г. Киров |
|
28 мая 2024 г. |
Дело N А28-14581/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 мая 2024 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой С.С.,
судей Немчаниновой М.В., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Верещагиной М.С.
при участии в судебном заседании представителей заявителя Шитарева С.В., действующего на основании доверенности от 06.03.2024, директора Мильчакова С.В.,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Водоканал Котельничского района" на решение Арбитражного суда Кировской области от 20.03.2024 по делу N А28-14581/2023
по заявлению муниципального унитарного предприятия "Водоканал Котельничского района" (ИНН 4313011456, ОГРН 1224300004103)
к государственной жилищной инспекции Кировской области (ИНН 4345049124, ОГРН 1024301334089)
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Водоканал Котельничского района" (далее - заявитель, Предприятие) обратилось в суд с заявлением к государственной жилищной инспекции Кировской области (далее - ответчик, Инспекция, ГЖИ) о признании недействительны предписания от 16.10.2023 N 76/Ц/257/2023П.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 20.03.2024 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Предприятие с принятым решением суда первой инстанции не согласилось, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что в рассматриваемом случае договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги, заключен путем совершения потребителем конклюдентных действий, в связи с чем расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек, осуществляется с даты, указанной в договоре, то есть с даты начала предоставления коммунальной услуги исполнителем (01.08.2022). С момента заключения договора никаких заявлений от потребителя об изменении условий потребления коммунальной услуги не поступало. На момент заключения договора (01.08.2022) и пашня, и хозяйственные постройки в данном домовладении имелись, индивидуальный прибор учета отсутствовал (так как начисления производились по нормативу), следовательно, и полив и водоснабжение бани уже охватывались данным договором.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 26.04.2024 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 27.04.2024 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной статьи участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Инспекция отзыв на апелляционную жалобу не представила.
В судебном заседании представители заявителя поддержали доводы жалобы.
Ответчик явку представителя в судебное заседание не обеспечил, в соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в период с 13.10.2023 по 16.10.2023 на основании решения от 27.09.2023 N Ц/257/2023 проведена документарная проверка Предприятия в связи с поступлением обращения в части начисления платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению (водоснабжение бань и полив земельного участка) по жилому дому, расположенному по адресу: Кировская область, Котельничский район, с. Покровское, ул. Советская, 47 (далее - Дом). В ходе проверки установлено следующее.
Предприятие является исполнителем коммунальной услуги по холодному водоснабжению.
Дом не оснащен индивидуальным прибором учета холодной воды (далее - ИПУ). В соответствии с актом от 05.10.2023 обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки ИПУ техническая возможность установки ИПУ в жилом доме имеется; информация о потреблении предоставляемой исполнителем коммунальной услуги при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек отсутствует.
Начисление платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению за июнь, июль 2023 года Предприятие произвело исходя из норматива потребления на 1-го человека в сумме 45,81 рублей ежемесячно. Для расчета платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению (полив земельного участка) использована площадь 200 кв. м.
Согласно свидетельству на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей N КВО13190418 площадь пашни составляет 496 кв. м.
В платежном документе за июль 2023 года Предприятие произвело начисление платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению (полив земельного участка) за июль 2023 года в сумме 636,22 рублей и перерасчет (доначисление) платы за май, июнь 2023 года в сумме 1272,44 рублей в связи с отсутствием начислений за полив земельного участка за данный период.
При этом Предприятие не представило договор между собственником Дома и Предприятием на предоставление услуги по холодному водоснабжению, акт о выявлении факта потребления коммунальной услуги.
Начисление платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению (части водоснабжения бани и полива земельного участка) признано Инспекцией нарушением Предприятием пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Результаты проверки отражены в акте от 16.10.2023 N 76/Ц/257/2023А.
16.10.2023 заявителю выдано предписание N 76/Ц/257/2023П, которым Предприятию предписано в срок до 18.12.2023 произвести перерасчет (снятие) платы, начисленной в платежных документах за июнь - июль 2023 года собственнику Дома.
Полагая, что выданное надзорным органом предписание не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Предприятие обратилось в Арбитражный суд Кировской области с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия в данном случае совокупности предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ условий, необходимых для признания оспариваемого предписания недействительным.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
В рассматриваемом случае оспариваемое заявителем предписание вынесено органом государственного жилищного надзора по итогам проведенной в отношении Предприятия внеплановой документарной проверки. Данное предписание оценивается арбитражным судом на момент его вынесения. При оценке вопроса о законности предписания помимо полномочий вынесшего это предписание органа и оснований для проведения проверки, в части чего замечаний не имеется, выяснению подлежит наличие у заявителя обязанности и возможности по проведению требуемых мероприятий.
В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Порядок определения размера платы для потребителей за коммунальные услуги установлен в Правилах N 354.
Согласно пункту 41 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в домовладении вносит плату за коммунальные услуги, в составе которой оплачиваются коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом помещении, а также коммунальные услуги, потребленные при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек.
В силу пункта 49 Правил N 354, если домовладение не оборудовано индивидуальным прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, то потребитель дополнительно к рассчитанной в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил плате за коммунальную услугу, предоставленную в жилом помещении, оплачивает коммунальную услугу, предоставленную ему при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек.
Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек, рассчитывается в соответствии с формулой 22 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек.
Расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек, осуществляется начиная:
с даты, указанной в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, или в заявлении потребителя, поданном исполнителю в соответствии с подпунктом "к" пункта 34 настоящих Правил, о начале потребления предоставляемой исполнителем коммунальной услуги при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек в случае отсутствия у потребителя индивидуального прибора учета;
с даты, указанной в акте о выявлении факта отсутствия у потребителя индивидуального прибора учета и о потреблении им предоставляемой исполнителем коммунальной услуги при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек. Такой акт составляется исполнителем в присутствии потребителя и не менее чем 2 незаинтересованных лиц. Исполнитель обязан указать в составляемом акте возражения потребителя и не вправе препятствовать потребителю в привлечении к участию в проверке других незаинтересованных лиц, сведения о которых, в случае их привлечения потребителем, также должны быть включены в составляемый исполнителем акт.
Пунктом 6 Правил N 354 предусмотрено, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9 - 12 настоящих Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия).
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, указанной в пунктах 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил (пункт 30 Правил N 354).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 17 Правил N 354 ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям жилых домов (домовладений) - со дня первого фактического подключения жилого дома (домовладения) в установленном порядке к централизованной сети инженерно-технического обеспечения непосредственно или через сети инженерно-технического обеспечения, связывающие несколько жилых домов (домовладений), расположенных на близлежащих земельных участках, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, за исключением периода времени, в течение которого между собственником жилого дома (домовладения) и организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, в письменной форме заключен и исполняется договор о предоставлении коммунальных услуг и такой договор не расторгнут.
В рассматриваемом случае письменный договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по холодному водоснабжению, между собственником Дома и Предприятием заключен не был, а был заключен договор путем совершения конклюдентных действий.
При этом из материалов дела не следует, что с даты заключения договора путем совершения конклюдентных действий (как указывает заявитель, с 01.08.2022) размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению включал в себя также плату за воду, предоставленную потребителю при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек.
Между тем в платежном документе за июль 2023 года Предприятие произвело начисление платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению (полив земельного участка) за июль 2023 года в сумме 636,22 рублей и перерасчет (доначисление) платы за май, июнь 2023 года в сумме 1272,44 рублей в связи с отсутствием начислений за полив земельного участка за данный период.
Договор, содержащий иные положения о предоставлении коммунальной услуги по холодному водоснабжению, нежели согласованные при заключении договора путем совершения конклюдентных действий, допускающий начисление платы за баню и полив земельного участка, или акт о потреблении жильцом Дома предоставляемой исполнителем коммунальной услуги при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек, составленный по правилам пункта 49 Правил N 354, не были представлены в материалы дела.
Таким образом, расчет размера платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению произведен заявителем с нарушением пункта 49 Правил N 354.
Указание заявителя на то, что пашня и хозяйственные постройки имелись в домовладении на момент заключения договора путем совершения конклюдентных действий, не свидетельствует о правомерном доначислении с июня 2023 года платы за баню и полив земельного участка, так как при таком же составе домовладения до июня 2023 года Предприятие начисляло плату за коммунальную услугу без учета бани и полива, и изменение условий заключенного путем совершения конклюдентных действий договора в июне 2023 года не произошло.
На основании изложенного оспариваемое предписание соответствует положениям действующего законодательства и как следствие, не нарушает права и законные интересы заявителя, не возлагает на него не предусмотренные законом обязанности, в связи с чем в данном случае отсутствуют в совокупности условия, предусмотренные статьями 198, 200, 201 АПК РФ, необходимые для признания его недействительным, о чем правомерно и обоснованно указано судом первой инстанции в обжалуемом решении.
Относительно указания заявителя на то, что суд первой инстанции не дал мотивированную оценку его доводам, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений.
То обстоятельство, что в судебном акте не содержится выводов, касающихся оценки каждого из заявленных доводов, и соответствующих мотивов отклонения данных аргументов, не свидетельствует о том, что доказательства и доводы не были исследованы и оценены судом первой инстанции при принятии обжалуемого решения.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Кировской области от 20.03.2024 по делу N А28-14581/2023 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 20.03.2024 по делу N А28-14581/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Водоканал Котельничского района" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
С.С. Волкова |
Судьи |
М.В. Немчанинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-14581/2023
Истец: МУП "Водоканал Котельничского района"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Кировской области