город Томск |
|
23 мая 2024 г. |
Дело N А03-17928/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 мая 2024 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хайкиной С.Н.,
судей Кривошеиной С.В.,
Павлюк Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дубаковой А.А., с использованием средств аудиозаписи,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Западно-Сибирского Межрегионального Территориального Управления воздушного транспорта Федерального Агентства воздушного транспорта (N 07АП-3073/2024)
на решение от 06.03.2024 Арбитражного суда Алтайского края по делу NА03-17928/2023 (судья Синцова В.В.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Попова Сергея Павловича (ИНН 222201508406, ОГРНИП 318222500068623), п. Пригородный г. Барнаула Алтайского края
к Западно-Сибирскому Межрегиональному Территориальному Управлению воздушного транспорта Федерального Агентства воздушного транспорта (ИНН 5406507256, ОГРН 1085406041258), г. Новосибирск Новосибирской области
о признании незаконным решения, оформленного письмом N Исх-02-9617/ЗСМТУ от 22.09.2023 года,
об отказе в утверждении программы подготовки, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, путем утверждения, представленной 24.08.2023 года индивидуальным предпринимателем Поповым Сергеем Павловичем программы "Программа индивидуальной подготовки пилотов на вертолете Robinson R44 (кандидатов на получение свидетельства частного пилота с квалификационной отметкой "Вертолет R44")", в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе в соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12.10.2017 года N 399 "Об утверждении Федеральный авиационных правил "Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию программ подготовки специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации"".
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Телюк М.А. - доверенность от 13.05.24
от заинтересованного лица: без участия, извещено
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Попов Сергей Павлович (далее - заявитель, предприниматель, ИП Попов С.П.) обратился в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Западно - Сибирскому Межрегиональному Территориальному Управлению воздушного транспорта Федерального Агентства воздушного транспорта (далее - заинтересованное лицо, Управление, ЗС МТУ Росавиации) о признании незаконным решения, оформленного письмом N Исх-02-9617/ЗСМТУ от 22.09.2023, об отказе в утверждении программы подготовки, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, путем утверждения, представленной 24.08.2023 индивидуальным предпринимателем Поповым Сергеем Павловичем программы "Программа индивидуальной подготовки пилотов на вертолете Robinson R44 (кандидатов на получение свидетельства частного пилота с квалификационной отметкой "Вертолет R44")", в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе в соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12.10.2017 N 399 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию программ подготовки специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации"".
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 06.03.2024 заявленные требования удовлетворены, признано незаконным решение Управления, оформленное письмом N Исх-02-9617/ЗСМТУ от 22.09.2023, об отказе в утверждении программы подготовки. На Управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ИП Попова С.П.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы её податель указывает, что ФАП-399 не определяет право пилоту-инструктору самостоятельно организовывать и осуществлять процесс теоретической подготовки слушателей. Разработанная заявителем Программа подготовки противоречит требованиям пунктов 8.2 ФАП-147, положениям ФАП-32, и не подлежит утверждению. Федеральный закон "Об образовании в РФ" имеет преимущество в применении рассматриваемого вопроса и спорную Программу следует рассматривать как образовательную программу. Пунктом 5 ФАП-289 устанавливает запрет на осуществление обучения специалистов соответствующего уровня перечню специалистов авиационного персонала АУЦ, не имеющим выданного в соответствии с ФАП-289 сертификата АУЦ.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает решение суда не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 24.08.2023 ИП Попов С.П. обратился в Управление с заявлением (входящий N 13862-ЗСТБУ от 24.08.2023) для утверждения Дополнительной профессиональной программы - программы индивидуальной подготовки пилотов на вертолете Robinson R44 (кандидатов на получение свидетельства частного пилота с квалификационной отметкой "Вертолет")".
Решением, оформленным письмом N Исх-02-9617/ЗСМТУ от 22.09.2023, ЗС МТУ Росавиации отказало в утверждении программы подготовки, поскольку до вступления в силу нормативных правовых документов, определяющих требования к порядку разработки, утверждения, а также содержанию программ подготовки специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации в порядке индивидуальной подготовки у лица, имеющего свидетельство с внесенной в него записью о праве проведения такой подготовки, а также требования к организации процесса подготовки специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации в порядке индивидуальной подготовки у пилотов - инструкторов, ЗС МТУ Росавиации не рассматривает вопрос об утверждении программ подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации в порядке индивидуальной подготовки у пилота - инструктора.
Ссылаясь на незаконность решения Управления, ИП Попов С.П. обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что основания для отказа в утверждении программы подготовки, указанные в письме Управления N Исх-02-9617/ЗСМТУ от 22.09.2023, не основаны на законе и нарушают права заявителя на осуществление предпринимательской деятельности.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы арбитражного суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно части 3 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) юридические лица, осуществляющие разработку и изготовление воздушных судов и другой авиационной техники, аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства Российской Федерации, обеспечение авиационной безопасности, юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки и (или) выполняющие определенные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, авиационные работы, техническое обслуживание гражданских воздушных судов, образовательные организации и организации, осуществляющие обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, а также операторы аэродромов гражданской авиации осуществляют свою деятельность при наличии выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, документа, подтверждающего соответствие указанных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, операторов требованиям федеральных авиационных правил. Форма и порядок выдачи данного документа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.
Частью 2 статьи 54 ВК РФ предусмотрено, что требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, устанавливаются федеральными авиационными правилами.
Правила, утвержденные ФАП-399, устанавливают требования к порядку разработки, утверждения и содержанию программ подготовки специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации и не регулируют правоотношения, связанные с разработкой и утверждением образовательных программ.
Пунктом 3 ФАП-399 установлено, что программа подготовки разрабатывается лицами, указанными в пункте 3 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации, эксплуатантом авиации общего назначения, а также лицом, имеющим свидетельство с внесенной в него записью о праве проведения подготовки пилотов легких гражданских воздушных судов и пилотов сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения в порядке индивидуальной подготовки (квалификационную отметку "инструктор" в свидетельстве пилота).
Порядок утверждения программ подготовки установлен разделом 3 ФАП-399.
В соответствии с пунктом 10 ФАП-399 уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней с даты регистрации заявления проверяет его соответствие требованиям пункта 8 настоящих Правил и прилагаемую к заявлению программу подготовки требованиям пунктов 4 или 6 настоящих Правил в части ее оформления.
В случае если в результате рассмотрения заявления и программы подготовки выявлены несоответствия требованиям, содержащимся в пункте 8 настоящих Правил, уполномоченный орган в течение двух рабочих дней после истечения срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта, информирует заявителя любым способом, указанным в заявлении, о выявленных несоответствиях.
Согласно пункту 11 ФАП-399 в случае если по результатам рассмотрения заявления и программы подготовки в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил несоответствия не выявлены, уполномоченный орган в течение 20 рабочих дней с даты поступления заявления рассматривает программу подготовки.
В случае соответствия требованиям настоящих правил программа подготовки утверждается уполномоченным органом.
В случае выявления несоответствий программы подготовки требованиям настоящих Правил при ее рассмотрении в соответствии с пунктом 11 настоящих Правил, уполномоченный орган в течение трех рабочих дней после истечения срока, указанного в пункте 11 настоящих Правил, уведомляет заявителя о выявленных несоответствиях (пункт 12 ФАП-399).
Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, требованиям федеральных авиационных правил, утверждены Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 29.09.2015 N 289 (далее - ФАП-289).
ФАП-289 установлен порядок получения сертификата АУЦ.
В силу пункта 11 ФАП-289 если заявитель подает заявление о предоставлении сертификата АУЦ, ему необходимо приложить следующие документы: копии учредительных документов юридического лица, заверенных в установленном порядке; перечень программ подготовки, которые заявитель просит включить в приложение к сертификату АУЦ (далее - заявленные программы); копия руководства по организации деятельности АУЦ; копия руководства по качеству, если оно оформляется отдельным от руководства по организации деятельности АУЦ документом; перечень лиц, указанный в пункте 45 настоящих Правил; опись прилагаемых документов.
Пунктом 6 ФАП-289 установлено, что неотъемлемой частью сертификата АУЦ является Приложение к сертификату АУЦ.
Согласно типовой форме сертификата АУЦ, содержащегося в Приложении к ФАП-289, в приложении к сертификату АУЦ должны быть указаны: наименование программ подготовки, разрешенных к реализации, дата утверждения программы, наименование органа, утвердившего программу.
Как установлено судом и следует из материалов дела, по результатам рассмотрения заявления и программы подготовки Управлением несоответствий требованиям ФАП-399 не выявлено, при этом ИП Попов С.П. допущен к полетам в качестве пилота - инструктора, соответственно, заявитель, имеющий статус индивидуального предпринимателя, вправе в установленном порядке осуществлять индивидуальную подготовку пилотов вертолета.
Доводы Управления о том, что пункт 5 ФАП-289 устанавливает запрет на осуществление обучения специалистов соответствующего уровня согласно перечню специалистов авиационного персонала АУЦ, не имеющим выданного в соответствии с ФАП-289 сертификата АУЦ, противоречит действующим нормам права, поскольку вышеприведенные нормы права, в том числе статья 54 ВК РФ, устанавливают облегченный режим допуска индивидуальных предпринимателей (пилотов-инструкторов) к подготовке пилотов легких и сверхлегких воздушных судов авиации общего назначения.
Отсутствие утвержденных правовых документов, определяющих требования к программе обучения, не может препятствовать индивидуальному предпринимателю реализовать предоставленное ему право, установленное частью 3 статьи 54 ВК РФ.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению обстоятельств дела, которые получили надлежащую правовую оценку суда первой инстанции, не подтверждают нарушений судом норм материального и (или) процессуального права, фактически направлены на переоценку выводов суда.
В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку податель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 АПК РФ судебных расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 06.03.2024 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-17928/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Западно-Сибирского Межрегионального Территориального Управления воздушного транспорта Федерального Агентства воздушного транспорта - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
С.Н. Хайкина |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-17928/2023
Истец: Попов Сергей Павлович
Ответчик: Западно-Сибирское Межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агенства воздушного транспорта
Третье лицо: Белякова Наталья Васильевна