г. Ессентуки |
|
31 мая 2024 г. |
Дело N А63-18660/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.05.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 31.05.2024.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Егорченко И.Н., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шумовой Е.В., с использованием видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ставропольского края, при участии представителя Межрайонной ИФНС России N 11 по Ставропольскому краю (г. Ставрополь, ОГРН 1102635009817, ИНН 2635136449) - Кучерова Екатерина Владимировна (доверенность N 198 от 28.06.2023), представитель Межрайонная ИФНС России N 3 по Волгоградской области и УФНС России по Волгоградской области (г. Волгоград, ОГРН 1043400645012, ИНН 3436014977) - Юрков Евгений Владимирович (доверенность N 12 от 09.01.2024 и доверенность N 11 от 09.01.2024), в отсутствие представителей общества с ограниченной ответственностью авиационного предприятия "Регионавиа" (г. Ставрополь, ОГРН 1043400591244, ИНН 3436107212), Межрайонная ИФНС N 12 по Ставропольскому краю (г. Ставрополь, ОГРН 1042600329970), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью авиационного предприятия "Регионавиа" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 30.01.2024 по делу N А63-18660/2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью авиационное предприятие "Регионавиа" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 11 по Ставропольскому краю (далее - Инспекция N 11) о признании недействительными записи в Едином государственном реестре юридических лиц от 14.08.2023 с государственными регистрационными номерами (ГРН) 2232600354370, 2232600354380 и 2232600354391 о признании, внесенных в Единый государственный реестр юридических лиц в отношении Общества записей от 11.08.2023 за государственными регистрационными номерами 2232600352983, 2232600352994 и 2232600353005, недействительными; обязать Инспекцию N 11 внести в Единый государственный реестр юридических лиц записи о признании недействительными записей в Едином государственном реестре юридических лиц от 14.08.2023 ГРН 2232600354370, 2232600354380 и 2232600354391 (с учетом уточнений).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Межрайонная ИФНС N 12 по Ставропольскому краю (далее - Инспекция N 12); Межрайонная ИФНС России N 3 по Волгоградской области (далее - Инспекция N 3).
Решением суда 30.01.2024 отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым решением суда, Общество обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Считает, что выводы суда первой инстанции сделаны при неправильном применении норм материального права и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, что является основанием для отмены обжалуемого решения суда. Регистрирующим органом не доказана недействительность заявленных Обществом сведений о месте нахождении юридического лица при первоначальной подаче заявления о внесении изменений в сведения о местонахождении общества. Признание 14.08.2023 Инспекцией N 11 записей от 11.08.2023 о смене места нахождения Общества с адреса: г. Камышин Волгоградской области на другой адрес: г. Ставрополь Ставропольского края ошибочными, повлекло необоснованное проведение Инспекцией N 3 выездной налоговой проверки в отношении Общества по прежнему месту регистрации в Волгоградской области. Проведение мероприятий налогового контроля налоговым органом, который находится не по месту нахождения налогоплательщика, приводит к возникновению на стороне заявителя необоснованных экономических расходов. Необоснованной отказ регистрирующего органа о внесении изменений в ЕГРЮЛ, связанных с изменением места нахождения Общества, и последующая регистрация Общества по заявленному адресу привели к возникновению ситуации, в которой налогоплательщик вынужден нести необоснованные экономические издержки, связанные с проведением выездной налоговой проверки проверяющим органом по прежнему местонахождению.
Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте суда в сети Интернет, в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От Инспекции N 11 и УФНС по Волгоградской области поступили отзывы на апелляционную жалобу, просят решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представители Инспекции N 11 и Инспекции N 3 поддержали ранее изложенные позиции, возразили по существу доводов Общества, просят отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, решение суда - оставить без изменения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя Общества и Инспекции N 12.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, заслушав пояснения представителей Инспекции N 11 и Инспекции N 3, изучив материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что Общество зарегистрировано в качестве юридического лица 05.03.2004 по адресу: Волгоградская область, город Камышин, Пролетарская ул., д. 70.
21.07.2023 участником Общества было принято решение о смене места нахождения с Волгоградской области, город Камышин, ул. Пролетарская д. 70, на Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Гризодубовой, д. 28/3, который совпадал с адресом места постоянной регистрации руководителя Общества - Тимощенко Владимира Сергеевича по месту жительства, по которому он был также зарегистрирован 21.07.2023.
21.07.2023 Обществом в адрес Инспекции N 11 представлен комплект документов (вх. N 10623А) для внесения изменений в учредительные документы и внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ в отношении юридического лица, заявление по форме Р13014 содержало сведения об изменении адреса юридического лица на Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Гризодубовой, дом 28/3 (адрес регистрации единственного учредителя/руководителя по месту жительства).
28.07.2023 Инспекцией N 11 принято решение о приостановлении государственной регистрации. В рамках проведения проверки достоверности регистрирующим органом были организованы контрольные мероприятия, а именно: отправлены поручения в адрес Инспекции N 12 на проведение осмотра с целью установления расположения исполнительных органов Общества по указанному в заявлении адресу, письмо в адрес Общества в г. Ставрополе с разъяснением о возможности предоставления документов, подтверждающих достоверность сведений, включаемых в ЕГРЮЛ.
В ходе проведения мероприятий проверки достоверности регистрирующим органом установлено, что по адресу, указанному в заявлении, руководитель юридического лица, а также иные уполномоченные лица фактически не располагаются, что подтверждается протоколами осмотров от 03.08.2023 N 03-08/16, от 04.08.2023 N 04-08/07, от 08.08.2023 N 08-08/05.
Поскольку связь с Обществом по заявленному юридическому адресу не была установлена, а достоверность сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, не подтверждена, 11.08.2023 Инспекций N 11 вынесено решение об отказе в государственной регистрации N 10623А. Решение направлено 14.08.2023 по адресу электронной почты, указанной Обществом в заявлении о государственной регистрации.
14.08.2023 Инспекцией N 11 установлена ошибочность внесения в государственный реестр данных, который ведется на электронных носителях, вместо принятого решения об отказе N 10623А от 11.08.2023 внесены записи с государственными регистрационными номерами (ГРН) 2232600352983, 2232600352994, 2232600353005 о внесении изменений в ЕГРЮЛ в связи со сменой места нахождения Общества. Данные записи были признаны ошибочными, о чем в ЕГРЮЛ 14.08.2023 внесены соответственно записи ГРН 2232600354370, ГРН 2232600354380, ГРН 2232600354391.
16.08.2023 Инспекцией N 3 принято решение N 09/36-1 о проведении выездной проверки по всем налогам, сборам, страховым взносам в период с 01.01.2020 по 31.12.2022 в отношении Общества.
16.08.2023 Общество обратилось в адрес Инспекции N 11 с новым пакетом документов о государственной регистрации смены места нахождения на г. Ставрополь. По результатам рассмотрения заявления Инспекцией N 11 принято решение от 20.09.2023, в ЕГРЮЛ внесена запись о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, и внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, об адресе Общества.
Решением УФНС России по Ставропольскому краю от 14.11.2023 жалоба Общества на решение Инспекции N 11 от 14.08.2023 о внесении записей ГРН 2232600354370, 2232600354380, 2232600354391 о признании ранее внесенных записей в ЕГРЮЛ в отношении Общества недействительными и решение об отказе в государственной регистрации от 11.08.2023 N 10623А оставлена без удовлетворения.
Посчитав незаконными записи от 14.08.2023 о признании регистрирующим органом (Инспекция N 11) ошибочными записей от 11.08.2023, Общество обратилось в арбитражный суд.
Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации (ст. 1 Закона N 129-ФЗ). Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом. Согласно абзацу 4 пункта 1 статьи 4 Закона N 129-ФЗ государственные реестры ведутся на бумажных и (или) электронных носителях. При несоответствии между сведениями, включенными в записи государственных реестров на электронных носителях, и сведениями, содержащимися в документах, на основании которых внесены такие записи, приоритет имеют сведения, содержащиеся в указанных документах. Как определено абзацем 5 пункта 1 этой же статьи, внесение исправлений в сведения, включенные в записи государственных реестров на электронных носителях, не соответствующие сведениям, содержащимся в документах, на основании которых внесены такие записи (исправление технической ошибки), осуществляется в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такой Порядок утвержден Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.10.2017 N 165н (далее - Порядок N 165н). В соответствии с пунктами 10, 11 и 12 Порядка N 165н, под технической ошибкой понимается несоответствие сведений, включенных в записи государственных реестров на электронных носителях, записям, содержащимся в документах, на основании которых внесены такие записи в реестр на электронных носителях. Техническая ошибка в сведениях, включенных в записи ЕГРЮЛ, исправляется путем внесения в ЕГРЮЛ новой записи со ссылкой на запись, содержащую сведения, в которых допущена техническая ошибка (пункт 11 Порядка).
Инспекций N 11 было принято решение от 11.08.2023 об отказе в государственной регистрации по документам Общества от 21.07.2023. При этом пунктом 1 статьи 11 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом. Принятие Инспекцией N 11 решения об отказе в государственной регистрации от 11.08.2023 является первичным и не могло повлечь внесение записей в ЕГРЮЛ. Записи в отношении Общества, внесенные ошибочно 11.08.2023 ГРН 2232600352983, 2232600352994, 2232600353005 признаны недействительными путем внесения 14.08.2023 новых записей ГРН 2232600354370, 2232600354380, 2232600354391 со ссылками на записи, в которых допущены технические ошибки в связи с неверным определением вида регистрационного действия при принятии решения об отказе в государственной регистрации. Внесение 14.08.2023 Инспекцией N 11 оспариваемых записей о признании записей от 11.08.2023 недействительными направлено на приведение электронной части государственного реестра документам регистрационного дела, поскольку наличие записей в ЕГРЮЛ от 11.08.2023 является следствием технической ошибки, которая исправлена регистрирующим органом в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 4 ЗаконаN 129-ФЗ. Ошибочное внесение сведений в ЕГЮРЛ об этом юридическом лице, которое в порядке статьи 4 Закона N 129-ФЗ регистрирующим органом исправлено, не свидетельствует о нарушении прав Общества.
Общество, с учетом принятого судом первой инстанции уточнения предмета требований, просит признать недействительными записи в ЕГРЮЛ от 14.08.2024, которые были внесены регистрирующим органом в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 4 Закона N 129-ФЗ и фактически являются правовым последствием принятого 11.08.2023 решения об отказе в государственной регистрации. При этом решение об отказе в государственной регистрации от 11.08.2023 N 10623А не обжалуется Обществом в настоящем деле, поэтому в предмет доказывания по заявленным требованиям не может входить установление обстоятельств соблюдения регистрирующим органом порядка принятия решения об отказе в государственной регистрации от 11.08.2023. В этой части доводы апелляционной жалобы Общества о недоказанности регистрирующим органом (Инспекция N 11) недействительности заявленных им сведений об адресе выходят за пределы заявленных требований.
Обоснование Обществом нарушения своих прав сводится к перечислению административных расходов, которые были понесены Обществом, а также могут возникнуть в будущем. Общество указывает, что при повторном обращении за государственной регистрацией 16.08.2023 Обществу пришлось необоснованно уплатить государственную пошлину в размере 800р. Из содержания отзыва Инспекции N 11, следует что утверждение Общества не соответствует действительности - документ об уплате государственной пошлины в размере 800р Обществом в регистрирующий орган не представлялся, что подтверждается данными выписки из ЕГРЮЛ о документах-основаниях записи ЕГРЮЛ от 20.09.2023. Исходя из положений подпункта 32 пункта 3 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 9 Закона N 129-ФЗ с 1 января 2019 года государственная пошлина при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не уплачивается при направлении документов в регистрирующий орган заявителем в форме электронных документов через сайт ФНС России или Единый портал государственных и муниципальных услуг, а также при направлении документов в регистрирующий орган через МФЦ или нотариуса. 16.08.2023 документы Обществом были направлены в электронном виде через нотариуса, следовательно, уплата государственной пошлины не требовалась.
Иные доводы Общества о нарушении прав оспариваемыми записями основаны на предположительных расчетах, которые Общество может понести при оформлении повторного заявления о государственной регистрации, предоставлению в проверяющий налоговой орган в Волгоградской области требуемых документов при проведении налоговой проверки, обеспечению явки законного представителя к месту непосредственного нахождения указанного налогового органа. Однако, данные доводы и расчеты носят вероятностный характер и не учитывают возможности альтернативных способов взаимодействия общества с проверяющим налоговым органом - путем обмена документами по проверке по электронной почте, путем направления через электронные сервисы ФНС России, в том числе "Личный кабинет налогоплательщика", по телекоммуникационным каналам связи, организации проведения встреч представителей Общества и налогового органа в режиме видео-конференцсвязи и т.п.
Выводы суда первой инстанции основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
При таких обстоятельствах решение суда надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения..
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 30.01.2024 по делу N А63-18660/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Цигельников И.А. |
Судьи |
Егорченко И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-18660/2023
Истец: ООО АП "РЕГИОНАВИА", УФНС РФ по Волгоградской области
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 11 ПО СТАВРОПОЛЬСКОМУ КРАЮ
Третье лицо: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 12 ПО СТАВРОПОЛЬСКОМУ КРАЮ, МЕЖРАЙОННАЯ ИФНС N 3 ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, Чеконов Матвей Дмитриевич