г. Москва |
|
27 мая 2024 г. |
Дело N А41-77215/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2024 года.
В полном объёме постановление изготовлено 27 мая 2024 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Стрелковой Е.А., судей Иевлева П.А., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Джафаровым М.А.,
при участии в судебном заседании:
от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области - Матвеева И.Л. по доверенности от 15.01.2024, диплом о высшем юридическом образовании; Кузнецов С.В. по доверенности от 26.04.2024, диплом о высшем юридическом образовании
от закрытого акционерного общества "Агроприбор" - Строков Н.П. по доверенности от 05.10.2023, диплом о высшем юридическом образовании,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Агроприбор" на решение Арбитражного суда Московской области от 29 февраля 2024 года по делу N А41-77215/23
по исковому заявлению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области (ОГРН 1135024006776, ИНН 5024139667)
к закрытому акционерному обществу "Агроприбор" (ОГРН 1035007901015, ИНН 5040013340)
о взыскании 33 612 060 руб. в счет возмещении вреда причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды вследствие нарушения природоохранного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к закрытому акционерному обществу "Агроприбор" (далее - ответчик, общество, ЗАО "Агроприбор") о взыскании 33 612 060 руб. в счет возмещении вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды вследствие нарушения природоохранного законодательства.
Решением Арбитражного суда Московской области от 29 февраля 2024 года по делу N А41-77215/23 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, закрытое акционерное общество "Агроприбор" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью по мотивам, изложенным в жалобе, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование апелляционной жалобы ответчик ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Присутствующий в судебном заседании апелляционного суда представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители Министерства в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражали против апелляционной жалобы, полагая решение суда по настоящему делу законным и обоснованным.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей сторон, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области (далее - Министерство), действующее на основании Положения о Министерстве, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 03.10.2013 N 787/44, Постановления Правительства Московской области от 02.10.2018 N 680/35 "О внесении изменений в Положение о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Московской области, Положение о Министерстве энергетики Московской области, Положение о Министерстве экологии и природопользования Московской области и в некоторые нормативные правовые акты Московской области", и в рамках Соглашения между Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Правительством Московской области о передаче Правительству Московской области осуществления части своих полномочий в области охраны окружающей среды и в области обращения с отходами производства и потребления, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.08.2016 г. N 1646-р, осуществляет часть полномочий Российской Федерации в области охраны окружающей среды и обращения с отходами производства и потребления, переданных Федеральной службой по надзору в сфере природопользования Правительству Московской области, в том числе Министерство исполняет государственную функцию по осуществлению федерального государственного земельного надзора и государственного надзора в области обращения с отходами.
Список юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - Список), в отношении которых Правительство Московской области осуществляет федеральный государственный надзор, утверждается совместно Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и уполномоченным исполнительным органом государственной власти Московской области.
В указанный Список входит юридическое лицо ЗАО "Агроприбор", которое осуществляет деятельность по обращению с аккумуляторами свинцовыми отработанными (с электролитом и без электролита) на земельном участке с кадастровым номером 50:23:0020285:14, расположенным по адресу: 140152, Московская область, г. Раменское, пос. Мирный, ул. Лесная, д. 30.
Территория ЗАО "Агроприбор" поставлена на государственный учет в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду (далее - объект НВОС) I категории. Объекту НВОС присвоен код N 46-0177-001516-П.
У общества имеется полученная в Межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по г. Москва и Калужской области лицензия от 04.02.2016 N Л020-00113-50/00031338 на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности (в части сбора, транспортирования, обработки, утилизации отходов II-III класса опасности) по адресу: Московская область, Раменский район, пос. Мирный, ул. Лесная, стр. 30.
Министерством по обращениям жителей Раменского городского округа Московской области (вх. от 07.07.2022 N 6806941-1 (7302108), вх. от 07.07.2022 N 120Г-11889) и в соответствии со ст. 75 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" 02.08.2022 и 04.08.2022 проведены выездные обследования (без взаимодействия с контролируемым лицом) территории, прилегающей к земельному участку с кадастровым номером 50:23:0020285:14 (на основании заданий на проведение контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом от 01.08.2022 N ВН-3833, от 03.08.2022 N ВН-3876). По результатам указанных выездных обследований составлены фото-таблицы от 02.08.2022, от 04.08.2022 и акты выездных обследований от 14.10.2022 N 01/292/2022, от 14.10.2022 N 02/292/2022.
В ходе указанных выездных обследований установлено, что общество в процессе производственной деятельности осуществляет сброс неочищенных сточных вод на водосборную площадь (рельеф местности) на собственный земельный участок с кадастровым номером 50:23:0020285:14, на земли неразграниченной государственной собственности (кадастровый квартал 50:23:0020285) и далее на земельный участок с кадастровым номером 50:23:20285:305 (категория земель - земли лесного фонда).
Должностным лицом Министерства 02.08.2022 зафиксированы выходы стекающей из- под забора, огораживающего территорию общества (с западной границы), неочищенной сточной воды бурого цвета с резким удушливым запахом. В результате чего, территория, прилегающая с запада к земельному участку с кадастровым номером 50:23:0020285:14, покрыта белым кристаллическим веществом; имелись скопления жидкости различных оттенков (желтого, зеленого, рыжего, бурого), на всей прилегающей территории расположены частицы раздробленного пластика, образовавшегося в результате утилизации отработанных аккумуляторов. Часть лесных насаждений (преимущественно березы) на землях неразграниченной государственной собственности, а также на участке с кадастровым номером 50:23:20285:305 (категория земель - земли лесного фонда), находятся в угнетенном сухостойном состоянии: наблюдается повал и гибель деревьев, основания стволов деревьев покрыты белым кристаллическим веществом, некоторые древесные насаждения вырублены. Размеры поврежденного участка составляет около 12 233 кв. м, в том числе: 3 746 кв. м на землях неразграниченной государственной собственности кадастрового квартала 50:23:0020285, 8 487 кв.м. на земельном участке с кадастровым номером 50:23:20285:305 (Заключение эксперта от 17.08.2022 N ЭЗ-14аГ/22).
Для установления качества почвы, на которую с территории общества поступают загрязненные сточные воды, сотрудниками аккредитованной лаборатории ООО "Экоцентр" 02.08.2022 отобраны пробы компонентов окружающей природной среды (пробы почвы, пробы жидкости, стекающей на почву с территории общества, пробы отходов производства и потребления) на землях неразграниченной собственности, а также фоновая проба почвы.
04.08.2022 сотрудниками аккредитованной лаборатории отобраны пробы почвы на земельном участке с кадастровым номером 50:23:20285:305, землях неразграниченной государственной собственности кадастрового квартала 50:23:0020285, фоновая пробы почвы, а также проведены маркшейдерские и геодезические исследования для установления площади загрязнения.
По результатам лабораторных исследований отобранных проб установлено, что сточная вода, поступающая на рельеф местности с территории общества (с западной стороны), по своему химическому составу (величине ХПК, БПК5, содержанию загрязняющих веществ - азота общего, нитрат-ионов, фенолов, фосфора общего, металлов в сумме форм - железу общему, кадмию, марганцу, меди, свинцу и никелю) не соответствует нормативам качества и безопасности воды, установленным для воды поверхностных водоисточников, используемых для хозяйственно-бытового водопользования; воды поверхностных водоисточников, используемых для рекреационного водопользования, а также в черте населенных мест; воды подземных и поверхностных водных объектов культурно-бытового водопользования. Указанная сточная вода оказывает острое токсическое действие на тест-объекты. Содержание свинца в пробе сточной воды превышает норматив, установленный для воды поверхностных водоисточников, используемых для хозяйственно- бытового водопользования, в 462 раза, содержание кадмия - в 1380 раз, никеля - в 80,5 раз, марганца - в 40 раз.
Концентрация такого загрязняющего вещества, как свинец в пробах почвы, отобранных на землях неразграниченной собственности, согласно Протоколу испытаний (измерений) от 14.09.2022 N ПГ/4-22 и Заключению эксперта от 16.09.2022 N ЭЗ-19аЭ/22 превышает ориентировочно-допустимую концентрацию (130 мг/кг для почв, близких к нейтральным), установленную Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания": на глубине до 20 см - в 1,5 раза, в 1,6 раз; на глубине от 60 до 100 см - в 1,6 раз.
При этом концентрация свинца в указанных пробах почвы превышает концентрацию в фоновой пробе почвы, отобранной на сопредельной территории аналогичного целевого назначения и вида использования, не испытывающей негативного воздействия от данного вида нарушения: на глубине до 20 см - в 19,7 раз, в 13,8 раз, в 15,5 раз, в 20,4 раза; на глубине от 20 до 60 см - в 12,3 раза; на глубине от 60 до 100 см - в 12,7 раз.
Согласно заключению эксперта от 16.09.2022 N ЭЗ-19аЭ/22 содержание органического вещества, фосфора и калия в таком количестве на обследованном земельном участке с западной стороны от границ общества свидетельствует о том, что разлив сточных вод произошел на плодородный слой почвы.
Кроме того, Министерством установлено, что собственная территория общества (земельный участок с кадастровым номером 50:23:0020285:14) также покрыта загрязненными сточными водами бурого цвета. Указанная вода стекает из открытой емкости, оборудованной специальной трубой для выхода накапливаемой сточной воды. Указанная загрязненная сточная вода стекает на почвенное покрытие, на котором также имеется белое кристаллическое вещество, аналогичное тому, которое обнаружено на землях неразграниченной государственной собственности.
Согласно данным с публичного портала ПТО УОНВОС в результате деятельности общества сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду не поступают. При этом, согласно проекту предельно-допустимых выбросов, дробление отходов отработанных аккумуляторов осуществляется на участке по первичной обработке с использованием воды. Очищенные поверхностные стоки должны отводиться рассеянным выпуском на водосборную площадь реки Гжелка.
Действующим законодательством Российской Федерации предусмотрено, что сброс любых сточных вод должен быть организован непосредственно в водный объект либо в централизованную систему водоотведения (канализацию).
Вышеуказанные факты свидетельствуют о незаконном сбросе обществом до 22.08.2022 загрязняющих веществ в составе сточных вод на водосборную площадь собственного земельного участка с кадастровым номером 50:23:0020285:14, на земли неразграниченной государственной собственности (кадастровый квартал 50:23:0020285) и далее на земельный участок с кадастровым номером 50:23:20285:305 (категория земель - земли лесного фонда).
В адрес Министерства также поступили обращения жителей Раменского городского округа Московской области (от 30.09.2022 N 7706829, от 07.10.2022 N 12ОГ-18891, от 07.10.2022 N 7734221), а также письмо ГКУ МО "Мособллес" (вх. от 10.10.2022 N 12ВХ- 28580), согласно которому государственными лесными инспекторами Виноградовского филиала ГКУ МО "Мособллес" 10.08.2022 в рамках осуществления лесной охраны проведен осмотр лесного участка, расположенного вблизи п. Мирный Раменского городского округа Московской области (выделы 4, 6, 7, 8 квартала 33 Пласкинского участкового лесничества Виноградовского филиала ПСУ МО "Мособллес"). По результатам осмотра установлено, что с территории земельного участка с кадастровым номером 50:23:0020285:14, собственником которого является общество, через земли неразграниченной собственности на территорию лесного участка производится слив жидкости с резким удушливым запахом, имеются сухостойные, буреломные, поваленные лесные насаждения, остатки частей поваленных древесных насаждений, кустарниковой и травянистой растительности. Обществу по данному факту выдано предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.
Министерством на основании указанных обращений и в соответствии со ст. 75 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" 17.10.2022 и 02.11.2022 вновь проведены выездные обследования (без взаимодействия с контролируемым лицом) территории, прилегающей к земельному участку с кадастровым номером 50:23:0020285:14 (на основании заданий на проведение контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом от 13.10.2022 N ВН-5194, от 31.10.2022 N ВН- 5471). По результатам указанных выездных обследований составлены фото-таблицы от 17.10.2022, от 02.11.2022 и акты выездных обследований от 14.11.2022 N 03/292/2022, от 21.12.2022 N А-ВО/5471.
В ходе выездного обследования, проведенного Министерством 17.10.2022 вблизи территории общества, сотрудниками аккредитованной лаборатории отобраны пробы компонентов окружающей среды, в том числе пробы отходов раздробленного цветного пластика, расположенных на землях неразграниченной государственной собственности (кадастровый квартал 50:23:0020285). По результатам лабораторных исследований отобранных проб (согласно Заключению эксперта от 09.11.2022 N ЭЗ-29аЭ/22 и Протоколу испытаний (измерений) от 03.11.2022 N ОГ/90-22) установлено, что отобранная объединенная проба отходов раздробленного пластика относится к IV классу опасности и представляет собой отходы полимерных материалов в кусковой форме. Аналогичные полимерные отходы в кусковой форме просматривались на территории общества в ходе выездных обследований, проведенных 02.08.2022 и 04.08.2022.
Сравнение аэрокосмической съемки исследованной территории за последнее десятилетие показало, что повреждения лесного массива вблизи западных границ земельного участка с кадастровым номером 50:23:0020285:14 впервые стали наблюдаться, начиная с 2016 года; далее площадь повреждений лесного массива из года в год стала увеличиваться. До начала осуществления обществом лицензионной деятельности (до получения лицензии от 04.02.2016 N 077 051 (Л020-00113-50/00031338) на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности) территория лесного массива не имела каких-либо видимых (согласно данным аэрокосмических съемок) повреждений.
Министерством также принимало участие в проверке, проведенной в июне 2021 года в отношении общества Межрайонной природоохранной прокуратурой Московской области. В ходе указанной проверки установлено, что стоки с очистных сооружений неорганизованно сбрасываются на рельеф местности за ограждение предприятия. За ограждением предприятия на территории около 1 га имелись проливы жидкости, следы белого вещества, пластиковой крошки, фрагменты полиэтиленовой пленки. На момент проверки имелось движение жидкости с территории предприятия на рельеф местности (согласно акту проверки Межрайонной природоохранной прокуратуры Московской области от 25.06.2021). Сотрудниками аккредитованной лаборатории в ходе проверки отобраны пробы очищенной сточной воды из колодца после очистных сооружений. Согласно Протоколу испытаний (измерений) от 26.07.2021 N ОГ/460-21 содержание свинца в составе указанной воды составляет 0,364 мг/куб. дм. Также, в очищенной сточной воде присутствуют фосфат-ионы в количестве 0,229 мг/куб. м, сульфат-ионы в количестве 532,0 мг/куб. дм, цинк в количестве 0,63 мг/куб. м, никель в количестве 0,87 мг/куб. дм.
Кроме того, общество 07.09.2021 привлечено Серпуховским межрайонным территориальным отделом лесной охраны Управления судебного обеспечения и по работе с территориями отдела лесной охраны Управления судебного обеспечения и по работе с территориями Комитета лесного хозяйства Московской области к административной ответственности по ч. 3 ст. 8.31 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (по факту загрязнения защитных лесов сточными водами, отходами производства и потребления и (или) иного негативного воздействия на леса). Сниженный Решением Воскресенского городского суда Московской области от 16.12.2021 административный штраф обществом оплачен (платежное поручение от 08.02.2022 N 361). Однако общество продолжало осуществлять сброс загрязненных сточных вод на водосборную площадь (на рельеф местности) до августа 2022 года, причиняя вред почве, лесным насаждениям, поверхностным и подземным грунтовым водам.
В соответствии со ст. 52 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" Министерством 07.11.2022 проведен по адресу расположения общества (с его согласия) профилактический визит, в ходе которого установлено, что деятельность общества по эксплуатации Объекта НВОС I категории осуществляется с нарушением требований законодательства Российской Федерации. Обществу даны рекомендации по соблюдению требований законодательства Российской Федерации при эксплуатации Объекта НВОС I категории.
Обществу по результатам проведенных выездных обследований выдано предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований. Согласно указанному предостережению обществу, в том числе предложено регулярно проводить мероприятия по защите земель от загрязнения химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; соблюдать при использовании земельного участка требования экологических правил, нормативов; не допускать загрязнение земельного участка с кадастровым номером 50:23:0020285:14 и смежные земельных участков, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы. Согласно ответу общества на предостережение (исх. от 22.11.2022 N 550) обществом запланированы работы по снижению негативного воздействия на земельный участок на территории предприятия и на прилегающей территории с выполнением возможной рекультивации.
Вместе с тем, выездное обследование, проведенное должностным лицом Министерства 14.06.2023 показало, что обществом не соблюдаются требования природоохранного законодательства в области обращения с отходами; работы по снижению негативного воздействия на земельный участок на территории предприятия и на прилегающей территории обществом не проведены.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2010 г. N 238 утверждена "Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды" (далее - Методика). Методика предназначена для исчисления в стоимостной форме размера вреда, нанесенного почвам в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды. Методика применяется для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также при возникновении аварийных и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Аккредитованной лабораторией ООО "Экоцентр" по результатам лабораторных исследований отобранных 02.08.2022 и 04.08.2022 проб в соответствии с Методикой рассчитан ущерб, причиненный обществом почвам как объекту охраны окружающей среды в результате поступления в нее в составе сточных вод, сбрасываемых обществом, загрязняющих веществ.
Согласно экспертному заключению от 16.09.2022 (т. 2 л.д. 79 - 107), в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной Приказом Минприроды России от 08.07.2010 N 238, общая сумма размера вреда в результате загрязнения почвы, возникшего при поступлении в почву загрязняющих веществ - нефтепродуктов, свинца, хрома, на землях неразграниченной государственной собственности (кадастровый квартал 50:23:0020285) и на земельном участке с кадастровым номером 50:23:20285:305 (категория земель - земли лесного фонда) составляет 33 612 060 руб.
Требование о взыскании с общества в добровольном порядке вреда (ущерба), причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды вследствие нарушения природоохранного законодательства с приложениями было направлено заказным письмом на юридический адрес общества (исх. от 27.03.2023 N 12Исх-3065), а также по официальной электронной почте общества.
Обществом 26.04.2023 направлено в адрес Министерства письмо, в котором содержатся возражения к расчету вреда и отказ от добровольного исполнения вышеуказанного требования.
Отказ от добровольного исполнения требования послужил основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В силу ст. 76 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.
В соответствии с ч. 1 ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов, и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме.
Согласно ч. 3 ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
В соответствии со ст. 74 "Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (далее - Земельный кодекс РФ) лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством. Привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.
Согласно ч. 1 ст. 78 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
В соответствии с ч. 3 ст. 78 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.
При рассмотрении настоящего дела, факт причинения вреда окружающей среде, наличие причинно-следственной связи между действиями общества и наступившими негативными последствиями, ответчиком не опровергнуты и подтверждается материалами дела.
Размер вреда, причиненного ответчиком в результате загрязнения почвы, рассчитан с использованием Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам, как объекту охраны окружающей среды, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2010 N 238.
В связи с изложенным суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах и соответствуют нормам законодательства Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы о проведении проверки с нарушениями Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроля в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ) проверены судом апелляционной инстанции и отклоняются как противоречащие материалам дела и нормам законодательства.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 56 Закона N 248-ФЗ одним из видов контрольного (надзорного) мероприятия, которое проводится без взаимодействия с контролируемым лицом, является выездное обследование.
Основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия в соответствии с п.1 ч. 1 ст. 57 Закона N 248-ФЗ является наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (угрозе причинения вреда) охраняемым законом ценностям, поступившим, в частности, из заявлений (сообщений) граждан и организаций (ч. 1 ст. 58 Закона N 248-ФЗ).
В соответствии со ст. 75 Закона N 248-ФЗ мероприятие по контролю (надзору) без взаимодействия с контролируемым лицом проводится в форме выездного обследования по месту нахождения или осуществления деятельности юридического лица.
В ходе выездного обследования на общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектах могут осуществляться:
1) осмотр;
2) отбор проб (образцов);
3) инструментальное обследование (с применением видеозаписи);
4) испытание;
5) экспертиза.
Выездное обследование проводится без информирования контролируемого лица.
Материалами дела подтверждён факт проведения Министерством выездного обследования 02.08.2022 и 04.08.2022 в целях проверки обращения жителя Раменского г.о. Московской области от 07.07.2022 N 12ОГ-11889 на основании отдельных заданий от 01.08.2022 N ВН-3833 и от 03.08.2022 N ВН-3876, что соответствует положениям ст. 58, ст. 75 Закона N 248-ФЗ, приказу Федеральной службы в сфере природопользования от 20.08.2021 N 543.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, все проведённые Министерством в ходе обследования мероприятия соответствуют положениям Закона N 248-ФЗ.
Сроки проведения выездного обследования, установленные ч. 6 ст. 75 Закона N 348-ФЗ, и порядок оформления его результатов Министерством не нарушены. На основании отдельных заданий произведено два выездных обследования двух объектов в течение одного рабочего дня каждое.
Поскольку положениями ст.ст. 75, 87 Закона N 248-ФЗ составление акта по окончании проведения выездного обследования без взаимодействия с контролируемым лицом не предусмотрено, сроки его составления не установлены. В данном случае составление акта является усмотрением Министерства и имеет целью фиксацию выявленных нарушений по результатам проведённых контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом, с учётом результатов проведённых исследований отобранных проб и образцов. С учётом изложенного акты N 01/292/2002 и N 02/292/2002 по результатам проведённых обследований составлены министерством 14.10.2022, что не является нарушением требований законодательства.
Суд апелляционной инстанции отклоняет также доводы апелляционной жалобы относительно отсутствия протокола инструментального обследования по результатам инженерно-геодезических изысканий.
Маркшейдерские работы не являются отбором проб в понимании ст. 81 Закона N 248-ФЗ, в связи с чем требования о составлении протокола на них не распространяются. В рассматриваемом случае инженерно-геодезические изыскания произведены 04.08.2022 главным маркшейдером ООО "Экоцентр" Гавриловым В.Л. в соответствии с требованиями, установленными СП 11-104-97, СП 47.13330.2016, СП 317.1325800.2017, и отражены в Заключении эксперта от 17.08.2022 N ЭЗ-14аГ/22.
В соответствии с Требованием от 27.03.2023 N 12Исх-3065, составленным на основании данных, содержащихся в заключениях экспертов от 17.08.2022 N ЭЗ-14аГ/22, от 16.09.2022 N ЭЗ-19аЭ/22 и от 09.11.2022 N ЭЗ-29аЭ/22 (т. 2 л.д. 3 - 107), в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной Приказом Минприроды России от 08.07.2010 N 238, Министерством произведен расчет размера вреда, причиненного окружающей среде в виде порчи почвы при поступлении в почву загрязняющих веществ, который составил: применительно к земельному участку с кадастровым номером 50:23:0020285:305 - 25 970 220 руб. 00 коп., к участку, расположенному на землях неразграниченной государственной собственности кадастрового квартала 50:23:0020285 - 7 641 840 руб. 00 коп., а всего - 33 612 060 руб.
Расчёт проверен судом апелляционной инстанции и признан правильным.
Доводы апелляционной жалобы о неправильном применении данной Методики и необходимости применения постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 N 1730 "Об утверждении особенностей возмещения вреда, причинённого лесам и находящимся на них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства" отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку Министерство не является органом, уполномоченным проводить проверки соблюдения лесного законодательства, не проводила такой проверки и не устанавливало вред, причинённый лесному фонду. Принимая во внимание, что предметом проверки Министерства был вред, причинённый почвам, Методика N 238 применена правильно, а Постановление N 1730 не подлежало применению, поскольку не регулирует спорные правоотношения.
Доводы общества о неправильном применении Министерством коэффициента Кисп (вместо коэффициента 1,5 (как к землям лесного фонда) применён общий коэффициент 1), суд апелляционной инстанции находит несостоятельным, поскольку применение в расчёте меньшего коэффициента не нарушает прав ответчика, в связи с чем сам по себе факт его применения не может служить основанием для отказа во взыскании возмещения вреда, причинённого почвам, в заявленном размере.
Остальные доводы общества, изложенные в апелляционной жалобе, опровергаются материалами дела и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда Московской области.
Судом первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Само по себе несогласие ответчика с оценкой установленных судом обстоятельств по делу и применением норм права не свидетельствует о несоответствии выводов суда первой инстанции материалам дела или о неправильном применении норм права, и не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 29 февраля 2024 года по делу N А41-77215/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объёме в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий |
Е.А. Стрелкова |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-77215/2023
Истец: ЗАО "АГРОПРИБОР", МИНИСТЕРСТВО ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ЗАО "Агроприбор"