г. Вологда |
|
28 мая 2024 г. |
Дело N А05-10093/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2024 года.
В полном объёме постановление изготовлено 28 мая 2024 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Докшиной А.Ю. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
при участии от государственного автономного учреждения Архангельской области "Молодежный центр" Архиповой О.С. по доверенности от 18.09.2023, от контрольно-ревизионной инспекции Архангельской области Стацевич Е.В. по доверенности от 13.05.2024 N 01-11/692,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу автономного учреждения Архангельской области "Молодежный центр" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 20 декабря 2023 года по делу N А05-10093/2023,
УСТАНОВИЛ:
государственное автономное учреждение Архангельской области "Молодежный центр" (ОГРН 1082901006396, ИНН 2901179501; адрес: 163001, город Архангельск, улица Федота Шубина, дом 9; далее - учреждение, ГАУ АО "Молодежный центр", молодежный центр) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к контрольно-ревизионной инспекции Архангельской области (ОГРН 1082901015713, ИНН 2901188256; адрес: 163004, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 49; далее - инспекция, КРИ) о признании незаконными пунктов 1.1, 1.3, 1.4 и 1.5 представления от 31.05.2023 N 01-13/831.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 20 декабря 2023 года по делу N А05-10093/2023 признан недействительным пункт 1.4 резолютивной части представления от 31.05.2023 N 01-13/831, проверенного на соответствие нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ, Бюджетный кодекс). В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
ГАУ АО "Молодежный центр" с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Инспекция в своем отзыве считает, что решение суда следует оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Поскольку в порядке апелляционного производства обжалована только часть решения и при этом стороны не заявили соответствующих возражений, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части на основании части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и пункта 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции".
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной на основании распоряжения от 27.01.2023 N 01-09/22 (в редакции распоряжений от 07.02.2023 N 01-09/17р, от 23.03.2023 N 01-09/34 и от 11.04.2023 N 01-09/45) внеплановой выездной проверки предоставления и использования в 2022 году учреждением субсидий инспекцией составлен акт от 14.04.2023, а также в связи с выявленными нарушениями бюджетного законодательства внесено представление от 31.05.2023 N 01-13/831 об их устранении.
Не согласившись с представлением КРИ в части пунктов 1.1, 1.3, 1.4 и 1.5 ГАУ АО "Молодежный центр" обратилось в арбитражный суд с указанным выше заявлением.
Отказывая учреждению в признании недействительным пунктов 1.1, 1.3 и 1.5 представления инспекции, суд правомерно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ для признания ненормативного правового акта государственного органа недействительным необходимо наличие двух факторов: несоответствия оспариваемого акта действующему законодательству и нарушения в результате его принятия прав и законных интересов заявителя.
В силу статьи 265 БК РФ в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, осуществляется государственный (муниципальный) финансовый контроль, который подразделяется на внешний и внутренний.
В соответствии с пунктом 1 статьи 269.2 Бюджетного кодекса полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются, в том числе контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения государственных (муниципальных) контрактов.
При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля среди прочего проводятся проверки, ревизии и обследования, а также направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.
На основании абзаца первого пункта 1 Положения о контрольно-ревизионной инспекции Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 18.12.2009 N 216-пп, инспекция является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере внутреннего государственного финансового контроля (исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере).
В силу подпункта 1 пункта 8 данного Положения инспекция осуществляет внутренний государственный финансовый контроль в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, при исполнении областного бюджета и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Архангельской области в отношении главных распорядителей (распорядителей, получателей) бюджетных средств областного бюджета; государственных учреждений Архангельской области.
В соответствии с частью 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: 1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; 2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
Исходя из положений статьи 28 БК РФ, бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Статьей 38 названного Кодекса установлено, что, что принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса получатель бюджетных средств обязан обеспечивать результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В соответствии с пунктом 42 Положения о порядке формирования государственных заданий государственным учреждениям Архангельской области и порядке финансового обеспечения выполнения этих заданий, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 18.08.2015 N 338-пп (далее - Порядок N 338-пп), с учреждением в 2022 году заключены соглашения о предоставлении субсидии из областного бюджета государственному автономному учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнения работ) от 14.01.2022 N 263-22-19-пф-005 (далее - Соглашение от 14.01.2022) и от 03.06.2022 N 261-22-19-пф-002 (далее - Соглашение от 03.06.2022).
В рассматриваемом случае пунктом 1 представления на заявителя возложена обязанность в срок до 01.12.2023 принять меры по устранению выявленных бюджетных нарушений, а также нарушений законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законодательства и иных нормативных правовых актов Архангельской области.
В описательно-мотивировочной части представления КРИ отразила, что молодежным центром в нарушение статьи 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон N 174-ФЗ), статей 38 и 78.1 Бюджетного кодекса средства субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания направлены на цели, не предусмотренные пунктами 1.1 и 2.1 соглашений от 14.01.2022 и от 03.06.2022, в сумме 8 210 922 руб. 59 коп.
Нецелевым использованием средств областного бюджета признаны средства, направленные на уплату налогов (без учета коэффициента платной деятельности) в сумме 22 219 руб. (восстановлены на счет учреждения); по оплате консультаций по работе 2 "Консультационная и методическая поддержка в сфере молодежной политики" по грантам, финансирование которых осуществлялось за счет субсидий на иные цели (оказано 20 консультаций на сумму 558 440 руб. 40 коп.); по работе 3 "Консультационная и методическая поддержка в сфере содействия занятости молодежи", поскольку предоставлялись консультации по темам мероприятий, финансирование которых осуществлялось за счет субсидий, выделенных на иные цели (оказано 869 консультаций на сумму 7 630 263 руб. 19 коп.).
Кроме этого, учреждением в нарушение пункта 6 статьи 69.2, пункта 1 статьи 78.1 БК РФ, пункта 42 Порядка N 338-пп, пунктов 1.1 и 2.1 указанных выше соглашений не возвращено в областной бюджет 3 992 848 руб. 86 коп. (143 х 27 922 руб. 02 коп.) завышения субсидии, которые образовались в результате невыполнения показателей объема государственных услуг, установленных госзаданием на 2022 год и недостоверного представления отчетов о выполнении госзадания по виду работ "Консультационная и методическая поддержка в сфере молодежной политики" в объеме 143 консультации.
В ходе досудебного обжалования с учетом представленных учреждением документов КРИ приняты расходы по трем консультациям, в связи с этим сделан вывод о невыполнение молодежным центром госзадания в объеме 140 консультации в размере 3 909 082 руб. 80 коп. (140 х 27 922,02).
В связи с данными нарушениями в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 резолютивной части представления в редакции распоряжения от 28.07.2023 N 01-07/9р учреждению в срок до 01.12.2023 необходимо возвратить в доход областного бюджета средства 12 120 005 руб. 39 коп.
Проанализировав в соответствии со статьей 71 АПК РФ собранные в ходе проверки доказательства, суд первой инстанции обоснованно поддержал выводы КРИ по рассматриваемым эпизодам, относящимся к пункту 1.1 резолютивной части представления.
Согласно статье 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
Порядок предоставления субсидий в соответствии с абзацем первым настоящего пункта из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации.
Порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта (за исключением субсидий, предоставляемых в соответствии со статьей 78.4 настоящего Кодекса) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления. Нормативные правовые акты (муниципальные правовые акты), устанавливающие порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 6 БК РФ государственное (муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).
В части 2 статьи 4 Закона N 174-ФЗ указано, что государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности. Автономное учреждение осуществляет в соответствии с государственным (муниципальным) заданием и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно части 1 статьи 69.2 БК РФ государственное задание должно содержать: показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемых муниципальных услуг; порядок контроля за исполнением муниципального задания, в том числе порядок его досрочного прекращения; требования к отчетности об исполнении муниципального задания.
В соответствии с пунктом 9 Порядка N 338-пп государственное задание формируется на три года (очередной финансовый год и плановый период).
В отношении государственных бюджетных и автономных учреждений Архангельской области государственные задания утверждаются исполнительными органами государственной власти Архангельской области, осуществляющими от имени Архангельской области функции и полномочия учредителя.
В рассматриваемом случае государственным заданием N 261-Щ2825-22-02 на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов от 03.06.2022, с учетом уточнений от 20.12.2022, учреждению доведены следующие объемы и виды выполнения работ:
1) консультационная и методическая поддержка в сфере молодежной политики; значение на 2022 год - 500; допустимые (возможные) отклонения не установлены;
2) консультационная и методическая поддержка в сфере содействия занятости молодежи; значение на 2022 год - 2000; допустимые (возможные) отклонения не установлены;
3) организация мероприятий в сфере молодежной политики, направленных на вовлечение молодежи в инновационную, предпринимательскую, добровольческую деятельность, а также на развитие гражданской активности молодежи и формирование здорового образа жизни; значение на 2022 год - 294; допустимые (возможные) отклонения не установлены.
В соответствии с пунктом 42 Порядка N 338-пп с учреждением в 2022 году заключены указанные выше Соглашения от 14.01.2022 и от 03.06.2022.
В соответствии с пунктом 31 Порядка N 338-пп в объем финансового обеспечения выполнения государственного задания включаются затраты на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество государственного учреждения.
В случае если государственное бюджетное или автономное учреждение Архангельской области оказывает сверх установленного государственного задания государственные услуги (выполняет работы) для физических и юридических лиц за плату, а также осуществляет иную приносящую доход деятельность (далее - платная деятельность), затраты, указанные в абзаце первом настоящего пункта, рассчитываются с применением коэффициента платной деятельности, который определяется как отношение планируемого объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания (далее - субсидия) к общей сумме планируемых поступлений, включающей поступления от субсидии и доходов от платной деятельности, определяемых исходя из объемов указанных поступлений, полученных в отчетном финансовом году (далее - коэффициент платной деятельности).
При расчете коэффициента платной деятельности не учитываются поступления в виде целевых субсидий, предоставляемых из областного бюджета, грантов, пожертвований, прочих безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, а также средства, поступающие в порядке возмещения расходов, понесенных в связи с эксплуатацией государственного имущества Архангельской области, переданного в аренду (безвозмездное пользование).
Инспекцией в ходе проверки установлено, что в 2022 году учреждение осуществляло платную деятельность, при этом коэффициент платной деятельности при уплате налогов им не применен, что по существу заявителем не отрицается.
Кассовые расходы по КВР 851 "Уплата налога на имущество организаций и земельного налога" (земельный налог), за счет средств областного бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, составили 86 455 руб. (отчет по ф. 0503737). Согласно расчету учреждения, переплата средств областного бюджета в связи с неприменением коэффициента платной деятельности составила 22 219 руб.
Таким образом, учреждением в нарушение статьи 4 Закона N 174-ФЗ, статей 38 и 78.1 БК РФ, пункта 31 Порядка N 338-пп средства субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в сумме 22 219 руб. направлены на цели, не предусмотренные пунктом пунктами 1.1 и 2.1 Соглашений, что является нецелевым использованием средств областного бюджета.
В период проведения проверки, учреждение произвело перерасчет по уплате земельного налога и денежные средства в сумме 22 219 руб. восстановлены на счете учреждения путем уменьшения расходов по КФО 4 по субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания и увеличения расходов по КФО 2 от приносящей доход деятельности (бухгалтерская справка от 27.03.2023).
Однако, как верно отметил суд, согласно пункту 41 Порядка N 338-пп, преамбуле и разделу 3 названных Соглашений субсидия учреждению перечисляется на лицевой счет, открытый в Управлении Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу г. Архангельска, следовательно, нарушение, выразившееся в нецелевом расходовании бюджетных средств, подлежит устранению путем восстановления (перечисления) бюджетных средств в областной бюджет.
Относительно оплаты за счет субсидии консультаций также не усматривается оснований не согласиться с выводами КРИ и суда в связи со следующим.
Применительно к рассматриваемой ситуации государственное задание на 2022 год включало в себя, в том числе, организацию мероприятий в сфере молодежной политики, направленных на вовлечение молодежи в инновационную, предпринимательскую, добровольческую деятельность, а также на развитие гражданской активности молодежи и формирование здорового образа жизни
Смета затрат на выполнение работ на 2022 год определяла расходование субсидии на выполнение работ по госзаданию "Консультационная и методическая поддержка в сфере молодежной политики" в объеме 500 консультаций в сумме 13 961 011 руб. 05 коп., то есть 27 922 руб. 02 коп. на 1 консультацию.
Помимо указанных выше субсидий моложенному центру в 2022 году предоставлялись гранты по соглашениям о предоставлении из областного бюджета государственному бюджетному или автономному учреждению Архангельской области субсидии от 24.01.2022 N 263-22-23-пф-006 и от 20.06.2022 N 261-22-23-пф-003, согласно которым из областного бюджета выделялись средства в виде субсидии на иные цели на реализацию государственной программы Архангельской области "Молодежь Поморья", утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 09.10.2020 N 659-пп, в том числе на реализацию пункта 1.3 перечня мероприятий подпрограммы N 1 "Молодежная политика Архангельской области: проведение областного конкурса проектов в сфере государственной молодежной политики".
В соответствии с пунктами 17 и 19 Положения о порядке предоставления гранта в форме субсидии по результатам проведения областного конкурса проектов в сфере государственной молодежной политики, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 09.10.2020 N 659-пп, учреждение для соискателей субсидии организует информационно-методические семинары по подготовке заявки, в течение всего срока приема заявок организует консультирование по вопросам подготовки заявок на участие в конкурсе, то есть проводятся консультации до подачи заявки и документов для участия в конкурсе (до непосредственной реализации гранта).
Согласно пункту 35 Порядка N 338-пп в состав затрат, включаемых в расчет объема финансового обеспечения выполнения государственного задания, не подлежат включению затраты, обеспечиваемые за счет субсидий из областного бюджета на иные цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания.
Аналогично субсидии на иные цели не могут предоставляться и использоваться на финансовое обеспечение выполнения госзадания.
В связи с этим одни и те же мероприятия не могут быть профинансированы за счет двух видов субсидий.
Пунктом 43 Порядка N 338-пп, установлено, что субсидия подлежит возврату в областной бюджет в объеме, соответствующем показателям объема государственных услуг (работ), которые не были достигнуты.
В рассматриваемом случае ходе проверки КРИ выявлено, что фактически в 2022 году подтверждено получение услуг 20 соискателями гранта. Поскольку цели предоставления субсидии различны и одни и те же мероприятия не могут финансироваться за счет двух различных программ, то 558 440 руб. 40 коп. (20 х 27 922,02) правомерно признаны подлежащими возврату.
Учреждением допущено нарушение пункта 1 статьи 78.1 БК РФ, пункта 42 Порядка N 338-пп, пунктов 1.1 и 2.1 Соглашений от 14.01.2022 и от 03.06.2022.
Вопреки доводам подателя жалобы следует отметить, что им не подтверждено и выполнение госзадания по виду работ "Консультационная и методическая поддержка в сфере молодежной политики" в объеме 140 консультации (Приложение 1 к акту проверки) на сумму 3 909 082 руб. 80 коп. (140 х 27 922,02).
Все заявленные учреждением доводы по этим эпизодам являлась предметом детального исследования суда первой инстанции, что нашло свое детальное отражение в судебном акте.
Госзаданием предусматривалось также выполнение работы "Консультационная и методическая поддержка в сфере содействия занятости молодежи" в объеме 2000 мероприятий в сумме 17 561 021 руб. 05 коп, то есть за 1 консультацию - 8 780 руб. 51 коп.).
В ходе проверки инспекция установила, что из 50 мероприятий под названием "Групповая консультация" в 35 мероприятиях (консультациях), в которых участвовало 1 155 человек, проведены консультации в рамках реализации мероприятий, финансирование которых должно осуществляться за счет субсидии на иные цели, а именно по указанным выше соглашениям от 24.01.2022 N 263-22-23-пф-006 и от 20.06.2022 N 261-22-23- пф-003.
При сопоставлении мероприятий, проведенных в рамках работы "Консультационная и методическая поддержка в сфере содействия занятости молодежи" и финансируемых за счет субсидии на выполнение госзадания, установлено, что 869 (1155 - 286) консультаций подлежали финансированию за счет субсидии на иные цели, следовательно, 7 630 263 руб. 19 коп. (869 х 8 780,51) являются нецелевым использованием средств.
Оснований для признания подпункта 1.1 пункта 1 резолютивной части представления КРИ у суда первой инстанции не имелось.
КРИ в ходе проверки установила, что учреждение в нарушение статей 210, 216, 616 и 695 Гражданского кодекса Российской Федераций (далее - ГК РФ) неправомерно без согласия собственника на объекте, находящемся в оперативном управлении МБУК "Онежский ДК", осуществлялись работы по установке террасы для открытого пространства "МОРЕ", расходы по установке которой отнесены на затраты учреждения. Расходы по объекту составили 2 086 000 руб. и производились учреждением за счет средств субсидии.
В соответствии с пунктом 1.3 резолютивной части представления учреждению необходимо подписать соглашение с Онежским муниципальным районом и МБУК "Онежский ДК" на выполнение работ по установке террасы для открытого пространства "МОРЕ" и в силу пункта 1.5 резолютивной части представления согласовать с министерством имущественных отношений Архангельской области передачу созданного объекта (терраса для открытого пространства "МОРЕ") как особо ценного движимого имущества.
В рамках госпрограммы "Молодежь Поморья" по соглашению на иные цели от 24.01.2022 N 263-22-23-пф-006, с учетом дополнительных соглашений от 14.02.2022 N 263-22-23-пф-006/1, от 19.05.2022 N 263-22-23-пф-006/2, от 24.05.2023 N 263-22-23-пф-006/3 (далее - Соглашение от 24.01.2022 N 263-22-23-пф-006) и от 20.06.2022 N 261-22-23-пф-003, с учетом дополнительных соглашений от 16.12.2022 N 261-22-23-пф-003/1 и от 28.12.2022 N 261-22-23-пф-003/2 (далее - соглашение от 20.06.2022 N 261-22-23-пф-003), учреждению на 2022 год выделены бюджетные ассигнования в сумме 62 444 500 руб.
Субсидии направлены учреждением, в том числе, в рамках мероприятия пункта 3.1.1 перечня мероприятий подпрограммы N 3 "Кадровое, научно-методическое, информационное и инфраструктурное обеспечение молодежной политики и патриотического воспитания" реализацию проекта "Открытые пространства" (далее - Подпрограмма N 3).
Согласно пункту 1.1 Задачи N 1 раздела III перечня целевых показателей государственной программы Архангельской области "Молодежь Поморья" целевым показателем на 2022 год являлось создание не менее 5 пространств в муниципальных образованиях Архангельской области, отвечающих запросам молодежи, ежегодно.
Учреждением (заказчик) и предпринимателем Лукошковым Д.А. (подрядчик) по результатам проведения запроса котировок в электронной форме заключен договор от 08.09.2022 N 32211537306 на выполнение работ на базе открытого пространства "МОРЕ" Онежского муниципального района на основе разработанной архитектурной концепции (шифр проекта 09-21-АР).
В силу заключенного договора работы по установке террасы для открытого пространства "Море" осуществлены по адресу: Архангельская обл., г. Онега, пр. Октябрьский, д. 147. Стоимость работ составляла 2 086 000 руб.
Терраса принята учреждением по акту приема-передачи объекта от 28.03.2023.
Вместе с тем, инспекцией отмечено, что установке террасы на открытой площадке (крыльце здания) по указанному адресу не предусмотрено Положениями об инфраструктурном проекте "Открытые пространства", утвержденными учреждением в 2021 и в 2022 годах.
Кроме того, согласно ответам МБУК "Онежский ДК" (письма от 11.04.2023 N 55 и от 12.04.2023 N 56), здание по адресу: Архангельская обл., г. Онега, пр. Октябрьский, д. 147, находится в оперативном управлении МБУК "Онежский ДК". Договор аренды указанного здания, земельного участка для проведения работ с учреждением и МБУК "Онежский ДК" не заключался. Согласования проведения работ и градостроительный облик террасы с собственником здания не производились.
Согласно статье 210 ГК РФ на собственнике лежит обязанность содержанию принадлежащего ему имущества.
В соответствии со статьей 216 ГК РФ вещными правами наряду с правом собственности является право оперативного управления имуществом (статья 296). Пунктом 1 статьи 296 ГК РФ определено, что казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Положением об инфраструктурном проекте "Открытые пространства", утвержденным учреждением, создание открытых пространств с использованием муниципального имущества производится по согласованию с муниципальным образованием, на территории которого создается открытое пространство. Муниципальное образование предоставляет для создания открытого пространства обособленное помещение площадью не менее 40 кв.м, которое должно отвечать определенным требованиям. В дальнейшем муниципальное образование берет на себя обязательство по дальнейшему содержанию открытого пространства, а также по принятию на баланс всего переданного в рамках проекта имущества (пункты 3.1, 3.2, 3.6).
Порядок определения видов и перечней особо ценного движимого имущества государственных автономных и бюджетных учреждений Архангельской области утвержден постановлением Правительства Архангельской области от 28.09.2010 N 280-пп (далее - Порядок).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 5 Порядка при определении перечня особо ценного движимого имущества государственных учреждений подлежит включению имущество, балансовая стоимость которого превышает 200 000 руб.
Согласно пункту 5.1 Порядка при определении перечней особо ценного движимого имущества государственных учреждений в состав такого имущества не подлежит включению имущество, приобретенное государственным учреждением за счет собственных средств.
Между учреждением (получателем субсидии), МО "Онежский муниципальный район" (собственник имущества) и МБУК "Онежский ДК" (балансодержателем) отсутствует соглашение на выполнение работ по установке террасы.
Принимая во внимание изложенное, требование инспекции, отраженные в пунктах 1.3 и 1.5 представления, следует признать верными.
Довод заявителя о том, что созданный объект является его собственность, которым он распоряжается по своему усмотрению не соответствует фактическим обстоятельствам дела, является ошибочным и в связи с этим правомерно отклонен судом первой инстанции.
Выводы суда, изложенные в решении от 20.12.2023, соответствуют обстоятельствам дела. Решение в оспариваемой части принято с учетом доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства. Имеющие значение для дела обстоятельства выяснены полно и доказаны в судебном заседании.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие судебный акт, который является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 20 декабря 2023 года по делу N А05-10093/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу автономного учреждения Архангельской области "Молодежный центр" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-10093/2023
Истец: Государственное автономное учреждение Архангельской области "Молодежный центр"
Ответчик: Контрольно-ревизионная инспекция Архангельской области