город Москва |
|
27 мая 2024 г. |
Дело N А40-197570/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 мая 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: И.В. Бекетовой,
судей: |
В.А. Яцевой, И.А. Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А. Леликовым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу
ООО "Спецтранс"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 26.02.2024 по делу N А40-197570/23
по заявлению ООО "Спецтранс"
к Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области
о признании незаконным и отмене решения,
при участии:
от заявителя: |
Попова Е.А. - по дов. от 25.12.2023; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "СПЕЦТРАНС" (далее - Заявитель) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ТУ РОСИМУЩЕСТВА В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ о признании незаконным Решения от 4 июля 2023 г. N 50-АН-04/311-ЛК об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:42:0020106:20. площадью 3111 кв.м. местонахождение; Московская область, город Долгопрудный, улица Жуковского, дом 3.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26.02.2024 по делу N А40-197570/23 в удовлетворении требований ООО "СПЕЦТРАНС" отказано.
ООО "Спецтранс", не соглашаясь с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования апелляционной жалобы по изложенным в ней доводам.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился. Суд рассмотрел дело в порядке ст.ст. 123 и 156 АПК РФ в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
В соответствии со ст.13 Гражданского кодекса РФ, п.6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.
Согласно ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права.
Как следует из материалов дела, Заявитель обратился к заинтересованному лицу с заявлением в соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 39.3 ЗК РФ о предоставлении земельного участка без проведения торгов с кадастровым номером 50:42:0020106:20, площадью 3111 кв.м. местонахождение: Московская область, город Долгопрудный, улица Жуковского, дом 3 (далее - земельный участок) с целью эксплуатации расположенных на нем объектов недвижимости (нежилые здания: механические мастерские, площадью 276,3 кв.м., кадастровый номер 50:42:0000000:2326, основное строение, площадью 172,7 кв.м., кадастровый номер 50:42:0000000:2325, склады, площадью 298,3 кв.м., кадастровый номер 50:42:0000000:2327 по адресу: Московская область, город Долгопрудный, улица Жуковского, дом 3).
Объекты недвижимости расположенные на земельном участке принадлежат Заявителю на праве собственности, что подтверждается договором купли-продажи арестованного имущества от 25.07.2022 N 01-12/99 и выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах не объект недвижимости. 04 июля 2023 г. Заинтересованным лицом было принято Решение от 4 июля 2023 г. N 50-АН-04/311-ЛК об отказе в предоставлении земельного участка на основании п.4 ст. 39.16 ЗК РФ.
Согласно сведениям Публичной кадастровой карте на земельном участке с кадастровым номером 50:42:0020106:20 расположены объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами 50:42:0000000:2325; 50:42:0000000:2327; 50:42:0000000:2326, находящиеся в собственности истца.
Однако согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости в границах вышеуказанного земельного участка расположены иные объекты недвижимости с кадастровыми номерами 50:42:0000000:2360, 50:42:0000000:2361,50:42:0000000:2362, 50:42:0000000:2363, 50:42:0000000:2364, 50:42:0000000:3410, 50:42:0000000:3412, 50:42:0000000:2709, 50:42:0000000:2710, 50:42:0000000:2711, 50:42:0000000:2712, 50:42:0000000:2348, 50:42:0000000:2349, 50:42:0000000:2350, 50:42:0000000:2351, 50:42:0000000:2354, 50:42:0000000:2355, 50:42:0000000:2356, 50:42:0000000:2359, сведения о правообладателях которых в Территориальном управлении отсутствуют.
Территориальным управлением был предоставлен отказ в предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером от 04.07.2023 г. N 50-АН-04/311.
Не согласившись с указанным решением, Заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований.
В обосновании заявленного требования, заявитель указывает, что на истребуемом земельном участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие исключительно заявителю, что подтверждается актом обследования от 11.08.2023 г.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) правовое регулирование земельных отношений основывается на таких принципах, как единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов; дифференцированный подход к установлению правового режима земель; сочетание интересов общества и законных интересов граждан.
На основании статьи 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ предусматривается, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован статьей 39.14 ЗК РФ и включает в себя ряд последовательных этапов, в том числе, подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка и заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
В срок не более тридцати дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Кодекса, и направляет принятое решение заявителю.
В данном решении подлежат указанию все основания отказа (статья 39.17 ЗК РФ).
Согласно пункту 4 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции, Земельный участок с кадастровым номером 50:42:0020106:20, площадью 3111 кв.м. переданный по Договору является собственностью Российской Федерации.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением ЕГРН и предоставлением предусмотренных законом сведений, содержащихся в ЕГРН, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218- ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - это юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (часть 5 статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ).
В соответствии с частью 6 статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества, в свою очередь, предполагает внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, иных объектах, которые прочно связаны с землей, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.07.2005 N 15524/04, от 06.09.2011 N 4275/11, от 06.09.2011 N 3771/11 сформулирована правовая позиция, в соответствии с которой в силу пункта 1 статьи 36 ЗК РФ собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на оформление своего права на земельный участок (собственность или право аренды), реализация которого не может быть ограничена.
ЗК РФ в редакции Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации", вступившей в силу с 01.03.2015, в пункте 2 статьи 39.20 предусматривает, что в случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам, или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
При размещении на одном земельном участке объектов недвижимости нескольких субъектов каждый из них (при делимости участка) вправе совершить сделку приватизации принадлежащей ему части после выдела ее в натуре либо приобрести участок в долевую собственность.
В пункте 25 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020, разъяснено, что исключительность закрепленного в статье 36 ЗК РФ права на приватизацию земельного участка собственником здания, строения, сооружения, на нем расположенного, означает также, что такой собственник вправе приватизировать исключительно земельный участок, занятый этим объектом и необходимый для его использования.
Пунктом 3 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что в случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено данным кодексом, федеральными законами.
Судом первой инстанции направлен в порядке 66 АПК РФ запрос в ППК "РОСКАДАСТР" о предоставлении сведений (выписки из ЕГРН) по объектам недвижимости с кадастровыми номерами 50:42:00000002360, 50:42:00000002361, 50:42:00000002362, 50:42:00000002363, 50:42:00000002364, 50:42:00000003410, 50:42:00000003412, 50:42:00000002709, 50:42:00000002710, 50:42:00000002711, 50:42:00000002712, 50:42:00000002348, 50:42:00000002349, 50:42:00000002350, 50:42:00000002351, 50:42:00000002354, 50:42:00000002355, 50:42:00000002356, 50:42:00000002359.
Судебный запрос исполнен, представленные доказательства сведения (выписки из ЕГРН) по объектам недвижимости приобщены судом к материалам арбитражного дела.
Из представленных выписок следует, что заявитель не является собственником объектов недвижимости, расположенные не земельном участке, право собственности не зарегистрировано.
Судом первой инстанции установлено, что на указанном земельном участке имеются объект недвижимости с кадастровым номером 50:42:00000002709, производственное здание, принадлежащее на праве общей долевой собственности Иванову А.Н., Грицаю В.Н., Лошкареву А.В., Иванову А.Н.
Пунктами 1 и 2 статьи 39.20 ЗК РФ также предусмотрено, что если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В случае если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (неделимый земельный участок), или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
Согласно сведениям Публичной кадастровой карте на земельном участке с кадастровым номером 50:42:0020106:20 расположены объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами 50:42:0000000:2325; 50:42:0000000:2327; 50:42:0000000:2326, находящиеся в собственности истца.
Однако согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости в границах вышеуказанного земельного участка расположены иные объекты недвижимости с кадастровыми номерами 50:42:0000000:2360, 50:42:0000000:2361,50:42:0000000:2362, 50:42:0000000:2363, 50:42:0000000:2364, 50:42:0000000:3410, 50:42:0000000:3412, 50:42:0000000:2709, 50:42:0000000:2710, 50:42:0000000:2711, 50:42:0000000:2712, 50:42:0000000:2348, 50:42:0000000:2349, 50:42:0000000:2350, 50:42:0000000:2351, 50:42:0000000:2354, 50:42:0000000:2355, 50:42:0000000:2356, 50:42:0000000:2359, сведения о правообладателях которых в Территориальном управлении отсутствуют.
В соответствии с правовым подходом, сформулированным в пункте 24 Обзора практики Верховного Суда Российской Федерации N 3, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 12.07.2017, предоставление уполномоченным органом государственной власти в собственность хозяйствующему субъекту земельного участка, на котором расположен объект недвижимости данного субъекта, площадью большей, чем это обусловлено объективными потребностями, без проведения публичных торгов является нарушением законодательства о защите конкуренции.
Следовательно, заявитель в рамках настоящего спора должен доказать, что весь земельный участок заявленной площадью, на котором расположены принадлежащие обществу объекты недвижимого имущества, необходим для их эксплуатации или сформировать и испрашивать без торгов такую часть спорного участка, на которой эти объекты располагаются и которая необходима для их обслуживания.
Приведенные выше положения закона и разъяснения применительно к настоящей категории дел ставят на разрешение суда, рассматривающего спор о законности отказа в предоставлении участка, расположенного под объектом недвижимости, в собственность вопрос о том, необходим ли земельный участок заявленной площадью, на котором расположены принадлежащие заявителю объекты недвижимого имущества, для их эксплуатации, или требуется сформировать и испрашивать без торгов иную часть спорного участка, на которой эти объекты располагаются и которая необходима для их обслуживания.
Заявитель, обращаясь с требованием о предоставлении в собственность земельного участка под объектом недвижимости, обязан в порядке, предусмотренном статьей 65 АПК РФ, представить арбитражному суду доказательства, свидетельствующие о нарушении оспариваемым отказом его прав в сфере предпринимательской деятельности, в том числе обосновать тот факт, что для находящегося у него в собственности объекта недвижимости ему необходим земельный участок испрашиваемой площадью, а соответствующие доводы органа местного самоуправления (государственного органа) об отказе в приватизации земельного участка по основанию несоразмерности заявленной площади подлежат оценке судом, исходя из представленных сторонами по делу доказательств и действующих норм права.
Как указано выше, по смыслу статьи 39.20 ЗК РФ собственник объекта недвижимости имеет право на приобретение земельного участка, непосредственно занятого объектами недвижимости и необходимого для их использования, площадь которого определяется исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенных на нем объектов.
Обязанность по обоснованию площади испрашиваемого земельного участка, необходимой для эксплуатации расположенных на земельном участке объектов, возлагается на правообладателя соответствующих объектов, к чьему материальному интересу относится принятия решения о предоставлении земельного участка.
Таким образом, каких-либо относимых, допустимых, достоверных и достаточных доказательств, подтверждающих наличие у заявителя зарегистрированного права на остальные объекты, расположенные в пределах испрашиваемого земельного участка, в материалы дела заявителем не представлено.
Принимая во внимание, что сведения о правообладателе остальных объектов, расположенных на испрашиваемом земельном участке, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРН) отсутствуют, суд пришел к правомерному выводу, что у заинтересованного лица не имелось правовых оснований для предоставления испрашиваемого земельного участка заявителю в собственность.
На основании изложенного, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований, установленных ч. 2 ст. 201 АПК РФ, для удовлетворения требований заявителя о признании незаконным оспариваемого постановления, а, следовательно, и для возложения на заинтересованное лицо каких-либо обязанностей, в связи с чем, требования заявления удовлетворению не подлежат.
Заявителем не доказано наличие обстоятельств, которые могли бы служить основанием для отмены оспариваемого распоряжения.
Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения оспариваемого решения суда.
Нарушений норм процессуального права, влекущих в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену обжалуемого судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26.02.2024 по делу N А40- 197570/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
В.А. Яцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-197570/2023
Истец: ООО "СПЕЦТРАНС"
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ