г. Хабаровск |
|
30 мая 2024 г. |
А04-8278/2023 |
Резолютивная часть постановления от 23 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 мая 2024 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Брагиной Т.Г.
судей Волковой М.О., Жолондзь Ж.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шутенко В.М.
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Горняк"
на решение от 24.01.2024
по делу N А04-8278/2023
Арбитражного суда Амурской области
по исковому заявлению Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области
к обществу с ограниченной ответственностью "Горняк"
об обязании выполнить работы по лесовосстановлению
УСТАНОВИЛ:
Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области (ОГРН 1082801011413, ИНН 2801138780, далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Горняк" (ОГРН 1132801006777, ИНН 2801187393, далее - ответчик, ООО "Горняк"), с учетом уточнения требований, об обязании ответчика в течение года с момента вступления решения суда в силу выполнить работы по лесовосстановлению, предусмотренному частью 1 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации, на лесных участках лесного фонда, согласованных Министерством лесного хозяйства и пожарной безопасности области на площади 81,5 га в порядке, установленном Правилами лесовосстановления, формы, состава, порядка согласования проекта лесовосстановления, оснований для отказа в его согласовании, а также требований к формату в электронной форме проекта лесовосстановления, утвержденными приказом Минприроды России от 29.12.2021 N 1024.
Решением суда от 24.01.2024 исковые требования удовлетворены.
Законность, обоснованность принятого судебного акта проверяются по апелляционной жалобе ответчика, который просит решение суда от 24.01.2024 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование жалобы приводятся доводы о том, что согласно Проекту освоения лесов ООО "Горняк", выполненному ГАУ "Бурейский лесхоз" и получившему положительное заключение, а также пункту 3 Правил лесовосстановления, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии от 29.12.2021 N 1024, лесовосстановлениие на лесных участках лесного фонда на площади равной 81.5 га должно быть произведено способом - естественное заращивание.
Отзыв на жалобу не представлен.
На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации АПК РФ апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие неявившихся представителей сторон, надлежащим образом уведомленных о судебном процессе.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, согласно пункту 1.1 Положения о Министерстве лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области, утвержденного Постановлением Губернатора Амурской области от 01.09.2015 N 223 (далее - Положение), министерство является исполнительным органом государственной власти Амурской области, проводящим на территории Амурской области государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, государственное регулирование, государственный контроль и координацию деятельности в сфере лесных отношений.
В сфере лесных отношений, в том числе в сфере лесного хозяйства и лесной промышленности, министерство обеспечивает осуществление прав владения, пользования, распоряжения лесными участками, находящимися в собственности Амурской области (пункт 3.1.2 указанного Положения).
30.05.2019 между Министерством (арендодатель) и ООО "Горняк" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых N 139, по условиям которого арендодатель, на основании приказа Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области от 23.05.2019 N 485-ОД обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, определенный в пункте 1.2 настоящего договора (пункт 1.1 договора).
Лесной участок, предоставляемый по настоящему договору, имеет следующие характеристики: площадь 121,18 га; местоположение: Амурская область, Селемджинский район, Норское лесничество в кварталах 213 (части выделов 10,18,11,20,24,25), 251 (части выделов 15,31,32,37,17,18,25,26,27,19,6,8,7,9) Экимчанского участкового лесничества; кадастровый номер лесного участка: 28:22:000000:80 (учетный номер части 832); номер учетной записи 383-2019-05; условный номер лесного участка: 10:245:18:0383; категория защитности: эксплуатационные и защитные леса; вид разрешенного использования: ведение лесного хозяйства (пункт 1.2 договора).
В силу пункта 1.3 договора арендатору передается лесной участок с целью выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых (месторождение россыпного золота в долинах ручья "Спиридоновский" левый и правобережной террасы в Селемджинском районе Амурской области).
Разделом 3 "Взаимодействие сторон" договора установлены права и обязанности арендодателя и арендатора по указанному договору.
Подпунктом "л" пункта 3.4 договора предусмотрено, что арендатор обязан осуществлять мероприятия по воспроизводству лесов на лесном участке в соответствии с законодательством Российской Федерации и проектом освоения лесов.
Срок действия договора устанавливается с даты государственной регистрации права аренды лесного участка сроком до 25.03.2025 (пункт 6.1 договора).
Факт передачи арендатору указанного участка подтверждается подписанным сторонами актом приема-передачи лесного участка от 30.05.2019 (приложение N 5 к договору).
Ответчиком в 2020 году осуществлена рубка лесных насаждений на арендованном им лесном участке, в нарушение требований действующего законодательства Российской Федерации лесовосстановительные мероприятия на указанном лесном участке не произведены.
В целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора истцом в адрес ответчика направлена претензия от 03.07.2023 исх. N 09-18-6519 с требованием выполнить лесовосстановительные мероприятия, оставление которой без удовлетворения послужило основанием для обращения истца в суд с рассматриваемым заявлением.
Рассматривая спор, суд первой инстанции руководствовался следующим.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса; к договорам аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено этим Кодексом.
В силу статьей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона; односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Согласно положениям статей 606, 615 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование; арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора, а если они не определены - в соответствии с назначением имущества.
Далее, частями 1, 2 статьи 61 ЛК РФ предусмотрено, что вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству. Воспроизводство лесов осуществляется, в том числе путем лесовосстановления и ухода за лесами.
Лесовосстановление осуществляется естественным, искусственным или комбинированным способом в целях восстановления лесов (часть 1 статьи 62 ЛК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 63.1 ЛК РФ (в редакции, действовавшей до 01.09.2021) установлено, что за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43-46 настоящего Кодекса, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Также обязанность лиц, осуществляющих рубку лесных насаждений, по выполнению работы по лесовосстановлению или лесоразведению предусматривалась Правилами выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 07.05.2019 N 566 (действовавшим до 01.09.2022), в соответствии с пунктом 5 которых лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению на землях, указанных в пункте 3 настоящих Правил, в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, не позднее чем через один год со дня окончания срока действия лесной декларации, предусмотренной статьей 26 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой осуществлена рубка лесных насаждений.
После признания названного постановления утратившим силу указанная обязанность установлена Правилами осуществления лесовосстановления или лесоразведения в случае, предусмотренном частью 4 статьи 63.1 ЛК РФ, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2022 N 897, пунктом 2 которых определено, что лица, указанные в частях 1 и 2 статьи 63.1 ЛК РФ, осуществляют лесовосстановление или лесоразведение в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, настоящими Правилами, правилами лесовосстановления, установленными в соответствии с частью 3 статьи 62 ЛК РФ, или правилами лесоразведения, установленными в соответствии с частью 3 статьи 63 ЛК РФ согласно проекту лесовосстановления или проекту лесоразведения, которые составлены в порядке, предусмотренном статьями 89.1 и 89.2 ЛК РФ, соответственно.
В соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.12.2021 N 1024 "Об утверждении правил лесовосстановления, формы, состава, порядка согласования проекта лесовосстановления, оснований для отказа в его согласовании, а также требований к формату в электронной форме проекта лесовосстановления" лесовосстановление включает в себя: планирование - определение местоположения и ежегодный учет площадей земель; обследование участков земель; проектирование работ по лесовосстановлению; выполнение работ по лесовосстановлению; приемку выполненных работ по лесовосстановлению; инвентаризацию мероприятий по искусственному и комбинированному лесовосстановлению.
Согласно пункту 14.1 названных Правил лица, указанные в подпункте "в" пункта 6 Правил, обязаны в течение 10 рабочих дней со дня окончания срока действия лесной декларации, в соответствии с которой осуществлена рубка лесных насаждений, или с даты внесения сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" направить в уполномоченный орган заявление о намерении провести работы по лесовосстановлению.
Из приведенных норм права, как верно отметил суд, следует, что лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, в том числе при разработке месторождений полезных ископаемых, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению в силу закона.
Судом установлено и материалами дела подтверждается (отчетом об использовании лесов по договору аренды лесного участка N 139, поданным 28.12.2020 ООО "Горняк" в Министерство), что обществом на основании лесной декларации от 12.08.2020, зарегистрированной в Министерстве 11.08.2020, сроком действия с 24.08.2020 по 23.08.2021, в период январь-декабрь 2020 года произведена рубка лесных насаждений на площади 81,5 га в объеме 8 301 куб.м.
Данный факт ответчиком не оспорен, как и невыполнение им лесовосстановительных мероприятий. Напротив, из письма от 09.08.2023 исх. N 11 на поступившее в адрес ответчика исковое заявление последний, ссылаясь на положения Проекта освоения лесов и положения о рекультивации нарушенных при выполнении указанных работ земель, считает, что осуществление мероприятий по воспроизводству лесов на лесном участке (после рекультивации) осуществляется путем естественного заращивания. Также сообщает, что рекультивация нарушенных земель при геологическом изучении недр, разработки месторождений полезных ископаемых на лесном участке не выполнена, поскольку фактическая деятельность по добыче полезных ископаемых прекращена по причине нестабильного финансового состояния, при наличии денежных средств и после проведения рекультивационных работ общество обязуется передать Министерству лесной участок в соответствии с подпунктом "т" пункта 3.4. раздела 3 договора.
При этом, как указал суд, обязанность по выполнению мероприятий по лесовосстановлению не ставится законодателем в зависимость от проведения рекультивационных работ на лесном участке, на котором произведена рубка лесных насаждений. Естественное заращивание осуществляется за счёт мер содействия лесовосстановлению: путём сохранения подроста лесных древесных пород при проведении рубок лесных насаждений, оставления семенников на вырубках, сдирания лесного покрова, минерализации почвы, огораживания молодняков.
Таким образом, установив невыполнение ответчиком предусмотренной законом и договором обязанности по осуществлению мероприятий по воспроизводству лесов на спорном лесном участке, суд признал обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования (с учетом уточнения) об обязании последнего выполнить указанные работы.
Суд апелляционной инстанции находит принятый судебный акт законным и обоснованным, поскольку он соответствует нормам права, установленным обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 24.01.2024 по делу N А04-8278/2023 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.Г. Брагина |
Судьи |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-8278/2023
Истец: Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области
Ответчик: ООО "ГОРНЯК"