г. Санкт-Петербург |
|
29 мая 2024 г. |
Дело N А56-13735/2024 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 мая 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Протас Н.И., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Фолленвейдером Р.А.
при участии:
от заявителя: Филиппов Г.М. по доверенности от 26.12.2023
от ответчика: Лебедев О.К. по доверенности от 16.04.2024
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10485/2024) ООО "Стандарт систем безопасности" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.03.2024 по делу N А56-13735/2024, принятое
по заявлению ОНДПР Приморского р-на ГУ МЧС СПб
к ООО "Стандарт систем безопасности"
о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Отдел надзорной деятельности и профилактической работы Приморского района ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу (адрес: 197373, Санкт-Петербург, Комендантский пр-кт, д. 32, к. 4; далее - заявитель, Отдел) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Стандарт систем безопасности" (ОГРН: 1167847435403, адрес: 197706, Санкт-Петербург, г. Сестрорецк, ул. Воскова, д. 2, лит. АИ, пом. 1-Н, секция 18(часть); далее - ООО "Стандарт систем безопасности", Общество, ответчик) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 03.03.2024 суд первой инстанции привлек Общество к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ и назначил административное наказание в виде административного штрафа в размере 4000 руб.
Не согласившись с решением суда, ООО "Стандарт систем безопасности" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель ООО "Стандарт систем безопасности" поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Отдела возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, Общество осуществляет деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений на основании лицензии МЧС России N 78-06-2017-000356 (Л014-00101-78/00136872) от 08.02.2017 (продление 27.07.2022).
На основании мотивированного представления и решения о проведении внеплановой выездной проверки от 27.11.2023 N 2311/013-78/349-В/РВП, в рамках осуществления контроля исполнения предписания N 78-018-2023/0437/1/1 от 24.03.2023 об устранении нарушений требований пожарной безопасности проведена внеплановая выездная проверка объекта надзора - здание дома-интерната для престарелых, расположенного по адресу: 197341, Санкт-Петербург, Поклонногорская улица, д. 52, правообладателем которого является Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания "Дом-интернат для престарелых и инвалидов N 1".
Выявленные в ходе внеплановой проверки факты неисполнения предписания зафиксированы Отделом в акте выездной внеплановой проверки от 06.12.2023 N 2311/013-78/349-В/АВП.
В ходе проверки также выявлены нарушения требований пожарной безопасности, обязательные для соблюдения, в том числе, при ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, отраженные в рапорте должностного лица Отдела от 08.12.2023, а именно: при техническом обслуживании систем противопожарной защиты не обеспечено исправное состояние системы противопожарной защиты - при имитации пожара на 3 этаже в комнате N 331 при срабатывании точечного дымового пожарного извещателя не сработала система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, при имитации пожара в коридоре на 2 этаже при срабатывании точечного дымового пожарного извещателя не сработала система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в нарушение пункта 54 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации".
Из протокола осмотра от 05.12.2023, составленного в присутствии представителей Санкт-Петербургского государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания "Дом-интернат для престарелых и инвалидов N 1" и представителя ООО "Стандарт систем безопасности" Баранова Д.В., следует, что при срабатывании системы на 3 этаже от дымового пожарного извещателя система оповещения не запустилась, противодымная вентиляция отключилась, на 2 этаже система оповещения не запустилась.
Согласно государственному контракту N 03722001921220001200001 от 09.01.2023 на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту комплексных систем обеспечения безопасности для нужд Санкт-Петербургского государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания "Дом-интернат для престарелых и инвалидов N 1" (далее - Контракт) исполнителем услуг по техническому обслуживанию и ремонту комплексных систем обеспечения безопасности является ООО "Стандарт систем безопасности".
Пунктом 4.3 указанного выше государственного контракта определено место оказания услуг: 197341, Санкт-Петербург, Поклонногорская улица, д. 52, лит. А, Б, Е.
По факту выявленных грубых нарушений требований к работам (услугам), составляющим лицензируемую деятельность, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 N 1128 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений", 30.01.2024 уполномоченным должностным лицом Отдела в отношении Общества составлен протокол N 40-1-2(78-013-2024/0328ад) об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ протокол и иные материалы проверки направлены Отделом в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности.
Суд первой инстанции посчитал доказанными событие административного правонарушения и вину Общества, не усмотрел нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, в связи с чем привлек Общество к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 4000 руб.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Часть 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В примечании к данной статье указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 N 1128 (далее - Положение).
В силу пункта 5 Положения к грубым нарушениям лицензионных требований при осуществлении лицензируемой деятельности относятся нарушения требований, предусмотренных подпунктами "б" и (или) "д" пункта 4 настоящего Положения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 10 статьи 19.2 Закона о лицензировании (возникновение, в частности, угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан).
Как предусмотрено подпунктом "д" пункта 4 Положения, при осуществлении лицензируемой деятельности лицензиат выполняет требования к работам (услугам), составляющим лицензируемую деятельность, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно статье 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон "О техническом регулировании"), не действуют в части, содержащей требования пожарной безопасности к указанной продукции, отличные от требований, установленных настоящим Федеральным законом.
Пунктом 1 части 2 статьи 1 Закона N 123-ФЗ установлено, что положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты.
Согласно частям 1 - 3 статьи 5 Закона N 123-ФЗ каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности; целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре; система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
В силу статьи 54 Закона N 123-ФЗ системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта.
Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.
В силу части 1 статьи 83 Закона N 123-ФЗ автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке. Автоматические установки пожаротушения должны быть обеспечены:
1) расчетным количеством огнетушащего вещества, достаточным для ликвидации пожара в защищаемом помещении, здании или сооружении;
2) устройством для контроля работоспособности установки;
3) устройством для оповещения людей о пожаре, а также дежурного персонала и (или) подразделения пожарной охраны о месте его возникновения;
4) устройством для задержки подачи газовых и порошковых огнетушащих веществ на время, необходимое для эвакуации людей из помещения пожара;
5) устройством для ручного пуска установки пожаротушения, за исключением установок пожаротушения, оборудованных оросителями (распылителями), оснащенными замками, срабатывающими от воздействия опасных факторов пожара.
Согласно пункту 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479, руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты.
При монтаже, ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения должны соблюдаться проектные решения и (или) специальные технические условия, а также регламент технического обслуживания указанных систем, утверждаемый руководителем организации. Регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты составляется в том числе с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем.
К выполнению работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения привлекаются организации или индивидуальные предприниматели, имеющие специальное разрешение, если его наличие предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4.1 ГОСТ Р 54101-2010 "Национальный стандарт Российской Федерации. Средства автоматизации и системы управления. Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт", утвержденного приказом Росстандарта от 30.11.2010 N 768-ст (далее - ГОСТ Р 54101-2010), проведение работ по техническому обслуживанию (далее - ТО) и текущему ремонту (далее - ТР) в соответствии с этим стандартом организует собственник или предприятие (учреждение), имеющее право хозяйственного ведения или оперативного управления с момента приемки системы в эксплуатацию.
Из пункта 4.2 ГОСТ Р 54101-2010 следует, что ТО и ТР систем проводятся с целью обеспечения выполнения функций, предусмотренных проектом, целостности систем, работоспособности и функциональной безопасности в течение всего срока эксплуатации, предусмотренного проектной и технической документацией, что достигается следующими действиями: осуществление постоянного контроля технического состояния и правильности функционирования систем в целом; периодическая проверка (путем измерений, испытаний) соответствия параметров требованиям технической (эксплуатационной) документации; проведение комплекса работ по поддержанию работоспособности систем в течение всего срока эксплуатации; своевременная замена отдельных составляющих и частей систем, регламентированных технической документацией на них; и т.д.
До принятия системы на техническое обслуживание рекомендуется проведение первичного обследования системы на объекте (пункт 5.3.1 ГОСТ Р 54101-2010).
При монтаже, ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения должны соблюдаться проектные решения и (или) специальные технические условия, а также регламент технического обслуживания организации (постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации").
Таким образом, при заключении и исполнении договоров на техническое обслуживание и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, лицензиату необходимо проводить их обследование на предмет соответствия нормативным документам по пожарной безопасности. В случае выявления нарушений, о них необходимо уведомлять собственника объекта защиты, а также отражать в соответствующем акте обследования.
Разделом 2.1 "Ежемесячное ТО" и разделом 2.2. "Внеплановое ТО" Приложения N 2 к Контракту предусмотрены, в том числе:
- Внешний осмотр, проверка технического состояния и (или) тестирование периферийных устройств системы (пункт 2.1.15):
а) ручных, дымовых, тепловых, взрывных, комбинированных автоматических пожарных извещателей - в соответствии с инструкциями изготовителей (для системы пожарной сигнализации);
б) ручных "кнопок тревоги"; автоматических активных оптико-электронных, радиоволновых; пассивных инфракрасных, акустических, вибрационных, тепловых, комбинированных, магнитоуправляемых охранных извещателей - в соответствии с инструкциями указанных систем, утверждаемый руководителем изготовителей (для системы тревожной сигнализации);
в) извещателей других видов, примененных в иных установленных системах тревожной сигнализации - в соответствии с инструкциями изготовителей.
- Проверка правильности работы и времени реакции системы, в том числе с индикацией событий "Пожар 1", "Пожар 2", "Оповещение", "Неисправность" - для системы пожарной сигнализации; "Предтревога", "Тревога", "Оповещение", "Неисправность", "Постановка под охрану", "Снятие с охраны" - для систем охранной сигнализации; "Тревога", "Оповещение", "Неисправность" - для иных систем тревожной сигнализации (пункт 2.1.16).
- Проверка правильности передачи сигналов тревоги и (или) неисправности к сопрягаемым системам (пункт 2.1.18).
При проведении внепланового ТО системы должны быть оказаны услуги, проводимые в рамках ежемесячного ТО, а также следующие дополнительные работы:
2.2.2. Регулировка чувствительности извещателей (при необходимости).
2.2.4. Полнофункциональная проверка системы.
2.2.6. Контроль чувствительности всех контролируемых зон системы не менее чем в трех точках для каждой зоны, при снижении чувствительности зоны или ее части - анализ и локализация источника неисправности.
2.2.7. Регулировка чувствительности всех зон к тестовым воздействиям (при необходимости).
2.2.10. Полный контроль всех назначенных функций системы.
В данном случае Отделом в ходе проверки выявлено и отражено в протоколе осмотра от 05.12.2023, акте проверки от 06.12.2023 и протоколе об административном правонарушении N40-1-2(78-013-2024/0328ад) от 30.01.2024, что Общество, осуществляя деятельность по оказанию работ (услуг) в области пожарной безопасности, не обеспечило исправное состояние указанных систем, что повлекло возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, в нарушение пункта 54 Правил N 1479.
Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет ответственность, предусмотренную частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, а также отсутствие в деле доказательств невозможности соблюдения Обществом лицензионных требований и условий в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в действиях лицензиата состава вмененного ему административного правонарушения, в связи с чем удовлетворил заявление Отдела.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, соблюден.
Вопреки доводам подателя апелляционной жалобы, Общество было уведомлено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении телеграммой от 23.01.2024 по адресу, указанному в ЕГРЮЛ (л.д. 106), и вручена секретарю Шалаевой 24.01.2024.
Вместе с тем участие своего представителя при составлении протокола об административном правонарушении 30.01.2024 в ОНДПР Приморского района Санкт-Петербурга не обеспечило, в связи с чем протокол правомерно составлен Отделом в отсутствие представителя правонарушителя.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции обоснованно отклонил ходатайство Общества об отложении судебного разбирательства с учетом установленных законом сроков привлечения к административной ответственности.
Кроме того, Общество не было лишено возможности представить свои доводы апелляционному суду относительно обстоятельств выявленных нарушений.
Учитывая конкретные обстоятельства дела, объект посягательства и характер совершенного правонарушения, оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения от административной ответственности по статье 2.9 КоАП РФ апелляционным судом не установлено.
В рассматриваемом случае установленные административным органом нарушения Обществом лицензионных требований создали угрозу жизни и здоровью граждан, в связи с чем в силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ отсутствуют достаточные и необходимые в совокупности основания для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ и назначения административного наказания в виде предупреждения.
Суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 1 статьи 4.1.2 КоАП РФ, счел возможным назначить Обществу штраф в размере 4000 руб.
По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное Обществу наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03 марта 2024 года по делу N А56-13735/2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стандарт систем безопасности" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-13735/2024
Истец: ГУ ОНДПР Приморского р-на МЧС СПб
Ответчик: ООО "СТАНДАРТ СИСТЕМ БЕЗОПАСНОСТИ"