.
Пунктом 1 статьи 29 Устава железнодорожного транспорта предусмотрено, что вследствие обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных не зависящих от перевозчиков и владельцев инфраструктур обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, погрузка и перевозка грузов, грузобагажа, перевозки порожних грузовых вагонов могут быть временно прекращены либо ограничены перевозчиком или владельцем инфраструктуры с немедленным уведомлением в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта о таком прекращении или об ограничении. Указанный руководитель устанавливает срок действия прекращения или ограничения погрузки и перевозки грузов, грузобагажа, перевозок порожних грузовых вагонов и уведомляет об этом перевозчиков и владельцев инфраструктур.
В соответствии с пунктом 6.4 Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Минтранса России от 07.08.2015 N 245, сроки доставки грузов, порожних вагонов увеличиваются на все время задержки в случае задержки вагонов, контейнеров в пути следования вследствие обстоятельств, установленных частью первой статьи 29 Устава железнодорожного транспорта.
Таким образом, для применения указанных норм права необходимо установить факт имевших место обстоятельств непреодолимой силы, который в сфере отношений, возникающих из железнодорожной перевозки грузов, удостоверяется решением руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта о прекращении или об ограничении перевозок грузов на конкретный срок.
В данном случае такое решение руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта в материалы дела ответчиком представлено не было.
При этом ответчик полагал, что факт наличия обстоятельств непреодолимой силы подтверждается составленными перевозчиком актами общей формы. Однако такие предположения ответчика основаны на неверном толковании норм материального права.
Пунктом 1 статьи 119 Устава железнодорожного транспорта предусмотрено, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Для удостоверения факта возникновения обстоятельств непреодолимой силы Уставом железнодорожного транспорта предусмотрен иной документ, а именно - решение руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта о прекращении или об ограничении перевозок грузов на конкретный срок.
Временное прекращение погрузки и перевозки грузов, грузобагажа, перевозок порожних грузовых вагонов в определенных железнодорожных направлениях вследствие сложившихся у перевозчика или при использовании инфраструктуры обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, допускается только в исключительных случаях по решению в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с немедленным извещением об этом Правительства Российской Федерации, соответствующих перевозчиков и владельцев инфраструктур.
В силу частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно статье 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Учитывая, что ответчик не представил соответствующего доказательства, обладающего признаком допустимости, для целей подтверждения имевшего место факта обстоятельств непреодолимой силы, суд первой инстанции признал возражения ответчика несостоятельными и отклонил их за бездоказательностью.
Ссылки ответчика на приказы Министерства транспорта Российской Федерации N 63 от 01.03.2023, N 150 от 26.04.2023 в подтверждение обстоятельств, препятствующих перевозке грузов железнодорожным транспортом, апелляционным судом отклоняются, поскольку данными приказами на 15 суток была изменена степень угрозы совершения не носящего террористического характера акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса с потенциальной степени на непосредственную и прямую степени по ряду объектов транспортной инфраструктуры, что само по себе не свидетельствует об ограничении движения транспорта на тех или иных участках.
Поскольку заявитель в апелляционной жалобе не ссылается на доказательства, и не приводит доводы, которые бы не были учтены и оценены судом первой инстанции, равно как и на доказательства, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционный суд приходит к мнению о том, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, в связи с чем не имеется правовых оснований для изменения судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы на уплату государственной пошлины за ее рассмотрение подлежат отнесению на заявителя жалобы в силу норм статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и не подлежат возмещению за счет истца, в пользу которого принят настоящий судебный акт.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Самарской области от 22.03.2024 по делу N А55-25107/2023 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев, в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Р. Сафаева |
Судьи |
О.В. Барковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-25107/2023
Истец: ПАО "КАМАЗ"
Ответчик: ОАО "РЖД" в лице Куйбышевской железной дороги, ОАО "Российские железные дороги"