город Томск |
|
31 мая 2024 г. |
Дело N А45-37537/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 мая 2024 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Зайцевой О. О., Михайловой А. П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Волковой Т. А. с использованием средств аудиозаписи в режиме веб-конференции рассмотрел апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства г.Барабинска (N 07АП-160/2024(2)) на решение от 19 марта 2024 года Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-37537/2023 (судья Рубекина И. А.) по заявлению Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства г.Барабинска (ИНН: 5451110781), г. Барабинск, к Государственной жилищной инспекции Новосибирской области (ИНН: 5406308363), г. Новосибирск, третье лицо: Кривошеев Владислав Александрович, г.Барабинск, о признании незаконным приказа от 06.12.2023 года N 9649/10,
В судебном заседании принимают участие:
От заявителя: Мяснянкина А. С. по дов. от 09.01.2024, диплом,
От заинтересованного лица: Журавлева Л. П. по дов. от 28.12.2023, диплом,
От третьего лица: без участия,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства г. Барабинска (далее - заявитель, МУП ЖКХ г. Барабинска) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительным приказа Государственной жилищной инспекции Новосибирской области (далее - заинтересованное лицо, Инспекция, ГЖИ) N от 06.12.2023 N 9649/10.
К участию в деле в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечен Кривошеев Владислав Александрович, являющийся индивидуальным предпринимателем (далее - третье лицо, ИП Кривошеев В. А.).
Решением от 19.03.2024 Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе МУП ЖКХ г. Барабинска просит судебный акт отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что по состоянию на 08 ноября 2023 года, то есть до рассмотрения заявления ИП Кривошеева В.А. в ГИС ЖХК уже был размещен электронный образец протокола общего собрания о выборе МУП ЖКХ г. Барабинска и договора на управление МКД N 22 квартала Г дом 22; решения о приостановлении рассмотрения заявления поданного МУП ЖКХ г. Барабинска ГЖИ НСО не принималось, проверка в соответствии с требованиями пп. "б" пункта 15 Приказа Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр "Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации" (далее - Порядок) не проводилась; указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении оспариваемым решением прав и законных интересов МУП ЖКХ г. Барабинска, поскольку в том случае, если бы рассмотрение заявления было приостановлено в соответствии с требованиями Порядка, то в результате проведенной проверки данная организация не была бы включена в реестр лицензий, поскольку МУП ЖКХ г. Барабинска имеет безусловное право на управление МКД в силу протокола общего собрания собственников, имеющего кворум; по состоянию на день подачи апелляционной жалобы фактически услуги по управлению и содержанию многоквартирного дома по адресу: Новосибирская область, город Барабинск, квартал Г дом 22 оказывает МУП ЖКХ города Барабинска.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу, представленном в порядке статьи 262 АПК РФ с доводами заявителя не согласилась, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ рассмотрел дело в отсутствие третьего лица.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель ГЖИ - доводы отзыва.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Новосибирской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно материалам дела, 19.10.2023 администрацией города Барабинска Барабинского района Новосибирской области в составе комиссии проведено вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией.
21.10.2023 Протоколом конкурса N 2200004862000000001602303 объявлен победитель на право заключения договора управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: Новосибирская область, г. Барабинск, квартал "Г", дом 22, которым стал ИП Кривошеев Владислав Александрович.
09.11.2023 ИП Кривошеев В.А. обратился в Государственную жилищную инспекцию Новосибирской области с заявлением N 16842/48-вх о внесении изменений в реестр лицензий Новосибирской области на включение в реестр лицензий Новосибирской области сведений о многоквартирном доме N 22 по кварталу "Г" в г. Барабинске Барабинского района Новосибирской области, в связи с решением конкурсной комиссии по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.
В ходе рассмотрения заявления от 09.11.2023 N 16842/48-вх и прилагаемых документов Инспекцией осуществлена проверка заявления и документов на предмет соблюдения условий, предусмотренных п. 5 Порядка, по результатам которой 06.12.2023 вынесен приказ N 9649/10 о внесении сведений в реестр лицензий Новосибирской области:
1) Исключить 06.12.2023 из реестра лицензий Новосибирской области сведения о многоквартирном доме N 22 по кварталу "Г" в г. Барабинске Барабинского района Новосибирской области из перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат МУП ЖКХ г. Барабинска.
2) Включить с 07.12.2023 в реестр лицензий Новосибирской области сведения о многоквартирном доме N 22 по кварталу "Г" в г. Барабинске Барабинского района Новосибирской области в перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат ИП Кривошеев В.А.
Заявитель, считая приказ Инспекции незаконным и нарушающим его права, обратился в суд с настоящим заявлением.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу пунктов 1, 2, 3 статьи Жилищного кодекса российской федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 9 статьи 161 ЖК РФ, многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Право лицензиата на управление многоквартирным домом возникает и прекращается после внесения соответствующих сведений в реестр лицензий субъекта (части 4, 6 статьи 198 ЖК РФ).
Основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, исключения сведений о многоквартирном доме из указанного реестра, установлены в статье 198 ЖК РФ.
Так, согласно части 2 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3 статьи 198 ЖК РФ).
Условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации определяются Порядком N 938/пр.
В силу пункта 2 Порядка N 938/пр изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицензиатом заявления о внесении изменений в реестр.
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления;
в) о приостановлении рассмотрения заявления (пункт 7 Порядка N 938/пр).
Пунктом 5 Порядка N 938/пр установлено, что в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о внесении изменений в реестр, содержится в пункте 3 названного Порядка.
Основанием для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления являются (пункт 10):
а) несоответствие заявления и документов условиям, установленным подпунктами "б", "в" пункта 5 настоящего Порядка (недостоверность сведений, содержащихся в заявлении и документах; наличие противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям);
б) поступление в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в пункте 4 настоящего Порядка, заявления от другого лицензиата, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома;
в) поступление в орган государственного жилищного надзора заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом или изменением способа управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного заявителя или сведений о прекращении управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
При этом согласно пункту 8 Порядка решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка.
Судом из материалов дела установлено, что должностным лицом Инспекции на основании заявления ИП Кривошеева В.А. о внесении изменений в реестр лицензий Новосибирской области, поступившего в государственную жилищную инспекцию Новосибирской области 09.11.2023 N 16842/48-вх, на включение в реестр лицензий Новосибирской области сведений о многоквартирном доме N 22 по кварталу "Г" в г. Барабинске Барабинского района Новосибирской области, в связи с решением конкурсной комиссии по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, проведена проверка поступившего заявления о внесении изменений в реестр лицензий Новосибирской области и иных представленных документов на предмет соблюдения условий, предусмотренных пунктом 5 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденных приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
На момент рассмотрения заявления и документов на соответствие условиям, предусмотренным пунктом 5 Порядка, представленных лицензиатом ИП Кривошеев Владислав Александрович (ИНН 545114053100, лицензия N 054-000493 от 20.08.2021) в реестре лицензий Новосибирской области содержались сведения о многоквартирном доме N 22 по кварталу "Г" в г. Барабинске Барабинского района Новосибирской области в перечне многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат МУП ЖКХ г. Барабинска (ИНН 5451110781, лицензия N054-000237 от 09.07.2015), на основании договора управления, заключенного на основании постановления администрации города Барабинска Барабинского района Новосибирской области от 25.11.2013 N 656.
К заявлению ИП Кривошеева В.А. приложена копия протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом от 20.10.2023 и договор управления от 27.10.2023.
В ходе рассмотрения заявления от 09.11.2023 N 16842/48-вх и прилагаемых документов Инспекцией осуществлена проверка заявления и документов на предмет соблюдения условий, предусмотренных п. 5 Приказа Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр "Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации" (далее - Порядок), по результатам которой, установлено следующее:
а) заявление и документы соответствуют положениям пунктов 2 и 3 Порядка;
б) сведения, содержащиеся в заявлении и представленных документах, указанных в пункте 3 Порядка, являются достоверными;
в) на 06.12.2023 в реестре лицензий Новосибирской области содержатся сведения о многоквартирном доме N 22 кварталу "Г" в г. Барабинске Барабинского района Новосибирской области в перечне многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат МУП ЖКХ г. Барабинска (ИНН 5451110781, лицензия N054-000237 от 09.07.2015).
В адрес Инспекции поступила информация от лицензиата МУП ЖКХ г. Барабинска об отсутствии оснований для прекращения управления домом N 22 по кварталу "Г" в г. Барабинске Барабинского района Новосибирской области, в связи с принятыми решениями собственников помещений в многоквартирном доме, оформленными протоколом от 30.10.2023 N 1.
В соответствии с частью 1.1. статьи 46 ЖК РФ управляющей организацией МУП ЖКХ г. Барабинска в Инспекцию представлен подлинник протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном N 22 по Кварталу Г в г. Барабинске Барабинского района Новосибирской области.
При этом подлинники решений (бюллетени) собственников указанного МКД по вопросам повестки дня проведенного собрания в инспекцию не представлены, в связи с чем у должностного лица не имелось возможности исследовать документы и подсчитать кворум.
Как верно отмечено судом первой инстанции, согласно подпункта "ж" пункта 20 Приказа Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр "Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор" к протоколу общего собрания собственников обязательно должны быть приложены оригиналы бюллетеней собственников, принявших участие в голосовании.
В соответствии с частью 5.1 статьи 48 ЖК РФ при проведении общего собрания посредством очного, очно-заочного или заочного голосования в решении собственника по вопросам, поставленным на голосование, которое включается в протокол общего собрания, должны быть указаны в том числе решения по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками "за", "против" или "воздержался".
Судом установлено, что к протоколу от 30.10.2023 N 1 приложен реестр собственников помещений в многоквартирном доме N 22 по кварталу "Г" в г. Барабинске Барабинского района Новосибирской области, участвующих в очном собрании от 30.10.2023. Указанный реестр не содержит решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, в том числе не содержит решений по вопросам о выборе МУП ЖКХ г. Барабинска в качестве управляющей организации, в связи с чем невозможно осуществить проверку указанных решений на предмет отсутствия признаков ничтожности по основаниям, установленным гражданским законодательством РФ.
Кроме того, решение общего собрания собственников от 30.10.2023 N 1 не содержит вопроса о выборе МУП ЖКХ г. Барабинска в качестве управляющей организации.
Нарушения Порядка, которое бы могло явиться основанием для отмены оспариваемого приказа, судом не установлено.
Таким образом, установив вышеуказанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о законности приказа от 06.12.2023 N 9649/10.
В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют позицию апеллянта по делу, являлись предметом рассмотрения и оценки судом первой инстанции, не опровергают его выводы, в связи с чем не могут служить основанием для отмены судебного акта.
На основании статьи 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине относятся на апеллянта.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 19 марта 2024 года Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-37537/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства г. Барабинска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
О. О. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-37537/2023
Истец: МУП жилищно-коммунального хозяйства г. Барабинска
Ответчик: Государственная Жилищная Инспекция Новосибирской Области
Третье лицо: Кривошеев Владислав Александрович, Седьмой арбитражный апелляционный суд