г. Вологда |
|
28 мая 2024 г. |
Дело N А44-6237/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2024 года.
В полном объеме постановление изготовлено 28 мая 2024 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Черединой Н.В., судей Зайцевой А.Я. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Малышевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Усадьба" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 05 марта 2024 года по делу N А44-6237/2023,
УСТАНОВИЛ:
специализированная некоммерческая организация "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Новгородской области" (адрес: 173008, Новгородская обл., Великий Новгород, Сырковское шос., д. 2а, 7 эт.; ОГРН 1135300000857, ИНН 5321801523; далее - Региональный фонд) обратилась в Арбитражный суд Новгородской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к товариществу собственников жилья "Усадьба" (адрес: 173020, Новгородская обл., Великий Новгород, ул. Парковая, д. 16, корп. 3; ОГРН 1085321004823, ИНН 5321126533; далее - Товарищество) о возложении обязанности передать по дому 16, корп. 3, расположенному по ул. Парковая в Великом Новгороде, документы, содержащие сведения:
- о размере средств, направленных на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе размере предоставленной рассрочки оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (при наличии);
- о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (с приложением договоров об оказании услуг и (или) выполнении работ, актов приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, смет, проектной документации, заключений);
- об отсутствии задолженности по оплате оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в том числе по кредитам, займам, полученным и использованным в целях оплаты указанных услуг, работ, а также по уплате процентов за пользование такими кредитами, займами, по оплате расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам;
- о размере остатка средств на специальном счете (в случае прекращения формирования фонда капитального ремонта на специальном счете);
- о перечислении денежных средств со специального счета третьим лицам;
- о денежных средствах, поступивших на специальный счет, но не аккумулированных ни на одном лицевом счете, с указанием причин невозможности аккумулирования указанных средств (в случае прекращения формирования фонда капитального ремонта на специальном счете).
Кроме того, истцом заявлено требование о возложении обязанности на Товарищество перечислить средства в размере 3 353 982 руб. 24 коп., находящиеся на специальном счете фонда капитального ремонта многоквартирного дома 16, корп. 3, расположенного по ул. Парковая в Великом Новгороде, Региональному фонду.
Также истец просит отразить в решении, что для Новгородского ОСБ N 8629 ОАО Сбербанка России указанное решение является основанием для перечисления денежных средств, находящихся на специальном счете фонда капитального ремонта дома 16, корп. 3, расположенного по ул. Парковая в Великом Новгороде, N 40705810155120000012, в размере 3 353 982 руб. 24 коп. в пользу Регионального фонда по следующим реквизитам: ИНН/КПП 5321801523/532101001; ОГРН 1135300000857; адрес (место нахождения): 173008, Великий Новгород, ш. Сырковское, д. 2а; р/с 40603810108000000002; АО "Россельхозбанк" Новгородский филиал, к/с 30101810500000000722; БИК 044959722.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Новгородской области.
Решением суда от 05 марта 2024 года исковые требования Регионального фонда удовлетворены в полном объеме. Этим же решением с Товарищества в доход федерального бюджета взыскано 33 770 руб.
Товарищество с решением суда не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит изменить решение полностью. Считает, что суд первой инстанции не учел, что счет Товарищества арестован Федеральной службой судебных приставов Отдела судебных приставов N 2 по г. Великий Новгород (далее - ФССП ОСП N 2), что привело к невозможности перечисления денежных средств на счет истца. Ссылается на то, что ответчиком до предъявления иска неоднократно предпринимались попытки перечислить денежные средства истцу, но арест денежных средств не позволял это сделать.
Региональный фонд отзыв на жалобу не представил.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим судебное заседание состоялось без их участия в соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ.
Ходатайство апеллянта об отложении судебного разбирательства отклонено апелляционным судом ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 158 АПК РФ. Судебная коллегия отмечает, что явка в суд апелляционной инстанции не является обязательной, вместе с тем ответчик, являясь юридическим лицом, в случае невозможности явки председателя, вправе направить в суд иное лицо, наделив его соответствующими полномочиями.
Исследовав доказательства по делу, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, 15.07.2008 Товарищество зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц в качестве юридического лица.
Из материалов дела следует, что Товарищество осуществляет обязанности по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: Новгородская обл., Великий Новгород, ул. Парковая, 16, корп. 3 (далее - МКД).
Взносы на капитальный ремонт общего имущества МКД формировались на специальном счете.
Товариществом 11.11.2014 открыт специальный счет N 40705810155120000012 в ПАО "Сбербанк".
Постановлением Правительства Новгородской области от 03.02.2014 N 46 утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новгородской области, на 2014-2043 годы" (далее - региональная программа), в соответствии с которой в отношении спорного МКД на 2020-2022 годы запланирован капитальный ремонт крыши.
Вместе с тем в период с 2020 по 2022 годы капитальный ремонт крыши Товариществом не выполнен, сроки капитального ремонта общим собранием собственников не переносились.
Администрацией Великого Новгорода 09.03.2023 на основании части 7 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) принято постановление N 1024 "О внесении изменения в Перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Великого Новгорода, в которых собственники помещений в шестимесячный срок с даты опубликования региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новгородской области, на 2014-2043 годы, утвержденной постановлением Правительства Новгородской области от 03.02.2014 N 46, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован", согласно которому принято решение о формировании фонда капитального ремонта МКД на счете регионального оператора.
Решение органа местного самоуправления Товариществом не обжаловано.
Товарищество денежные средства, накопленные собственниками, в Региональный фонд не перечислило.
Региональный фонд 14.07.2023 направил Товариществу претензию о предоставлении информации и необходимых документов, связанных с формированием фонда капитального ремонта, которая ответчиком не исполнена.
В связи с изменением способа формирования фонда капитального ремонта со специального счета на счет регионального оператора, Региональный фонд, основываясь на положениях статей 189, 173 ЖК РФ, обратился в арбитражный суд с иском к Товариществу об истребовании обязательной информации и взыскании денежных средств, накопленных собственниками помещений на капитальный ремонт и находящихся на хранении на специальном счете.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные исковые требования, правомерно руководствовался следующим.
На основании части 3 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Предусмотренный пунктом 1 части 3 статьи 170 ЖК РФ способ формирования фонда капитального ремонта предполагает передачу собственниками помещений в многоквартирном доме взносов на капитальный ремонт кредитной организации (банку) для зачисления на специальный счет, который предназначен для перечисления средств на проведение капитального ремонта и расходные операции по которому, согласно части 1 статьи 177 ЖК РФ, могут совершаться лишь для оплаты перечисленных в части 1 статьи 174 услуг и (или) работ, связанных с организацией и проведением капитального ремонта общего имущества в данном многоквартирном доме.
В силу части 4.1 статьи 170 ЖК РФ в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме принято решение об определении размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и сроки проведения капитального ремонта общего имущества в таком доме определяются в соответствии с региональной программой капитального ремонта. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в более ранние сроки, чем это установлено региональной программой капитального ремонта, при условии, что на дату принятия данного решения средств на специальном счете достаточно для финансирования капитального ремонта или выбраны иные способы его финансирования.
Как установлено частью 5 статьи 170 ЖК РФ, решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не менее чем в течение трех месяцев и не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
Пунктом 7 статьи 189 ЖК РФ определено, что в случае, если капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на специальном счете, не проведен в срок, предусмотренный региональной программой капитального ремонта, и при этом в соответствии с порядком установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме требуется оказание какого-либо вида услуг и (или) выполнение какого-либо вида работ, предусмотренных для этого многоквартирного дома региональной программой капитального ремонта, орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня получения соответствующего уведомления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и направляет такое решение владельцу специального счета. Владелец специального счета обязан перечислить средства, находящиеся на специальном счете, на счет регионального оператора в течение одного месяца с момента получения такого решения органа местного самоуправления. Решение о капитальном ремонте общего имущества в этом многоквартирном доме принимается в соответствии с частями 3 - 6 настоящей статьи. В случае, если владелец специального счета не перечислил средства, находящиеся на специальном счете, на счет регионального оператора в срок, установленный настоящей частью, региональный оператор, любой собственник помещения в многоквартирном доме, орган местного самоуправления вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании средств, находящихся на специальном счете, с перечислением их на счет регионального оператора.
Как верно констатировал суд первой инстанции, из толкования приведенных правовых норм следует, что органом местного самоуправления решение об изменении способа формирования фонда капитального ремонта со специального счета на счет регионального оператора принимается при наличии двух условий:
- если капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на специальном счете, не проведен в срок, предусмотренный региональной программой капитального ремонта;
- в соответствии с порядком установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме требуется оказание какого-либо вида услуг и (или) выполнение какого-либо вида работ, предусмотренных для этого многоквартирного дома региональной программой капитального ремонта.
Изменение способа формирования фонда капитального ремонта в данном случае является для населения гарантией, что требуемый в соответствии со сроками региональной программы капитальный ремонт будет выполнен. При этом владелец счета обязан перечислить накопленные денежные средства на счет регионального оператора в течение одного месяца с момента получения такого решения органа местного самоуправления. Далее, решение о капитальном ремонте общего имущества в этом многоквартирном доме принимается в соответствии с частями 3-6 статьи 189 ЖК РФ.
Судом установлено, что капитальный ремонт крыши МКД включен в региональную программу капитального ремонта на 2020-2022 годы.
Однако в установленные сроки капитальный ремонт крыши не выполнен. Товарищество не инициировало проведение капитального ремонта крыши. В то же время, собственники не принимали решений о переносе сроков выполнения работ для внесения изменений в региональную программу.
Постановлением Правительства Новгородской области от 28.12.2017 N 478 утвержден порядок установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и состава комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новгородской области.
Решений о переносе сроков выполнения капитального ремонта крыши до принятия администрацией Великого Новгорода решения об изменении способа формирования фонда капитального ремонта не принималось.
При таких обстоятельствах апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии совокупности оснований, предусмотренных частью 7 статьи 189 ЖК, для изменения порядка формирования фонда капитального ремонта со специального счета на счет регионального оператора,.
Как указывалось ранее, 09.03.2023 администрацией Великого Новгорода на основании части 7 статьи 170 ЖК РФ вынесено постановление N 1024, согласно которому принято решение о формировании фонда капитального ремонта спорного МКД на счете регионального оператора.
Данное решение администрации Великого Новгорода собственниками МКД не оспорено.
При таких обстоятельствах, ввиду изменения способа формирования фонда капитального ремонта, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что Товарищество, как владелец специального счета, обязано согласно части 7 статьи 173 ЖК РФ передать региональному оператору соответственно все имеющиеся у него документы и информацию, связанную с формированием фонда капитального ремонта, в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Новгородской области от 30.08.2016 N 312 утвержден Порядок передачи владельцу специального счета и (или) региональному оператору документов и информации, связанной с формированием фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. Указанным нормативным актом утвержден перечень передаваемой информации.
В числе подлежащих документов указаны истребуемые истцом документы.
Указанные документы передаются в течение одного месяца с момента получения владельцем специального счета решения органа местного самоуправления о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
Товарищество до настоящего времени информацию и документы, перечень которых соответствует постановлению Правительства Новгородской области от 30.08.2016 N 312, Региональному фонду не передало.
Как усматривается из банковской выписки по специальному счету за период с 11.11.2014 по 19.12.2023, со специального счета фонда капитального ремонта, владельцем которого являлось Товариществом, денежные средства на капитальный ремонт не списывались, что может свидетельствовать о том, что работы капитального характера не проводились.
При таких обстоятельствах апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что Товарищество обязано предоставить Региональному фонду истребуемую информацию и запрошенные документы, а при отсутствии - сообщить причину их отсутствия.
При этом в силу статьи 174 АПК РФ суд определил срок для предоставления документов - 20 дней со дня вступления судебного акта в законную силу.
Возражений относительно данной части судебного акта в апелляционной жалобе не приведено.
Кроме того, Товарищество в соответствии с частью 7 статьи 189 ЖК РФ обязано перечислить средства, находящиеся на специальном счете, на счет регионального оператора в течение одного месяца с момента получения решения органа местного самоуправления.
По состоянию на 10.01.2024 на специальном счете Товарищества находятся денежные средства в сумме 3 353 982 руб. 24 коп.
Поскольку Товарищество денежные средства со специального счета на счет Регионального фонда не перечислило, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что указанная сумма подлежит взысканию с Товарищества путем перечисления со специального счета на счет регионального оператора.
Довод апеллянта о том, что счет Товарищества незаконно арестован ФССП ОСП N 2, что привело к невозможности перечисления денежных средств на счет истца, подлежит отклонению, поскольку денежные средства фонда капитального ремонта, поступившие на специальный счет, не принадлежат Товариществу, а относятся к целевым денежным средствам. За счет указанных средств не могут погашаться обязательства Товарищества, не связанные с капитальным ремонтом общего имущества.
Частью 1 статьи 177 ЖК РФ закреплено, что по специальному счету допускается осуществление только тех операций по списанию и зачислению средств, которые связаны с формированием и использованием средств фонда капитального ремонта в соответствии с ЖК РФ. Операции по специальному счету, не предусмотренные частью 1 статьи 177 ЖК РФ, не допускаются. Банк обязан обеспечивать соответствие осуществляемых операций по специальному счету требованиям жилищного законодательства (части 2-5 статьи 177 ЖК РФ).
Указанная позиция изложена также в определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.05.2019 N 307-ЭС18-25642.
Более того, ограничение наложено ФССП ОСП N 2 всего на сумму 136 231 руб. 84 коп., объективных причин, препятствующих перечислить оставшуюся сумму на счет Регионального фонда, Товариществом не представлено.
С целью исключения неоднозначного толкования резолютивной части судебного акта о взыскании денежных средств с Товарищества в пользу Регионального фонда, а также определения источника исполнения обязательства, суд правомерно посчитал возможным определить способ исполнения судебного акта о взыскании денежных средств путем перечисления накопленных денежных средств со специального счета на счет Регионального фонда, а также указать, что решение является основанием для перечисления банком денежных средств со специального счета на расчетный счет регионального оператора.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы апелляционный суд не находит оснований для ее удовлетворения.
Доводы, приведенные подателем жалобы, не опровергают законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, фактически направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств.
Выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судом при рассмотрении спора не допущено.
В свете изложенного апелляционная жалоба Товарищества удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины на основании статьи 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 05 марта 2024 года по делу N А44-6237/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Усадьба" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чередина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-6237/2023
Истец: СНКО "Региональный Фонд"
Ответчик: ТСЖ "Усадьба"
Третье лицо: Управление Федеральной службы судебных приставов по Новгородской области, УФССП по Новгородской области, ОАО Новгородское ОСБ N8629 Сбербанка России, Четырнадцатый Арбитражный Апелляционный суд