г. Вологда |
|
28 мая 2024 г. |
Дело N А66-15232/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2024 года.
В полном объёме постановление изготовлено 28 мая 2024 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Варфоломеевой А.Н.,
при участии от потребительского кооператива "Зеленая линия" Голубева А.С. по доверенности от 18.10.2023, от Управления Федеральной налоговой службы России по Тверской области Горбачевой О.В. по доверенности от 18.09.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу потребительского кооператива "Зеленая линия" на решение Арбитражного суда Тверской области от 20 декабря 2023 года по делу N А66-15232/2023,
УСТАНОВИЛ:
потребительский кооператив "Зеленая линия" (ОГРН 1176952012049, ИНН 6950208921; адрес: 170100, Тверская область, город Тверь, улица Желябова, дом 44, квартира 16; далее - кооператив) обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы России по Тверской области (ОГРН 1046900100653, ИНН 6905006017; адрес: 170100, Тверская область, город Тверь, улица Вагжанова, дом 23; далее - управление) о признании незаконным и отмене требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тверской области (далее - инспекция) N 3192 об уплате задолженности по состоянию на 27.06.2023, отказа инспекции на заявление кооператива от 28.06.2023 о предоставлении налоговой льготы по налогу на имущество организаций; о приостановлении исполнительного производства N 27646/23/98069-ИП, возбужденного 09.10.2023 судебным приставом-исполнителем Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов СОСП по Тверской области Леонтьевой А.А. на основании акта управления от 06.10.2023 N 1145, на период рассмотрения настоящего заявления.
Определением Арбитражного суда Тверской области от 07 декабря 2023 года требования кооператива о приостановлении исполнительного производства N 27646/23/98069-ИП выделены в отдельное производство, которому присвоен номер дела N А66-17828/2023.
По настоящему делу судом рассмотрены требования заявителя о признании незаконными требования N 3192 об уплате задолженности по состоянию на 27.06.2023, отказа в предоставлении налоговой льготы по налогу на имущество организаций.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 20 декабря 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Кооператив с таким решением не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Указывает на то, что кооператив осуществляет деятельность исключительно за счет целевых взносов его членов, предпринимательскую деятельность не ведет и обладает всеми признаками жилищно-строительного кооператива. Настаивает, что заявитель отвечает всем условиям для применения льготы по налогу на имущество организаций в соответствии с Законом Тверской области от 27.11.2003 N 85-ЗО "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон N 85-ЗО).
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Управление в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании с изложенными в жалобе доводами не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, инспекцией в адрес кооператива по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС) направлено сообщение от 21.04.2023 N 2967706 об исчисленных налоговым органом суммах транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога, согласно которому сумма подлежащего уплате заявителем налога на имущество организаций за 2022 год составила 771 710 руб.
Полагая, что имеет право на льготу по налогу на имущество организаций, кооператив направил в инспекцию возражения от 29.05.2023 в отношении начисления данного налога за 2022 год.
По результатам рассмотрения заявления инспекцией в адрес кооператива направлено сообщение от 28.06.2023 N 85253853 об отказе от представления налоговой льготы по налогу на имущество организаций на основании пункта 4 статьи 3 Закона N 85-ЗО.
Поскольку в установленный срок налог на имущество организаций за 2022 год заявителем не уплачен, инспекцией кооперативу выставлено требование N 3192 об уплате задолженности по состоянию на 27.06.2023, которым предложено в срок до 31.07.2023 уплатить налог на имущество организаций в сумме 771 710 руб. и пени по данному налогу в сумме 55 281 руб. 08 коп.
Решением управления от 05.09.2023 N 08-10/234 жалоба кооператива на действия инспекции, выразившиеся в направлении требования N 3192 и отказе в предоставлении налоговой льготы по налогу на имущество организаций, оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с отказом в предоставлении налоговой льготы по налогу на имущество организаций и требованием N 3192, кооператив обратился в суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная инстанция при рассмотрении дела исходит из следующего.
Как определено пунктом 1 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются настоящим НК РФ и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах (пункт 3 статьи 56 НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 372 НК РФ налог на имущество организаций устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено статьей 372.1 настоящего Кодекса.
При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками (пункт 2 статьи 372 НК РФ).
На территории Тверской области налог на имущество организаций установлен Законом N 85-ЗО, статьей 3 которого установлены налоговые льготы.
Так, в силу пункта 4 статьи 3 Закона N 85-ЗО освобождаются от налогообложения в отношении имущества, подлежащего налогообложению в соответствии с налоговым законодательством, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества, общественные объединения, ассоциации, осуществляющие свою деятельность за счет целевых взносов граждан и отчислений организаций из оставшейся в их распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей прибыли на содержание указанных организаций, если они не осуществляют предпринимательскую деятельность
Перечень организаций, имеющих право на налоговую льготу на основании пункта 4 статьи 3 Закона N 85-ЗО, является закрытым. Исходя из ее буквального содержания налоговая льгота в отношении кооперативов предусмотрена только для их определенных видов - жилищно-строительные и гаражные.
Доводы заявителя о праве на налоговую льготу на основании названной нормы Закона N 85-ЗО получили надлежащую оценку суда первой инстанции и правомерно отклонены с учетом следующего.
В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы.
Согласно части 1 статьи 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.
В соответствии с пунктом 1 статьи 123.2 ГК РФ потребительским кооперативом признается основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
Устав потребительского кооператива должен содержать сведения о наименовании и месте нахождения кооператива, предмете и целях его деятельности, условия о размере паевых взносов членов кооператива, составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и об их ответственности за нарушение обязательства по внесению паевых взносов, о составе и компетенции органов кооператива и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков. Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также слово "кооператив" (пункт 2 статьи 123.2 ГК РФ).
Правовое положение потребительских кооперативов, а также права и обязанности их членов определяются в соответствии с ГК РФ и законами о потребительских кооперативах.
В частности, правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности потребительских обществ и их союзов, составляющих потребительскую кооперацию Российской Федерации, определены Законом Российской Федерации от 19.06.1992 N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" (далее - Закон N 3085-1).
Вместе с тем в силу статьи 2 Закона N 3085-1 данный Закон не распространяется на потребительские кооперативы, осуществляющие свою деятельность на основании Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации", а также на иные специализированные потребительские кооперативы (гаражные, жилищно-строительные, кредитные и другие).
Деятельность специализированных кооперативов регулируется самостоятельными нормативными актами, которые устанавливают особенности создания, деятельности, а также прекращения деятельности соответствующих юридических лиц с учетом целей их создания и специфики деятельности.
В силу части 1 статьи 110 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и в установленных данным кодексом, другими федеральными законами случаях юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом.
В уставе жилищного кооператива должны содержаться сведения о предмете и целях деятельности (часть 1 статьи 113 ЖК РФ).
Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) кооператив создан в 2017 году.
Как указал представитель заявителя, кооператив создан путем объединения членов семьи, являющихся близкими родственниками. Имущество кооператива сформировано за счет взносов его членов, при этом, как следует из V вопроса Протокола общего собрания учредителей кооператива от 28.06.2017 Потапов С.С., Потапов А.С., Потапова Г.В., Потапова Т.В. вступили в кооператив, внеся паевой взнос в размере 1 000 руб. каждый, а Потапова Е.С. внесла паевой взнос следующем имуществом: квартира с кадастровым номером 69:40:0400072:233, расположенная по адресу: г. Тверь, ул. Желябова, д. 44, кв. 16; жилой дом с кадастровым номером 69:40:0100602:314, расположенный по адресу: г. Тверь, ул. Добролюбова, д. 41; жилой дом с кадастровым номером 69:40:0100602:330, расположенный по адресу: г. Тверь, ул. Добролюбова, д. 41 и земельный участок с кадастровым номером 69:40:0100602:220, расположенный по адресу: г. Тверь, ул. Добролюбова, д. 41.
В пункте 1.2 устава кооператива отражено, что кооператив является некоммерческой организацией, созданной на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.
В уставе кооператива отражено, что он создан и действует в соответствии в том числе с Законом N 3085-1. При этом как установлено выше, в силу статьи 2 Закона N 3085-1 данный Закон не распространяется на специализированные потребительские кооперативы (в том числе жилищно-строительные).
Наименование кооператива указания на характер, основную цель его деятельности не имеет (статья 54, пункт 2 статьи 123.2 ГК РФ), об отнесении кооператива к жилищно-строительным не свидетельствует.
По сведениям ЕГРЮЛ, кооператив создан с основным видом разрешенной деятельности "Деятельность в области права". Сведения о дополнительных видах деятельности также не содержат указания на осуществление деятельности по обслуживанию жилого фонда.
Как указано выше, исходя из пункта 1.2 устава кооператива цель его деятельности - удовлетворение материальных и иных потребностей его членов.
Аналогично в пункте 4.4 устава кооператива отражено, что предметом деятельности заявителя является любая деятельность, осуществляемая в интересах его членов (пайщиков) и для пайщиков, не запрещенная законодательством Российской Федерации.
Согласно расшифровке доходов и расходов за 2022 год кооперативом осуществлены оплаты по следующим строкам расходов: уплата имущественных налогов, организация культурно-массовых мероприятий для пайщиков, закупка медикаментов в интересах пайщиков и прочие услуги (услуги банка).
Таким образом, кооператив с учетом определенной при создании цели его деятельности не относится к каким-либо специализированным кооперативам.
Доказательств, что исходя из фактически осуществляемой кооперативом деятельности он является жилищно-строительным кооперативом, материалы дела не содержат.
Доводы заявителя о том, что основным критерием для получения налоговой льготы на основании пункта 4 статьи 3 Закона N 85-ЗО является осуществление организацией деятельности за счет целевых взносов граждан и отчислений организаций из оставшейся в их распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей прибыли на содержание указанных организаций, а также тот факт, что организация не осуществляет предпринимательскую деятельность, правомерно отклонены судом первой инстанции как основанная на ошибочном толковании названной нормы права, в буквальном содержании которой усматривается отнесение приведенных условий к конкретному перечню организаций.
Предоставление налоговой льготы всем потребительским кооперативам пунктом 4 статьи 3 Закона N 85-ЗО не предусмотрено.
Ввиду изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о недоказанности заявителем права на применение налоговой льготы по пункту 4 статьи 3 Закона N 85-ЗО.
При таких обстоятельствах оспариваемый кооперативом отказ инспекции в представлении налоговой льготы по налогу на имущество организаций прав заявителя не нарушает, что свидетельствует об отсутствии совокупности установленных статьей 201 АПК РФ оснований для удовлетворения требований кооператива в данной части.
При проверке законности выставленного инспекцией кооперативу требования суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 45, 69 НК РФ, установив, что кооператив является налогоплательщиком налога на имущество организаций пришел к верному выводу о наличии у налогового органа оснований для вынесения требования N 3192.
В соответствии с пунктом 1 статьи 379 НК РФ налоговым периодом по данному налогу признается календарный год, установлены отчетные периоды.
С учетом положений пункта 1 статьи 383 НК РФ в 2022 году авансовые платежи по налогу подлежали уплате в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, налог за 2022 год подлежал уплате не позднее 28.02.2023.
Размер исчисленных налоговым органом авансовых платежей и налога за 2022 год кооперативом не опровергнут. Апелляционный суд оснований не согласиться с размером авансовых платежей и налога не установил.
Доказательств отсутствия недоимки на момент вынесения оспариваемого требования либо наличия ее в меньшем размере материалы дела не содержат.
Таким образом, требование N 3192 в части предложения кооперативу уплатить недоимку по налогу на имущество в сумме 771 710 руб. является правомерным.
Вместе с тем апелляционный суд полагает не соответствующим закону оспариваемое требование в части предложения уплатить пени, начисленные на недоимку по авансовым платежам за первый квартал 2022 года в период действия моратория, введенного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 (далее - Постановление N 497).
Так, в соответствии с представленным управлением в апелляционный суд расчетом пени по налогу на имущество организаций в оспариваемом требовании к уплате предъявлены пени, начисленные за период с 05.05.2022 по 26.06.2023, в том числе на недоимку за первый квартал 2022 года.
Согласно пунктам 1, 3 подпункта 2 статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.
Постановлением N 497 введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей.
Исходя из совокупности положений подпункта 2 пункта 3 статьи 9.1, абзаца десятого пункта 1 статьи 63 Закона N 127-ФЗ последствия в виде прекращения начисления неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций наступают в отношении обязательств лиц, на которых распространяется мораторий, возникших до введения моратория.
Как разъяснено в пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, моментом возникновения обязанности по уплате налога является день окончания налогового периода. При решении вопроса об установлении размера и квалификации требований уполномоченного органа по налогам, налоговый период по которым состоит из нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, земельный налог), надлежит также учитывать следующее. Если окончание отчетного периода соответствующего авансового платежа наступило до принятия заявления о признании должника банкротом, то такой авансовый платеж не является текущим.
Таким образом, несмотря на окончание налогового периода 2022 года после начала действия вышеназванного моратория к недоимке за первый квартал 2022 года, поскольку его окончание наступило ранее моратория, подлежат применению последствия введенного Постановлением N 497 моратория в виде неначисления в период его действия пеней.
Названные обстоятельства судом первой инстанции ошибочно не учтены.
По методике, примененной в представленном управлением расчете пеней, апелляционный суд установил, что сумма пеней, приходящихся на период действия моратория, за который начислены пени (с 05.05.2022 по 30.09.2022), начисленных на сумму авансовых платежей по налогу на имущество организаций за первый квартал 2022 года (192 928 руб.), составляет 9 218 руб. 74 коп.
В указанной части законность выставленного требования в нарушение части 5 статьи 200 АПК РФ налоговым органом не доказана, оснований для начисления и предъявления заявителю к уплате пеней по налогу на имущество организации в сумме 9 218 руб. 74 коп. у инспекции не имелось.
В остальной части расчет пеней апелляционным судом проверен и признается верным, не противоречащим положениям статьи 75 НК РФ.
Ввиду изложенного в части предложения уплатить пени в сумме 9 218 руб. 74 коп. требование N 3192 не соответствует закону, нарушает права заявителя и подлежит признанию недействительным.
Решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении названной части требований заявителя подлежит отмене.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ ввиду частичного удовлетворения требований заявителя с управления в пользу общества подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела судами первой и апелляционной инстанции в общем размере 4 500 руб.
Излишне уплаченная заявителем при обращении с апелляционной жалобой по чеку-ордеру от 16.01.2024 государственная пошлина в сумме 1 500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 104, 110, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 20 декабря 2023 года по делу N А66-15232/2023 отменить в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительным требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тверской области N 3192 по состоянию на 27.06.2023 в части предложения уплатить пени по налогу на имущество организации в сумме 9 218 руб. 74 коп.
Признать недействительным требование Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тверской области N 3192 по состоянию на 27.06.2023 в части предложения уплатить пени по налогу на имущество организации в сумме 9 218 руб. 74 коп.
Возложить на Управление Федеральной налоговой службы по Тверской области обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов потребительского кооператива "Зеленая линия".
Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области (ОГРН 1046900100653, ИНН 6905006017; адрес: 170100, Тверская область, город Тверь, улица Вагжанова, дом 23) в пользу потребительского кооператива "Зеленая линия" (ОГРН 1176952012049, ИНН 6950208921; адрес: 170100, Тверская область, город Тверь, улица Желябова, дом 44, квартира 16) 4 500 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела судами первой и апелляционной инстанции.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Возвратить потребительскому кооперативу "Зеленая линия" (ОГРН 1176952012049, ИНН 6950208921; адрес: 170100, Тверская область, город Тверь, улица Желябова, дом 44, квартира 16) из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по чеку-ордеру от 16.01.2024.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Болдырева |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-15232/2023
Истец: "Зеленая линия"
Ответчик: Главное межрегиональное (специализированное) управление Федеральной службы судебных приставов СОСП по Тверской области ГМУ ФССП России, Обособленное подразделение УФНС по Тверской области, ОП УФНС по Тверской области, Судебный пристав-исполнитель Леонтьева А.А. ГМУ ФССП СОСП по Тверской области, Управление ФНС по Тверской области
Третье лицо: Главное межрегиональное (специализированное) управление ФССП, Главное межрегиональное управление ФССП, Судебный пристав-исполнитель Дергунова А.В. ГМУ ФССП СОСП по Тверской области