г. Москва |
|
27 мая 2024 г. |
Дело N А40-139957/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 мая 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лепихина Д.Е.,
судей: |
Кочешковой М.В., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ОТДЕЛЕНИЯ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ГОРОДУ МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
на решение Арбитражного суда города Москвы от 14.02.2024 по делу N А40-139957/23
по заявлению ГОСУДАРСТВЕННОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ЕДИНЫЙ ВЫПЛАТНОЙ ЦЕНТР МИНИСТЕРСТВА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
к ОТДЕЛЕНИЮ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ГОРОДУ МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
о признании недействительными решений,
при участии:
от заявителя: |
Талдытов А.З. по доверенности от 01.06.2023; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ЕДИНЫЙ ВЫПЛАТНОЙ ЦЕНТР МИНИСТЕРСТВА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ОТДЕЛЕНИЮ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО Г. МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ (ФИЛИАЛ N 7) (далее - фонд) о признании незаконными решений от 22.05.2023 N 060S19230030844, от 24.05.2023 N 060S19230031837, от 25.05.2023 N 060S19230032017 о привлечении к ответственности за совершение правонарушений в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования.
Решением суда от 14.02.2024 заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявление.
Представитель учреждения в судебном заседании поддержал решение.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва, выслушав представителя учреждения, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется.
Из материалов дела следует, что фондом была проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных ФЗ от 01.04.1996 N 27 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) на основании сведений о застрахованных лицах за апрель 2023 года.
Отчетность по форме ЕФС-1 за апрель 2023 учреждением была представлена несвоевременно.
В связи с выявлением нарушений фондом были сформированы акты от 26.04.2023 N 060S18230025918, от 28.04.2023 N 060S18230026580, от 02.05.2023 N 060S18230027045, на основании которых приняты решения от 22.05.2023 N 060S19230030844, от 24.05.2023 N 060S19230031837, от 25.05.2023 N 060S19230032017 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования в отношении 71 застрахованного лица по форме ЕФС-1 за апрель 2023 в общем размере 39 000 руб.
Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции, ссылаясь на положения Закона N 27-ФЗ, Постановление Правительства Московской области от 01.12.2022 N 1306/43 "Об утверждении Порядка выплаты вознаграждения опекунам, попечителям, приемным родителям и порядка выплаты материальной помощи на организацию отдыха детей или компенсации расходов на приобретение путевок для совместного отдыха с детьми", пришел к выводу об отсутствии у фонда оснований для привлечения учреждения к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, ввиду следующего.
Распоряжением Правительства Московской области от 14.06.2022 N 496- РП "О внесении изменений в распоряжение Правительства Московской области от 07.02.2017 N 45-РП/5 "О перепрофилировании и переименовании государственного казенного учреждения Московской области "Областной центр социальной адаптации" Учреждение наделено полномочиями по осуществлению выплат, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, патронатным воспитателям, опекунам (попечителям), приемным родителям и усыновителям, в том числе по договорам возмездного оказания услуг, а также детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа.
Постановлением Правительства Московской области от 01.12.2022 N 1306/43 "Об утверждении Порядка выплаты вознаграждения опекунам, попечителям, приемным родителям и порядка выплаты материальной помощи на организацию отдыха детей или компенсации расходов на приобретение путевок для совместного отдыха с детьми" (далее - порядок) определен механизм и условия назначения и выплаты за счет средств бюджета Московской области ежемесячного вознаграждения опекунам, попечителям, приемным родителям несовершеннолетних детей, имеющим место жительства в Московской области (далее соответственно - вознаграждение, законный представитель).
Вознаграждение назначается каждому законному представителю, имеющему место жительства в Московской области, заключившему договор об осуществлении опеки (попечительства) на возмездных условиях либо договор о приемной семье, не предусматривающий выплаты вознаграждения за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц (далее - договор) (пункт 2 порядка).
Вознаграждение назначается территориальными структурными подразделениями Министерства социального развития Московской области (далее - орган опеки и попечительства Московской области) по месту учета ребенка в беззаявительном (проактивном) порядке со дня заключения договора (пункт 3 порядка).
Вознаграждение выплачивается законному представителю государственным казенным учреждением Московской области "Единый выплатной центр Министерства социального развития Московской области" (пункт 4 порядка).
Выплата вознаграждения прекращается на основании распоряжения Министерства социального развития Московской области (пункт 6 порядка).
Согласно абзацу 3 пункта 4 порядка взаимодействие органа опеки и попечительства Московской области и учреждения при перечислении вознаграждения осуществляется на основании соглашения (далее - соглашение).
Пунктом 2.1 установлено, что соглашение регулирует порядок взаимодействия сторон по осуществлению выплат, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, назначение и начисление которых производится окружными управлениями социального развития Министерства социального развития Московской области (ОУСР) посредством ЕАИС СОЦ МО и ИСПДн "Семья" (далее - выплаты).
Согласно пункта 3.1.1 соглашения ОУСР обязано: назначать и начислять выплаты гражданам, в сроки установленные законодательством; в ИСПДн "Семья" формировать выплаты и направлять в Учреждение информацию необходимую для осуществления выплат в установленных форматах информационного обмена.
В соответствии с пунктом 5.9.2 соглашения ОУСР несет ответственность за полноту и своевременность направления информации и сведений в Учреждение.
Согласно ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
П. 5 ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ установлено, что страхователь представляет в фонд сведения о каждом работающем у него лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера), в том числе: дату заключения, дату прекращения и иные реквизиты договора гражданско-правового характера о выполнении работ (об оказании услуг), по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы, и периоды выполнения работ (оказания услуг) по таким договорам.
Согласно статье 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователями являются юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения; международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации (в отношении застрахованных лиц); семейные (родовые) общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, осуществляющие традиционную хозяйственную деятельность; крестьянские (фермерские) хозяйства; граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.
Между тем, как было установлено судом первой инстанции, договоры с застрахованными лицами заключает и расторгает ОУСР, учреждение осуществляет только уплату налогов и страховых взносов в бюджет по месту учета налогового агента в налоговом органе на основании данных, предоставленных ОУСР.
Таким образом, учреждение не является страхователем в отношении лиц, которые заключили или расторгли договоры об осуществлении опеки (попечительства) на возмездных условиях с ОСУР, ввиду чего не может быть привлечено к ответственности, предусмотренной для страхователей.
Материалами дела подтверждено, что спорные сведения, содержащиеся в отчетах ЕФС-1 за апрель 2023 года, за нарушение срока представления которых учреждение было привлечено к ответственности фондом, были представлены им не в отношении штатных сотрудников учреждения, а в отношении лиц, которые заключили или расторгли договора об осуществлении опеки (попечительства) на возмездных условиях с ОСУР.
Учреждение не является страхователем в отношении данных лиц, в связи с чем не может быть привлечено к ответственности за несвоевременное представление сведений в отношении них.
В рассматриваемом случае суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что фондом в нарушение ч. 5 ст. 200 АПК РФ не доказана правомерность привлечения учреждения к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ решениями от 22.05.2023 N060S19230030844, от 24.05.2023 N060S19230031837, от 25.05.2023 N060S19230032017.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные учреждением требования.
В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Фондом не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда города Москвы.
Оценив в порядке ст.71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 14.02.2024 по делу N А40-139957/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Е. Лепихин |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-139957/2023
Истец: ГКУ "Единый выплатной центр Министерства социального развития Московской области", ГКУ МО "Единый выплатный центр Минсоцразвития МО", ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ЕДИНЫЙ ВЫПЛАТНОЙ ЦЕНТР МИНИСТЕРСТВА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: ОСФР по Москве и МО филиал N 7, ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО Г. МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Филиал N 7 Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по городу Москве и Московской области