г. Владимир |
|
29 мая 2024 г. |
Дело N А11-1352/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.05.2024.
Полный текст постановления изготовлен 29.05.2024.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Кастальской М.Н., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования город Гусь-Хрустальный Владимирской области на решение Арбитражного суда Владимирской области от 28.08.2023 по делу N А11-1352/2022,
принятое по заявлению администрации муниципального образования город Гусь-Хрустальный Владимирской области о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 06.12.2021 N 033/01/17-223/2021,
при участии в деле третьего лица - Гусь-Хрустальной межрайонной прокуратуры Владимирской области.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области (далее - Управление, антимонопольный орган) из Гусь-Хрустальной межрайонной прокуратуры Владимирской области (далее - прокуратура) поступили материалы о результатах проведения проверки исполнения администрацией муниципального образования город Гусь-Хрустальный Владимирской области (далее - администрация) действующего законодательства при реализации мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, региональной программы "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда Владимирской области", подпрограммы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Владимирской области" и муниципальной программы муниципального образования г. Гусь-Хрустальный "Переселение граждан г. Гусь-Хрустальный, зарегистрированных в жилых помещениях, признанных аварийными и подлежащими сносу на 2014 - 2030 годы", а также мероприятий в рамках подпрограммы "Социальное жилье" государственной программы Владимирской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Владимирской области", подпрограммы "Социальное жилье на 2018 - 2022 годы" муниципальной программы "Жилище" на 2018 - 2022 годы".
На основании поступивших материалов Управлением возбуждено дело N 033/01/17-223/2021 о нарушении администрацией антимонопольного законодательства по признакам нарушения части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
По результатам рассмотрения дела антимонопольным органом принято решение от 06.12.2021 о признании администрации нарушившей часть 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции. Нарушение выразилось во включении в состав одной закупки с реестровым номером извещения 0128300005320000040 функционально и технологически не связанных самостоятельных объектов недвижимости - 9 жилых помещений (квартир).
Администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Управления от 06.12.2021 по делу N 033/01/17-223/2021.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена прокуратура.
Решением от 28.08.2023 Арбитражный суд Владимирской области отказал администрации в удовлетворении заявленного требования.
Администрация обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда отменить.
Заявитель апелляционной жалобы считает неверным вывод суда первой инстанции о том, в действиях администрации имеются нарушения части 3 статьи 17 Закон о защите конкуренции, выразившиеся во включении в один лот функционально и технологически не связанных между собой объектов - 9 жилых помещений (квартир) при проведении аукциона.
Администрация полагает, что ее действия, расцененные Управлением как нарушающие требования закона, не только не привели и не могли привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, но и позволили реализовать программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Владимирской области" областной адресной программы "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда Владимирской области", утвержденную постановлением администрации от 28.03.2019 N 235, а также обеспечить жилищную потребность в соответствии с установленными правилами.
Администрация отмечает, что антимонопольным органом не доказана реальная возможность приобретения заказчиком жилых помещений, отвечающих требованиям областной адресной программы, у иных лиц, ввиду чего формирование лота в рамках рассматриваемого аукциона, спецификации с указанием в нем количества жилых помещений и их характеристиками, обусловлены данными обстоятельствами и не свидетельствуют о нарушении положений статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Прокуратура отзыв на апелляционную жалобу в суд не направила.
В судебном заседании 07.11.2023 представитель администрации заявлял ходатайство о приобщении к материалам дела ответа общества с ограниченной ответственностью "МЕТРАЖ", ответа Агентства недвижимости "33 регион", ответа Агентства недвижимости "Азбука Жилья" от 07.04.2021, разрешения на строительство от 14.05.2019.
В судебном заседании 07.11.2023 представитель Управления заявлял ходатайство о приобщении дела N 033/01/17-223/2021 в отношении администрации муниципального образования город Гусь-Хрустальный Владимирской области по факту включения в аукционную документацию требования о закупке одновременно 9 квартир к материалам дела.
Рассмотрев заявленные ходатайства, суд апелляционной инстанции их удовлетворил и приобщил к материалам дела указанные документы.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) регламентирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1).
Статья 6 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает такие принципы контрактной системы в сфере закупок, как открытость, прозрачность информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечение конкуренции, профессионализм заказчиков, стимулирование инноваций, единство контрактной системы в сфере закупок, ответственность за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (статья 8 Федерального закона N 44-ФЗ).
В то же время Верховный Суд РФ неоднократно указывал, что возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Федерального закона N 44-ФЗ, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В силу требований статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно статье 4 Федерального закона N 135-ФЗ под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7).
В соответствии с положениями части 1 статьи 17 Федерального закона N 135-ФЗ при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;
4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений (часть 2 статьи 17 Федерального закона N 135-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона N 135-ФЗ наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
На основании пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать определенную информацию, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрены правила, которыми заказчик должен руководствоваться при описании объекта закупки в документации о закупке.
Описание объекта закупки должно носить объективный характер и включать в себя функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, исключая случаи отсутствия другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Заказчик при описании объекта закупки в документации о закупке должен использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии (пункт 2 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ).
Как следует из материалов дела, администрация при проведении электронного аукциона N 0128300005320000040 включила в состав одного лота 9 объектов недвижимости - жилые помещения (квартиры), которые не связаны между собой единым неразрывным целевым использованием, не образуют единый комплекс, не предусматривается их использование как единого комплекса, предназначены для использования разными гражданами (семьями).
Отказывая в удовлетворении заявленного администрацией требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что закупка одним лотом по одному контракту более одного самостоятельного объекта недвижимости не позволяет (может не позволить) принять участие в закупке хозяйствующим субъектам, имеющим в наличии для продажи менее 9 объектов недвижимого имущества (квартир), соответствующих требованиям аукционной документации, и влечет (может повлечь) за собой ограничение количества потенциальных участников закупки.
Согласно выводам антимонопольного органа, поддержанным судом первой инстанции, заключение муниципального контракта в нарушение норм Федерального закона N 135-ФЗ противоречит публичным интересам, поскольку нарушает установленный законодателем порядок привлечения субъектов на товарный рынок, а также нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, так как последние лишены возможности участия в конкурентной процедуре.
Однако суд апелляционной инстанции находит такой подход к рассматриваемой ситуации необоснованным в силу следующего.
Постановлением администрации Владимирской области от 28.03.2019 N 235 утверждена областная адресная программа "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда Владимирской области" (далее - Программа N 235), которая включает в себя подпрограммы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Владимирской области", "Обеспечение проживающих в аварийном жилищном фонде граждан жилыми помещениями", "Переселение граждан из аварийных многоквартирных домов "бывшие казармы" города Собинки".
Задачами Программы N 235 являются создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан на территории муниципальных образований Владимирской области; переселение граждан из жилых помещений, находящихся в аварийных многоквартирных домах, в благоустроенные жилые помещения в возможно сжатые сроки; ликвидация (реконструкция) аварийных многоквартирных домов; использование освободившихся земельных участков после сноса аварийных многоквартирных домов участниками программы под строительство новых объектов недвижимости по итогам реализации программы, а также развитие жилищного строительства.
К участию в Программе N 235 допущен и город Гусь-Хрустальный Владимирской области.
В пункте 4 Программа N 235 предусмотрено, что переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется следующими способами:
- приобретение у застройщиков жилых помещений в многоквартирных домах, в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц;
- строительство многоквартирных домов;
- выплата возмещения собственникам жилых помещений, входящих в аварийный жилищный фонд, за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации;
- приобретение жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками домов, в которых расположены эти помещения, для предоставления их гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда.
В то же время План реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01 января 2017 года, по способам переселения (приложение N 3 к Программе N 235 в редакции на момент проведения аукциона) указывал только на такой способ переселения как приобретение у застройщиков жилых помещений в многоквартирных домах, в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц.
Согласно разделу 4 Программы N 235 переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с действующим жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящей программой, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта области, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта, не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта области, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
Рекомендуемые требования к жилью, строящемуся или приобретаемому в рамках Программы N 235, приведены в Приложении 1.
Согласно Приложению N 5 планируемые показатели переселения граждан из аварийного жилья на 2020 год составляли 163 человека (2603,3 кв. м жилья).
Приложение N 13 к Программе N 235 предусматривало План-график реализации программы переселения.
Порядок совместных действий по реализации мероприятий, направленных на обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда за счет субсидий, предоставляемых из средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и областного бюджета в рамках Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и областной адресной программы "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда Владимирской области", утвержденной постановлением администрации Владимирской области от 28.03.2019 N 235, определяло Соглашение о предоставлении субсидии на обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда от 12.04.2019 N 78 (далее - Соглашение N 78), заключенное между Департаментом жилищно-коммунального хозяйства администрации Владимирской области и администрацией (с учетом дополнительных соглашений).
Пункт 2.2 Соглашения N 78 предусматривал обязанности органа местного самоуправления, к числу которых относится представление в Департамент отчетов о расходовании средств Фонда, областного и местного бюджетов на реализацию мероприятий, направленных на обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда в соответствии со сроками и по форме, определенной Порядком составления и представления отчета о расходовании средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, областного и местного бюджета.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлением главы муниципального образования город Гусь-Хрустальный Владимирской области от 27.12.2017 N 274 "Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ муниципального образования город Гусь-Хрустальный Владимирской области", постановлением администрации Владимирской области от 28.03.2019 N 235 "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда Владимирской области" администрация постановлением от 30.09.2020 N 27 утвердила муниципальную программу "Переселение граждан города Гусь-Хрустальный, зарегистрированных в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания, и домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, на 2014-2030 годы" (далее - Муниципальная программа).
Согласно разделу III Муниципальной программы механизм реализации включает в себя эффективное и целевое использование бюджетных средств; проведение торгов, заключение контрактов; соблюдение финансовой дисциплины при финансировании; снос аварийных домов; заключение договоров социального найма жилых помещений, соглашений об изъятии жилых помещений и договоров мены.
Согласно разделу III Муниципальной программы в связи с тем, что у граждан, проживающих в аварийных домах на условиях договоров социального найма, в жилых помещениях частичные удобства (отсутствуют коридоры, туалеты, ванные комнаты), расселяемая общая площадь некоторых однокомнатных квартир составляет от 14,6 кв. м, двухкомнатных квартир - от 24,3 кв. м и трехкомнатных квартир - от 45,9 кв.м, приобретение жилых помещений возможно с учетом соответствующей нормы площади однокомнатных квартир - не более 30 кв. м, двухкомнатных квартир - не более 45 кв. м, трехкомнатных квартир - не более 60 кв. м, за счет средств городского бюджета, предусмотренных на финансирование расходов, связанных с предоставлением жилого помещения, превышающего по общей площади ранее занимаемое жилое помещение.
Муниципальной программой предусмотрено на 2020 год снос 5 домов, расселение 240 жилых помещений (раздел V Муниципальной программы).
Согласно статье 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В соответствии частью 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 названного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Таким образом, в рамках исполнения Программы N 235, Муниципальной программы перед администрацией (заказчик) стояла задача по надлежащему и своевременному расселению проживающих в городе Гусь-Хрустальный граждан из жилых домов, признанных аварийными и непригодными для проживания. Финансирование данного мероприятия осуществлялось за счет бюджета федерального, областного и местного бюджетов.
В целях реализации Программы N 235, Муниципальной программы по расселению граждан из аварийного жилья администрацией в 2020 году проводилось несколько аукционов.
Из объяснений представителя администрации следует, что на стадии организации закупок администрация как заказчик провела мониторинг рынка жилья и установила невозможность приобретения квартир на вторичном рынке жилья.
Заявлений от кого-либо из граждан о переселении их в другой населенный пункт Владимирской области не поступало, что не опровергнуто антимонопольным органом.
Из материалов дела следует, что в 2019 году администрацией как организатором торгов проведен аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Гусь-Хрустальный, ул. Старых Большевиков, д. 30, с кадастровым номером 33:25:000082:705, находящегося в собственности муниципального образования.
Согласно протоколу от 29.03.2019 о признании аукциона на право заключения договора аренды земельного участка по адресу: Владимирская область, г. Гусь-Хрустальный, ул. Старых Большевиков, д. 30, несостоявшимся, аукционной комиссией принято решение о признании единственным участником аукциона индивидуального предпринимателя Андрианову Т.А.
Между Андриановой Т.А. и администрацией 09.04.2019 заключен договор аренды земельного участка по адресу: Владимирская область, г. Гусь-Хрустальный, ул. Старых Большевиков, д. 30. Разрешенное использование: многоэтажная жилая застройка, кадастровый номер 33:25:000082:705, площадь 2 649 кв. м.
Администрация 14.05.2019 выдала Андриановой Т.А. разрешение на строительство N 33-RU33302000-1637- 2019 г. со сроком действия до 14.01.2020, на основании которого индивидуальному предпринимателю Андриановой Т.А. предоставлено право осуществить строительство жилого дома на арендованном земельном участке по указанному выше адресу.
Администрацией 06.03.2020 в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение N 0128300005320000040 и документация о проведении электронного аукциона на право заключить контракт на приобретение в собственность муниципального образования город Гусь-Хрустальный Владимирской области 9 жилых помещений (квартир), обшей площадью не менее 393,3 кв.м не более 415,0 кв.м в новом или строящемся многоквартирном доме для нужд администрации муниципального образования город Гусь-Хрустальный.
На основании протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе N 0128:300005320000040 от 23.03.2020 между индивидуальным предпринимателем Андриановой Татьяной Александровной (продавец) и администрацией (покупатель) заключен контракт от 14.04.2020 N 536.
На момент объявления рассматриваемого электронного аукциона на территории города Гусь-Хрустальный осуществляли деятельность два застройщика: индивидуальный предприниматель Андрианова Т.А. и индивидуальный предприниматель Борухсон И.В.
Названные предприниматели относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Однако, единственным застройщиком, который мог действительно участвовать в рассматриваемом аукционе, являлась Андрианова Т.А., которая имела построенные и свободные жилые помещения, поскольку на территории муниципального образования город Гусь-Хрустальный Владимирской области осуществлялось строительство многоквартирного дома, расположенного по адресу: Владимирская область, г. Гусь-Хрустальный, ул. Рязанская, 23, на основании разрешения на строительство от 26.03.2019 N 33- RU33302000-1631-2019, выданного администрацией индивидуальному предпринимателю Андриановой Т.А. Срок действия разрешения до 26.10.2019.
Жилые помещения, находящиеся в вышеуказанном многоквартирном доме, были реализованы в рамках заключенных контрактов от 05.06.2019 N 523 (13 жилых помещений); от 11.10.2019 N 526 (15 жилых помещений); от 11.10.2019 N 527 (14 жилых помещений); от 26.11.2019 N 530 (2 жилых помещения).
Также осуществлялось строительство многоквартирного дома, расположенного по адресу: Владимирская область, г. Гусь-Хрустальный, ул. Старых Большевиков, 30, на основании разрешения на строительство от 14.05.2019 N 33-RU33302000-1637-2019, выданного администрацией индивидуальному предпринимателю Андриановой Т.А. Срок действия разрешения до 14.01.2020.
Индивидуальному предпринимателю Борухсон И.В. разрешения на строительство многоквартирных домов 19 и 21 по ул. Старых Большевиков в городе Гусь-Хрустальный выданы позднее.
Администрацией в материалы дела представлены письма агентств недвижимости, из которых следует, что жилые помещения на первичном рынке жилья в спорный период отсутствовали.
Формирование лота в рамках рассматриваемого электронного аукциона было обусловлено содержанием Программы N 235, Муниципальной программы и иных правовых актов, соблюдение которых являлось условием софинансирования расходов на расселение и реализацию соответствующих мероприятий в целом, отсутствием заявлений от кого-либо из переселяемых граждан о переселении их в другой населенный пункт Владимирской области, наличием в городе Гусь-Хрустальный действующих застройщиков Андриановой Т.А. и Борухсон И.В., и соблюдением администрацией требований статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ о начальной (максимальной) цене контракта не более двадцать миллионов рублей.
При проведении проверочных мероприятий и принятии оспоренного решения антимонопольный орган не учел специфические характеристики рынка жилых помещений в городе Гусь-Хрустальный и потребность заказчика в предмете закупки; не устанавливал наличие иных действующих застройщиков (инвесторов) и объектов, соответствующих условиям жилищных программ, что послужило основанием для абстрактного вывода о том, что круг лиц, имеющих право принимать участие в торгах, является открытым и не персонифицированным (неопределенный круг хозяйствующих субъектов).
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что действия администрации, расцененные антимонопольным органом как нарушающие требования Федерального закона N 135-ФЗ, при установленных обстоятельствах не привели или могли привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции ввиду отсутствия иных хозяйствующих субъектов, являющихся потенциальными участниками проведенных торгов.
Оспариваемое решение антимонопольного органа нельзя признать законным и обоснованным, поскольку вопреки требованиям статей 65 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации антимонопольным органом не доказано нарушение администрацией положений части 3 статьи 17 Федерального закона N 135-ФЗ.
Решение Управления от 06.12.2021 N 033/01/17-223/2021 противоречит положениям Закона о защите конкуренции и нарушает права и законные интересы администрации в сфере экономической деятельности, в связи с чем оно подлежит признанию недействительным.
В этой связи апелляционную жалобу надлежит удовлетворить, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пунктов 1 и 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильного применения норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Администрация от уплаты государственной пошлины освобождена.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 28.08.2023 по делу N А11-1352/2022 отменить.
Признать незаконным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 06.12.2021 N 033/01/17-223/2021.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Н. Кастальская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-1352/2022
Истец: Администрация г.Гусь-Хрустальный Владимирской области
Ответчик: Гусь-Хрустальная межрайонная прокуратура, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ