г. Санкт-Петербург |
|
30 мая 2024 г. |
Дело N А56-79750/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 мая 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Третьяковой Н.О.
судей Згурской М.Л., Титовой М.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Колосовым М.А.
при участии:
от заявителя: Чащина И.К. по доверенности от 01.01.2024
от заинтересованного лица: Дмитриев Ю.Г. по доверенности от 21.12.2023
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-6376/2024, 13АП-8049/2024) конкурсного управляющего ООО "Ингерман" Клейменева А.С., Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.02.2024 по делу N А56-79750/2023, принятое
по заявлению конкурсного управляющего ООО "Ингерман" Клейменева А.С.
к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
об обязании, об оспаривании действий
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Ингерман" в лице конкурсного управляющего Клейменова А.С. (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - Отделение), выразившихся в отказе от предоставления запрошенных конкурсным управляющим в запросе от 24.04.2023 N 219-23-53417 сведений и об обязании устранить нарушение законных прав конкурсного управляющего ООО "Ингерман" и представить запрошенные им сведения.
Решением суда от 06.02.2024 заявление Общества удовлетворено частично: суд обязал Отделение в течение 15 рабочих дней с даты вступления решения суда по настоящему делу в законную силу предоставить конкурсному управляющему ООО "Ингерман" сведения о работниках ООО "Ингерман" за период 2018.2019. В остальной части заявления отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, стороны обжаловали его в апелляционном порядке.
По мнению Общества, суд необоснованно отказал в удовлетворении заявления в части признания незаконными действий Отделения по отказу в предоставлении сведений, поскольку положения Закона о банкротстве являются специальными по отношению к нормам Закона о персональных данных, а значит, имеют приоритет в применении. Положениями статьи 20.3 Закона о банкротстве предусмотрена обязанность государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами представлять запрошенные арбитражными управляющими сведения.
По мнению Отделения, суд необоснованно возложил на Отделения обязанность по предоставлению сведений о работниках Общества, поскольку данные сведения являются конфиденциальной информацией; Закон о банкротстве не обязывает страховщика и оператора персональных данных предоставлять запрошенные документы и сведения, содержащие персональные данные физических лиц, в адрес конкурсного управляющего по его запросу.
В судебном заседании представители Общества и Отделения поддержали доводы, приведенные в апелляционных жалобах.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.05.2022 по делу N А56-53417/2021 ООО "Ингерман" признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев, до 17.11.2022.
24.04.2023 конкурсный управляющий Общества обратился в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области с запросом N 219-23-53417, в котором просил представить сведения о застрахованных лицах ООО "Ингерман", формы СЗВ-СТАЖ, СЗВ-М и СЗВ-ТД за 2018-2019.
Письмом от 05.05.2023 N 78-22/185306 Отделение отказало конкурсному управляющему в представлении запрошенных им сведений о работниках ООО "Ингерман" со ссылкой на отсутствие у Отделения такой обязанности ввиду конфиденциальности таких сведений.
Считая действия Отделения незаконными, Общество в лице конкурсного управляющего обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, придя к выводу, что реализация положений Закона о банкротстве не предполагает права арбитражного управляющего на получение персональных сведений о работниках организации, прямо не перечисленных в статье 20.3 Закона о банкротстве от каких-либо лиц в отсутствие соответствующего судебного акта об обязании их предоставления, отказал Обществу в удовлетворении заявления о признании незаконными действий Отделения по отказу в предоставлении сведений. Вместе с тем, с учетом введенной в отношении Общества процедуры конкурсного производства и положений части 7 статьи 66 АПК РФ, суд обязал Отделение предоставить конкурсному управляющему сведения о работниках Общества.
Апелляционная инстанция, выслушав мнение представителей сторон, изучив материалы дела и оценив доводы жалоб, пришла к следующему
Согласно абзацу седьмому пункта 1 статьи 20.3 Закона о банкротстве арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право запрашивать необходимые сведения о должнике, о лицах, входящих в состав органов управления должника, о контролирующих лицах, о принадлежащем им имуществе (в том числе имущественных правах), о контрагентах и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органов местного самоуправления, включая сведения, составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну.
В рассматриваемом случае конкурсный управляющий Общества обратился в Отделение за предоставлением сведений в отношении работников (застрахованных лиц) формы СЗВ-СТАЖ, СЗВ-М, СЗВ-ТД за 2018-2019.
В соответствии с абзацем пятым статьи 4 Закона N 27-ФЗ одним из принципов организации индивидуального (персонифицированного) учета является использование сведений о зарегистрированных лицах, которыми располагают органы Пенсионного фонда Российской Федерации, для целей пенсионного обеспечения, обязательного медицинского страхования и обязательного социального страхования, предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций.
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона N 27-ФЗ на территории Российской Федерации на каждого гражданина Российской Федерации, а также на каждого иностранного гражданина и каждое лицо без гражданства, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет, имеющий постоянный страховой номер.
При этом в силу пункта 8 статьи 6 Закона N 27-ФЗ сведения, содержащиеся в индивидуальных лицевых счетах, относятся к информации, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности.
Статьей 17 Закона N 27-ФЗ определено, что руководители, а также другие должностные лица органов Пенсионного фонда Российской Федерации и иных государственных внебюджетных фондов, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, страхователей, участвующих в соответствии с настоящим Федеральным законом в сборе, хранении, передаче и использовании сведений, содержащихся в индивидуальных лицевых счетах, обязаны обеспечить соблюдение законодательства Российской Федерации по вопросам защиты информации, в отношении которой установлено требование об обеспечении конфиденциальности информации (персональных данных). Виновные в незаконном ограничении доступа к указанным сведениям или нарушении режима защиты информации несут ответственность в соответствии с уголовным, гражданским законодательством и законодательством об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 7 Закона N 152-ФЗ "О персональных данных" операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно статье 6 Закона N 152-ФЗ обработка персональных данных допускается при получении согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных или при наличии обстоятельств, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 названной статьи, в том числе при необходимости исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.
При таких обстоятельствах, учитывая, что положениями Закона N 27-ФЗ не предусмотрена возможность предоставления сведений, содержащихся в индивидуальных лицевых счетах, на основании запроса арбитражного управляющего, такая информация, содержащая персональные данные физического лица, в отсутствие согласия последнего на ее передачу может выдаваться арбитражному управляющему только на основании судебного акта об истребовании таких сведений и их выдачу арбитражному управляющему.
Аналогичный подход применительно к информации, содержащей персональные данные, изложен в определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.05.2022 N 305-ЭС21-24609 по делу N А40-198134/2020.
Таким образом, принимая во внимание, что на момент обращения конкурсного управляющего в Отделение с заявлением о предоставлении сведений, содержащихся в индивидуальных лицевых счетах, отсутствовал судебный акт, которым были истребованы соответствующие сведения, у Отделения отсутствовали законные основания для предоставления испрашиваемых сведений.
Более того, в рассматриваемом случае конкурсным управляющим запрошены сведения о всех застрахованных должником лицах, а не о лицах, прямо поименованных в абзаце седьмом пункта 1 статьи 20.3 Закон N 127-ФЗ (лица, входящие в состав органов управления должника; лица, контролирующие должника). Круг лиц, предусмотренный данной нормой, в отношении которых конкурсный управляющий вправе запрашивать необходимые сведения, носит исчерпывающий характер и не допускает расширительного толкования.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требования в части признания незаконными действий Отделения по отказу в предоставлении сведений, в связи с чем, апелляционная жалоба конкурсного управляющего Общества не подлежит удовлетворению.
Исходя из разъяснений, содержащихся в абзаце 3 пункта 47 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве", в случае отказа или уклонения указанных лиц от передачи документов и ценностей арбитражному управляющему он вправе обратиться в суд, рассматривающий дело о банкротстве, с ходатайством об их истребовании по правилам частей 4 и 6 - 12 статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В определении об их истребовании суд указывает, что они должны быть переданы арбитражному управляющему; в случае неисполнения соответствующего судебного акта суд вправе выдать исполнительный лист, а также наложить на нарушивших свои обязанности лиц штраф (часть 9 статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 4 статьи 66 АПК РФ лицо, участвующее в деле и не имеющее возможности самостоятельно получить необходимое доказательство от лица, у которого оно находится, вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об истребовании данного доказательства.
Таким образом, конкурсный управляющий вправе реализовать свои права, в том числе на получение сведений, содержащих персональные данные физических лиц, являющихся конфиденциальной информацией, только в рамках дела о банкротстве, заявив соответствующее ходатайство в порядке статьи 66 АПК РФ.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания при рассмотрении настоящего дела, по правилам главы 24 АПК РФ, для возложения на Отделение обязанности по предоставлению конкурсному управляющему сведений о работниках Общества, в связи с чем, решение суда в указанной части подлежит отмене.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.02.2024 по делу N А56-79750/2023 отменить в части обязания Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в течение 15 рабочих дней с даты вступления решения суда по настоящему делу в законную силу предоставить конкурсному управляющему общества с ограниченной ответственностью "Ингерман" сведения о работниках общества с ограниченной ответственностью "Ингерман" за период с 2018 по 2019 годы.
В указанной части в удовлетворении заявления отказать.
В остальной части решение суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.02.2024 по делу N А56-79750/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.О. Третьякова |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-79750/2023
Истец: ООО "Лексадмин" представитель заявителя, ООО к/у "ИНГЕРМАН" - Клеймёнов Антон Сергеевич
Ответчик: ИП Терентьев Андрей Владимирович, ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ