город Ростов-на-Дону |
|
28 мая 2024 г. |
дело N А53-47461/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 мая 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей И.Н. Глазуновой, М.В. Соловьевой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Струкачевой Н.П.
при участии:
от прокурора Мясниковского района: Васильев В.И., удостоверение;
от Прокуратуры Ростовской области: Попов Б.А., удостоверение.;
от ПАО "Россети-Юг": представитель Горбенко А.В. по доверенности от 01.01.2024, диплом, паспорт;
от ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону": Турбина Ю.А. по доверенности от12.12.2022, диплом, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу прокурора Мясниковского района
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.03.2024 по делу N А53-47461/2023
по заявлению публичного акционерного общества "ТНС энерго Ростов-на-Дону" (ИНН 6168002922, ОГРН 1056164000023)
к Прокуратуре Мясниковского района, Прокуратуре Ростовской области
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: публичное акционерное общество "Россети-Юг"
об оспаривании представления,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "ТНС энерго Ростов-на-Дону" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительным представления прокурора Мясниковского района от 22.09.2023 N Прдр20600034-327-23/-20600034.
Арбитражным судом Ростовской области к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Прокуратура Ростовской области, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество "Россети Юг".
Прокурором Мясниковского района подано ходатайство о передаче дела по подсудности в суд общей юрисдикции. Суд первой инстанции отказал в удовлетворении ходатайства.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 25.03.2024 признано недействительным представление прокурора Мясниковского района от 22.09.2023 N Прдр-20600034-327-23/-20600034, с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счёт казны Российской Федерации в пользу публичного акционерного общества "ТНС энерго Ростов-на-Дону" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, прокурор Мясниковского района обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований Общества отказать.
Апелляционная жалоба прокурора мотивирована тем, что судом неверно дана оценка факта выявленного нарушения, при установлении максимального времени отключения электроэнергии для потребителей третьей категории надежности за календарный год. Судом не приняты во внимание объяснения потребителей, несоответствия числа и периода отключений электроэнергии, сообщенных потребителями.
Обществом не устранены нарушения, которые были ранее выявлены в ходе проверок.
В письменных пояснениях к жалобе, прокурор указывает, что оспариваемое представление не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, преследует цель понудить устранить нарушения в добровольном порядке.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В материалы дела от прокурора Мясниковского района поступили письменные пояснения. Апелляционный суд приобщил данные пояснения к материалам дела.
В судебном заседании представитель прокурора Мясниковского района и представитель Прокуратуры Ростовской области поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объёме.
Представитель Общества и ПАО "Россети-Юг" просили решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по доводам, изложенным в отзывах. Апелляционный суд приобщил отзывы к материалам дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Общество осуществляет деятельность в качестве гарантирующего поставщика электроэнергии на территории Ростовской области в соответствии с постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 13.10.2006 N 10/1.
В период с августа 2023 по сентябрь 2023 прокуратурой была проведена проверка порядка предоставления Обществом коммунальных услуг электроснабжения в хуторе Красный Крым Ростовской области.
В ходе проверки были опрошены лица, которым оказывались услуги по договорам энергоснабжения, и которые сообщили прокуратуре о многочисленных перерывах в предоставлении услуг за 2022 и 2023 годы.
Согласно информации, полученной от ПАО "Россети Юг - "Ростовэнерго" электроснабжение жителей, проживающих в хуторе Красный Крым осуществлено от источника электроснабжения, а именно: часть домов от ВЛ-10кВ N 6 ПС Б.Салы, другая часть: от ВЛ-10кВ N 1 ПС Чалтырь-2.
Указанные линии по схеме электроснабжения не взаиморезервируются.
22.09.2023 прокуратурой Мясниковского района внесено в адрес Общества представление N Прдр-20600034-327-23/-20600034 об устранении выявленных нарушений требований действующего законодательства. Представление мотивировано, тем что Общество не обеспечило бесперебойное круглосуточное электроснабжение в течение года, а именно с 01.08.2022 по 31.07.2023 не соблюдён режим обеспечения коммунальной услугой, выразившееся в отсутствии у жителей хутора Красный Крым электроснабжения средней продолжительностью 100 часов, чем нарушены требования пункта 9 приложения N 1 к Правил N 354.
Указанным представлением на Общество также возложена обязанность выполнить перерасчёт размера платы за электроэнергию.
23.01.2023 прокуратурой было вынесено представление N Прдр-20600034-8-23/-20600034, в котором фиксируются аналогичные нарушения за период с 01.01.2022 по 23.12.2022.
10.11.2023 прокуратурой вынесено представление N Прдр-20600034-342-23/- 20600034, в котором фиксируются аналогичные нарушения за период с 01.01.2023 по 24.10.2023.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу положений статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; нарушение действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 7 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Правила), субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также производители электрической энергии (мощности), в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии. Требования к надежности энергоснабжения и качеству электрической энергии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Ответственность субъектов электроэнергетики перед исполнителями и потребителями коммунальной услуги за ограничение режима потребления электрической энергии сверх допустимого числа часов ограничения, отклонения показателей надежности и качества электрической энергии сверх величин, установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, определяется в том числе, в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьёй 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации Постановлением от 06.05.2011 N 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354), которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 9 Приложения N 1 к Правилам N 354 должно обеспечиваться бесперебойное круглосуточное электроснабжение в течение года.
В соответствии с пунктом 2 Правил исполнитель - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, предоставляющее потребителю коммунальные услуги. В соответствии с пунктом 149 Правил N 354 исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную ответственность за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 9 Приложения N 1 к Правилам N 54 должно обеспечиваться бесперебойное круглосуточное электроснабжение в течение года.
В соответствии со статьёй 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполнятся надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованием закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации перерыв в подаче, прекращение, ограничение подачи электроресурсов гражданам является незаконным.
В соответствии со статьёй 1 и статьёй 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 2202-1) прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями на осуществление от имени Российской Федерации надзора за соблюдением действующих на ее территории законов. Реализуя эти полномочия, прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона.
Согласно статье 24 Федерального закона N 2202-1 представление вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению ими, а в случае их несогласия требование прокурора реализуется путем специальных процедур: вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо обращения в суд.
Материалами дела установлено, что Общество является лицом, ответственным за оказание услуги по передаче электрической энергии потребителям, проживающих домах электропитание которых осуществляется от ВЛ-10кВ N 6 ПС Б.Салы, а также от ВЛ-10кВ N 1 ПС Чалтырь-2.
В оспариваемом представлении прокурор ссылается на нарушение Обществом правил оказания коммунальных услуг, а именно в отсутствии у жителей хутора Красный Крым электроснабжения средней продолжительностью 100 часов за период с 01.08.2022 по 31.07.2023, тем самым нарушены требования пункта 9 приложения N 1 к Правилам N 354.
Согласно пункту 31 (6) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), и определяющих общие принципы и порядок оказания услуг по передаче электрической энергии, для третьей категории надежности, к которой, как следует из пункта 14 (1) данных Правил, отнесены энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии, допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Категория надёжности обуславливает содержание сетевой организации по обеспечению надежности снабжения электрической энергией энергопринимающих устройств, в отношении которых заключён договор.
В указанном пункте Правил N 861 также указано, что для третьей категории надежности допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
В обоснование своего довода об установлении факта отключения энергоснабжения продолжительностью более 100 часов прокурор ссылается на показания жильцов домов (т. 1 л.д. 90-169,).
Лица, участвующие в деле не оспаривают тот факт, что электропитание домов осуществляется от ВЛ-10кВ N 6 ПС Б.Салы, а также от ВЛ-10кВ N 1 ПС Чалтырь-2.
Из представленных в материалы дела доказательств не следует указание на порядок и обстоятельства подсчёта количества часов отключения электроэнергии от каждой из линий, что не позволяет определить достоверность такого расчёта. Сведения об обстоятельствах составления расчёта и применяемых составляющих расчёта, прокурором в материалы дела не представлены.
Наряду с этим, оспариваемое представление содержит указание на допущенные Обществом нарушения за период с 01.08.2022 по 31.07.2023, в том время когда положения пункта 31 (6) Правил N 861 и пункта 31(6) Правил, допускающих возможность отключения электроэнергии не более чем на 72 часа в год, не имеют указание на необходимость учитывать календарный год, а не фактический год, в период которого совершено правонарушение, по следующим основаниям.
Договор энергоснабжения, заключаемый гарантирующим поставщиком - с потребителем, и являющийся типовым договором, распространяет свое действие на отношения сторон с 00 часов 00 минут даты начала оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств потребителя. Договор считается продлённым на каждый последующий календарный год на тех же условиях, если за 30 дней до окончания срока действия договора ни одна из сторон не заявит о его прекращении (п. 7.1 договора).
Пунктом 2.1.5 договора предусмотрена обязанность уведомлять потребителя об участии в утверждённых графиках аварийного ограничения на предстоящий период.
Таким образом, договором энергоснабжения, который заключается с потребителем и продлевается на каждый календарный год, предусмотрено доведение до потребителя сведений и графиков аварийного ограничения на этот календарный год. Сетевая организация, разрабатывая графики плановых ремонтов на календарный год, обязана довести их до сведения энергоснабжающей организации, которая, в свою очередь, обязана уведомить об этих графиках аварийного ограничения на предстоящий период потребителя, с которым заключается договор, срок действия которого ограничивается календарным годом.
В соответствии с пунктом 31(5) Правил в договоре с потребителем необходимо отражать допустимое число часов ограничения режима потребления в год.
Таким образом, норматив максимального времени отключения электроэнергии для потребителей третьей категории надёжности - 72 часа в год подлежит применению за календарный год, а не за любой другой промежуток времени протяженностью в год.
Согласно содержанию справки публичного акционерного общества "Россети Юг" от 16.11.2023 N РЭ/001/3878 по данным, зарегистрированным в системе учёта технологических нарушений "ПК Аварийность", отключения электрической энергии по ВЛ 10\кВ N 6 ПС Б. Салы, питающей часть х. Красный Крым с 01.08.2022 по 31.12.2022 составило 19 час. 22 мин., а именно: за расчётный период "август 2022 года" составило 5 часов 18 мин.; за расчётный период "октябрь 2022 года" составило 7 часов 52 мин.; за расчётный период "декабрь 2022 года" составило 6 часов 12 минут.
Общая продолжительность отключения коммунальной услуги по электроснабжению по по ВЛ 10\кВ N 6 ПС, питающей часть х. Красный Крым с 01.01.2023 по 31.07.2023 составила 47 часов 34 мин.: за расчётный период "февраль 2023 года" составило 8 часов 26 мин.; за расчётный период "март 2023 года" составило 1 час 35 мин.; за расчётный период "апрель 2023 года" составило 10 часов 41 мин.; за расчётный период "май 2023 года" составило 5 часов 32 мин.; за расчётный период "июнь 2023 года" составило 11 часов 28 мин.; за расчётный период "июль 2023 года" составило 9 часов 52 минут.
Общая продолжительность отключения коммунальной услуги по электроснабжению по ВЛ-10кВ N 1 ПС Чалтырь-2, питающей другую часть х. Красный Крым с 01.08.2022 по 31.12.2022 составила 34 час. 21 мин.: за расчётный период "август 2022 года" составило 4 часов 29 мин.; за расчётный период "сентябрь 2022 года" составило 6 часов 41 мин.; за расчётный период "октябрь 2022 года" составило 6 часов 36 мин.; за расчётный период "ноябрь 2022 года" составило 4 часов 45 мин.; за расчетный период "декабрь 2022 года" составило 11 часов 50 минут.
Общая продолжительность отключения коммунальной услуги по электроснабжению по ВЛ-10кВ N 1 ПС Чалгырь-2, питающей другую часть х. Красный Крым с 01.01.2023 по 31.07.2023 составила 431 часов 27 мин.: за расчётный период "январь 2023 года" составило 18 часов 35 мин.; за расчётный период "февраль 2023 года" составило 04 часов 20 мин.; за расчётный период "май 2023 года" составило 03 часов 56 мин.; за расчётный период "июнь 2023 года" составило 08 часов 19 мин.; за расчётный период "июль 2023 года" составило 08 часов 17 минут.
Таким образом, допустимое число часов отключения в год ни по одной из питающей линии 10кВ не превысило 72 часа, в том числе 24 часов подряд (а также 24 часа суммарно в каждом отдельно взятом расчетном периоде).
Сопоставимое значение имеют показатели, представленные третьим лицом прокурору в справке от 30.10.2023 (т. 1 л.д. 49).
Контррасчёт отключения электроэнергии прокуратурой не представлен, и представленные в материалы дела доказательства об общей продолжительности отключения энергии прокурором не опровергаются.
Довод прокурора о неисполнении Обществом ранее вынесенных представлений от 26.01.2023, 10.11.2023, признается апелляционным судом необоснованным.
В данном деле в оспариваемом представлении период проверки - с 01.08.2022 по 31.07.2023, что указывает о наложение на периоды проверок по ранее выданным прокурором представлениям Обществу, что указывает на необоснованность применения положений пункта 31 (6) Правил N 861, допускающих возможность отключения электроэнергии не более чем на 72 часа в год, за фактический год проверки, а не календарный год.
Наряду с этим, судом первой инстанции верно указано, что оспариваемое представление не содержит указание на потребителей, чьи права и интересы нарушены, что исключает возможность проведения Обществом перерасчёта стоимости услуги таким потребителям.
На основании изложенного суд пришёл к обоснованному выводу о недоказанности прокурором противоправности поведения Общества при исполнении договоров энергоснабжения, и нарушением оспариваемым представлением прав и законных интересов гарантирующего поставщика при осуществлении хозяйственной деятельности.
С учётом изложенного, апелляционный суд полагает верным вывод суда первой инстанции о признании недействительным представления прокурора Мясниковского района от 22.09.2023 N Прдр-20600034-327-23/-20600034.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесённых в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, прокурор освобождён от уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой, в связи с чем, апелляционный суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов в связи с уплатой государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.03.2024 по делу N А53-47461/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.В. Пименов |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-47461/2023
Истец: ПАО "ТНС Энерго г. Ростов-на-Дону", ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону"
Ответчик: Прокуратура Мясниковского района, Прокуратура Ростовской области
Третье лицо: ПАО "Россети-Юг", ПАО "РОССЕТИ ЮГ", Прокуратура РО