г. Вологда |
|
30 мая 2024 г. |
Дело N А05-14363/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2024 года.
В полном объёме постановление изготовлено 30 мая 2024 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "СКК-Инвест" Буракова В.М. по доверенности от 23.08.2024,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СКК-Инвест" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 05 марта 2024 года по делу N А05-14363/2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СКК-Инвест" (ОГРН 1072901007893, ИНН 2901164833; адрес: 163000, Архангельская область, город Архангельск, улица Садовая, дом 7, квартира 7; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к администрации городского округа "Город Архангельск" (ОГРН 1022900509521, ИНН 2901065991; адрес: 163000, город Архангельск, площадь В.И.Ленина, дом 5; далее - администрация) о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 29:22:022101:5, площадью 3 855 м(2) и возложении обязанности в течение четырнадцати календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 29:22:022101:5, а также о присуждении взыскателю денежной суммы в размере 5 000 руб. на случай неисполнения судебного акта за каждый день неисполнения судебного акта ответчиком.
Решением от 05 марта 2024 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и удовлетворить заявленные требования. В обоснование жалобы ссылается на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам. В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Администрация в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу истца - без удовлетворения. Считает решение суда законным и обоснованным.
Администрация надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направила, в связи с чем дело рассмотрено ее отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя общества, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как видно из материалов дела, 22.07.2020 по результатам открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 29:22:022101:5, площадью 3 855 м2 между обществом и администрацией заключен договор аренды земельного участка N 8/58(с).
В соответствии с пунктом 1.1 договора общество приняло указанный земельный участок в аренду для размещения складов: размещение сооружений, имеющих назначение по временному хранению, распределению и перевалке грузов (за исключением хранения стратегических запасов), не являющихся частями производственных комплексов, на которых был создан груз, без права капитального строительства и создания объектов недвижимости.
Согласно пункту 1.2 договора срок его действия 7 лет с момента подписания.
Соглашением сторон от 26.12.2022 срок действия договора аренды земельного участка продлен до 21.07.2030.
Общество 21.07.2023 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 09.04.2022 N 629 "Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 - 2024 годах, а также о случаях установления льготной арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и размере такой платы" (далее - постановление N 629) обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату по цене кадастровой стоимости 1 458 728 руб. 96 коп.
Письмом от 11.08.2023 N 18-126/14319 Департамент муниципального имущества администрации предложил обществу для рассмотрения указанного заявления уточнить вид деятельности, осуществляемой обществом на земельном участке.
Письмом от 15.08.2023 N 114 общество указало, что земельный участок эксплуатируется как склад, используемый в производственной деятельности, а также направило вновь заявление о предоставлении земельного участка в собственность.
Письмом от 29.08.2023 N 18-126/15614 Департамент администрации вновь указал, что информация, а также подтверждающие документы о виде деятельности, осуществляемой на земельном участке, отсутствует. В случае предоставления запрашиваемой информации и документов, Департамент администрации считает возможным вернуться к рассмотрению вопроса о предоставлении указанного земельного участка.
Общество 07.09.2023 вновь обратилось с заявлением в администрацию о предоставлении земельного участка в собственность за плату.
Письмом от 21.09.2023 администрация на основании подпункта "а" пункта 1 постановления N 629 отказала в предоставлении земельного участка, указав, что по результатам выездного обследования, осуществленного не в рамках муниципального земельного контроля, установлено, что на земельном участке отсутствуют какие-либо сооружения, попадающие под критерии его назначения и использования (склады). В связи с этим Департамент администрации посчитал, что общество использует земельный участок не по назначению.
Считая оспариваемый отказ администрации нарушающим права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулируется главой VI Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Статьей 39.1 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в числе прочего на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Статьей 39.3 названного Кодекса установлены случаи продажи земельных участков без проведения торгов, к которым в частности отнесена продажа земельных участков собственникам расположенных на них зданий и сооружений; продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Порядок такой продажи урегулирован статьями 39.14, 39.17 ЗК РФ.
Для предоставления земельного участка в силу статьи 39.17 ЗК РВ гражданин или юридическое лицо подают в уполномоченный орган заявление о предоставлении земельного участка, в котором указывают сведения, перечисленные в части 1 статьи 39.17 ЗК РФ, приложив к нему документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Положениями части 5 статьи 39.17 указанного Кодекса предусмотрена обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта договора купли-продажи и направить проект такого договора для подписания заявителю либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направить принятое решение заявителю.
Согласно подпунктам 1 и 14 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка в случаях, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов; разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка.
При этом положениями статьи 42 ЗК РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Также согласно статье 20 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" особенности регулирования земельных отношений в 2022 и 2023 годах устанавливаются федеральными законами.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 14.03.2022 N 58-ФЗ в 2022 и 2023 годах Правительство Российской Федерации вправе установить особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе дополнительно определить случаи предоставления таких земельных участков без проведения торгов и сократить сроки предоставления таких земельных участков.
Такие особенности установлены постановлением N 629.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 постановления N 629 в 2022 и 2023 годах при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается наряду со случаями, предусмотренными ЗК РФ, продажа без проведения торгов земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, отдыха (рекреации), производственной деятельности, нужд промышленности и предоставленных в аренду, при условии отсутствия у уполномоченного органа, предусмотренного статьей 39.2 ЗК РФ, информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.
В данном случае согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости вид разрешенного использования спорного земельного участка - склады.
В соответствии с договором аренды земельный участок был предоставлен обществу также для размещения складов (сооружений, имеющих назначение по временному хранению, распределению и перевалке грузов (за исключением хранения стратегических запасов), не являющихся частями производственных комплексов, на которых был создан груз).
При рассмотрении заявления общества администрация в результате проведенного выездного обследования земельного участка установила, что заявитель использует участок не по назначению, определенному видом использования участка и условиями договора аренды, поскольку на нем отсутствуют какие-либо сооружения, подпадающие под критерий "склад".
При рассмотрении дела общество не представило какие-либо доказательства, опровергающие указанные выводы администрации и подтверждающие использование им земельного участка в соответствии с видом использования участка и условиями договора аренды.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы общества.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 05 марта 2024 года по делу N А05-14363/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СКК-Инвест" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-14363/2023
Истец: ООО "СКК- Инвест"
Ответчик: Администрация городского округа "Город Архангельск"