г. Москва |
|
28 мая 2024 г. |
Дело N А40-77099/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Александровой Г.С.
судей: Бондарева А.В., Савенкова О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Красниковой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Московской областной общественной организации по охране и защите природных
ресурсов "Волгуша"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24 января 2024 года
по делу N А40-77099/23, принятое судьей Самодуровой К.С.,
по иску Московской областной общественной организации по охране и защите
природных ресурсов "Волгуша" (ИНН 5027296650, ОГРН 1215000052750)
к ООО "Биоэкопром" (ИНН 7751514080, ОГРН 1137746741110)
третьи лица: 1) Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра
и картографии по Московской области;
2) Министерство экологии и природопользования Московской области;
3) Дмитровский территориальный отдел управления Роспотребнадзора по Московской
области;
4) Межрегиональное управление федеральной службы по надзору в сфере
природопользования по Московской и Смоленской областям;
5) ООО "Облнерудпром";
6) ООО Сельскохозяйственное предприятие "Земельный альянс";
7) ИП Сирицын Денис Алексеевич;
8) ИП Гришина Алла Анатольевна;
9) ИП Крылов Александр Анатольевич;
10) ООО "Георесурс";
11) Управление федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по
городу Москва, Московской и Тульской областям;
12) Прокуратура Московской области,
о запрете использования земельных участков и утилизации отходов,
при участии в судебном заседании:
от истца: генеральный директор Заболотников Б.Б. по выписке из ЕГРЮЛ N ЮЭ9965-23-12085468 от 15.09.2023; Ковалёв А.С. по дов. от 25.02.2024, диплом ДКН N 063376 от 26.09.2008;
от ответчика: Глаголева А.А. по дов. от 15.04.2024, уд. адвоката N 3413 от 27.12.2019;
от третьих лиц: от Прокуратуры Московской области: Савин В.А. по дов. от 05.12.2023, служ. уд. ТО N 338651;
от ООО СП "Земельный альянс": Силиванова Н.А. по дов. от 03.05.2024, диплом ВСВ 0618882 от 17.12.2004;
иные лица, участвующие в деле, не явились; извещены.
УСТАНОВИЛ:
Московская областная общественная организация по охране и защите природных ресурсов "Волгуша" (далее - истец) обратилась с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Биоэкопром" (далее - ответчик) о запрете использования ответчиком земельных участков с кадастровыми номерами 50:04:0160208:70, 50:04:0160208:71 и 50:04:0070103:425 для осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке и утилизации отходов до сдачи в установленном порядке результата рекультивации нарушенных землепользователем.
К участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: 1) Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области; 2) Министерство экологии и природопользования Московской области; 3) Дмитровский территориальный отдел управления Роспотребнадзора по Московской области; 4) Межрегиональное управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Московской и Смоленской областям; 5) ООО "Облнерудпром"; 6) ООО Сельскохозяйственное предприятие "Земельный альянс"; 7) ИП Сирицын Денис Алексеевич; 8) ИП Гришина Алла Анатольевна; 9) ИП Крылов Александр Анатольевич; 10) ООО "Георесурс"; 11) Управление федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям; 12) Прокуратура Московской области.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24 января 2024 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда города Москвы отменить, требование по иску удовлетворить, по основаниям, изложенным в жалобе.
Представитель истца доводы своей апелляционной жалобы в судебном заседании поддержал.
Ответчик, Прокуратура Московской области и ООО СП "Земельный альянс" представили отзывы на апелляционную жалобу, их представители в суде апелляционной инстанции против доводов жалобы возражали, просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные третьи лица, будучи надлежащим образом извещенными о дате, времени и месте настоящего судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание апелляционного суда не обеспечили, дело рассмотрено судом в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц. Представили отзывы на жалобу, которые приобщены к материалам дела.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев и оценив все представленные по делу доказательства, не находит оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, земельные участки с кадастровыми номерами 50:04:0160208:70, 50:04:0160208:71 и 50:04:0070103:425 представляют собой горную выработку песчано-гравийного месторождения карьеров "Подгорненский Центральный" и "Подгорненский-2".
Как указано истцом, в настоящее время на земельных участках ООО "Биоэкопром" - арендатор участков по договорам краткосрочной аренды - осуществляет предпринимательскую деятельность по сбору, обработке, транспортированию и утилизации отходов.
По состоянию на 04.04.2023 г. на указанных земельных участках ответчиком размещена производственная площадка для приема, обработки и утилизации отходов, получены санитарно-эпидемиологическое заключение и лицензия на работу с отходами, заключено соглашение с Минэкологии Московской области об информационном взаимодействии участников подсистемы Электронный талон ОССиГ.
При этом земельные участки 50:04:0160208:70, 50:04:0070103:425 и 50:04:0160208:71 временно переведены из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель "земли промышленности, энергетики, транспорта_" исключительно для целей и на период недропользования.
Ссылаясь на представленную в дело переписку, истец указал, что в настоящее время в обводненной карьерной песчаной выработке глубиной более 30 метров и площадью около 60 гектаров начата деятельность по обращению с отходами, что является прямым нарушением действующего законодательства; земельные участки не могут быть использованы в предпринимательских целях (иных помимо недропользования) до сдачи результата рекультивации нарушенных земель недропользователем и возвращения земель в категорию сельскохозяйственных угодий.
По мнению истца, предпринимательская деятельность ответчика по утилизации отходов осуществляется на указанных выше земельных участках в нарушение положений ст. 42 ЗК РФ о целевом использовании земель в РФ.
Также истец указал, что - ООО "Облнерудпром", как обладатель лицензий на пользование недрами, в границах вышеуказанных участков обеспечил разработку и утверждение проектов рекультивации.
Однако соглашением собственников спорных земельных участков было принято решение о прекращении деятельности третьего лица ООО "Облнерудпром" по рекультивации указанных земель.
21.04.2022 г. собственниками было направлено письмо в адрес - ООО "Облнерудпром" о нецелесообразности дальнейшего проведения работ по рекультивации в связи с согласованием нового проекта рекультивации, выполненного ООО "МГЕО" в 2022 году, а также с просьбой не проводить работы по рекультивации и расторгнуть договоры аренды на эти участки.
Однако, ответчик на указанных земельных участках, переданных ему в аренду, осуществляет: 1) производственную деятельность - деятельность по производству продукта - рекультиванта "ГрунтосмесьБЭП" с использованием определенных видов отходов IV и V классов опасности (строительных отходов, отходов недропользования V класса опасности и пр.); 2) деятельность по рекультивации земельных участков с использованием готового продукта - рекультиванта "Грунтосмесь-БЭП", отнесенного к V классу опасности, полученного в результате утилизации/использования отходов производства и потребления IV - V класса опасности. Таким образом, земельные участки с кадастровыми номерами 50:04:0160208:70, 50:04:0160208:71, 50:04:0070103:425 попадают на площадь месторождений песков строительных и песчано-гравийных пород "Подгорненское" и "Подгорненское-2", представленные на основании лицензий на пользование недрами недропользователям ООО "Облнерудпром" и ООО "ГЕОРЕСУРС". Указанные земельные участки были нарушены ООО "Облнерудпром" в результате добычи полезных ископаемых. Как обладатель лицензий на пользование недрами в границах вышеуказанных участков ООО "Облнерудпром" обеспечил разработку и утверждение проектов рекультивации земель, которыми предусматривалась рекультивация земель с использованием вскрышных горных пород. Согласно Закону РФ "О недрах", лицензионным условиям и проектной документации, связанной с пользованием недрами, рекультивацию земель, нарушенных в результате разработки месторождений полезных ископаемых, должен проводить недропользователь. Вопреки требованиям законодательства и условиям недропользования, соглашением собственников земельных участков с кадастровыми номерами 50:04:0160208:70, 50:04:0160208:71, 50:04:0070103:425 деятельность ООО "Облнерудпром" по рекультивации земель была прекращена. Указанные земельные участки были переданы в аренду ООО "БИОЭКОПРОМ", которое на основании Проекта рекультивации, разработанного ООО "МГЕО" 2022 г., осуществляет на обозначенных земельных участках производство рекультиванта, в дальнейшем используемого при рекультивации данных земельных участков, исходным сырьем которого являются строительные отходы и отходы недропользования V класса опасности, принятые у иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
При этом финансовая заинтересованность ООО "БИОЭКОПРОМ" заключается в деятельности по сбору и утилизации принятых от сторонних организаций отходов.
Кроме того, финансирование разработки проекта рекультивации и последующих работ по рекультивации обеспечивается силами и средствами ООО "БИОЭКОПРОМ". В свою очередь, ООО "БИОЭКОПРОМ" недропользователем не является; между ООО "Облнерудпром" и ООО "БИОЭКОПРОМ" отсутствуют какие-либо договорные и финансовые отношения, взаимообуславливающие заинтересованность сторон в проведении соответствующих работ.
Кроме того, новый проект рекультивации, на основании которого ООО "БИОЭКОПРОМ" осуществляет деятельность, предусматривает иные сроки и иной порядок рекультивации, использование рекультиванта при рекультивации нарушенных земель, исходным материалом для которого являются строительные отходы, отходы недропользования V класса опасности и иные отходы производства и потребления, что противоречит положениям проектов рекультивации нарушенных земель месторождения полезных ископаемых, разработанных ООО "Облнерудпром" в рамках условий недропользования, предусматривающих использование вскрышных горных пород.
Также истец полагает, что деятельность ООО "БИОЭКОПРОМ" по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов на земельных участках с кадастровыми номерами 50:04:0160208:70, 50:04:0160208:71, 50:04:0070103:425, не связанная с добычей полезных ископаемых, противоречит целевому и разрешенному использованию земельных участков с кадастровыми номерами 50:04:0070103:425, 50:04:0160208:70, 50:04:0160208:71, переведенных из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности для добычи полезных ископаемых.
В связи с чем, деятельность ООО "БИОЭКОПРОМ" по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов на земельных участках с кадастровыми номерами 50:04:0160208:70, 50:04:0160208:71, 50:04:0070103:425, противоречит законодательству о недрах и условиям недропользования, которые содержатся в проектной документации ООО "Облнерудпром", связанной с пользованием недрами.
Деятельность ООО "БИОЭКОПРОМ" по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов на земельных участках с кадастровыми номерами 50:04:0160208:70, 50:04:0160208:71, 50:04:0070103:425, в рамках которой используются вскрышные и вмещающие горные породы и отходы недропользования V класса опасности, противоречит требованиям законодательства о недрах и законодательства об экологической экспертизы.
Также истец указал, что до настоящего времени земельные участки не рекультивированы, при этом ООО "Биоэкопром" осуществляет на земельных участках предпринимательскую деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов на земельных участках с кадастровыми номерами 50:04:0160208:70, 50:04:0160208:71, 50:04:0070103:425, которая противоречит требованиям природоохранного и природоресурсного законодательства, нарушения которого возможно устранить только посредством запрета осуществления соответствующего вида деятельности до полного исполнения недропользователем обязанности по рекультивации земель, нарушенных добычей полезных ископаемых.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО "Биоэкопром" в разделе "Сведения об основном виде деятельности" по ОКВЭД указан "38.12 Сбор опасных отходов", а также указаны дополнительные виды деятельности, ни один из которых не связан с добычей полезных ископаемых.
Из ответа за подписью заместителя руководителя Росприроднадзора Кузнецовой Т.А. N ТК-08-02-33/39474 от 03.11.2022 следует, что ООО "Биоэкопром" использует земельные участки в целях осуществления деятельности, связанной с обращением отходов производства и потребления.
В связи с чем, ссылаясь на то, что использование в коммерческих целях земельных участков для целей иных, чем недропользование, до сдачи результата рекультивации нарушенных земель недропользователем, противоречит ст. 13 Земельного кодекса РФ, подп. 8 п. 1 ст. 7 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" от 21.12.2004 N 172-ФЗ, Правилам проведения рекультивации и консервации земель (утв. постановлением Правительства РФ от 10 июля 2018 г. N 800), истец обратился с настоящим иском в суд за защитой нарушенных прав.
Возражая в удовлетворении иска, ответчик указал, что правообладатели (собственники) земельных участков на законных основаниях осуществили разработку Проекта рекультивации от 2022 г. на земельные участки 50:04:0070103:425, 50:04:0160208:70 и 50:04:0160208:71, согласовав проект в установленном законом порядке, определив ответственное лицо, т.е - ответчика, который обладает разрешительной документацией, ресурсами и средствами, необходимыми для качественного и своевременного выполнения рекультивационных работ.
Ответчик арендует земельные участки с кадастровыми номерами 50:04:0070103:425, 50:04:0160208:70, 50:04:0160208:71 в целях проведения рекультивационных работ и возвращения их в хозяйственный оборот.
Общие требования к составу рекультивационных мероприятий предусмотрены пунктом 8 Правил рекультивации. Рекультивация земель осуществляется в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий. Проект рекультивации 2022 года содержит в себе объемы и график выполнения работ, включая состав технических мероприятий по рекультивации земель; описание последовательности и объема проведения работ; сроки проведения работ по рекультивации земель; биологические мероприятия; планируемые сроки окончания работ.
Согласно технологии производства рекультиванта "Грунтосмесь-БЭП" производство рекультиванта (Продукта) основано на утилизации отходов строительства и ремонта, отходов добычи полезных ископаемых. Печень отходов, используемых ООО "БИОЭКОПРОМ" на территории спорных участков, закреплен Соглашением об информационном взаимодействии, является исчерпывающим и изменению не подлежит.
В связи с чем, отходы принимаемые ответчиком являются сырьем для производства рекультиванта, с помощью которого осуществляется деятельность по рекультивации.
При производстве рекультиванта на технологической площадке выполняются следующие основные виды работ: прием исходного сырья; радиационный дозиметрический контроль; разделение отходов по линиям (потокам); переработка; перемешивание ингредиентов для получения Рекультиванта; контроль качества произведенного продукта.
Процесс утилизации отходов ведется в границах специально оборудованной площадки по правилам, установленным Регламентом, при условии подтверждения соответствия качества отходов требованиям Регламента и ТУ 38.21.10-001-51441444- 2020 "Рекультивант "Грунтосмесь-БЭП" (далее - ТУ). ООО "БИОЭКОПРОМ", следуя Технологическому регламенту, процесс приготовления рекультиванта производит на специально оборудованной площадке, что подтверждается письмом Министерства экологии и природопользования Московской области от 17.02.2023 г. N 25ТГ-910, представленным в материалы дела истцом МООО "ВОЛГУША". Этим же письмом Минэкология установлено отсутствие каких-либо нарушений со стороны деятельности ООО "БИОЭКОПРОМ", а также отсутствие причинения какого-либо вредного воздействия на окружающую среду.
Рекультивант после подтверждения соответствия качества используется для выполнения технических мероприятий по рекультивации земель, заполнения выемок и других искусственных или естественных полостей, заполнения выработанных карьеров, в т.ч. обводненных, изоляции отходов при эксплуатации и рекультивации полигонов отходов производства и потребления на землях, расположенных в границах земель сх назначения, земель населенных пунктов, земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, земель лесного фонда (стр. 4-5 Заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проекта технической документации "Технология производства рекультиванта "Грунтосмесь-БЭП").
Технология производства рекультиванта "Грунтосмесь-БЭП" соответствует экологическим требованиям, установленным техническим регламентам и законодательству в области охраны окружающей среды.
Также ответчик указал, что на земельных участках с кадастровыми номерами 50:04:0070103:425, 50:04:0160208:70, 50:04:0160208:71 ответчик осуществляет исключительно работы по рекультивации (технический и биологический этапы) согласно Проекту рекультивации 2022 года, Технологии производства рекультиванта "Грунтосмесь-БЭП", санитарным нормам и правилам, нормам действующего законодательства РФ. Деятельность не нарушает нормы Постановления Правительства РФ N 800, права и законные интересы третьих лиц, не оказывает негативного воздействия на окружающую среду и благополучие граждан Дмитровского городского округа Московской области. Участки используются в соответствии с целевым назначением. Перед началом осуществления рекультивационных работ Ответчиком, надзорным органом исследовались разрешительная документация, техническая база и средства, производственная площадка, возможные отступления от технологических условий и способов. Организовывались неоднократные выездные проверки, в ходе которых нарушений и отступлений от проекта рекультивации и норм Постановления N 800 выявлено не было. Земельные участки используются подрядной организацией в целях надлежащего выполнения договорных обязательств - рекультивация земельных участков и возвращение их в хозяйственный оборот.
Ответчик приобщил письмо Министерства экологии и природопользования Московской области от 13.07.2023 г. N 25Исх-25227. Согласно полученному письму 22.06.2023 года Министерством экологии и природопользования МО совместно с ФГБУ "ЦЛАТИ по ЦФО" проведены отборы проб размещаемого грунта (мониторинг с целью недопущения превышения содержания вредных веществ в результате деятельности ООО "БИОЭКОПРОМ" на Объекте). Полученные анализы от ФГБУ "ЦЛАТИ по ЦФО" указывают на отсутствие превышений содержания вредных веществ в результате деятельности ООО "БЭП" на объекте.
Во исполнении определения суда от 18.10.2023 г. Межрайонной природоохранной прокуратурой Московской области совместно с лицами участвующими в деле, 20.11.2023 г. был совершен выезд на спорные земельные участки. В ходе выезда установлено, что на земельных участках с кадастровыми номерами 50:04:0160208:70, 50:04:0160208:71 и 50:04:0070103:425 ответчиком осуществляется деятельность по проведению рекультивации земельных участков, на них оборудованы КПП и весы, установлены шлагбаумы, свободный доступ на участки отсутствует. На осматриваемой территории расположены грузовые машины, которые производят выгрузку котлованных грунтов и ОССиГ. В непосредственной близости от места разгрузки расположена производственная площадка, на которой в момент осмотра, имелись навалы грунтов, техника: дробильная и сортировочная машины. В ходе осмотра визуально усматривается, что отходы ТКО для рекультивации не используются.
Согласно ст. 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду отходы подразделяются на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс -умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс -практически неопасные отходы. Критериями отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду являются: степень опасности отхода для окружающей среды; кратность разведения водной вытяжки из отхода, при которой вредное воздействие на гидробионты отсутствует (п. 3 критериев отнесения отходов к I -V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утвержденных приказом Минприроды России от 04.12.2014 N 536.
В соответствии с п. п. 3, 4 приказа Минприроды России от 08.12.2020 N 1027 "Об утверждении порядка подтверждения отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности" (далее -Порядок) отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности, утвержденного Приказом Минприроды России от 08.12.2020 N 1027 (далее - Критерии), класс опасности вида отходов, не включенного в ФККО, определяется его химическим и (или) компонентным составом и устанавливается: сопоставлением их классификационных признаков (происхождение, состав, агрегатное состояние и физическая форма) с классификационными признаками видов отходов, включенных в ФККО и в банк данных об отходах; на основании критериев отнесения отходов к I - V классам опасности.
Химический и (или) компонентный состав отходов устанавливается на основании сведений, содержащихся в технологических регламентах, технических условиях, стандартах, проектной документации.
В случае отсутствия сведений о химическом и (или) компетентном составе отходов в технологических регламентах, технических условиях, стандартах, проектной документации, химический и (или) компонентный состав отходов устанавливается по результатам количественных химических анализов, выполняемых с соблюдением требований Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений". Допускается использование одновременно обоих способов для определения химического и (или) компонентного состава отходов.
К пятому классу опасности относятся отходы, которые практически неопасны.
Отнесение отходов к этому классу осуществляется в соответствии с Критериями отнесения отходов к I - V классам опасности.
Порядок паспортизации отходов и порядок отнесения отходов к классу опасности на V класс отходов не распространяются. Следовательно, на отходы V класса паспорт не составляется.
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" не содержат указания на необходимость лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов V класса опасности, следовательно, получение лицензии на соответствующий вид деятельности не требуется.
В определении Московского областного суда от 14.07.2023 по делу N 33-15556/2023, суд установил, что с 1 декабря 2022 г. арендатором земельных участков с кадастровыми номерами 50:04:00701.03:425, 50:04:0160208:70 и 50:04:0160208:71 является ООО "БИОЭКОПРОМ" на основании заключенных договоров аренды с собственниками вышеназванной территории.
Согласно п. 1.4 договоров аренды земельных участков земельные участки передаются арендатору во временное владение и пользование для выполнения работ по рекультивации земельных участков в соответствии с Проектом рекультивации земельных участков с кадастровыми номерами 50:04:0070103:425 50:04:0160208:70, 50:04:0160208:71, разработанным ООО "МГЕО" в 2022 г. и согласованным в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
ООО "БИОЭКОПРОМ" имеет всю необходимую разрешительную документацию для надлежащего оказания работ по рекультивации нарушенных земель, а именно: лицензию по обращению с отходами I-IV классов опасности, зарегистрированную в установленном законом порядке, техническую документацию "Технология производства рекультиванта "Грунтосмесь-БЭП", прошедшую государственную экологическую экспертизу, утвержденную приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 21 апреля 2021 г. N 441/ГЭЭ, положительные отзывы контрагентов, органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В указанном определении Московский областной суд указал, что из представленных в материалы дела документов следует, что земельные участки с кадастровыми номерами 50:04:0160208:23, 50:04:0160208:77 50:04:0160208:78 относятся к категории земель лесного фонда, с кадастровым номером 50:04:0160208:12 - категории земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровыми номерами 50:04:0160208:70, 50:04:0160208:71, 50:04:0070103:425 - категории земель промышленности, что ООО "Облнерудпром", в том числе как обладатель лицензий на пользование недрами в границах вышеуказанных участков, обеспечил разработку и утверждение проектов рекультивации земель в отношении вышеуказанных земельных участков, что новыми собственниками земельных участков с кадастровыми номерами 50:04:0160208:70, 50:04:0160208:71, 50:04:0070103:425 согласованы новые проекты рекультивации со сроком исполнения до 1 января 2028 г. Для ведения работ по рекультивации с ООО "БИОЭКОПРОМ" заключены договоры аренды земельных участков.
Руководствуясь ст. 42 Земельного кодекса РФ и ст. 210 ГК РФ, суд установил, что земельные участки с кадастровыми номерам 50:04:0070103:425, 50:04:0160208:70 и 50:04:0160208:71 не входят в Перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Московской области, использование которых в несельскохозяйственных целях не допускается, утвержденный распоряжением Министерства от 10.10.2019 г. N 20РВ-349.
Правообладатели (собственники) земельных участков на законных основаниях осуществили разработку Проекта рекультивации от 2022 г. на земельные участки 50:04:0070103:425, 50:04:0160208:70 и 50:04:0160208:71, согласовали его в установленном законом РФ порядке, определив ответственное лицо - ответчика, который обладает разрешительной документацией, ресурсами и средствами, необходимыми для качественного и своевременного выполнения рекультивационных работ.
Согласно пункту 5 Правил проведения рекультивации рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием.
Проект рекультивации земельных участков 2022 года с кадастровыми номерами 50:04:0070103:425 50:04:0160208:70, 50:04:0160208:71 не нарушает и не изменяет целей исполнения (способов рекультивации) ранее согласованных проектов рекультивации, выполненных ООО "Облнерудпром", поскольку по проекту рекультивации от 2022 г. направление рекультивации не меняется, т.е остается сельскохозяйственное направление рекультивации, обеспечивающее возврат участков в сельскохозяйственный оборот (л. 17 проекта рекультивации от 2022 г. абзац 1 раздела 2.1.5 "Выводы").
Рекультивационные мероприятия по проекту 2022 года направлены на снижение воздействия на окружающую среду и почвенный покров и возвращение земельных участков с кадастровыми номерами 50:04:0070103:425, 50:04:0160208:70, 50:04:0160208:71 в хозяйственный оборот. Земельные участки на начало рекультивационных работ представляли собой техногенный рельеф, нарушенный отработкой карьера песков строительных и песчано - гравийных пород на базе месторождении" "Подгорненское" (лицензия МСК 09361 ТЭ от 21.06.2002 г.) и "Подгорненское-2" (лицензия МСК 80293 ТЭ от 22.06.2018 г.).
Кроме того, согласно информации, полученной из выписки из ЕГРН, ООО "Облнерудпром" не является правообладателем земельных участков с кадастровыми номерами 50:04:0160208:70, 50:04:0160208:71, в связи с чем проект согласовывается новыми собственниками и арендатором данных участков ООО "БЭП", что было исполнено. А в отношении участка с кадастровым номером 50:04:0070103:425 ООО "Облнерудпром", будучи собственником, согласовал новый проект рекультивации, срок выполнения работ по которому, не истек. Проекты рекультивации, разработанные ООО "Облнерудпром" не согласованы новыми собственниками, способ рекультивационных работ не устраивает правообладателей.
В данном случае собственники земельных участков предпринимают все необходимые меры по рекультивации (восстановлению земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием) земельных участков после их недропользования, в соответствии с установленным законодательством изменив только способ рекультивации и исполнителя работ, что не запрещено действующим законодательством РФ.
Собственники и арендатор первостепенно заинтересованы в качественном и надлежащем выполнении рекультивационных работ на спорных земельных участках. В настоящее время рекультивационные работы соответствуют проекту рекультивации, правилам и стандартам, требованиям постановления Правительства РФ N 800.
В связи с изложенным, установив, что истец не доказал, что ответчик нарушил нормы природоохранного законодательства РФ, права и законные интересы третьих лиц, в т.ч совершил действия, направленные на причинение вреда окружающей среде, учитывая ответы надзорных органов, проведенные проверки (в том числе по поручения суда) и мониторинг, из которых следует о соблюдении норм и условий технической и разрешительной документации - ООО "БИОЭКОПРОМ". Работы, выполняемые на арендованных участках, соответствуют проекту рекультивации 2022 года и изменениям в проект рекультивации, суд первой инстанции правомерно в удовлетворении иска полностью отказал.
Апелляционный суд соглашается с данными выводами суда первой инстанции.
Правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, у апелляционного суда не имеется.
Иные доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие с оценкой судом доказательств.
Мотивы, по которым суд пришел к данному выводу об отказе в удовлетворении иска, подробно изложены в решении суда, и оснований не согласиться с ними апелляционный суд не усматривает.
С учетом изложенного, апелляционный суд считает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем, апелляционная жалоба по изложенным в ней основаниям удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате госпошлины за подачу апелляционной жалобы распределяются судом в порядке ст. 110 АПК РФ и относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 4, 9, 65-66, 110, 123, 156, 176, 266 - 268, п. 1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый Арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 24 января 2024 года по делу N А40-77099/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Александрова Г.С. |
Судьи |
Бондарев А.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-77099/2023
Истец: МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ПО ОХРАНЕ И ЗАЩИТЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ "ВОЛГУША"
Ответчик: ООО "БИОЭКОПРОМ"
Третье лицо: Гришина Алла Анатольевна, Дмитровский территориальный отдел управления Роспотребнадзора по Московской области, Крылов Александр Анатольевич, МЕЖРАЙОННАЯ ПРИРОДООХРАННАЯ ПРОКУРАТУРА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ПО МОСКОВСКОЙ И СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТЯМ, МИНИСТЕРСТВО ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ООО "ГЕОРЕСУРС", ООО "ОБЛНЕРУДПРОМ", ООО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ЗЕМЕЛЬНЫЙ АЛЬЯНС", ПРОКУРАТУРА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Сирицын Денис Алексеевич, Управление Росреестра по МО, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВЕТЕРИНАРНОМУ И ФИТОСАНИТАРНОМУ НАДЗОРУ ПО ГОРОДУ МОСКВА, МОСКОВСКОЙ И ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТЯМ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ