г. Москва |
|
24 мая 2024 г. |
Дело N А41-98031/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2024 года.
В полном объеме постановление изготовлено 24 мая 2024 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Стрелковой Е.А., судей Иевлева П.А., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания с применением средств веб-конференции секретарем судебного заседания Джафаровым М.А.,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью мясокомбинат "Звениговский" - Синичкин А.А. по доверенности от 28.10.2023, диплом о высшем юридическом образовании (онлайн);
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - извещено, представитель не явился;
от третьего лица - извещено, представитель не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 28 февраля 2024 года по делу N А41-98031/23 по заявлению
общества с ограниченной ответственностью мясокомбинат "Звениговский" (ОГРН 141200000016, ИНН 1203005214)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ОГРН 1047727043561, ИНН 7727270299) в лице Щелковского отдела,
третье лицо: Администрация городского округа Лосино-Петровский Московской области, о признании незаконным Уведомления от 04.10.2023 N КУВД-001/2023-43219982/1 об отказе во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 50:14:0060105:317, обязании согласовать использование на нежилым помещением с кадастровым номером 50:14:0060105:317 вида разрешенного использования "Склады",
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью мясокомбинат "Звениговский" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в лице Щелковского отдела Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - заинтересованное лицо, Управление Росреестра) с требованием о признании незаконным Уведомления от 04.10.2023 N КУВД-001/2023-43219982/1 об отказе во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 50:14:0060105:317, обязании согласовать использование за нежилым помещением с кадастровым номером 50:14:0060105:317 вида разрешенного использования "Склады".
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Администрация городского округа Лосино-Петровский Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 28 февраля 2024 года по делу N А41-98031/23 заявленные требования удовлетворены частично, признано незаконным и отменено решение Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в форме Уведомления от 04.10.2023 N КУВД-001/2023-43219982/1 об отказе во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 50:14:0060105:317. Суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области повторно рассмотреть заявление ООО мясокомбинат "Звениговский" (ИНН 1203005214) от 23.09.2023 N КУВД-001/2023-43219982, в остальной части заявленных требований отказано.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по мотивам, изложенным в жалобе, вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
ООО мясокомбинат "Звениговский" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение Арбитражного суда Московской области от 28 февраля 2024 года по делу N А41-98031/23 оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы Управления отказать. Отзыв приобщен судом апелляционной инстанции к материалам дела.
На основании статей 123, 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствие представителей Управления Росреестра по Московской области и третьего лица, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в том числе, путем публичного размещения информации по делу на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации http://www.arbitr.ru/. При этом через канцелярию суда от Администрации городского округа Лосино-Петровский Московской области поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие её представителя.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Участвующий в судебном заседании апелляционного суда посредством системы веб-конференции представитель ООО мясокомбинат "Звениговский" возражал против апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя заявителя, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
Как видно из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, ООО мясокомбинат "Звениговский" является собственником нежилого здания с кадастровым номером 50:14:0060105:317, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 50:14:0060105:201, по адресу: Московская область, г. Лосино- Петровский, ул. Лесная, вид разрешенного использования: для размещения производственной базы; категория земель: земли населенных пунктов.
Земельный участок предоставлен по договору аренды от 07.04.2014 срок действия до 06.04.2029.
23.09.2023 Заявитель обратился в Управление Росреестра с заявлением о предоставлении государственной услуги по согласованию в порядке межведомственного информационного взаимодействия использование нежилого здания с кадастровым номером 50:14:0060105:317 и расположенного на земельном участке, находящимся по адресу: Московская область, г. Лосино-Петровский, ул. Лесная, площадь 491,4 кв.м. в качестве складов.
По результатам рассмотрения данного заявления Управлением принято решение в виде уведомления от 04.10.2023 N КУВД-001/2023-43219982/1 об отказе во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 50:14:0060105:317. Основанием для отказа явилось несоответствие испрашиваемого вида разрешённого использования объекта недвижимости установленному виду разрешённого использования земельного участка при отсутствии у заявителя права на самостоятельное изменение вида разрешённого использование земельного участка.
Не согласившись с принятым решениям, Заявитель обратилась с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя частично заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд обязан осуществить проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и установить их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, установить наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также установить, нарушают ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений (часть 2 статьи 1 Закона о государственной регистрации недвижимости).
В силу части 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации объектов недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является заявление, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документы, поступившие в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Частью 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Частью 1 статьи 32 Закона N 218-ФЗ предусмотрены случаи, при которых органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно части 1 статьи 33 Закона N 218-ФЗ в случае, если указанные в частях 1, 5, 7 - 9, 12, 13 статьи 32 настоящего Закона сведения не внесены в Единый государственный реестр недвижимости в сроки, установленные статей 34 настоящего Закона, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном для представления заявления на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав, обратиться в орган регистрации прав с заявлением о внесении соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости, форма, требования к заполнению и к формату в электронной форме которого устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Соответственно, самостоятельное направление заинтересованным лицом заявления о внесении соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости подразумевает соблюдение порядка, установленного для представления заявления на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости (часть 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации недвижимости).
В соответствии с п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В силу положений п. 6 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Пунктом 8 ст. 1 ГрК РФ предусмотрено, что правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 30 ГрК РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, в обязательном порядке указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно ч. 1 ст. 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
В силу ч. 3 ст. 37 ГрК РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
При этом ч. 4 ст. 37 ГрК РФ установлено, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Следовательно, в соответствии с федеральным законодательством выбор вида разрешенного использования осуществляется правообладателем земельного участка самостоятельно, при этом выбранный вид разрешенного использования земельного участка должен соответствовать разрешенными видами использования, предусмотренными градостроительным регламентом (зонированием территории).
Решением Совета депутатов городского округа Лосино-Петровский от 17.02.2021 N 3/1 внесены изменения в правила землепользования и застройки территории городского округа Лосино-Петровский Московской области.
Согласно материалам дела, земельный участок с кадастровым номером 50:14:0060105:201, по адресу: Московская область, г. Лосино-Петровский, ул. Лесная, расположен в территориальной зоне "производственная зона".
Статьей 30 Правил землепользования и застройки в городском округ Лосино- Петровский установлены различные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства для территориальной зоны "производственная зона", в том числе "склады" (п.13).
Однако вид разрешенного использования "Для размещения промбазы" отсутствует в классификаторе, утвержденном Приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков".
Вид разрешенного использования земельного участка "склады" соответствует пункту 6.9 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденных Приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" размещение сооружений, имеющих назначение по временному хранению, распределению и перевалке грузов (за исключением хранения стратегических запасов), не являющихся частями производственных комплексов, на которых был создан груз: промышленные базы, склады, погрузочные терминалы и доки, нефтехранилища и нефтеналивные станции, газовые хранилища и обслуживающие их газоконденсатные и газоперекачивающие станции, элеваторы и продовольственные склады, за исключением железнодорожных перевалочных складов, а также пункту 6.9.1 временное хранение, распределение и перевалка грузов (за исключением хранения стратегических запасов) на открытом воздухе.
Таким образом, испрашиваемый заявителем вид разрешенного использования нежилого здания с кадастровым номером 50:14:0060105:317 "склады" соответствует градостроительному регламенту, установленному для территориальной зоны "производственная зона".
В силу положений ч. 2 ст. 33 указанного Закона, согласно которой орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня получения заявления, указанного в части 1 настоящей статьи, самостоятельно запрашивает документы (содержащиеся в них сведения) в органах государственной власти и органах местного самоуправления, за исключением случаев устранения на основании такого заявления противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, при отсутствии сведений об установлении вида разрешенного использования в отношении объекта капитального строительства в градостроительном регламенте, Управление самостоятельно запрашивает необходимые сведения в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Доказательства, подтверждающие выполнение указанной обязанности, Управлением не представлены.
Согласно п. 5 ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 21 Закона и требованиям принятых в соответствии с Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом или иными федеральными законами.
Вопреки доводам управления, изложенным в апелляционной жалобе, по смыслу пунктов 3 и 4 статьи 37 ГрК РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом по выбору правообладателя земельного участка, в связи с чем, получение каких-либо постановлений об установлении (изменении) вида разрешенного использования и (или) категории земельного участка не требовалось.
Как правильно указал суд первой инстанции, отсутствие надлежащей процедуры реализации права, гарантированного законом, не может служить препятствием к реализации этого права. Заявителем были предоставлены все требуемые документы для изменения вида разрешенного использования, выбран предусмотренный градостроительным регламентом вид разрешенного использования, а также предприняты все возможные меры для урегулирования ситуации в досудебном порядке.
В силу приведенных норм права, с учетом установленных по делу обстоятельств, принимая во внимание, что основные и вспомогательные ВРИ выбираются правообладателями самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования; уполномоченным органом на изменение ВРИ с 01.10.2018 г. является регистрирующий орган; изменение ВРИ осуществляется только путем обращения правообладателя в регистрирующий орган с соответствующим заявлением без принятия дополнительных актов органами государственной власти и местного самоуправления, арбитражный суд приходит к выводу об отсутствии у государственного регистратора предусмотренных законом оснований для принятия оспариваемого решения в форме уведомления от 04.10.2023 N КУВД-001/2023-43219982/1 об отказе во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 50:14:0060105:317.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В резолютивной части решения должно содержаться указание на обязанность соответствующих органов, совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок (пункт 3 части 5 статьи 201 АПК РФ).
При этом рассматривая вопрос о способе восстановления нарушенного права общества в порядке ст. 201 АПК РФ, суд не может применить способ им предложенный, поскольку судом исследовались лишь те основания, которые указаны в оспариваемом решении заинтересованного лица.
В соответствии с нормами статьи 4, а также главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассматривает дела о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, нарушающих права и законные интересы заинтересованных лиц.
На основании изложенного, суд первой инстанции восстановил права заявителя путем обязания Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области повторно рассмотреть заявление ООО мясокомбинат "Звениговский" (ИНН 1203005214) от 23.09.2023 N КУВД-001/2023-43219982. Данный способ восстановления нарушенного права заявителя суд апелляционной инстанции признаёт правильным, соответствующим характеру допущенного нарушения.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда Московской области.
Несогласие Управления с выводами суда первой инстанции, иное толкование норм права не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для отмены судебных актов судом апелляционной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 28 февраля 2024 года по делу N А41-98031/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объёме в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Е.А. Стрелкова |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-98031/2023
Истец: ООО МЯСОКОМБИНАТ ЗВЕНИГОВСКИЙ
Ответчик: Управление Росреестра по Московской области, Щелковский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
Третье лицо: Администрация городского округа Лосино-Петровский Московской области, Управление Росреестра по Московской области, Щелковский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области