г. Москва |
|
22 августа 2024 г. |
Дело N А40-139957/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 августа 2024 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего - судьи Филиной Е.Ю.
судей Каменской О.В., Нагорной А.Н.,
при участии в заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области на решение Арбитражного суда города Москвы от 14.02.2024 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2024 года
по заявлению ГКУ МО "Единый выплатной центр Минсоцразвития"
к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области
о признании недействительным решений,
УСТАНОВИЛ:
ГКУ МО "Единый выплатной центр Минсоцразвития" (далее - заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области (далее - заинтересованное лицо, фонд) о признании незаконными решений от 22.05.2023 N 060S19230030844, от 24.05.2023 N 060S19230031837, от 25.05.2023 N 060S19230032017 о привлечении к ответственности за совершение правонарушений в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14.02.2024 заявление удовлетворено.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2024 решение Арбитражного суда города Москвы от 14.02.2024 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с принятыми судебными актами судов первой и апелляционной инстанций, заинтересованное лицо обратилось с кассационной жалобой со ссылкой в обоснование доводов на нарушение судами норм материального и процессуального права.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте: http://kad.arbitr.ru.
Заявитель и заинтересованное лицо своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Обсудив заявленные доводы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судебные акты судов первой и апелляционной инстанций подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судами и следует из материалов дела, филиалом N 7 Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по городу Москве и Московской области составлены акты о выявлении правонарушений в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования от 26.04.2023 N060S18230025918, от 28.04.2023 N 060S18230026580, от 02.05.2023 N060S18230027045.
Согласно вышеуказанным актам фондом выявлены нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования по форме ЕФС-1 за апрель 2023.
По результатам рассмотрения вышеуказанных актов фондом вынесены решения от 22.05.2023 N 060S19230030844, 24.05.2023 N 060S19230031837, 25.05.2023 N 060S19230032017 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования. Размер финансовых санкций составил 10 500 руб.
Заявитель не согласен с вынесенными в отношении него решениями, считает их незаконными, поскольку действующим законодательством не установлена обязанность предоставления соответствующих сведений учреждением заявителя.
Руководствуясь положениями Федерального закона от 01.04.1996 N 27 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), Постановления Правительства Московской области от 01.12.2022 N 1306/43 "Об утверждении Порядка выплаты вознаграждения опекунам, попечителям, приемным родителям и порядка выплаты материальной помощи на организацию отдыха детей или компенсации расходов на приобретение путевок для совместного отдыха с детьми", Распоряжения Правительства Московской области от 14.06.2022 N 496-РП "О внесении изменений в распоряжение Правительства Московской области от 07.02.2017 N 45-РП/5 "О перепрофилировании и переименовании государственного казенного учреждения Московской области "Областной центр социальной адаптации", суды установили, что учреждение не является страхователем в отношении лиц, которые заключили или расторгли договоры об осуществлении опеки (попечительства) на возмездных условиях с окружными управлениями социального развития Министерства социального развития Московской области (ОСУР), ввиду чего не может быть привлечено к ответственности, предусмотренной для страхователей.
Согласно ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
П. 5 ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ установлено, что страхователь представляет в фонд сведения о каждом работающем у него лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера), в том числе: дату заключения, дату прекращения и иные реквизиты договора гражданско-правового характера о выполнении работ (об оказании услуг), по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы, и периоды выполнения работ (оказания услуг) по таким договорам.
Согласно статье 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователями являются юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения; международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации (в отношении застрахованных лиц); семейные (родовые) общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, осуществляющие традиционную хозяйственную деятельность; крестьянские (фермерские) хозяйства; граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.
Между тем, как было установлено судами, договоры с застрахованными лицами заключает и расторгает ОУСР, учреждение осуществляет только уплату налогов и страховых взносов в бюджет по месту учета налогового агента в налоговом органе на основании данных, предоставленных ОУСР. Спорные сведения, содержащиеся в отчетах ЕФС-1 за апрель 2023 года, за нарушение срока представления которых учреждение было привлечено к ответственности фондом, были представлены им не в отношении штатных сотрудников учреждения, а в отношении лиц, которые заключили или расторгли договора об осуществлении опеки (попечительства) на возмездных условиях с ОСУР.
Заявитель не является страхователем в отношении данных лиц, в связи с чем не может быть привлечен к ответственности за несвоевременное представление сведений в отношении них.
В рассматриваемом случае суды обоснованно указали, что фондом в нарушение ч. 5 ст. 200 АПК РФ не доказана правомерность привлечения учреждения к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ решениями от 22.05.2023 N060S19230030844, от 24.05.2023 N060S19230031837, от 25.05.2023 N060S19230032017, основания для применения к учреждению финансовых санкций, предусмотренных ст.17 Закона N27-ФЗ отсутствуют.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (ч. ч. 1, 3 ст. 286 АПК РФ).
Нарушений судом первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 14.02.2024 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2024 года по делу N А40-139957/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий - судья |
Е.Ю. Филина |
Судьи |
О.В. Каменская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность решений судов первой и апелляционной инстанций, признав, что учреждение не является страхователем в отношении лиц, по которым были составлены акты о правонарушениях. Финансовые санкции, наложенные фондом, признаны неправомерными, так как учреждение не обязано предоставлять соответствующие сведения. Кассационная жалоба оставлена без удовлетворения.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 22 августа 2024 г. N Ф05-17134/24 по делу N А40-139957/2023