город Москва |
|
30 мая 2024 г. |
дело N А40-232783/23 |
Резолютивная часть постановления оглашена 23.05.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.05.2024.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Лепихин Д.Е., Кочешкова М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Центральной акцизной таможни на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.01.2024
по делу N А40-232783/23
по заявлению: ООО "ЭнергоТехСервис"
к Центральной акцизной таможне
третье лицо: Московская межрегиональная транспортная прокуратура (структурное подразделение - Юго-Западной транспортной прокуратуры)
о признании незаконным решения;
при участии:
от заявителя - Сушкова О.В. по доверенности от 01.01.2024;
от заинтересованного лица - Митряшкин В.В. по доверенности от 13.12.2023;
от третьего лица - не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 30.01.2024 признаны недействительными решение Центральной акцизной таможни от 31.08.2022 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары N 10009100/290822/3099345 после выпуска товаров; требование Центральной акцизной таможни от 11.10.2022 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары N 10009100/060922/3104374 до выпуска товаров и на Центральную акцизную таможню возложена обязанность возвратить ООО "ЭнергоТехСервис" из бюджета таможенные платежи (акцизные сборы) на общую сумму 4.033.851, 24 руб. (излишне уплаченные по декларациям на товары N 10009100/290822/3099345, 10009100/060922/3104374, 10009100/131022/3126934, 10009100/211122/3150350, 10009100/121022/3125819, 10009100/121022/3125818, 10009100/270223/3027708, 10009100/270223/3027601, 10009100/030323/3030531, 10009100/030423/3047681, 10009100/130423/3053149, 10009100/220323/5001401, 10009100/240323/3042362, 10009100/130423/3053244, 10009100/010423/3046811, 10009100/150523/3073016, 10009100/010623/3085344) и с Центральной акцизной таможни в пользу ООО "ЭнергоТехСервис" взысканы проценты на сумму излишне уплаченных таможенных платежей за период с 07.09.2022 по 13.10.2023 включительно в размере 248.200, 29 руб. и с 14.10.2023 из расчета 1/360 ставки Центрального банка Российской Федерации за каждый день до дня фактического возврата денежных средств.
Таможенный орган не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Через канцелярию суда от общества поступил отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен судом к материалам дела.
В качестве третьего лица в деле участвует Московская межрегиональная транспортная прокуратура (структурное подразделение - Юго-Западной транспортной прокуратуры), представитель в судебное заседание не явился, информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена в картотеке арбитражных дел в сети Интернет в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители таможенного органа и общества в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ООО "ЭнергоТехСервис" по спецификации N 1 от 19.07.2022 к контракту на поставку товаров N 060722-1 от 06.07.2022 закуплено масло Easiest S5 N 40, и для целей его ввоза на территорию Российской Федерации оформлена декларация на товары N 10009100/290822/3099345 от 29.08.2022.
В ходе проведения таможенного контроля в отношении товаров и сведений, заявленных в декларации N 10009100/290822/3099345, Центральная акцизная таможня пришла к выводу о том, что ввозимый товар подпадает под категорию "моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей" (классификатор 4080, утвержденный приказом ФТС России от 07.05.2019 N 760) и облагается акцизным сбором.
В этой связи 31.08.2022 таможенным органом принято решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров, что обусловило необходимость доплаты акцизного сбора на сумму 117.521, 12 руб.
Впоследствии, при проверке другой декларации N 10009100/060922/3104374 на ввоз масла Easiest SEID OIL S5 N40 Gas Engine oil (в рамках того же контракта и по той же спецификации) таможенным органом выставлено требование от 11.10.2022 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, до выпуска товаров, по причине отсутствия исчисления в графе 47 акциза на моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей.
По данному требованию заявителем доплачен акцизный сбор на сумму 117.358, 60 руб.
При оформлении последующих деклараций на товары N 10009100/131022/3126934, 10009100/211122/3150350, 10009100/121022/3125819, 10009100/121022/3125818, 10009100/270223/3027708, 10009100/270223/3027601, 10009100/030323/3030531, 10009100/030423/3047681, 10009100/130423/3053149, 10009100/220323/5001401, 10009100/240323/3042362, 10009100/130423/3053244 10009100/010423/3046811, 10009100/150523/3073016, 10009100/010623/3085344 на ввоз моторных масел торговых марок Easiest, SINOPEC и Shell заявителем самостоятельно уплачены акцизные сборы за ввозимый товар как за моторные масла для дизельных, карбюраторных и (или) инжекторных двигателей.
Всего по 17 декларациям обществом уплачены акцизные сборы на общую сумму 4.033.581, 24 руб., что подтверждается представленными заявителем в материалы дела документами.
Заявитель не согласился с классификацией товаров в качестве моторных масел для дизельных, карбюраторных и (или) инжекторных двигателей, и, как следствие, с требованиями таможенного органа о доплате акцизных сборов указывая на то, что ввезенный товар не является маслами для дизельных, карбюраторных (инжекторных) двигателей и не должен облагаться акцизным сбором, поскольку технической документацией область применения (назначение) спорных масел ограничивается только газовыми (газопоршневыми) двигателями, назначение товара определяется только его производителем и указывается в технической документации.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о не соответствии оспариваемых решений таможенного органа и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 104 Таможенного кодекса ЕАЭС, товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных данным Кодексом. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено Кодексом.
Согласно ч. 2 ст. 106 Таможенного кодекса ЕАЭС, в декларации на товары подлежат указанию в числе прочего сведения о товарах (наименование, описание, необходимое для исчисления таможенных платежей), код товаров в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), ставки таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, их суммы и др.
Решением Евразийской экономической комиссии от 14.09.2021 N 80 утверждена единая ТН ВЭД.
Согласно Основным правилам интерпретации ТН ВЭД (Правило N 6), для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми.
Исходя из основных функций моторных масел (снижение трения и износа трущихся деталей двигателя за счет создания на их поверхностях прочной масляной пленки, одновременно масла должны обеспечивать охлаждение и очищение от продуктов износа трущиеся поверхности двигателя и предохранять их от коррозии), главные эксплуатационные свойства, которыми должны обладать моторные масла, - это смазывающие и вязкостно-температурные свойства, а также моющие, антиокислительные и антикоррозийные свойства.
В соответствии с Техническим регламентом Таможенного Союза ТР ТС 030/2012 "О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям", принятым решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.07.2012 N 59 (в редакции от 03.03.2017), под смазочными материалами понимается вещество нефтяного или синтетического происхождения, облегчающее процесс трения на рабочих поверхностях соприкасающихся деталей, в результате которого уменьшается сила трения и изнашивание поверхности, для использования в качестве рабочего тела.
Масло - жидкость нефтяного или синтетического (полусинтетического) происхождения, используемая в качестве смазочного материала и (или) специальной жидкости.
Согласно ст. 2 ТР ТС 030/2012 масла делятся, в том числе на: масла моторные - смазочные масла, применяемые для поршневых двигателей внутреннего сгорания; масла индустриальные - смазочные масла, применяемые в машинах и механизмах промышленного оборудования.
Под двигателем внутреннего сгорания понимается тепловой двигатель, внутри которого происходит сжигание топлива и преобразование части выделившегося тепла в механическую работу.
Описание продукта (согласно техническим характеристикам спорного масла): масла предназначены для газовых двигателей, обладающее очень высокими эксплуатационными характеристиками и созданные для смазывания широкого диапазона двигателей, работающих на природном газе в качестве топлива, созданы (разработаны) и рекомендованы для четырехтактных двигателей.
Газовый двигатель - двигатель внутреннего сгорания, использующий в качестве топлива различные виды углеводородных газов.
При этом масло, используемое для обеспечения работоспособности установки, непосредственно предназначено для смазывания трущихся деталей двигателя.
Вместе с тем классификация масла по коду ТН ВЭД 2710 19 820 0 - моторное масло не свидетельствует об автоматическом отнесении масла к подакцизному товару, к которым согласно пп. 9 п. 1 ст. 181 Налогового кодекса Российской Федерации относятся только моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей.
Следовательно, определяющим признаком для отнесения моторных масел к подакцизным товарам является не способ их производства и не исходное сырье, а их применение для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей.
При этом положения главы 22 Налогового кодекса Российской Федерации не связывают отнесение моторных масел, предназначенных для применения в качестве смазочных материалов для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, к подакцизным товарам с тем, в какой конкретно области и в каком именно качестве эксплуатируются указанные двигатели.
Из буквального толкования пп. 9 п. 1 ст. 181 названного Кодекса следует, что для отнесения спорного масла к подакцизному товару необходимо подтвердить, что двигатель, в котором предполагается использовать масло, имеет такое устройство как карбюратор либо инжектор.
В рассматриваемом случае спор по применению положений законодательства возник в связи с начислением и уплатой акциза, то при его разрешении следует руководствоваться п. 6 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации и п. 7, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Из материалов дела следует, что во всех 17 декларациях на товары заявителем указана товарная подсубпозиция ТН ВЭД 2710 19 820 0 - моторные масла.
Вместе с тем, классификация масла по коду ТН ВЭД 2710 19 820 0 (моторное масло), не означает автоматического отнесения масла к подакцизному товару.
Согласно письму Федеральной таможенной службы от 29.12.2021 N 05-83/78538 по коду ТН ВЭД 2710 19 820 0 облагаются акцизом только моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей. Моторные масла для газовых двигателей в перечне подакцизных товаров отдельно не поименованы.
Назначение товара (в данном случае - масла) всегда определяется целью его разработки, следовательно, определять назначение масла может только его производитель. При этом такого вида масел, как масло для газопоршневых установок (газовых двигателей) и одновременно для дизельных, карбюраторных (инжекторных) двигателей документами стандартизации и (или) классификаторами не предусмотрено и не существует.
Данное положение связано и с тем, что ответственность и гарантийные обязательства за заявленные показатели работы масла и стабильную продолжительность его работы несут по законодательству Российской Федерации только производитель и продавец масла.
В соответствии с п. 3.3. Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 030/2012, утвержденного решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.07.2012 N 59 идентификация смазочных материалов, масел и специальных жидкостей производится по документации.
В качестве документации могут быть использованы технические документы и / или паспорта качества, протоколы испытаний, и / или договоры поставки, и / или спецификации, и / или этикетки, и / или аннотации и другие документы, характеризующие продукцию.
Таким образом, техническая документация на масла и документы от поставщиков продукции сами по себе являются допустимыми и достаточными доказательствами сферы применения (назначения) спорного масла.
В данном случае ввезенные масла предназначены для использования на газовых (газопоршневых), а не на дизельных, карбюраторных (инжекторных) двигателях и потому не относятся к подакцизным товарам.
Заявителем в материалы дела представлены письмо-предупреждение от производителя масла SINOPEC (Sinopec Lubricant (Singapore) Pte.Ltd), согласно которому масло SINOPEC GS200-L используется для газопоршневых двигателей, а использование на других двигателях, включая дизельные, строго запрещено; Техническое описание масла SINOPEC GS200-L, согласно которому оно предназначено для стационарных газопоршневых двигателей и подходит для использования в высокопроизводительных стационарных двигателях с турбонаддувом, работающих на природном газе, и в газопоршневых двигателях, таких как двигатели производства компаний Caterpillar, Waukesha; Техническое описание масла EASIEST SEID OIL S5 N40, согласно которому область его применения составляют газопоршневые двигатели с искровым зажиганием, работающие на природном газе и факельном газе, с высокой загрузкой масла, а также двигатели, работающие на биогазах и газах, полученных при переработке отходов; Техническое описание масла Shell Mysella S5 N40, согласно которому область его применения составляют газовые двигатели с искровым зажиганием, работающие на природном газе (особенно с высокой нагрузкой на масло), а также двигатели, работающие на свалочном газе и биогазе. Кроме того, в документах на поставку масла Easiest (спецификации N 1, 4, 5 к контракту N 060722-1 от 06.07.2022, спецификация N 16 к контракту N 280722-1 от 28.07.2022), масла SINOPEC (контракты N S20220514687 от 15.06.2022, N S20220715508 от 12.07.2022, N S20230219286 от 01.02.2023, N S20230320556 от 30.03.2023), масла Shell (спецификация N 1 к контракту N 100123-1 от 14.02.2023) поставляемые товары заявлены как масла именно для газовых двигателей, а не для дизельных, карбюраторных или инжекторных.
Газопоршневые двигатели, для которых производителями и поставщиками определена сфера применения спорных масел, представляют собой двигатели внутреннего сгорания с внешним смесеобразованием и искровым зажиганием горючей смеси в камере сгорания, использующие в качестве топлива газ.
Однако газовый двигатель не является карбюраторным (инжекторным) двигателем, поскольку ввиду особенностей используемого топлива - газа - в газовом двигателе вместо карбюратора и инжекторных форсунок используется другое оборудование для приготовления топливновоздушной смеси: редукторы, испарители, смесители, дозирующие клапаны и другое. В отличие от газового двигателя, система подготовки топливновоздушной смеси в карбюраторном (инжекторном) двигателе состоит из карбюратора или инжекторных форсунок, которые предназначены для подготовки жидкого топлива - бензина. По сравнению с карбюраторными (инжекторными) двигателями у газового двигателя более высокая степень сжатия горючей смеси и зажигание с большей искровой мощностью.
Кроме того, газовый двигатель работает на постоянной частоте скорости вращения, в то время как дизельный, карбюраторный (инжекторный) двигатель работает на переменной скорости вращения, что также обуславливает больший расход масла при работе. Частота вращения газового двигателя влияет на работу генерирующей установки, которая вырабатывает электрический ток. Все эти различия обуславливают использование при эксплуатации газового двигателя масла с определенными эксплуатационными свойствами, которые разрабатываются и совершенствуются производителями смазочных материалов.
Доводы таможенного органа, ссылающегося на заключение таможенного эксперта N 12407001/0019906 от 27.09.2022 о возможности использования спорного масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей отклоняются как противоречащие содержанию указанного заключения, из которого следует, что возможность использования исследуемого масла в каких-либо двигателях (в том числе с учетом различий поршневого двигателя внутреннего сгорания в зависимости от числа цилиндров, в зависимости от способа смесеобразования, в зависимости от способа воспламенения смеси, в зависимости от взаимосвязи рабочего процесса от вращения коленчатого вала), может быть определена только путем проведения моторных испытаний в конкретных двигателях, техническая возможность испытаний в таможенном органе, выполняющем таможенную экспертизу, отсутствует; полученные в результате исследования качественные характеристики масла не могут быть использованы в качестве определяющих критериев для установления области применения масла, но должны соответствовать значениям, установленным производителями конкретных масел для конкретных двигателей; в числе таких характеристик находится показатель "сульфатная зольность, мас. %" (в пробе не определяется ввиду того, что в представленных документах и в доступных таможенным экспертом источниках информации значение данного показателя для масла SEID OIL S5 N40 отсутствует); степень влияния процентного содержания сульфатной зольности в масле на его дальнейшее использование в карбюраторных (инжекторных) и (или) дизельных двигателях может быть определена моторными испытаниями, техническая возможность проведения которых в таможенном органе, выполняющем таможенную экспертизу, отсутствует; назначение масел устанавливается производителем в результате моторных испытаний, таким образом, определить, к какой группе моторных масел можно отнести исследуемый образец в зависимости от области применения согласно п. 5.1. ГОСТ 17479.1-2015 "Межгосударственный стандарт. Масла моторные. Классификация и обозначение", а также какой из индексов, указанных в пункте 5.2. ГОСТ 17479.1-2015 может быть присвоен исследуемому образцу, не представляется возможным (техническая возможность проведения моторных испытаний в таможенном органе, выполняющем таможенную экспертизу, отсутствует)"; стойкость к воздействию оксидов азота не является характеристикой, исключающей использование масла в карбюраторных (инжекторных) и (или) дизельных двигателях, область применения масел с указанными характеристиками определяется моторными испытаниями.
Доводы таможенного органа об отнесении спорных масел к подакцизным товарам по причине наличия в их составе универсальных присадок, необходимых для обеспечения работы дизельных, карбюраторных (инжекторных) двигателей, необоснованные.
Любое промышленное либо моторное масло как смазочный материал состоит из базового масла и различных присадок (пакета присадок), однако эффективность этих присадок и область применения масла определяется моторными испытаниями, которые, как указано выше, в данном случае таможенным органом не проводились.
Кроме того, исследование и сравнение тех или иных показателей спорного масла не может являться основанием для определения области его применения (назначения) ввиду того, что определенные свойства различных типов масла достаточно часто являются сходными.
Представленные патенты зарегистрированы в отношении устаревших российских либо советских изобретений 30-35 летней давности, применяются в иных отраслях промышленности (автомобилестроение), при этом запатентованные изобретения не используются ООО "ЭнергоТехСервис" для создания газопоршневых электростанций (ГПЭС) на базе двигателей зарубежного производства.
Заявителем представлены относимые, допустимые и достаточные доказательства того, что товары, ввезенные по декларациям на товары N 10009100/290822/3099345, 10009100/060922/3104374 10009100/131022/3126934, 10009100/211122/3150350, 10009100/121022/3125819, 10009100/121022/3125818, 10009100/270223/3027708, 10009100/270223/3027601, 10009100/030323/3030531, 10009100/030423/3047681, 10009100/130423/3053149, 10009100/220323/5001401, 10009100/240323/3042362, 10009100/130423/3053244 10009100/010423/3046811, 10009100/150523/3073016, 10009100/010623/3085344, не относятся к подакцизным, а требования таможенного органа о доплате акцизных сборов являются незаконными.
Сумма подлежащих возврату из бюджета акцизных сборов, согласно расчету заявителя составляет 4.033.851, 24 руб.
В целях компенсации потерь, причиненных незаконным изъятием денежных средств у участников внешнеэкономической деятельности, законодательством предусмотрена выплата процентов в отношении излишне взысканных сумму таможенных пошлин, налогов.
Согласно ч. 11 ст. 67 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", проценты начисляются со дня, следующего за днем взыскания платежей, под день фактического возврата в размере 1/360 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации. Для исчисления процентов применяется ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации, действовавшая в период, за который начисляются проценты.
Проценты начисляются и в том случае, если имело место самостоятельное перечисление обязанным лицом денежных средств.
Расчет процентов на сумму излишне уплаченных таможенных платежей за период с 07.09.2022 по 13.10.2023 включительно в размере 248.200, 29 руб. с продолжением их начисления до дня фактического возврата принят судом и таможенным органом не оспорен.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции и отклонены, оснований для отмены судебного акта не установлено. Нарушений судом первой инстанции норм процессуального законодательства не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.01.2024 по делу N А40-232783/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-232783/2023
Истец: ООО "ЭНЕРГОТЕХСЕРВИС"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНАЯ АКЦИЗНАЯ ТАМОЖНЯ
Третье лицо: МОСКОВСКАЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ ПРОКУРАТУРА