город Ростов-на-Дону |
|
24 мая 2024 г. |
дело N А53-31256/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 мая 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Николаева Д.В.,
судей Гамова Д.С., Сулименко Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сейрановой А.Г.,
при участии:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Ростовской области: представители Тоболева Елена Сергеевна по доверенности от 03.08.2023; Харенко Галина Викторовна по доверенности от 30.06.2023; Громова Юлия Викторовна по доверенности от 01.03.2024.
от Управления Федеральной налоговой службы по Ростовской области: представитель Тоболева Елена Сергеевна по доверенности от 13.11.2023;
от акционерного общества "Азово-Донская нерудная компания": представители Козина Ирина Владимировна по доверенности от 09.01.2024; Федоров Александр Владимирович по доверенности от 06.05.2024,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Азово-Донская нерудная компания" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.02.2024 по делу N А53-31256/2023 об отказе в удовлетворении заявления акционерного общества "Азово-Донская нерудная компания" о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Ростовской области N 2045 от 25.05.2023 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Азово-Донская нерудная компания" (далее - АО "Азово-Донская нерудная компания", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Ростовской области (далее - МРИ ФНС N 25 по РО) N 2045 от 25.05.2023 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 26.02.2024 по делу N А53-31256/2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Акционерное общество "Азово-Донская нерудная компания" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило отменить судебный акт, принять новый.
Суд огласил, что от акционерного общества "Азово-Донская нерудная компания" через канцелярию суда поступило дополнение к апелляционной жалобе с ходатайством о приобщении к материалам дела дополнительных документов, а именно: письма Федеральной налоговой службы от 10.02.2023 г. N СД-3-3/1954, письма Федеральной налоговой службы от 17.02.2023 N СД-4-3/1917, сертификата соответствия на щебеночно-песчаные смеси N 003186, протокол испытаний N 96 фр. 0-80 Пашеновский карьер.
Представители Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Ростовской области, Управления Федеральной налоговой службы по Ростовской области не возражали против удовлетворения ходатайства.
Суд, совещаясь на месте, определил: приобщить к материалам дела дополнение к апелляционной жалобе с дополнительными доказательствами.
В судебном заседании представители акционерного общества "Азово-Донская нерудная компания" поддержали доводы, изложенные в своей апелляционной жалобе, просили решение суда отменить.
Представители Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Ростовской области, Управления Федеральной налоговой службы по Ростовской области поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, МИФНС России N 25 по РО проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за ноябрь 2022 г., представленной в налоговый орган 21.12.2022.
Итоги проверки отражены в акте налоговой проверки N 1040 от 04.04.2023.
По результатам рассмотрения данного акта и других материалов проверки налоговым органом принято решение N 2045 от 25.05.2023 о привлечении АО "Азово-Донская нерудная компания" к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым был начислен ЦДПИ в сумме 481 367 руб., штраф по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) с учетом смягчающих обстоятельств на основании статьи 112 НК РФ в сумме 48136,50 руб.
Данное решение обжаловано АО "Азово-Донская нерудная компания" в вышестоящий налоговый орган.
Решением Управления Федеральной налоговой службы России по Ростовской области от 14.07.2023 N 15-18/2819@ вышеуказанное решение МРИ ФНС N 25 по РО оставлено без удовлетворения.
АО "Азово-Донская нерудная компания" не согласилось с решением МРИ ФНС N 25 по РО N 2045 от 25.05.2023 в части доначисления НДПИ в сумме 481 367 руб., что послужило основанием для его обращения в суд с настоящим заявлением.
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, АО "Азово-Донская нерудная компания" ведет добычу полезных ископаемых в соответствии с условиями пользования недр, прописанными в лицензионном соглашении к лицензиям.
Для осуществления деятельности АО " Азово-Донская нерудная компания" получены следующие лицензии:
* серии РСТ N 80172, вид лицензии ТЭ от 11.04.2011, выданная Комитетом по охране окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области. Дата начала действия лицензии -11.04.2011. Дата окончания действия лицензии - 30.06.2022. Назначение и виды работ: Разведка и добыча песчаников на участке N2 Пашеновского месторождения. Место действия: 0,5 км к юго-западу от хутора Нижнекалинов в Усть- Донецком районе Ростовской области;
* серии РСТ N 80205, вид лицензии ТЭ от 13.04.2012, выданная Комитетом по охране окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области. Дата начала действия лицензии -13.04.2012. Дата окончания действия лицензии - 30.06.2033. Назначение и виды работ: Промышленная разработка открытым способом Потаповского месторождения песчаников. Место действия: в 0,5 км к северо-востоку от х. Нижнепотапов в Константиновском районе Ростовской области.
21.12.2022 в Межрайонную ИФНС России N 25 по РО АО "Азово-Донская нерудная компания" по лицензии РСТ 80205 представлена первичная "Декларация по налогу на добычу полезных ископаемых" (далее - налоговая декларация) за ноябрь 2022 года (регистрационный номер 1621256730), согласно которой количество добытого полезного ископаемого составляет 30 373 тонн, стоимость единицы добытого ПИ составляет 552,66 руб., налоговая база составляет 16 785 942,18 руб., сумма исчисленного налога составила 501 154 руб.
По результатам камеральной налоговой проверки установлено неверное определение АО "Азово-Донская нерудная компания" за ноябрь 2022 г. вида добываемого полезного ископаемого, что повлекло за собой нарушение статьи 340 НК РФ "Порядок оценки стоимости добытых полезных ископаемых при определении налоговой базы", чем нарушены положения статьей 337, 339 НК РФ.
Неверное определение в ноябре 2022 г. стоимости единицы добытого полезного ископаемого привело к занижению налоговой базы для исчисления налога.
Нарушение АО "Азово-Донская нерудная компания" пунктов 1 и 2 статьи 337, пункта 7 статьи 339, пункта 2 статьи 338, подпункта 1 пункта 1 статьи 340 НК РФ повлекло за собой неполную уплату НДПИ за ноябрь 2022 г. в размере 481 367 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для его вынесения, возлагается на орган, принявший этот ненормативный правовой акт (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Судом первой инстанции установлено, что АО "Азово-Донская нерудная компания" в проверяемом периоде в соответствии со статьей 334 НК РФ являлось плательщиком налога на добычу полезных ископаемых.
В силу статьи 334 НК РФ налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством РФ. Налогоплательщиками признаются организации, сведения о которых внесены в ЕГРЮЛ на основании статьи 19 ФЗ от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на основании лицензий и иных разрешительных документов.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 336 НК РФ объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, признаются, в том числе полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 14.07.2022 N 323-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ), в частности, внесены изменения в статьи 337 и 343 Налогового кодекса Российской Федерации (в части исчисления НДПИ в отношении щебня), которые вступили в силу с 01.09.2022.
Согласно пункту 1 статьи 337 НК РФ в целях исчисления НДПИ полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации.
Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности.
В частности, в пункте 2 статьи 337 НК РФ видами добытого полезного ископаемого признается также неметаллическое сырье, используемое в основном в строительной индустрии (гипс, ангидрит, мел природный, доломит, флюс известняковый, известняк и известковый каменьдля изготовления извести и цемента, песок природный строительный, галька, гравий, песчано-гравийные смеси, камень строительный, облицовочные камни, мергели, глины, другие неметаллические ископаемые, используемые в строительной индустрии).
Пунктом 3 статьи 337 НК РФ предусмотрено, что полезным ископаемым также признается продукция, являющаяся результатом разработки месторождения, получаемая из минерального сырья с применением перерабатывающих технологий, являющихся специальными видами добычных работ (в частности, подземная газификация и выщелачивание, дражная и гидравлическая разработка россыпных месторождений, скважинная гидродобыча), а также перерабатывающих технологий, отнесенных в соответствии с лицензией на пользование недрами к специальным видам добычных работ (в частности добыча полезных ископаемых из пород вскрыши или хвостов обогащения, сбор нефти с нефтеразливов при помощи специальных установок).
Согласно подпункту 10 пункта 2 статьи 337 Кодекса видом добытого полезного ископаемого является щебень.
Учитывая, что понятие "щебень" в целях налогообложения не определено, на основании статьи 11 НК РФ указанное понятие применяется в том значении, в котором оно применяется в иных отраслях законодательства Российской Федерации.
В "Общероссийском классификаторе полезных ископаемых и подземных вод. ОК 032-2002", утвержденном Постановлением Госстандарта России от 25.12.2002 N 503-ст, щебень (код 145029293) указан в качестве самостоятельного полезного ископаемого.
Постановлением Госстроя Российской Федерации от 17.06.1994 N 18-43 введен в действие ГОСТ 8267-93 "Межгосударственный стандарт. Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия" (далее - ГОСТ 8267-93).
Согласно пункту 3.1 ГОСТа 8267-93 щебень из горных пород - это неорганический зернистый сыпучий материал с зернами крупностью св. 5 мм, получаемый дроблением горных пород, гравия и валунов, попутно добываемых вскрышных и вмещающих пород или некондиционных отходов горных предприятий по переработке руд (черных, цветных и редких металлов металлургической промышленности) и неметаллических ископаемых других отраслей промышленности и последующим рассевом продуктов дробления.
В соответствии с пунктом 4.2.1 ГОСТа 8267-93 щебень и гравий выпускают в виде следующих основных фракций: от 5 (3) до 10 мм; св. 10 до 15 мм; св. 10 до 20 мм; св. 15 до 20 мм; св. 20 до 40 мм; св. 40 до 80 (70) мм и смеси фракций от 5 (3) до 20 мм.
По согласованию изготовителя с потребителем выпускают щебень и гравий в виде других смесей, составленных из отдельных фракций, а также фракций от 80 (70) до 120 мм, св. 120 до 150 мм.
В соответствии с пунктом 1 статьи 338 НК РФ налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого (в том числе полезных компонентов, извлекаемых из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого). Налоговая база определяется как стоимость добытых полезных ископаемых, рассчитанная в соответствии со статьей 340 НК РФ
В письме Минфина от 24.05.2023 N 03-06-06-01/47315 указано, что в случае реализации добытого в налоговом периоде строительного камня до окончания предусмотренных технической документацией на разработку соответствующего участка недр добычных работ с получением продукции определенного ГОСТом фракционного состава в отношении щебня количество добытого полезного ископаемого - щебня определяется расчетно как количество щебня, содержащегося в строительном камне, реализованном в данном налоговом периоде, с учетом предусмотренного в проектной документации на разработку соответствующего участка недр показателя выхода щебня при дроблении строительного камня.
Согласно пункту 1 статьи 339 НК РФ количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно. В зависимости от добытого полезного ископаемого его количество определяется в единицах массы или объема.
На основании положений статьи 340 Кодекса оценка стоимости добытого полезного ископаемого для целей исчисления НДПИ производится налогоплательщиком исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого - в случае, если добытое полезное ископаемое реализовывалось налогоплательщиком в налоговом периоде.
Оценка производится отдельно по каждому виду добытого полезного ископаемого исходя из цен реализации соответствующего добытого полезного ископаемого.
Стоимость добытого полезного ископаемого определяется как произведение количества добытого полезного ископаемого, определяемого в соответствии со статьей 339 Кодекса, и стоимости единицы добытого полезного ископаемого, определяемой как отношение выручки от реализации добытого полезного ископаемого к количеству реализованного добытого полезного ископаемого.
В случае реализации налогоплательщиком в налоговом периоде нескольких продуктов дробления полезного ископаемого, соответствующих определению полезного ископаемого, данному в пункте 1 статьи 337 Кодекса, стоимость единицы добытого полезного ископаемого рассчитывается с учетом выручки от реализации каждого из этих продуктов и объемов их реализации.
В силу пункта 13 статьи 343 НК РФ (введен в действие с 01.09.2022) сумма налога, исчисленная налогоплательщиком за налоговый период в отношении щебня, не может превышать величину НБК, рассчитываемую в рублях как произведение количества добытого полезного ископаемого за налоговый период, приведенного в единицах массы (тоннах), и числа 16,5.
Как следует из материалов дела, для целей добычи полезного ископаемого за ноябрь 2022 г. в соответствии с вышеуказанными лицензиями АО "Азово-Донская нерудная компания" представлены рабочие проекты разработки и рекультивации Потаповского и Пашеновского месторождений, в связи с чем налоговым органом проведен анализ указанных документов.
Так, согласно Проектной документации Пашеновского и Потаповского месторождений песчаников качество полезного ископаемого оценивалось в соответствии с требованиями следующих стандартов ГОСТ 8267-93, ГОСТ 8267- 82 пригодны для получения щебня в основном марок "600-800" и в меньшей степени марок "400", "1000" и "1200". Согласно этих ГОСТов щебень и гравий выпускают в виде следующих основных фракций: от 5 (3) до 10 мм; св. 10 до 15 мм; св. 10 до 20 мм; св. 15 до 20 мм; св. 20 до 40 мм; св. 40 до 80 (70) мм и смеси фракций от 5 (3) до 20 мм.
Согласно пункту 1.1.1 Рабочего проекта Потаповское месторождение песчаников является сырьевой базой для трех дробильно-сортировочных линий: ДСЗ, ДСУ, ПДСУ.
Согласно разделу 3.1.2 "Геологическое строение месторождения" "Технического проекта разработки участка Потаповского месторождения" в результате проведения геолого-разведочных работ в юго-восточной части участка выявлена зона дробления, в пределах которой песчаники полезной толщи характеризуются сильной трещиноватостью и разрушаются в процессе выветривания до рыхлого состояния.
Согласно разделу 3.1.5 "Качественная характеристика полезного ископаемого" "Технического проекта разработки участка Потаповского месторождения" качество полезного ископаемого оценивалось в соответствии с требованиями следующих стандартов: ГОСТ 8267-82 "Щебень из природного камня для строительных работ", ГОСТ 10268-80 "Бетон тяжелый. Технические требования к заполнителям", ГОСТ 8736-85 "Песок для строительных работ". Проведенные испытания характеризуют песчаники месторождения как сырье, пригодное для получения крупного заполнителя в тяжелые бетоны и производства строительного щебня. Преобладающая марка по прочности 1000-1200.
По данным испытаний щебня, полученного в лабораторных условиях, зерен слабых пород за ноябрь 2022 г. не обнаружено.
Физико-химические свойства пород скальной вскрыши (песчаные сланцы) требуют предварительного рыхления, которое производится буровзрывным способом скважинных зарядов (аналогично добычным работам).
На основании испытаний валовой пробы проведенных ВНИПИИстромсырье, установлено:
- щебень из песчаника фр. 10-20 мм может применяться для строительных работ в соответствии с ГОСТ 8267-82 как щебень с маркой 1200 по прочности.
- щебень из песчаника фр. 20-40 мм как щебень с маркой по прочности 800.
- щебень из сланца Потаповского месторождения в свежем состоянии по своим качественным показателям мало отличаются от щебня из песчаника, но имеет следующие отрицательные свойства: не стоек к воздействию атмосферы и воды, через 50 суток щебень фр. 5-10 мм теряет по массе около 10%, фракции 10-20 мм около 5%. Наблюдается снижение марки по прочности.
- максимальное содержание сланцев в исходной горной массе 5,3%. В этом случае при производстве щебня содержание сланцев в нем не будет содержать 5%.
Запасы песчаника утверждены ГКЗ при Совете Министров СССР, протокол N 10170 от 22.04.1987 в качестве сырья для производства щебня для строительных работ, тяжелого бетона, кроме гидротехнического бутового камня, отсевов - для оснований и покрытий автомобильных дорог.
Марка выпускаемого действующим предприятием щебня по прочности 800-1200, соответствуют результатам определения этого показателя по лабораторным испытаниям.
Щебень из песчаника фракций 20-40 и 5-20 полученный в соответствии с технологической схемой переработки сырья, принятой в проекте, удовлетворяет требованиям ГОСТ 8267-82 Щебень из природного камня для строительных работ. Марка щебня по прочности 1000-1200".
Также щебень из песчаника в соответствии с требованиями ГОСТ 10268-80 "Бетон тяжелый. Технические требования к заполнителям" может быть использован в качестве крупного заполнителя для всех видов тяжелого бетона за исключением гидротехнических бетонов зоны переменного уровня воды.
По результатам анализа технического проекта и иной проектной документации на разработку Потаповского месторождения песчаников, оборотно-сальдовых ведомостей по счету 43 и счету 90.01.1, установлено, что в ноябре 2022 года налогоплательщик произвел и реализовал камень бутовый фракции 100-200, 100-400, щебень фракции 5-20, 20-40, 40-70, 0-20, 0-40, 0-80 мм, ПЩС0-10, ЩПС С-4.
Согласно данным декларации и представленных документов налогоплательщика, за ноябрь 2022 г. заявлен только вид полезного ископаемого 10017 "Щебень" и расчет произведен по величине НБК = 16,5.
В письме ФНС России от 22.12.2022 N СД-4-3/17393(2) даны разъяснения: в случае, если техническим проектом и иной проектной документацией на разработку соответствующего участка недр окончание комплекса технологических операций (процессов) по добыче строительного камня из недр определено получением видов продукции, которые должны соответствовать характеристикам, предусмотренным действующими стандартами для нерудных строительных материалов (строительного камня) различного фракционного состава (например, щебень, отсев, щебеночно-песчаная смесь и (или) иных продуктов, образующихся при окончании комплекса технологических операций (процессов) по добыче нерудных строительных материалов).
В случае, если техническим проектом и иной проектной документацией на разработку соответствующего участка недр не предусмотрено получение продукции различного фракционного состава, указанный подход не применяется.
Согласно п. 3.1.5 "Качественная характеристика полезного ископаемого и горной массы" Рабочего проекта разработки Потаповского месторождения песчаников ОАО "Поток" в Константиновском районе Ростовской области качество полезного ископаемого оценивалось в соответствии с требованиями следующих стандартов:
* ГОСТ 8267-82 "Щебень из природного камня для строительных работ",
* ГОСТ 10268-80 "Бетон тяжелый. Технические требования к заполнителям",
* ГОСТ 8736-85 "Песок для строительных работ".
Как верно отметил суд первой инстанции заявителем за ноябрь 2022 г. не представлены документы, подтверждающие стандарты качества (технические условия) по щебню фракции 0-20 и 0-40, камню бутовому, ЩПС 0-31.5 мм, ПЩС 0-10 мм, ЩПС С-4. В ГОСТе 8267-93, 8267-82 данные виды фракций отсутствуют.
Как указывал заявитель в ответе на требование налогового органа N 7757 от 12.04.2023, технических условий на выпуск бутового камня АО "Азово-Донская нерудная компания" не разрабатывало.
Таким образом, иных видов готовой продукции, признаваемых добытым полезным ископаемым, относимым к щебню, согласно письму ФНС России от 22.12.2022 N СД-4-3/17393, заявителем за ноябрь 2022 года не подтверждено.
Согласно Приказу об учетной политике АО "Азово-Донская нерудная компания", на субсчете 90.01.1 счета 90 "Продажи" учитываются поступления активов, признаваемые выручкой.
Оборотно-сальдовая ведомость по счету 90 "Продажи" за ноябрь 2022 года представлена АО "Азово-Донская нерудная компания" в свернутом виде, в которой отражена реализация в количественном и стоимостном выражении по видам готовой продукции.
Согласно ОСВ 90.01.1 выручка от реализации за ноябрь 2022 года по всем видам готовой продукции" (без НДС) количество реализованной продукции (щебня различных фракций, ПЩС, ЩПС и др.) составляет 30 373,15 тонн, выручка от реализации составляет 20 142 982,3 руб. (без НДС).
Согласно решению налогового органа расчет суммы НДПИ в отношении щебня за ноябрь 2022 г, следующий:
1. Согласно ОСВ 90.01.1 сумма выручки от реализации щебня фракций 40x70, 20-40, 5-20 составила 14 374 364, 81 руб., количество реализованного щебня - 19 559,95 тонн.
2. Стоимость 1 тонны реализованного щебня в ноябре 2022 г. составила: 612,41 руб. = (14 374 364,81 руб - 2 395 727,47 руб. (сумма НДС 10%)) / 19 559,95т.
3. Массовая доля количества реализованного щебня от общего количества реализации составляет 64,40% = 19 559,95 / 30 373,15 *100%
4. Согласно сведениям, отраженным в ОСВ по счету 10, добыча горной массы составила 50 827т., следовательно, доля щебня к общей массе добычи ПИ составляет 32 732,59т. (данные счета 43,90.01.1 по реализации щебня фракций 5-20, 20-40, 40-70).
5. Расчет суммы налога на добычу полезных ископаемых, подлежащей уплате в бюджет АО "Азово-Донская нерудная компания" за ноябрь 2022 года, по данным камеральной проверки составляет 32732,59 * 612,41 руб. * 5,5% = 1 102 517,10 руб.
По данным декларации исчисленная за ноябрь 2022 года сумма налога составила 501 154 руб.
В соответствии с пунктом 13 статьи 343 НК РФ, с 01.09.2022 сумма налога, исчисленная налогоплательщиком за налоговый период в отношении щебня, не может превышать величину НБК, рассчитываемую в рублях как произведение количества добытого полезного ископаемого за налоговый период, приведенного в единицах массы (тоннах), и числа 16,5.
В случае превышения исчисленной за налоговый период суммы налога над значением величины НБК, рассчитанной за этот же налоговый период, сумма налога принимается равной величине НБК.
Величины НБК за ноябрь 2022 года составляет 540 087,74 руб. = 32 732,59 * 16,5.
Сумма налога за ноябрь 2022 года, рассчитанная исходя из выручки от реализации щебня, составляет 1 102 517,10 руб., что превышает показатель величины НБК.
Таким образом, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по щебню за ноябрь 2022 года, составляет 540 087,74 руб. по строке 010 код вида добытого полезного ископаемого - 10017 (щебень).
Довод заявителя о том, что добытый за ноябрь 2022 года щебень фракции 0-20 и 0-40(отсев), камень бутовый, ЩПС 0-31.5 мм, ПЩС 0-10 мм, ЩПС С-4 также относится к понятию щебень и должен облагаться поставке 16,5 верно отклонен судом первой инстанции, в связи со следующим.
Согласно оборотно-сальдовой ведомости по счету 43, за ноябрь 2022 года АО "Азово-Донская нерудная компания" реализовывало в указанных периодах, помимо щебня и камня бутового, материал отсева дробления, а также щебеночно-песчаные смеси.
В силу пункта 2 статьи 339 НК РФ количество добытого полезного ископаемого определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом, если иное не предусмотрено указанной статьей. В случае, если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод. Применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения и применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого. Метод определения количества добытого полезного ископаемого, утвержденный налогоплательщиком, подлежит изменению только в случае внесения изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых.
В учетной политике АО "Азово-Донская нерудная компания" утвержден прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого. Установленное законом основание для изменения этого утвержденного налогоплательщиком метода за ноябрь 2022 г. в данном конкретном случае не имелось (сведения о внесении изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых за ноябрь 2022 г. отсутствуют), в связи с чем налоговый орган за указанный период при определении налоговой базы по НДПИ руководствовался именно прямым методом определения количества добытого полезного ископаемого, использовав предоставленные налогоплательщиком сведения.
При этом заявителем за ноябрь 2022 г. не представлены документы, подтверждающие стандарты качества (технические условия) по щебню фракции 0-20 и 0-40, камню бутовому, ЩПС 0-31.5 мм, ПЩС 0-10 мм, ЩПС С-4. В ГОСТе 8267-93, 8267-82 данные виды фракций отсутствуют.
Таким образом, извлеченные из недр обществом камень бутовый, материал отсева дробления и щебеночно-песчаные смеси добывались обществом попутно со щебнем как основным полезным ископаемым, имели потребительские свойства и реализовывались налогоплательщиком в ноябре 2022 г. Следовательно, остальное добытое за ноябрь 2022 г. полезное ископаемое необходимо облагать по общеустановленной ставке налога 5,5 % и согласно порядка заполнения декларации в разделе 5 лист 3, АО "Азово-Донская нерудная компания" необходимо производить расчет налога с кодом 10016 "другие неметаллические ископаемые, используемые в строительной индустрии".
Согласно решению налогового органа, расчет суммы НДПИ в отношении других видов добытых полезных ископаемых за ноябрь 2022 г. следующий:
1. Количество добытого ПИ по другим видам продукции массовая доля от добытой горной массы составляет 35,6 % = 100% - 64,40%, следовательно, количество реализованного ПИ по другим видам продукции составляет 18 094,41 т. = 50 827,0 * 35,6%.
2. На основании данных ОСВ по счету 90.01.1, выручка от реализации ПИ по другим видам за ноябрь 2022 года (без НДС) составляет 4 807 181,24 руб. = 5768617,49 руб. - 961436,25 руб. 20% НДС.
3. Стоимость 1 тонны реализованного ПИ по другим видам продукции в ноябре 2022 года составила 444,57 руб. = 4 807 181,24 / 10 813,2.
4. Сумма налога к доплате по ПИ по другим видам составляет 442 432,75 руб. = 18 094,41 * 444,57 * 5,5%.
5. Следовательно, по налоговой декларации по НДПИ за ноябрь 2022года сумма налога, подлежащая к доплате в бюджет, составляет 481 366,49 руб. = (540 087,74 + 442 432,75) - 501 154 руб.
В соответствии с пунктом 3 статьи 339 НК РФ если налогоплательщик применяет прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого, то количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь полезного ископаемого. При этом для целей налогообложения НДПИ фактическими потерями полезного ископаемого признается разница между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого, и количеством фактически добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого. Фактические потери полезного ископаемого учитываются при определении количества добытого полезного ископаемого в том налоговом периоде, в котором проводилось их измерение, в размере, определенном по итогам произведенных измерений.
В отношении полезных ископаемых в части нормативных потерь налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов (0 рублей в случае, если в отношении добытого полезного ископаемого налоговая база определяется в соответствии со статьей 338 НК РФ как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении).
Нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Исключение из количества добытого (изъятого) из недр полезного ископаемого объемов камня бутового фракционного, ЩПС разных фракций, песка из отсевов дробления разных фракций, песка из отсевов дробления обогащенного разных фракций, которые подлежат учету при определении налоговой базы по НДПИ (согласно пп. 10 п. 2 ст. 337, ст. 338 НК РФ) в данном конкретном случае неправомерно.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, принимая во внимание, что фактически по настоящему делу спорным периодом проверки является только 1 (один) месяц (ноябрь 2022 года), апелляционная коллегия в данном конкретном случае соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что по результатам проверки налоговый орган пришел к верному выводу о том, что АО "Азово-Донская нерудная компания" нарушены пункты 1, 2 статьи 337, пункт 7 статьи 339, пункт 2 статьи 338, подпункт 1 пункта 1 статьи 340 НК РФ, что повлекло за собой неполную уплату НДПИ за ноябрь 2022 года в размере 481 367 руб.
Как уже отмечалось ранее и следует из материалов дела, МИФНС России N 25 по РО проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за 1 (один) месяц (ноябрь 2022 года), представленной в налоговый орган 21.12.2022.
При этом суд апелляционной инстанции, принимая во внимание отсутствие в апелляционной жалобе доводов о наличии потерь добытого полезного ископаемого (песчаника) при дроблении и сортировке в отношении производимой на комплексе АО "АДНК" номенклатуры продукции за ноябрь 2022 г., а также учитывая отсутствие ходатайства о назначении по делу судебной технической экспертизы с учетом выводов, изложенных в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.12.2023 г. по делу N А53-31564/2022, приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Так в ходе рассмотрения настоящей апелляционной жалобы АО "АДНК" не было заявлено ходатайство о назначении судебной технической экспертизы, в том числе по следующим вопросам:
1) Образуются ли потери добытого полезного ископаемого при дроблении и сортировке в отношении производимой на комплексе АО "АДНК" номенклатуры продукции? Если образуются - определить объем соответствующих потерь (в процентах) при переработке добытого песчаника за ноябрь 2022 г.
2) Образуются ли потери после доведения добытого песчаника до стандарта качества (ГОСТ 8267-93 "Щебень из природного камня для строительных работ") путем дробления и сортировки на комплексе АО "АДНК"? Если образуются - определить объем соответствующих потерь (в процентах) за ноябрь 2022 г.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что в данном конкретном случае выводы, изложенные в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.12.2023 г. по делу N А53-31564/2022, не подлежат применению.
Оценив в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все представленные в дело доказательства, суд первой инстанции к правильному выводу о том, что налоговым органом обоснованно доначислен налог на добычу полезных ископаемых и соответствующие налоговые санкции, оспариваемое решение соответствует требованиям налогового законодательства Российской Федерации, а требования АО "Азово-Донская нерудная компания" удовлетворению не подлежат.
Арбитражный суд первой инстанции полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
В целом доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражного суда и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Представленные вместе с дополнениями к апелляционной жалобе документы по существу не опровергают правильных выводов суда первой инстанции и не могут являться основанием для отмены законного и обоснованного судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом не допущено.
Оснований для отмены или изменения обжалованного судебного акта по доводам, приведенным в апелляционной жалобе, у судебной коллегии не имеется.
С учетом изложенного, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В соответствии со ст. 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Согласно ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в размере 1500 руб. апеллянтом не уплачена, на основании пп. 3, 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, с акционерного общества "Азово-Донская нерудная компания" в доход федерального бюджета надлежит взыскать государственную пошлину в сумме 1 500 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.02.2024 по делу N А53-31256/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с акционерного общества "Азово-Донская нерудная компания" в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 1500 руб. за подачу апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
Д.В. Николаев |
Судьи |
Д.С. Гамов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-31256/2023
Истец: АО "АЗОВО-ДОНСКАЯ НЕРУДНАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 25 по Ростовской области, МИФНС N 25 ПО РО, Управление федеральной налоговой службы по Ростовской области, УФНС по РО