г. Пермь |
|
30 мая 2024 г. |
Дело N А50-1103/2024 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Васильевой Е.В.
рассмотрел без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю
на решение Арбитражного суда Пермского края
От 11 марта 2024 года (мотивированное решение от 21 марта 2024 года).
принятое в порядке упрощенного производства
по делу N А50-1103/2024
по заявлению Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (ОГРН 1035900505200, ИНН 5904084719)
к обществу с ограниченной ответственностью "Лорис" (ОГРН 1165958107787, ИНН 5917003509)
о взыскании финансовой санкции в размере 500 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (далее - заявитель, фонд) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Лорис" (далее - общество, страхователь) финансовой санкции в сумме 500 руб. за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М "исходная" за март 2020 года.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 11 марта 2024 года (мотивированное решение от 21 марта 2024 года) в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, заявитель обжаловал его в порядке апелляционного производства, просит решение суда отменить.
В обоснование жалобы фонд ссылается на то, что Указом Президента Российской Федерации от 11.05.2020 N 316 "Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" не предусмотрено продление с 12.05.2020 нерабочих дней, поэтому страхователи, представившие сведения индивидуального (персонифицированного) учета позднее 12.05.2020, подлежат привлечению к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
Обществом отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу.
Как следует из материалов дела, фондом проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, по форме СЗВ-М (исходная) за март 2020 года.
По результатам проведенной проверки составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 27.05.2020 N 203S18200020830, в котором отражено, что страхователем отчетность по форме СЗВ-М (исходная) за март 2020 года представлена с нарушением установленного законом срока (14.05.2020 при установленном сроке 15.04.2020).
Фонд принял решение от 06.07.2020 N 203S18200020971 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в виде взыскания финансовой санкции в размере 500 рублей.
На основании принятого решения в адрес должника направлено требование от 07.08.2020 об уплате финансовой санкции в срок до 25.08.2020. В установленный срок указанные требования не исполнены.
В соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ в редакции, действующей с 31.07.2020, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР) обращается в суд с заявлением о взыскании сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, если общая сумма финансовых санкций, подлежащая взысканию, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного частью двадцатой настоящей статьи.
В случае, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций, учитываемого территориальным органом ПФР при расчете общей суммы финансовых санкций, подлежащей взысканию, такая сумма финансовых санкций превысила 3000 рублей, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
В случае, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций, учитываемого территориальным органом ПФР при расчете общей суммы финансовых санкций, подлежащей взысканию, такая сумма финансовых санкций не превысила 3000 рублей, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Поскольку сумма финансовой санкции по требованию от 07.08.2020 не превышала 3000 рублей, фонд не мог обращаться в суд за ее взысканием до 25.08.2023 либо до начисления страхователю нового штрафа.
Сведений о начислении обществу нового штрафа не имеется. Фонд обратился в арбитражный суд за взысканием спорного штрафа 22.01.2024, то есть с соблюдением срока, предусмотренного статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) срок предоставления сведений по форме СЗВ-М за март 2020 года был продлен подзаконными нормативными актами.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (здесь и далее в редакции, действовавшей с 01.01.2017 до 01.01.2023) страхователи представляют предусмотренные пунктами 2-2.2 и 2.4 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы ПФР по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя, отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения подавались по форме СЗВ-М, утвержденной постановлениями Правления ПФР N 83п от 01.02.2016 "Сведения о застрахованных лицах", от 15.04.2021 N 103п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах (СЗВ-М)" и Порядка заполнения формы указанных сведений".
Ответственность за нарушение сроков представления указанной отчетности предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, согласно которой за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (часть 3 статьи 17).
Исходя из положений пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, сведения по форме СЗВ-М за март 2020 года подлежали направлению в фонд до 15.04.2020, а фактически направлены страхователем (в отношении 1 застрахованного лица) 14.05.2020.
Однако, как обоснованно учтено судом первой инстанции, указами Президента Российской Федерации от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (СОVID-19)", от 28.04.2020 N 294 "О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (СОVID-19)" дни с 4 по 30 апреля 2020 года и 6 по 8 мая 2020 года установлены нерабочими днями.
На основании пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" сроки представления налогоплательщиками, налоговыми агентами деклараций по всем налогам (за исключением деклараций по налогу на добавленную стоимость), расчетов сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговыми агентами, расчетов по авансовым платежам, бухгалтерской (финансовой) отчетности, срок подачи которых приходится на март-май 2020 г. были продлены на 3 месяца.
Согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Поскольку Закон N 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании, а правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что положения законодательства о продлении сроков предоставления налоговой отчетности подлежат применению к сведениям индивидуального (персонифицированного) учета за март 2020 года.
В соответствии с нормами статьи 109 Налогового кодекса Российской Федерации лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие события налогового правонарушения; отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения.
Виновным в совершении правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. Вина организации в совершении правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного правонарушения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в пункте 2 постановления от 18 февраля 2019 г. N 11-П и пункте 4.2 постановления от 18 мая 2012 г. N 12-П, по смыслу статей 49, 50, 52-54 и 64 Конституции Российской Федерации, принципы презумпции невиновности и виновной ответственности, т.е. наличии вины как необходимого элемента состава правонарушения (и, следовательно, основания привлечения к юридической ответственности), выражают общие принципы права при применении государственного принуждения в сфере публичной ответственности.
Между тем фондом не доказано наличие вины общества в нарушении, ответственность за которое установлена статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
С учетом разъяснений, изложенных в письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 17.04.2020 N НП-08-24/8051, принимая во внимание сложную эпидемиологическую ситуацию и установление в период с 30 марта по 8 мая 2020 года нерабочих дней, а также то обстоятельство, что сведения представлены страхователем 14.05.2020 (сразу после прекращения периода нерабочих дней), суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для привлечения страхователя к ответственности по статье 17 Закона N 27-ФЗ.
Письма Пенсионного фонда Российской Федерации, на которые ссылается фонд в апелляционной жалобе, не опубликованы, поэтому ссылка на них отклоняется.
На основании изложенного суд правомерно отказал в удовлетворении искового заявления о взыскания 500 руб. финансовых санкций по решению фонда.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
С учетом того, что фонд освобожден от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, судебные расходы по апелляционной жалобе судом апелляционной инстанции не распределяются.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 11 марта 2024 года (мотивированное решение от 21 марта 2024 года) по делу N А50-1103/2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Судья |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-1103/2024
Истец: Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю
Ответчик: ООО "ЛОРИС"