г. Вологда |
|
30 мая 2024 г. |
Дело N А66-10042/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2024 года.
В полном объёме постановление изготовлено 30 мая 2024 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
при участии индивидуального предпринимателя Тягина И.И., его представителя Рафаенко С.С. по доверенности от 21.09.2023, от Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области Чернигина А.П. по доверенности от 28.12.2023, Григорьева И.В. по доверенности от 28.12.2023, от акционерного общества "Газпром газораспределение Тверь" Гаранина А.В. по доверенности от 25.12.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Тягина Игоря Ивановича на решение Арбитражного суда Тверской области от 30 января 2024 года по делу N А66-10042/2023,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Тягин Игорь Иванович (ОГРНИП 304770001275361, ИНН 772900011130; адрес: 15368, Москва) обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Главному управлению "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области (ОГРН 1026900585942, ИНН 6905066785; адрес: 170028, Тверская область, город Тверь, проспект Победы, дом 53; далее - управление, РЭК) о признании недействительными приказа от 28.04.2023 N 54-нп "О внесении изменения в приказ РЭК Тверской области от 13.01.2023 N 1-нп" и измененный им приказ от 13.01.2023 N 1-нп "Об утверждении платы за технологическое присоединение к сетям газораспределения АО "Газпром газораспределение Тверь" объекта капитального строительства - здание производственного назначения - установка газопоршневых электростанций по адресу: г. Тверь, пр-кт Калинина, д. 15, стр.4, на земельном участке с кадастровым N 69:40:0300086:915, заявителя ИП Тягина И.И."
К участию в деле привлечена прокуратура Тверской области (ОГРН 1026900569662, ИНН 6905000777; адрес: 170100, Тверская область, город Тверь, улица Симеоновская, дом 27), в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Газпром газораспределение Тверь" (ОГРН 1026900564129, ИНН 6900000364; адрес: 170026, Тверская область, город Тверь, улица Фурманова, дом 12/4; далее - АО "Газпром газораспределение Тверь").
Решением Арбитражного суда Тверской области от 30 января 2024 года в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока на оспаривание приказа от 13.01.2023 N 1-нп и в удовлетворении заявленных требований отказано, с предпринимателя в доход федерального бюджета взыскано 3 000 руб. государственной пошлины, предпринимателю с депозитного счета суда возвращено 100 000 руб., перечисленных за проведение судебной экспертизы.
Заявитель с таким решением не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда изменить в части стоимости или отменить и принять по делу новый судебный акт или направить дело на новое рассмотрение. В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Заявитель и его представитель в судебном заседании поддержали доводы и требования апелляционной жалобы.
Управление и АО "Газпром газораспределение Тверь" в отзывах на жалобу и их представители в судебном заседании с изложенными в жалобе доводами не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Прокуратура надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направила, в связи с этим дело рассмотрено в ее отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения заявителя, его представителя и представителей управления и АО "Газпром газораспределение Тверь", исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, на основании заявления предпринимателя от 18.03.2021 N 385-ТП АО "Газпром газораспределение Тверь" (исполнитель) и предпринимателем (заявитель) заключен договор от 01.06.2021 о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения по индивидуальному проекту N ТОГ-УПР-Д-00073, по условиям которого исполнитель принял на себя обязательства по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства - здание производственного назначения к сети газораспределения, принадлежащей исполнителю на праве собственности или ином законном основании, с учетом максимальной нагрузки (часовым расходом газа) газоиспользующего оборудования.
В соответствии с техническими условиями на подключение объекта максимальный часовой расход газа установлен 130,4 куб. м/час.
Впоследствии в технические условия и договор внесены изменения, увеличена величина максимального часового расхода газа (240,8 куб. м/час), наименование объекта капитального строительства изменено на "здание производственного назначения - установка газопоршневых электростанций".
В силу пункта 3 договора от 01.06.2021 срок выполнения мероприятий по подключению объекта капитального строительства и пуску газа составляет 2 года со дня заключения договора, то есть до 01.06.2023.
Согласно пункту 10 договора размер платы за подключение (технологическое присоединение) определяется при подключении газоиспользующего оборудования по индивидуальному проекту исходя из предварительных технических параметров и укрупненных нормативов цен строительства различных видов объектов капитального строительства непроизводственного назначения и объектов инженерной инфраструктуры на основании предварительного расчета размера платы и составляет 2 763 999 руб. (приложение N 6 к договору).
Размер платы по индивидуальному проекту утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов: РЭК.
В случае если размер платы при утверждении будет изменен органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, стороны с целью корректировки размера платы заключают дополнительное соглашение к договору.
АО "Газпром газораспределение Тверь" в порядке подпункта "a" пункта 16 Методических указаний по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденных приказом ФАС России от 16.08.2018 N 1151/18, направило в РЭК заявление от 15.12.2022 об утверждении размера платы за подключение рассматриваемого объекта.
В обоснование указанного в заявлении размера платы исполнителем представлены сметная документация и документы, указанные в пункте 16 Методических указаний.
Основные параметры индивидуального проекта следующие:
Наименование параметра |
Показатель |
Критерий относимости к индивидуальному проекту по постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 |
Переходы через водные преграды |
Проведение государственной экспертизы проектной документации и инженерных изысканий. |
Не проводилась |
Экспертиза сметной документации |
Не проводилась |
Технические условия на подключение: |
17.05.2022 N 04/2765 |
потребность в газе (м"*/ч) |
240,8 |
общая протяженность газопровода (линейная, м) |
356 |
в том числе, наклонно-направленное бурение (м) |
190,8 |
давление газопровода (МПа) |
0,28 |
диаметр трубопровода (мм) |
ПЭ 109 мм и менее |
материал трубопровода |
Полиэтилен |
точка врезки (материал, диаметр в мм, давление в МПа) |
ПЭ63;0,28 |
ункт редуцирования газа (м3/час) |
не требуется |
Информация о потребителе газа |
газопоршневая электростанция |
Договор подключения |
от 01.06.2021 N ТОГ-УПР-Д-00073 |
Разработчик проектно-сметной документации |
АО "Газпром газораспределение Тверь" |
Обоснование стоимости |
Договоры, ПСД, акты выполненных работ |
Предварительная стоимость по договору (по укрупненным нормативам цен строительства), в тыс. руб. без учета НДС |
2 303,333 |
Расчет платы за присоединение к сетям газоснабжения АО "Газпром газораспределение Тверь" по индивидуальному проекту, в тыс. руб. с налогом на прибыль и без учета НДС |
4 042,208 |
Расчет ГУ РЭК Тверской области, в тыс. руб. с налогом на прибыль и без учета НДС |
3 506,339 |
По итогам рассмотрения материалов, представленных АО "Газпром газораспределение Тверь", РЭК исключены следующие необоснованные расходы в размере 535,869 тыс. руб. (без учета НДС) в том числе:
на подготовку строительства 352,82 тыс. руб. уточнен объем археологических наблюдений 185 м2, а также длина траншеи для разметки 145,2 м;
на строительство газопровода среднего давления 79,093 тыс. руб.;
на зимнее удорожание и строительный контроль 1,819 тыс. руб. и 1,731 тыс. руб. соответственно в связи с уточнением объема СМР;
на прочие работы и затраты 0,001 тыс. руб. погрешность округления;
на проектные и изыскательные работы - 6,411 тыс. руб. (проектные работы приняты по представленным данным бухгалтерского учета);
возникшая при расчете разница налога на прибыль 107,263 тыс. руб.
Приказом управления от 13.01.2023 N 1-нп плата за подключение (технологическое подключение) объекта к сети газораспределения по индивидуальному проекту утверждена в размере 3 506,339 тыс. руб. (без учета НДС, с налогом на прибыль) согласно приложению к данному приказу.
Предпринимателем и АО "Газпром газораспределение Тверь" заключено дополнительное соглашение от 08.02.2023 N 2 к договору от 01.06.2021, которым внесены изменения в пункт 10 договора, размер платы за подключение установлен в сумме 3 506 339 руб., что с учетом НДС составило 4 207 606 руб. 80 коп.
В дальнейшем АО "Газпром газораспределение Тверь" направило в РЭК заявление от 13.04.2023 об утверждении размера платы за подключение здания производственного назначения - установки газопоршневых электростанций в связи с изменением проекта при строительно-монтажных работах. К заявлению представлены необходимые материалы в формате электронных документов, в том числе проектно-сметная документация.
Основные параметры обновленного индивидуального проекта следующие:
Наименование параметра |
Показатель |
Критерий относимости к индивидуальному проекту по постановлению Правительства РФ от 29.12.2000 N 1021 |
Переходы через водные преграды |
Проведение государственной экспертизы проектной документации и инженерных изысканий. |
Не проводилась |
Экспертиза сметной документации |
Не проводилась |
Технические условия на подключение: |
От 17.05.2022 N 04/2765 |
потребность в газе (м3/ч) |
240,8 |
общая протяженность газопровода (линейная, м) |
343,6 |
в том числе, наклонно-направленное бурение (м) |
307,8 |
давление газопровода (МПа) |
0,28 |
диаметр трубопровода (мм) |
ПЭ 109 мм и менее |
материал трубопровода |
Полиэтилен |
точка врезки (материал, диаметр в мм, давление в МПа) |
ПЭ63; 0,28 |
пункт редуцирования газа (MJ/4ac) |
не требуется |
Информация о потребителе газа |
газопоршневая электростанция |
Договор подключения |
от 01.06.2021 N ТОГ-УПР-Д-00073,д/с 1-3 |
Разработчик проектно-сметной документации |
АО "Газпром газораспределение Тверь" |
Обоснование стоимости |
Договоры, ПСД, акты выполненных работ |
Предварительная стоимость по договору (по укрупненным нормативам цен строительства), в тыс. руб. без учета НДС |
2 921,949 |
Расчет платы за присоединение к сетям газоснабжения АО "Газпром газораспределение Тверь" по индивидуальному проекту, в тыс. руб. с налогом на прибыль и без учета НДС |
6 011,583 |
По итогам рассмотрения представленных материалов РЭК исключены следующие расходы в размере 4,4 тыс. руб. (без учета НДС):
на подготовку строительства 3,508 тыс. руб. уточнена по представленному акту независимая оценка;
на строительство газопровода среднего давления 0,012 тыс. руб. (погрешность расчета);
на проектные и изыскательные работы 0,001 тыс. руб. (погрешность округления);
возникшая при расчете разница налога на прибыль 0,88 тыс. руб.
Приказом РЭК приказ N 54-нп внесены изменения в приказ от 13.01.2023 N 1-нп, а именно: приложение к приказу изложено в новой редакции, согласно которой размер платы за технологическое присоединение составил 6 007,183 тыс. руб. с налогом на прибыль без учета НДС.
Не согласившись с приказами управления, заявитель обратился в суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда ввиду следующего.
В соответствии со статьей 23.2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон N 69-ФЗ) государственному регулированию подлежат плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.
Размер платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету размера данной платы и (или) размеров данных стандартизированных тарифных ставок, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Состав расходов газораспределительных организаций, включаемых в состав платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, определяется федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
В соответствии с пунктом 26(23) Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке, платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации и платы за технологическое присоединение к магистральным газопроводам строящихся и реконструируемых газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от магистральных газопроводов до объектов капитального строительства, и газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от месторождений природного газа до магистрального газопровода, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2000 N 1021 (далее - Основные положения), плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению, определенной по индивидуальному проекту после его разработки и экспертизы, если проект подлежит экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации в том числе в случае, если мероприятия по технологическому присоединению предусматривают переходы через водные преграды.
Исходя из пункта 26(18) Основных положений при определении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям учитываются средства для компенсации расходов газораспределительной организации на строительство объектов газораспределительных сетей от существующих объектов газораспределительных сетей до присоединяемых объектов.
Состав расходов, включаемых в плату за технологическое присоединение, определяется Федеральной антимонопольной службой (пункт 26(20) Основных положений).
В силу пункта 10 Основных положений регулирование платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации.
Размер платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту определяется регулирующим органом в соответствии с разделом III Методических указаний по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденных приказом ФАС России от 16.08.2018 N 1151/18 (далее - Методические указания).
В соответствии с пунктом 1 Положения о Главном управлении "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 20.10.2011 N 141-пп, РЭК является исполнительным органом Тверской области, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов) и региональный государственный контроль (надзор) в области государственного регулирования цен (тарифов) на территории Тверской области в пределах своей компетенции.
Как следует из пунктов 17, 19, 24 Основных положений регулирования, цены (тарифы) устанавливаются на основании экспертной оценки предложения регулируемой организации, предоставляемого в регулирующий орган с обосновывающими материалами.
Согласно пункту 16 Методических указаний для установления размера платы за технологическое присоединение к газораспределительной сети по индивидуальному проекту газораспределительная организация (далее также ГРО) представляет регулирующему органу, в том числе, расчет размера платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту в соответствии с приложением 2 к Методическим указаниям.
В соответствии с пунктами 42, 42 Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2021 N 1547 (далее - Правила подключения), исполнитель по договору о подключении определяет технические условия, содержащие характеристики газопровода (диаметр, материал труб, максимальное рабочее давление, протяженность), к которому осуществляется подключение (технологическое присоединение), а также другие условия подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения, включая точку подключения.
В случае если размер платы за подключение (технологическое присоединение) зависит от технических параметров, указанных в проектной документации, и устанавливается впоследствии исполнительным органом субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) по индивидуальному проекту при заключении договора о подключении, в договоре о подключении указывается предварительный размер платы за подключение (технологическое присоединение), определяемый исходя из предварительных технических параметров и укрупненных нормативов цен строительства различных видов объектов капитального строительства непроизводственного назначения и объектов инженерной инфраструктуры. Расходы на реализацию мероприятий по подключению (технологическому присоединению), для которых отсутствуют укрупненные нормативы цены строительства, не должны превышать сметную стоимость, рассчитанную по сметным нормативам, включенным в федеральный реестр сметных нормативов. При этом расчет предварительного размера платы за подключение (технологическое присоединение) является обязательным приложением к договору о подключении (пункт 60 Правил подключения).
В соответствии с пунктом 81 Правил подключения после окончания разработки проектной документации сети газораспределения и проведения ее экспертизы, если она подлежит экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации, исполнитель в течение 5 рабочих дней направляет в исполнительный орган субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) заявление об установлении платы за подключение (технологическое присоединение) по индивидуальному проекту.
Исполнительный орган субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) утверждает размер платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту с распределением стоимости по каждому мероприятию, необходимому для осуществления подключения (технологического присоединения) по индивидуальному проекту (пункт 85 Правил подключения).
Размер платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту (Птп) определяется на основании представленных газораспределительной организацией документов по формуле, приведенной в пункте 17 Методических указаний по расчету платы исходя из суммы всех расходов газораспределительной организации по реализации мероприятий по подключению (технологическому присоединению) по индивидуальному проекту (Рип) и эффективной ставки налога на прибыль (Стэ * Нп).
При этом в силу пункта 18 Методических указаний, расходы, включаемые в расчет размера платы за подключение по индивидуальному проекту определяются на основании представленной ГРО сметной стоимости строительства, но не выше средних рыночных цен материалов (работ, услуг), необходимых для строительства газораспределительной сети в целях технологического присоединения.
При оценке заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Частью 4 статьи 198 АПК РФ установлено, что заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В силу части 2 статьи 117 АПК РФ заявитель вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если срок пропущен по уважительной причине, ходатайство подлежит удовлетворению. Отсутствие уважительных причин к восстановлению срока является основанием для отказа в удовлетворении ходатайства. Установление причин пропуска процессуального срока и их оценка находятся в компетенции суда, результаты их рассмотрения отражаются в решении арбитражного суда по делу.
Согласно части 1 статьи 115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных данным Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом.
Ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в арбитражный суд, в котором должно быть совершено процессуальное действие. Одновременно с подачей ходатайства совершаются необходимые процессуальные действия (подается заявление, жалоба, представляются документы и другое), в отношении которых пропущен срок (часть 3 статьи 117 АПК РФ).
Нормы АПК РФ не содержат перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить срок, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ, поэтому право установления наличия этих причин и их оценки по правилам статей 65 и 71 Кодекса принадлежит суду.
Признание тех или иных причин пропуска срока уважительными относится к компетенции суда, рассматривающего вопрос о восстановлении указанного срока, а возможность восстановления процессуального срока ставится законом в зависимость от усмотрения суда при наличии соответствующего ходатайства со стороны заявителя и мотивов обращения с таким ходатайством.
Нахождение представителя заявителя в командировке (отпуске), кадровые перестановки, отсутствие в штате организации юриста, смена руководителя (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные проблемы юридического лица, обратившегося с суд, исходя из правовой позиции, изложенной в пункте 34 постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 N 99 "О процессуальных сроках", пункте 15 постановление Пленума Верховного Суда Российский Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска процессуального срока.
В соответствии с частью 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Применительно к положениям АПК РФ в качестве уважительной причины пропуска такого срока может быть признано только наличие обстоятельств, не зависящих от заявителя, объективно препятствовавших ему своевременно обратиться в суд и имевших место в период, в течение которого подлежало совершению данное процессуальное действие.
Судом первой инстанции верно установлено, что предприниматель был уведомлен АО "Газпром газораспределение Тверь" о направлении заявления в РЭК об установлении платы за технологическое присоединение.
При этом 08.02.2023 предпринимателем подписано дополнительное соглашение к договору от 01.06.2021, в котором прямо указано, что размер платы за подключение определен в соответствии с приказом РЭК от 13.01.2023 N 1-нп.
Таким образом, не позднее подписания дополнительного соглашения от 08.02.2023 предпринимателю стало известно о названном приказе РЭК, следовательно установленный статьей 198 АПК РФ трехмесячный срок для обращения в суд истек не позднее мая 2023 года.
С заявлением в суд предприниматель обратился 11.07.2023, то есть с пропуском установленного процессуального срока.
В обоснование заявленного ходатайства о восстановлении процессуального срока предприниматель указал на получение от АО "Газпром газораспределение Тверь" дополнительного соглашения N 3 с изменением платы за подключение на основании приказа РЭК от 28.04.2023 N 54-нп.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 17.03.2010 N 6-П, на судебной власти лежит обязанность по предотвращению злоупотребления правом на судебную защиту со стороны лиц, требующих восстановления пропущенного процессуального срока при отсутствии к тому объективных оснований. Произвольное восстановление процессуальных сроков противоречило бы целям их установления, и нарушало бы баланс интересов сторон.
В данном случае доводы заявителя не свидетельствуют о наличии объективных препятствий своевременному обращению в суд с заявлением об оспаривании приказа N 1-нп.
Фактически отсутствие своевременного обращения в суд обусловлено не какими-либо объективными препятствиями, а субъективной правовой позицией заявителя, выразившейся в его бездействии в реализации права на судебную защиту.
В рассматриваемой ситуации выбор момента предъявления своих требований обусловлен исключительно волеизъявлением заявителя, а не какими-либо не зависящими от него обстоятельствами.
Иного в материалах дела не усматривается.
При таких обстоятельствах, а также учитывая значительный период пропуска процессуального срока, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения ходатайства заявителя о восстановлении пропущенного срока обращения в суд с требованиями об оспаривании приказа N 1-нп и отклонил данное ходатайство.
Пропуск срока на подачу заявления и отказ в его восстановлении является самостоятельным достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным приказа РЭК N 1-нп, что отвечает требованиям статьи 9 АПК РФ и принципу правовой определенности.
Также суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для признания недействительным приказа РЭК N 54-нп.
В рассматриваемом случае основанием для установления платы за подключение по индивидуальному проекту являлось проведение мероприятий по пересечению водных преград в процессе строительства газопровода от точки подключения на магистральном газопроводе до точки присоединения газоиспользующего оборудования заявителя на границе его земельного участка.
РЭК приняты к учету следующие затраты, утвержденные приказом N 1-нп:
N п/п |
Показатели |
Расходы, тыс. руб. (без учета НДС) |
1 |
Расходы на разработку проектной документации |
1 374,928 |
2 |
Расходы на выполнение технических условий, в т.ч.: |
1 420,876 |
2.1 |
Строительство (реконструкция) стальных газопроводов: |
0,000 |
2.1.1 |
Ст51 - 100 мм |
0,000 |
2.2 |
Строительство (реконструкция) полиэтиленовых газопроводов: |
1 420,876 |
2.2.1 |
ПЭ 109 мм и менее |
1 420,876 |
2.3 |
Строительство пунктов редуцирования газа |
0,000 |
2.3.1 |
не требуется |
0,000 |
2.4 |
Строительство (реконструкция) систем электрохимической (катодной) защиты: |
0,000 |
2.4.1 |
до 1 кВт |
0,000 |
3 |
Расходы, связанные с осуществлением фактического подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства Заявителя к сети газораспределения и проведением пуска газа |
9,742 |
4 |
Расходы, связанные с мониторингом выполнения Заявителем технических условий |
1,841 |
5 |
Эффективная ставка налога на прибыль |
20% |
6 |
Налог на прибыль |
698,951 |
7 |
Всего с налогом на прибыль |
3 506,339 |
Позиции 3 и 4 таблицы рассчитаны в соответствии с приказом РЭК от 29.12.2021 N 579-нп "Об утверждении размера стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям АО "Газпром газораспределение Тверь" на 2022 год" (ставки С7.2. и С7.1 соответственно для полиэтиленовых газопроводов, в которые будет осуществляться врезка сети заявителя, с давлением до 0,6 МПа и диаметром 109 мм и менее, с учетом планового индекса потребительских цен по прогнозу Минэконома России ИПЦ2023 в размере 1,04).
Приказом N 54-нп к учету приняты следующие затраты:
N п/п |
Показатели |
Расходы, тыс. руб. (без учета НДС) |
1 |
Расходы на разработку проектной документации |
1 511,555 |
2 |
Расходы на выполнение технических условий, в т.ч.: |
3 280,890 |
2.1 |
Строительство (реконструкция) стальных газопроводов: |
0,000 |
2.1.1 |
Ст51 - 100 мм |
0,000 |
2.2 |
Строительство (реконструкция) полиэтиленовых газопроводов: |
3 280,890 |
2.2.1 |
ПЭ 109 мм и менее |
3 280,890 |
2.3 |
Строительство пунктов редуцирования газа |
0,000 |
2.3.1 |
не требуется |
0,000 |
2.4 |
Строительство (реконструкция) систем электрохимической (катодной) защиты: |
0,000 |
2.4.1 |
до 1 кВт |
0,000 |
3 |
Расходы, связанные с осуществлением фактического подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства Заявителя к сети газораспределения и проведением пуска газа |
15,420 |
4 |
Расходы, связанные с мониторингом выполнения Заявителем технических условий |
1,207 |
5 |
Эффективная ставка налога на прибыль |
20% |
6 |
Налог на прибыль |
1 198,111 |
7 |
Всего с налогом на прибыль |
6 007,183 |
Позиции 3 и 4 таблицы также рассчитаны в соответствии с приказом РЭК от 28.11.2022 N 505-нп "Об утверждении размера стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям АО "Газпром газораспределение Тверь" на 2023 год" (ставки С7.2 и С7.1 соответственно для полиэтиленовых газопроводов, в которые будет осуществляться врезка сети заявителя, с давлением до 0,6 МПа и диаметром 109 мм и менее, с учетом планового индекса потребительских цен по прогнозу Минэконома России ИПЦ2024 в размере 1,047).
При проведении строительство АО "Газпром газораспределение Тверь" указало на обнаружение подземных коммуникаций, отсутствовавших на планшетах администрации г. Твери, с которой согласовывалась проектная документация, что послужило основанием для изменения способа прокладки газопровода.
Данные обстоятельства фактической необходимости корректировки размера платы за подключение предприниматель не опроверг.
Пресекательный характер срока, указанного в пункте 81 Правил подключения, в данной норме не усматривается.
Суд первой инстанции на основании пункта 26.18 Основных положений, согласно которому при определении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям учитываются средства для компенсации расходов газораспределительной организации на строительство объектов газораспределительных сетей от существующих объектов газораспределительных сетей до присоединяемых объектов, пришел к верному выводу о том, что АО "Газпром газораспределение Тверь" имело право обратиться за корректировкой размера платы в случае существенного удорожания мероприятий по договору о технологическом присоединении, связанных с невозможностью выполнения проектного решения и как следствие, вынужденными изменениями незавершенного индивидуального проекта.
Основанием для установления платы по индивидуальному проекту в обоих случаях были мероприятия по пересечению водной преграды в процессе строительства газопровода от точки подключения на магистральном газопроводе до точки присоединения газоиспользующего оборудования заявителя на границе его земельного участка.
Увеличение размера платы обусловлено необходимостью установления публичного сервитута и существенными изменениями способа прокладки газопровода: в первоначальном варианте открытым траншейным способом выполнялся участок 145,2 м и закрытым способом 4 участка общей протяженностью 190,8 м методом прессово-шнекового бурения с расширением продавливанием; в окончательном варианте открытым траншейным способом выполнялся участок 14,8 м, и закрытым способом 6 переходов общей протяженностью 307,8 м методом горизонтально-направленного бурения с поэтапным расширением.
АО "Газпром газораспределение Тверь" при обращении в РЭК представлена проектно-сметная документация, соответствующая требованиям законодательства.
РЭК в соответствии с положениями Методических указаний проведена экспертиза расчетных и обосновывающих документов, представленных АО "Газпром газораспределение Тверь" в целях установления экономически обоснованной величины платы за технологическое присоединение. С учетом результатов экспертизы, оспариваемыми приказами РЭК установлена величина платы за технологическое присоединение.
Размер затрат АО "Газпром газораспределение Тверь" предпринимателем не опровергнут.
Так, РЭК установлены следующие фактически понесенные на момент утверждения платы затраты ГРО:
Наименование вида расходов |
Подтверждающие документы* |
Сумма, тыс. руб., без НДС |
Согласование проекта (МУП ЖЭК) |
Счет и счет-фактура от 02.09.2022 N 3423 МУП "ЖЭК" |
0,708 |
План спасательных работ |
Отчет "План спасательных работ", договор ТОГ-УПР-Р-00718 с ООО "ТЕРРА", акт от 06.09.2022 N 9 и счет от 06.09.2022 N 41 |
7,560 |
Схемы обременения |
Договор ТОГ-УПР-Р-00804 с ООО "ГАММА", акт от 14.12.2022 N 572, счет от 14.12.2022 N 580, акт от 27.12.2022 N 627, счет от 27.12.2022 N 643. |
(15,0 + 25,0) |
Независимая оценка |
Договор от 21.03.2022 ТОГ-УПР-Р-00088 с ООО "Мастер Групп", акт и счет от 25.03.2023 N 28 |
3,508 |
Проектные работы (хозспособ) |
Проект 161-22 (разделы ИЛО, ПОС, ППО, ТКР, ПЗ), акты списания затрат на капительные вложения по работам, выполненным хозяйственным способом: от 30.09.2021 N 5996, от 28.02.2022 N 12646, от 28.02.2022 N 11401, от 29.07.2022 N 21818, от 31.07.2022 N 23966 |
(9,112 + 218,202 + 39,141, + 29,937 + 39,366) |
Составления перечня мероприятий по ООС |
Договор от 13.05.2021 ТОГ-УПР-Р-00165 с ИП Волхов Д.А., акт и счет от 03.11.2022 N 11/22, раздел 6 проекта 161-22-ООС |
22,876 |
Оценка воздействия на биоресурсы |
Договор от 14.07.2020 N ТОГ-УПР-Р-00247 с ИП Шайкина О.А., акт от 02.11.2022 N 35 и счет от 02.11.2022 N 53 |
42,410 |
Рыбохозяйственые характеристики |
Договор от 14.07.2020 N ТОГ-УПР-Р-00247 с ИП Шайкина О.А., акт от 02.11.2022 N 34 и счет от 02.11.2022 N 52 |
15,470 |
Инженерные изыскания |
Договор от 23.08.2021 ТОГ-УПР-Р-00461 с ООО "ГАММА", акт от 13.09.2021 N 292, технические отчеты об инженерных изысканиях: 2135-ИГДИ, 2135-ИГИ, 2135-ИГМИ и 2135-ИЭИ |
(48,517 + 342,891 + 86,952 + 133,226) |
Всего расходов на разработку проектной документации: |
1 079,876 |
Поименованные в таблице подтверждающие документы представлены в материалы дела.
Сведения об экономическом обосновании расходов, включаемых в состав платы, по первоначальному и окончательному индивидуальному проекту, представлены РЭК в виде таблицы:
Наименование вида расходов |
Экономическое обоснование |
Приказ N 1-нп |
Приказ N 54-нп |
Разбивка трассы |
Сметы 01-01 по расценкам Справочника базовых цен на инженерные изыскания для строительства "Инженерно-геодезические изыскания" (утв. постановлением Госстроя РФ от 23.12.2003 N 213) |
1,102 |
2,699 |
Публичный сервитут |
Отчеты об определении рыночной стоимости права ограниченного пользования частью чужого земельного участка от 25.03.2023 N N 11/03/01-23 и 11/03/03-23 независимого оценщика ООО "Мастер Групп" |
- |
330,460 |
Проведение археологических исследований |
По прейскуранту рамочного договора ТОГ-УПР-Р-00110 с ООО "ТЕРРА" с учетом площади обследуемой территории |
283,924 |
100,258 |
Газопровод среднего давления (ПЭ) |
Сметы 02-01 по расценкам сборника ФЕР-2020 |
1 319,546 |
3 098,647 |
Технический план |
Сметы 09-01 по расценкам Сборника цен и общественно необходимых затрат труда (ОНЗТ) на изготовление проектной и изыскательской продукции землеустройства, земельного кадастра и мониторинга земель. Утвержден приказом Роскомзема от 28.12.1995 N 70 с учетом коэффициента оптимизации затрат. |
16,160 |
15,976 |
План охранной зоны |
Сметы 09-02 по расценкам Сборника цен и общественно необходимых затрат труда (ОНЗТ) на изготовление проектной и изыскательской продукции землеустройства, земельного кадастра и мониторинга земель. Утвержден приказом Роскомзема от 28.12.1995 N 70 с учетом коэффициента оптимизации затрат. |
22,831 |
22,462 |
Дополнительные затраты при производстве СМР в зимнее время 2,3% |
Приказ Минстроя России от 25.05.2021 N 325/пр, прил. 1, п. 76 |
30,350 |
71,269 |
Строительный контроль 2,14% |
Постановление Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 468 |
28,888 |
67,836 |
Госпошлина на регистрацию земельного участка |
статья 333.33 пункт 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации |
2,0 |
2,0 |
Исполнительная съемка |
Смета 12-01 по расценкам Справочника базовых цен на инженерные изыскания для строительства "Инженерно-геодезические изыскания" (утв. постановлением Госстроя РФ от 23.12.2003 N 213) |
12,136 |
0,961 |
Всего расходов на разработку проектной документации: |
296,06 |
431,679 |
|
ВСЕГО (Расходов на строительство): |
1 420,876 |
3 280,890 |
Документы, подтверждающие экономическое обоснование расходов, представленные с заявлением АО "Газпром газораспределение Тверь", представлены РЭК в материалы дела.
Рамочный договор ТОГ-УПР-Р-00110 с ООО "ТЕРРА" заключен по результатам открытых конкурсных процедур, расчет услуг выполнен по Сборнику цен на научно-проектные работы по памятникам истории и культуры, СЦНРП-91, утвержденному приказом Министерства культуры СССР от 05.11.1990 N 321.
Расходы, приведенные в указанных таблицах, признаны РЭК обоснованными и экономически оправданными.
Физические объемы в сметах 01-01, 02-01, 09-01, 09-02 и 12-01 соответствуют проектным решениям, технологии производства работ, принятой в проектной документации, составу работ, спецификации материалов и оборудования, нормативам расхода строительных ресурсов.
Доказательств иного материалы дела не содержат.
Оснований для сомнений в достоверности сведений, отраженных в представленных сметах, в материалах дела не усматривается. Конкретные показатели смет заявителем не опровергнуты.
На какие-либо нарушения АО "Газпром газораспределение Тверь" при формировании сметной документации предприниматель не ссылается.
Доводы заявителя сводятся к несогласию с размером утвержденной РЭК платы за подключение по мотиву превышения средних рыночных цен материалов (работ, услуг), необходимых для строительства газораспределительной сети в целях технологического присоединения, и основаны на представленных предпринимателем коммерческих предложениях, а также заключениях ООО "Центр оценки", ООО "Группа компаний эксперт" и ООО "Бюро независимых экспертиз".
Вместе с тем, как верно отметил суд первой инстанции, представленные заявителем коммерческие предложения на буровые работы, на отраженную в которых стоимость указал предприниматель, не содержат полной информации о том, что именно соответствующие работы включают в себя, не указывают метод бурения, являющийся основным в определении стоимости и качества работ. Таким образом, содержание указанных коммерческих предложений не позволяет соотнести отраженную в них стоимость со стоимостью соответствующих работ с учетом их объема, принятой РЭК при утверждении платы за подключение объекта потребителя.
Представленные предпринимателем заключения специалистов достоверным и достаточным доказательством указанных в них обстоятельств не являются, соответствующие специалисты в таком качестве либо в качестве экспертов судом не привлекались, об ответственности за дачу ложного заключения не предупреждались. Исходя из буквальной формулировки поставленных в заключениях на разрешение специалистов вопросов обоснованность утвержденной РЭК платы за подключение выводы специалистов не опровергают, при этом в содержании заключений усматривается формулирование выводов специалистов на основании представленных заявителем коммерческих предложений, в содержании которых, как указано выше, не отражено полной информации о том, что именно они включают в себя заявленные работы, не отражен метод бурения, являющийся основным в определении стоимости и качества работ.
Оснований полагать указанную в заключениях специалистов стоимость соответствующих работ в качестве рыночной стоимости не имеется.
Вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении ходатайства заявителя о назначении по делу судебной экспертизы, что отражено в протоколах соответствующих судебных заседаний в первой инстанции.
При оценке аналогичного ходатайства, заявленного в ходе рассмотрения апелляционной жалобы, апелляционной коллегией учтено, что заявленные формулировки вопросов, подлежащих постановке перед экспертом, не свидетельствуют о том, что результаты судебной экспертизы могут опровергнуть обоснованность утвержденной РЭК платы за подключение, поскольку предполагают определение стоимости строительства на основании названных выше коммерческих предложений и представленных заявителем договоров с его контрагентами. Вместе с тем вопросы правового характера, выяснение и оценка которых применительно к предмету настоящего спора и представленными доказательствам находится в исключительной компетенции суда, рассматривающего дело, не могут быть поставлены перед экспертом. Ввиду изложенного на основании статьи 82 АПК РФ в удовлетворении ходатайства предпринимателя о назначении по делу судебной экспертизы апелляционным судом отказано.
Доказательств необоснованности принятого РЭК размера расходов на подготовку проекта, в том числе с учетом индивидуального характера проекта подключения, заявителем в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено. Само по себе приобретение заявителем проекта иного содержания по меньшей стоимости обоснованность затрат ГРО не опровергает.
При оценке доводов заявителя суд первой инстанции правомерно принял во внимание, что исходя из пункта 4 статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.
Источником официальной информации о ценах в строительстве является Федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве, созданная в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2016 N 959 (далее - ФГИС ЦС).
РЭК установлено, что базовые цены отдельных строительных работ из рассматриваемого проекта применены из сборников N 4 "Скважины" (ФЕР 81-02-04-2001), N 22 "Водопровод - наружные сети" (ФЕР 81-02-22-2001), N 24 "Теплоснабжение и газопроводы - наружные сети" (ФЕР 81-02-24-2001) федерального реестра сметных нормативов. Базовые цены на материалы взяты из Федерального сборника сметных цен 81-01-2001.
Все сборники утверждены приказом Минстроя России от 26.12.2019 N 876/пр, внесены в Федеральный реестр сметных нормативов, размещены на портале ФГИС ЦС и официальном сайте Минстроя России, и представляют собой государственные сметные нормативы.
Федеральные единичные расценки на строительные и специальные строительные работы (ФЕР) предназначены для определения затрат при выполнении строительных работ и составления на их основе сметных расчетов (смет) на производство указанных работ.
В соответствии с пунктом 66 Методики определения сметной стоимости строительства с применением федеральных единичных расценок и их отдельных составляющих, утвержденной приказом Минстроя России от 08.08.2022 N 648/пр, единичные расценки разработаны на основе принципа усреднения, исходя из условий применения прогрессивных и рациональных методов организации строительного производства с использованием современных строительных машин и механизмов, материальных ресурсов и (или) оборудования, необходимого перечня и количества строительных ресурсов для обеспечения безопасности и потребительских свойств создаваемой продукции, и не подлежат корректировке при их применении.
Индексы изменения сметной стоимости строительства, рассчитываемые по методике, утвержденной приказом Минстроя России от 05.06.2019 N 326/пр, в качестве источника данных используют отчетность Федеральной службы государственной статистики по ценам на ресурсы в целом по Российской Федерации и уполномоченных федеральных и региональных органов власти по среднемесячной зарплате рабочих по регионам. Таким образом, индексы изменения сметной стоимости строительства, как и сами нормативы по своей природе являются усредненными рыночными показателями.
Переход с базовых цен на текущие цены рассчитан по индексам на 1 квартал 2023 года, установленных для Тверской области письмом Минстроя России от 23.02.2023 N 9791-ИФ/09. При расчете использованы индекс для расчета средней заработной платы рабочих в регионе, индекс средней стоимости эксплуатации машин в регионе и индекс изменения стоимости материалов в регионе.
Процедура утверждения платы за подключение в соответствии с Методическими указаниями не предполагает маркетинговых исследований рынка. Плата устанавливается органом регулирования на основании закрытого перечня документов (пункт 16 Методических указаний).
Материалами дела не подтверждено нарушение РЭК при утверждении размера платы за подключение положений названных выше нормативных актов.
Ввиду изложенного, суд первой инстанции верно заключил об отсутствии установленных статьей 201 АПК РФ оснований для удовлетворения заявленных требований.
Несогласие заявителя с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, иная оценка апеллянтом фактических обстоятельств дела не являются правовым основанием для отмены или изменения судебного акта.
Поскольку судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 30 января 2024 года по делу N А66-10042/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Тягина Игоря Ивановича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Болдырева |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-10042/2023
Истец: ИП Тягин Игорь Иванович
Ответчик: Главное управление "Региональная энергетическая комиссия"
Третье лицо: АО "ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТВЕРЬ", Прокуратура Тверской области