г. Москва |
|
30 мая 2024 г. |
Дело N А41-22494/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 мая 2024 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Погонцева М.И., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Лилицким Г.Ю.,
при участии в судебном заседании:
от ИП Беликова М.Г.: Сиденко П.П., по доверенности от 09.06.2021;
от АО "Консалт-Инвест": Никитин А.Д., по доверенности от 15.02.2023;
от Администрации городского округа Химки Московской области: не явились, извещены;
от Министерства имущественных отношений Московской области: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Химки Московской области на Решение Арбитражного суда Московской области от 05.06.2023 по делу N А41-22494/23 по заявлению АО "Консалт-Инвест", индивидуального предпринимателя Беликова Михаила Геннадиевича к Администрации городского округа Химки Московской области, третье лицо: Министерство имущественных отношений Московской области, о признании незаконным Решения.
УСТАНОВИЛ:
АО "Консалт-Инвест", индивидуальный предприниматель Беликов Михаил Геннадиевич обратились в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Химки Московской области с требованием о признании незаконным Решения от 28.02.2023 NoР001- 6828717867-68385770 об отказе в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов" в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:10:0060216:72, общей площадью 11 300 кв.м., находящийся по адресу: Московская область, г.о. Химки, мкр. Сходня, ул. Горная, обязании.
Решением Арбитражного суда Московской области от 05.06.2023 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Администрация городского округа Химки Московской области обжаловала его в апелляционном порядке.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Московской области проверены в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители истцов поддержали доводы, изложенные в отзывах на апелляционную жалобу и просил решение Арбитражного суда Московской области оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица участвующие в деле и надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
Апелляционная жалоба рассматривается в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие иных представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru и не заявивших о его отложении, в соответствии с частью 1 статьи 266 и частью 3 статьи 156 АПК РФ.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, апелляционную жалобу, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, Десятый арбитражный апелляционный суд полагает обжалуемое решение подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, Беликову Михаилу Геннадиевичу, принадлежит:
- Здание с кадастровым номером 50:10:0060205:226, назначение - нежилое, наименование - здание производственного цеха, площадь 1 259,9 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: РФ, Московская область, г.о. Химки, г. Химки, микрорайон Сходня, ул. Горная, дом 19А.
Акционерному обществу "Консалт-Инвест, принадлежат:
- Здание, с кадастровым номером 50:10:0060205:225, назначение - Жилой дом, наименование, Общежитие, площадь 813,1 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: РФ, Московская область, г.о. Химки, г. Химки, микрорайон Сходня, ул. Горная, дом 23В;
- Здание, с кадастровым номером 50:10:0060205:224, назначение - Жилой дом, Общежитие, площадь 562,4 кв.м, адрес (местонахождение) объекта: РФ, Московская область, г.о. Химки, г. Химки, микрорайон Сходня, ул. Горная, дом 23Д;
- Здание, с кадастровым номером 50:10:0060205:223, назначение - Нежилое Здание, наименование - Здание общежития, площадь 814,3 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: РФ, Московская область, г.о. Химки, г. Химки, микрорайон Сходня, ул. Горная, дом 23Г;
- Здание, назначение - Нежилое Здание, наименование - Здание общежития, площадь кв.м., инв.N 311:090- 10698/А, адрес (местонахождение) объекта: РФ, Московская область, г.о. Химки, г. Кимки, микрорайон Сходня, ул. Горная.
Заявители арендуют земельный участок на основании договора аренды земельного участка N 71 от 23.01.2001 на 49 лет, соглашения о частичной передаче прав и обязанностей от 28.09.2021, из расчета: АО "Консалт-Инвест" - в отношении площади 3 806,36 кв.м и ИП Беликов М.Г. - в отношении площади 7 493,64 кв.м.
02.02.2023 АО "Консалт-Инвест" и индивидуальный предприниматель Беликов Михаил Геннадиевич обратились в Администрацию городского округа Химки Московской области с заявлением NP001-6828717867-68385770 о предоставлении земельного участка, кадастровый номер 50:10:0060216:72, общей площадью 11 300 кв. м (далее - Земельный участок), находящийся по адресу: Московская область, г.о. Химки, мкр. Сходня, ул. Горная, в собственность за плату без проведения торгов.
Решением Администрации от 13.09.2022 N Р001-2161177417-62650739 в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов" отказано.
В качестве причины отказа указано: "Отсутствие прав Заявителя на объект капитального строительства, расположенный на земельном участке; Установленный вид разрешенного использования земельного участка, не соответствует его фактическому использованию; Предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается; Недостижение цели, для которой земельный участок предоставлялся в аренду; Расположение на испрашиваемом земельном участке объекта капитального строительства, зарегистрированного в ЕГРН без разрешения на строительство, разрешения на ввод в эксплуатацию (в случаях, если законом прямо предусмотрено получение таких разрешений) или зарегистрированного в ЕГРН на основании декларации (в случаях, если законом прямо не предусмотрена такая регистрация)".
Разъясняя причины отказа в предоставлении услуги, Администрация пояснила следующее: "Согласно акту осмотра на земельном участке расположено 5 объектов. Однако, сведения представлены только о четырех объектах с кадастровыми номерами: 50:10:0060205:223, 50:10:0060205:224, 50:10:0060205:225, 50:10:0060205:226. Сведения о правах других объектов отсутствуют, а также разрешительная документация на строительство. Дополнительно сообщаем, здания с кадастровыми номерами 50:10:0060205:223, 50:10:0060205:224, 50:10:0060205:225, 50:10:0060205:226 не имеют привязку к земельному участку. Кроме того, за указанной услугой обратились не все собственники объектов капитального строительства, расположенных на данном земельном участке; Назначение объектов, расположенных на земельном участке, не соответствуют виду разрешенного использования земельного участка. Согласно акту осмотра визуально определить деятельность на земельном участке не представляется возможным; В связи с имеющимися ограничениями земельного участка предоставление земельного участка в собственность не предоставляется возможным; Отсутствие подтверждения фактического использования земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования; Отсутствует разрешение на строительство, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, отсутствие иных документов, подтверждающих правомерность создания объекта капитального строительства для достижения цели предоставления земельного участка.".
На основании изложенного, Администрация рекомендовала использовать земельный участок с кадастровым номером 50:10:0060216:72 на праве аренды.
Не согласившись с указанным решением Администрации, заявители обратились в суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что приведенные в оспариваемом отказе доводы Администрации не являются основанием для отказа в выкупе земельного участка.
Между тем, суд первой инстанции не учел следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений ч. 1 ст. 198 и ч. 4 ст. 200 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие оспариваемых актов, решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя, а также незаконного возложения ими на заявителя обязанности, создающей иные препятствия для осуществления заявителем предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с указанными нормами права, предметом доказывания по настоящему делу является одновременное несоответствие оспариваемого решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя при осуществлении им предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Согласно статье 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Кодекса.
Пунктом 1 статьи 39.14 ЗК РФ установлен порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 ЗК РФ, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю.
Пунктом 5 части 1 статьи 1 Земельного кодекса определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения не имеет право на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11).
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В силу пункту 5 статьи 39.20 ЗК РФ, для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, за исключением лиц, которые пользуются земельным участком на условиях сервитута для прокладки, эксплуатации, капитального или текущего ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий, сетей или имеют право на заключение соглашения об установлении сервитута в указанных целях, совместно обращаются в уполномоченный орган.
К числу оснований возникновения прав на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законодатель относит договор купли-продажи, в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (статья 39.1 названного Кодекса).
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Пунктом 5 указанной выше статьи предусмотрена обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта договора купли-продажи (подпункт 1 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации) либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 названного Кодекса, и направить принятое решение заявителю. В данном решении должны быть указаны все основания отказа (подпункт 3 пункта 5 статьи 39.17 названного Кодекса).
Статья 39.16 названного Кодекса содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Определением от 19 октября 2023 года Десятого арбитражного апелляционного суда по делу N А41-22494/23 назначена экспертиза, ее проведение поручено экспертам ООО "Независимая экспертиза РОСТО" (141207, Россия, Московская область, г.Пушкино, Писаревский пр-д, д.5, лит.Б, оф.209, 210) Климовой М.В. и Целыковскому Е.С. Производство по делу N А41-22494/23 приостановлено до получения заключения эксперта.
Перед экспертами были поставлены следующие вопросы:
1.Какие объекты недвижимости находятся на земельном участке с кадастровым номером 50:100060216:72?
2.Соответствуют ли находящиеся на земельном участке с кадастровым номером 50:100060216:72 объекты недвижимости сведениям в отношении зданий с кадастровыми номерами 50:10:0060205:223, 50:10:0060205:224, 50:10:0060205:225, 50:10:0060205:226 (являются ли таковыми)?
3.Имеются ли на земельном участке с кадастровым номером 50:100060216:72 иные объекты недвижимости, помимо упомянутых в вопросе N 2? Являются ли такие объекты капитальными?
4.Какова площадь земельного участка, необходимая для эксплуатации установленных объектов недвижимости (отдельно упомянутых в вопросе N 2 и отдельно вместе с объектами по вопросу N 3) в соответствии с их назначением, расположенных в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 50:100060216:72?
В материалы дела поступило экспертное заключение согласно которому:
По вопросу N 1. На территории исследуемого земельного участка расположено одиннадцать объектов недвижимости:
- с к.н. 50:10:0060205:226 - здание производственного цеха;
- с к.н. 50:10:0060205:223 - здание общежития;
- с к.н. 50:10:0060205:225 - здание общежития;
- с к.н. 50:10:0060205:224 - здание общежития;
- общежитие;
- КПП;
- навес;
- фундамент;
- площадка под хранение контейнеров;
- навес;
- КПП.
По вопросуN 2. Объекты недвижимости, находящиеся на земельном участке с кадастровым номером 50:10:0060216:72, соответствуют сведениям в отношении зданий с кадастровыми номерами 50:10:0060205:223, 110:0060205:224, 50:10:0060205:225, 50:10:0060205:226 и являются таковыми.
По вопросуN 3. Помимо зданий с кадастровыми номерами 50:10:0060205:223, 50:10:0060205:224, 50:10:0060205:225, 50:10:0060205:226, на земельном участке с кадастровым номером 50:10:0060216:72 также расположены следующие объекты:
-здание общежития;
- КПП;
- навес;
- фундамент;
- площадка под контейнеры;
- навес;
- КПП.
Среди перечисленных объектов, которые располагаются на земельном участке с кадастровым номером 50:10:0060216:72, и помимо упомянутых в вопросе N 2 капитальными являются:
- здание общежития;
- КПП;
- Фундамент;
- площадка под контейнеры;
- навес.
По вопросуN 4. Произведенным исследованием установлено, что площадь земельного участка, необходимая для эксплуатации объектов недвижимости с кадастровыми номерами - 50:10:0060205:223, 50:10:0060205:224, 50:10:0060205:225, 50:10:0060205:226, согласно их значению, отвечающему виду разрешенного использования земельного участка с к.н. 50:10:0060216:72, должна составлять минимум 10 000 кв.м.
При этом, площадь застройки здания с к.н. 50:10:0060205:223 составляет 286 кв.м., площадь застройки здания с к.н. 50:10:0060205:224 составляет 215 кв.м., площадь застройки- здания с к.н. 50:10:0060205:225 составляет 288 кв.м., площадь застройки здания с к.н. 50:10:0060205:226 составляет 1271 кв.м., что суммарно равно 2060 кв.м. и составляет 18% от площади земельного участка с к.н. 50:10:0060216:72, что отвечает требованиям территории (части территории) городского округа Химки Московской области.
Стоит отметить, что вышеописанные здания соединены проезжей частью и отстойно-разворотной площадкой. Площадь организованного дорожного покрытия вокруг строений, расположенных на исследуемом земельном участке составляет округленно - 1400 кв.м.
Ввиду того, что процент застройки объектами недвижимости без учета строений, описанных в вопросе N 3, земельного участка с к.н. 50:10:0060216:72 составляет 18%, при допустимых 50% и учитывая, что максимальный процент застройки не подлежит установлению, то эксперт считает площадь сформированного земельного участка с к.н. 50:10:0060216:72 равную 11 300 кв.м. необходимой и достаточной для размещения объектов недвижимости с кадастровыми номерами - 50:10:0060205:223, 50:10:0060205:224, 50:10:0060205:225, 50:10:0060205:226.
Экспертом отмечается, что процент застройки земельного участка, который меньше максимально допустимого процента застройки не является отрицательным фактором, поскольку с течением времени, а также с изменением требований, предъявляемых к зданиям и организациям, осуществляющим разного рода деятельность, собственникам данных зданий и предприятий необходимо совершать реконструкции, для усовершенствования зданий и технологических решений, в том числе с увеличением габаритов строений, а также необходимо совершать разного рода мероприятия по возведению сооружений, необходимых для современного и высококачественного функционирования.
Описанные объекты недвижимости - здание общежития, КПП, навес, фундамент, площадка под контейнеры, навес, являются вспомогательными по отношению к зарегистрированным зданиям - 50:10:0060205:223 - здание общежития, 50:10:0060205:224 - здание общежития, 50:10:0060205:225 - здание общежития, 50:10:0060205:226 - здание производственного цеха, а именно выполняют функции хранения и места складирования продукции, контроля пропуска на территорию при объектах, зоны отдыха и временного пребывания людей.
Произведенным исследованием установлено, что площадь земельного участка, необходимая для эксплуатации всех объектов недвижимости, расположенных на земельном участке с к.н. 50:10:0060216:72, должна составлять минимум 10 000 кв.м.
При этом площадь застройки здания с к.н. 50:10:0060205:223 составляет 286 кв.м., площадь застройки здания с к.н. 50:10:0060205:224 составляет 215 кв.м., площадь застройки здания с к.н. 50:10:0060205:225 составляет 288 кв.м., площадь застройки здания с к.н. 50:10:0060205:226 составляет 1271 кв.м., площадь застройки здания общежития составляет 348 кв.м., площадь застройки КПП составляет 19 кв.м., площадь застройки навеса составляет 18 кв.м., площадь застройки фундамента составляет 326 кв.м., площадь застройки площадки под контейнеры составляет 118 кв.м., площадь застройки навеса составляет 435 кв.м., площадь застройки КПП составляет 8 кв.м.
Что суммарно равно 3332 кв.м. и составляет 29% застройки от площади земельного участка с к.н. 50:10:0060216:72, что отвечает требованиям ПЗЗ территории городского округа Химки Московской области.
Площадь земельного участка, необходимая для эксплуатации объектов недвижимости с кадастровыми номерами - 50:10:0060205:223, 50:10:0060205:224, 50:10:0060205:225, 50:10:0060205:226, а также объектов - здание общежития, КПП, навес, фундамент, площадка под контейнеры, навес, КПП должна составлять минимум 10 000 кв.м., а ввиду того, что процент застройки всеми объектами недвижимости, расположенными на земельном участке с к.н. 50:10:0060216:72 составляет 29%, при допустимых 50% и учитывая что максимальный процент застройки не подлежит установлению, а также организация территории спланирована таким образом, что позволяет эффективно эксплуатировать размещенные на участка здания, то можно сделать однозначный вывод о том, что площадь земельного участка с к.н. 50:10:0060216:72, которая составляет 11 300 кв.м является необходимой и достаточной для размещения вышеуказанным объектов.
Апелляционный суд изучив представленное экспертное заключение по правилам статьи 71 АПК РФ оценивает его критически в отношении выводов о капитальности части находящихся на земельном участке объектов, а также о площади земельного участка, необходимой для эксплуатации объектов недвижимости.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.
Исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением, либо оформление на него права аренды (пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства").
Указанная правовая позиция изложена в постановлении Президиума ВАС РФ от 02.10.2012 года по делу N 5361/12.
В тоже время согласно статье 130 ГК РФ к недвижимым вещам отнесены земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В силу положений статей 273, 552 ГК РФ и статьи 35 ЗК РФ при передаче права собственности на недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования.
Исходя из смысла данных норм, объект недвижимого имущества, тесно связанный с землей, должен соответствовать следующим критериям:
- наличие полезных свойств, которые могут быть использованы независимо от земельного участка, на котором он находится;
- наличие полезных свойств, которые могут быть использованы независимо от других находящихся на общем земельном участке зданий, сооружений, иных объектов недвижимого имущества в предпринимательской или иной экономической деятельности собственника такого имущественного комплекса;
- невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.01.2012 N 4777/08 указано, что объекты, которые хотя прочно связаны с землей, но не имеют самостоятельного функционального назначения, не признаются недвижимостью.
Таким образом, находящиеся на спорном земельном участке два КПП, два навеса, площадку под контейнеры, нельзя признать самостоятельными объектами недвижимости, так как указанные сооружения является вспомогательными по отношению к уже имеющимся на участке зданиям.
Также в соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.12.2008 N 8985/08, от 01.03.2011 N 14880/10, применение порядка выкупа земельных участков под объектами незавершенного строительства возможно в случаях, прямо указанных в законе.
Таким образом, нахождение фундамента, как незавершенного строительством объекта, не порождает право выкупа земельного участка.
Кроме того, нахождение на спорном земельном участке перечисленных экспертом здания общежития, КПП, навесов, фундамента, площадки под контейнеры правового значения не имеет, так как на данные объекты не зарегистрированы в качестве объектов недвижимости.
Из материалов дела усматривается, что площадь застройки здания с к.н. 50:10:0060205:224 составляет 215 кв.м., площадь застройки здания с к.н. 50:10:0060205:225 составляет 288 кв.м., площадь застройки здания с к.н. 50:10:0060205:226 составляет 1271 кв.м. (объекты, зарегистрированные в качестве недвижимых), что суммарно составляет 2 060 кв.м.
Учитывая, что площадь испрашиваемого земельного участка составляет 11 300 кв.м, а площадь застройки объектами, которые надлежит в данном случае учитывать - 2 060 кв.м. а также принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, истцы не доказали, что для эксплуатации объектов недвижимости общей площадью застройки 2 060 кв.м необходим земельный участок площадью 11 300 кв.м.
Кроме того, как указывалось выше, одним из оснований для вынесения оспариваемого решения Администрации явилось: Установленный вид разрешенного использования земельного участка, не соответствует его фактическому использованию.
Исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 06 марта 2017 г. N 305-КГ16-16409, при предоставлении в собственность хозяйствующего субъекта арендуемого им земельного участка без публичных торгов орган государственной власти обязан учитывать потребность в данном земельном участке, исходя из назначения объекта недвижимости, расположенного на участке, градостроительных и иных требований, предъявляемых к эксплуатируемым объектам недвижимости, а также проектов планировки и развития территории соответствующего населенного пункта.
Статья 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Подпунктом 14 указанной статьи предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии со статьей 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
Согласно частям 1, 2, 4 ст. 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Так, экспертным заключением установлено, что на территории исследуемого земельного участка расположено одиннадцать объектов недвижимости:
- с к.н. 50:10:0060205:226 - здание производственного цеха;
- с к.н. 50:10:0060205:223 - здание общежития;
- с к.н. 50:10:0060205:225 - здание общежития;
- с к.н. 50:10:0060205:224 - здание общежития;
- общежитие;
- КПП;
- навес;
- фундамент;
- площадка под хранение контейнеров;
- навес;
- КПП.
То есть на земельном участке преимущественно расположены здания общежитий (4 шт.) и только одно здание производственного цеха, что не соответствует установленному виду разрешенного использования земельного участка - производственная деятельность. Кроме того, факт использования участка под гостиничную деятельность подтверждается наличием на одном из зданий объявления о сдаче в аренду общежитий для рабочих (рис.7, стр. 28 заключения эксперта).
Исходя из изложенного, Администрация обоснованно отказала в предоставлению спорного земельного участка в собственность заявителей.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, обжалуемое решение подлежит отмене, а заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 05.06.2023 по делу N А41-22494/23 отменить.
В удовлетворении заявленных требований АО "Консалт-Инвест" и ИП Беликова М.Г. отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
М.И. Погонцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-22494/2023
Истец: АО "КОНСАЛТ-ИНВЕСТ", Беликов Михаил Геннадьевич
Ответчик: администрация городского округа Химки Московской области
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ХИМКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ООО "Независимая Экспертиза Росто"