г. Вологда |
|
29 мая 2024 г. |
Дело N А66-5712/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2024 года.
В полном объёме постановление изготовлено 29 мая 2024 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Алимовой Е.А. и Болдыревой Е.Н. при ведении протокола секретарями судебного заседания Михайловой Р.А. и Рогалевой Р.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 28 июля 2023 года по делу N А66-5712/2023,
УСТАНОВИЛ:
отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тверской области ОГРН 1026900566880, ИНН 6903005441; адрес: 170100, Тверская область, город Тверь, улица Вагжанова, дом 9, строение 1; далее - отделение) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (ОГРН 1036900080722, ИНН 6905005800; адрес: 170100, Тверская область, город Тверь, улица Советская, дом 23; далее - управление) о признании незаконными решения и предписания от 23.01.2023 N 05-06/1-13-2023.
Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "Огис Трейд" (далее - ООО "Огис Трейд"), общество с ограниченной ответственностью "Опора-Юг" (далее - ООО "Опора-Юг"), акционерное общество "Московское Протезно-ортопедическое предприятие" (далее - АО "Московское ПРОП"), общество с ограниченной ответственностью "РТС-Тендер" (далее - ООО "РТС-Тендер").
Решением суда от 28 июля 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Отделение с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и вынести новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права. Полагает, что извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку инвалидам подгузников для взрослых (0236100000122000303) по описанию закупки соответствует положениям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), Правилам обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N 240 (далее - Правила), Федеральному перечню реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 2347-р (далее - Федеральный перечень), Приказу Минтруда России от 13.02.2018 N 86н, которым утверждена классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 2347-р (далее - Классификация). Считает, что комиссией заказчика обоснованно отклонена заявка ООО "Огис Трейд", поскольку она не соответствовала требованиям, предусмотренным извещением.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, полгая его законным и обоснованным.
ООО "Огис Трейд" в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
ООО "Опора-Юг", АО "Московское ПРОП", ООО "РТС-Тендер" отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 27.12.2022 заказчиком (отделение) размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку инвалидам подгузников для взрослых в 2023 году (0236100000122000303).
В соответствии с описанием объекта закупки (техническое задание) к поставке заявлены бумажные подгузники для взрослых (термин согласно национальному стандарту Российской Федерации, ГОСТ Р 55082-2012 "Изделия бумажные медицинского назначения. Подгузники для взрослых. Общие технические условия", далее - стандарт) группы малые, средние, большие, сверхбольшие для средней и тяжелой степени недержания.
Согласно техническому заданию должны быть поставлены подгузники (код КТРУ 17.22.12.130-00000001 "Подгузники для взрослых") для взрослых (22-01-06) размера "S" (объем талии/бедер до 90 см), с полным влагопоглощением не менее 1000 г, обратная сорбция не более 4,4 г, скорость впитывания не менее 2,3 см3/с; подгузники для взрослых (22-01-07) размера "S" (объем талии/бедер до 90 см), с полным влагопоглощением не менее 1 400 г, обратная сорбция не более 4,4 г, скорость впитывания не менее 2,3 см3/с; подгузники для взрослых (22-01-08) размера "М" (объем талии/бедер до 120 см), с полным влагопоглощением не менее 1 300 г, обратная сорбция не более 4,4 г, скорость впитывания не менее 2,3 см3/с; подгузники для взрослых (22-01-09) размера "М" (объем талии/бедер до 120 см), с полным влагопоглощением не менее 1 800 г, обратная сорбция не более 4,4 г, скорость впитывания не менее 2,3 см3/с, подгузники для взрослых (22-01-10) размера "L" (объем талии/бедер до 150 см), с полным влагопоглощением не менее 1 450 г, обратная сорбция не более 4,4 г, скорость впитывания не менее 2,3 см3/с; подгузники для взрослых (22-01-11) размера "L" (объем талии/бедер до 150 см), с полным влагопоглощением не менее 2 000 г, обратная сорбция не более 4,4 г, скорость впитывания не менее 2,3 см3/с; подгузники для взрослых (22-01-12) размера "XL" (объем талии/бедер до 175 см), с полным влагопоглощением не менее 1 450 г, обратная сорбция не более 4,4 г, скорость впитывания не менее 2,3 см3/с, подгузники для взрослых (22-01-13) размера "XL" (объем талии/бедер до 175 см), с полным влагопоглощением не менее 2 800 г, обратная сорбция не более 4,4 г, скорость впитывания не менее 2,3 см3/с.
На участие в аукционе поданы заявки от ООО "Опора-Юг" (заявка 113400564), АО "Московское ПРОП" (заявка 113400645), ООО "Огис Трейд" (заявка 113401318).
Победителем аукциона признано ООО "Опора-Юг".
Заявка ООО "ОГИС ТРЕЙД" отклонена на основании пункта 1 части 12 статьи 48 Закона N 44-ФЗ в связи с несоответствием информации и документов требованиям, предусмотренным извещением, а именно в предложении участника указаны показатели (характеристики), предполагаемого к поставке товара со значениями меньше установленного заказчиком, что не соответствует описанию закупки (протокол подведения итогов определения поставщика от 20.01.2023).
В Управление 17.01.2023 поступила жалоба ООО "Огис Трейд" на положения об извещении об осуществлении закупки, в которой общество, сославшись на положения пункта 3 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, указало, что отделение своими действиями предоставляет преимущественные условия производителю, выпускающему подгузники для взрослых размера S с объемом талии/бедер до 90 см, но более 80 см, размера M с объемом талии/бедер до 120 см, но не более 110 см, размере L с объемом талии/бедер до 150 см, но не более 145 см, размера XL с объемом талии/бедер до 170 см, но не более 170 см.
По результатам рассмотрения данной жалобы управлением 23 января 2023 вынесено решение N 05-6/1-13-2023, которым жалоба ООО "Огис Трейд" признана обоснованной, заказчик признан нарушившим требования подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49, части 2 статьи 43, пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ.
На основании указанного решения управление 23 января 2023 выдало предписание N 05-6/1-13-2023 об устранении нарушения в сфере закупок, которым отделению предписано отменить протокол подведения итогов определения поставщика от 20.01.2023 N ИЭА1 и рассмотреть повторно заявку ООО "Огис Трейд".
Не согласившись с решением и предписанием управления, отделение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
В силу пункта 1 части 12 Закона N 44-ФЗ при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Согласно части 1 статьи 49 Закона N 44-ФЗ электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Такое извещение должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона (пункт 1 части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ).
Как указано в части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
Документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ).
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке. Таким образом, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В данном случае заказчик в извещении о проведении закупки указал код КТРУ 17.22.12.130-00000001 "Подгузники для взрослых", которому соответствуют следующие виды товара: подгузники для взрослых, размер S (объем талии/бедер до 90 см); подгузники для взрослых, размер М (объем талии/бедер до 120 см); подгузники для взрослых, размер L (объем талии/бедер до 150 см); подгузники для взрослых, размер XL (объем талии/бедер до 175 см).
Функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики объекта закупки представлены в описании объекта закупки (Техническое задание), являющееся Приложением N 1 к извещению, в котором указаны, в том числе, следующие характеристики: подгузники для взрослых, размер S (объем талии/бедер до 90 см); подгузники для взрослых, размер М (объем талии/бедер до 120 см); подгузники для взрослых, размер L (объем талии/бедер до 150 см); подгузники для взрослых, размер XL (объем талии/бедер до 175 см).
Также в Описании объекта закупки (Техническое задание) заказчик указал, что подгузники для взрослых должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 55082-2012 "Изделия бумажные медицинского назначения. Подгузники для взрослых" (далее - ГОСТ Р 55082-2012).
Согласно пункту 4.1 указанного ГОСТа в зависимости от обхвата талии/бедер человека изготовливают подгузники согласно размерному ряду по обхвату талии/бедер, см: сверхмалые - до 60 см, малые - до 90 см, средние - до 120, большие - до 150, сверхбольшие - до 175 см (примечание: классификация подгузников по группам и условные обозначения групп соответствуют условным обозначениям, принятым в международной практике. В условные обозначения могут быть включены номера подгузников в соответствии с национальной и (или) международной практикой. Допускаются другие варианты размерного ряда в каждой группе подгузников, устанавливаемые изготовителем).
Согласно пункту 2 Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкции по ее заполнению (далее - Требования) заявка на участие в закупке должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 статьи 43 Закона N 44-ФЗ характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в Описании объекта закупки в соответствии с часть 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ.
Также согласно Требованиям подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работ, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке.
В данном в графе "Наименование" заявки участник отразил наименование товара "Подгузники для взрослых одноразового использования медицинского назначения" со следующими сведениями: "Standart Plus" Smail (S) 30 шт./уп, модель размера "S" (55-80 см) страна происхождения "Республика Беларусь", торговая марка Senso Med; "Standart Plus" Medium (M) 30 шт./уп, модель размера "М" (70-120 см) страна происхождения "Республика Беларусь", торговая марка Senso Med; "Standart Plus" Large (L) 30 шт./уп, модель размера "L" (100-145 см) страна происхождения "Республика Беларусь", торговая марка Senso Med; "Standart Plus" Large (XL) 30 шт./уп, модель размера "XL" (130-170 см) страна происхождения "Республика Беларусь", торговая марка Senso Med.
В составе заявки общество также представило регистрационное удостоверение МИ-RUBY-000017 от 08.07.2022, приложение к регистрационному удостоверению MH-RUBY-000017 от 08.07.2022, сертификат о происхождении товара форма СТ-1, из которых следует, что указанные обществом модели размеров отражают следующую информацию о размерном ряде по обхвату талии/бедер: размер "S" размерный ряд по обхвату талии/бедер, см 55-80; размер "М" размерный ряд по обхвату талии/бедер, см 70-120; размер "L" размерный ряд по обхвату талии/бедер, см 100-145; размер "XL" размерный ряд по обхвату талии/бедер, см 130-170.
Следовательно, заявка общества соответствовала требованиям документации и не содержала недостоверных сведений.
Утверждение заказчика о необходимости представить товар исключительно по наибольшему ("крайнему") значению размера, соответствующего линейной сетке (S, L, XL) при одновременном указании в закупочной документации на возможность использования размерного ряда с разрешительным диапазоном - до 90 см, до 150 см, до 175 см, является ничем необоснованным.
При этом, исходя из положений пункта 2 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, заказчик имеет возможность и право установить характеристики товара, соответствующие его потребностям, обосновав необходимость использования таких показателей.
В данном случае заказчик при проведении спорного аукциона в электронной форме не указал в документации информацию, что закупка проводилась для удовлетворения потребностей только определенной категории инвалидов с конкретными показателями объема талии/бедер применительно к требованиям Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отделения.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 28 июля 2023 года по делу N А66-5712/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тверской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-5712/2023
Истец: Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Тверской области
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Тверской области
Третье лицо: АО "Московское Протезно-Ортопедическое Предприятие", ООО "Огис Трейд", ООО "ОПОРА-ЮГ", ООО "РТС-тендер"