г. Москва |
|
31 мая 2024 г. |
Дело N А41-77750/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2024 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Пивоваровой Л.В., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Лилицким Г.Ю.,
при участии в судебном заседании:
от ООО "Каширский РО": Снигур Н.А., по доверенности от 09.11.2023;
от СНТ "Малиновка": Проворотов А.В., по доверенности от 02.11.2023 (представитель участвует в судебном заседании посредством веб-конференции),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу СНТ "Малиновка" на решение Арбитражного суда Московской области от 29.02.2024 по делу N А41-77750/23, по исковому заявлению ООО "Каширский РО" к СНТ "Малиновка" об изменении договора,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Каширский РО" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к СНТ "Малиновка" с требованием (с учетом принятых к рассмотрению уточнений):
Внести изменения в Договор N КРО-2021-7014244 от 29.03.2021 г. на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, изложив Приложение к Договору "Информация по предмету договора" в редакции Регионального оператора.
Решением Арбитражного суда Московской области от 29.02.2024 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, СНТ "Малиновка" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Московской области проверены в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу и просил решение Арбитражного суда Московской области оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, апелляционную жалобу, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории Московской области в Каширской зоне, заключенным по результатам проведенного конкурсного отбора 28.04.2018 между Министерством экологии и природопользования Московской области и Региональным оператором (далее - Соглашение), последний наделен статусом регионального оператора по обращению с ТКО.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), согласно пункту 1 статьи 24.6, пунктам 2, 4 статьи 24.7 которого региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством РФ; договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 утверждены Правила обращения с ТКО N 1156 (далее - Правила N 1156), устанавливающие порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО, заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Обязанность заключения договоров с региональным оператором по обращению с ТКО собственников ТКО предусмотрена статьей 24.7 Закона N 89-ФЗ и пунктами 4, 8(11), 8(12) Правил N 1156.
Между истцом и ответчиком был заключен Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N КРО-2021-7014244 от 29.03.2021 года в отношении объекта по адресу: Московская область, г. Ступино, с. Нефедьево, СНТ "Малиновка".
В соответствии с п. 4.1 Договора стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 г. N 505 (далее - Правила N 505), расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров (бункеров) для складирования ТКО.
Количество и тип контейнера/бункера, используемых Ответчиком, периодичность вывоза ТКО зафиксированы в Приложении к договору "Информация по предмету договора".
В соответствии с указанным Приложением, Ответчик использует место (площадку) накопления ТКО по адресу: Московская область, г.о. Ступино, с. Нефедьево, СНТ "Малиновка", 4 контейнера для смешанных отходов объемом 1,1 куб. м, периодичность вывоза ТКО установлена по графику: еженедельно по вторникам; каждую 1 и 3 пятницу (с мая по октябрь), свыше графика по заявке.
Распоряжением Министерства ЖКХ МО от 20.09.2021 N 431-РВ "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Московской области" утверждены нормативы накопления ТКО, в том числе для СНТ - 1,48 м куб на 1 земельный участок в год.
Согласно Реестру действующих СНТ (на 1 полугодие 2018), опубликованному на сайте Министерства имущественных отношений Московской области, количество участков в СНТ "Малиновка" составляет 426.
Соответственно, объем ТКО в год при способе коммерческого учета исходя из норматива для СНТ составляет 426*1,48 = 630,48 куб. м в год.
Согласно приложению к договору объем ТКО в месяц с учетом количества установленных емкостей и графика вывоза с мая по октябрь, т.е. не круглогодично, составляет 26,4 куб. м, в то время, как расчет объемов образуемых ТКО при периодичности вывоза ТКО с мая по октябрь составляет 105,08 куб. м в месяц (426*1,48 (норматив для СНТ)/6 (месяцев с мая по октябрь)), что значительно меньше реально образуемых объемов ТКО с территории 426 земельных участков.
В соответствии с п. 3.4 Распоряжения МинЖКХ МО N 350-РВ от 26.06.2019 необходимое количество контейнеров на контейнерной площадке и их вместимость определяются исходя из нормативов накопления отходов.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 1156 накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются с учетом экологического законодательства РФ и законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Осуществление накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения ТКО должно быть безопасным для населения и окружающей среды.
Учитывая, что периодичность транспортирования ТКО в соответствии с нормами СанПиН 42-128-4690-88, действовавшего на момент заключения Договора, Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (вместе с "СанПиН 2.1.3684-21. Санитарные правила и нормы.."), а также Порядком накопления определена как ежедневная (не реже 1 раза в сутки) при среднесуточной температуре свыше +5 °C, не более 3 суток - при среднесуточной температуре плюс 4 °C и ниже.
Порядком накопления (Распоряжение Министерства ЖКХ Московской области от 26.06.2019 N 350-РВ) установлено, что вывоз ТКО из контейнеров, расположенных на территории садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединений граждан, должен осуществляться одним из следующих способов: в соответствии с графиком вывоза ТКО согласно заключенным договорам на вывоз ТКО; по заявке потребителя по мере накопления ТКО, но не реже одного раза в неделю при среднесуточной температуре наружного воздуха в течение трех суток +5 °C и выше или не реже одного раза в месяц при среднесуточной температуре наружного воздуха в течение трех суток +4 °C и ниже (п. 4.6.1).
Таким образом, количество емкостей и график их вывоза не соответствует показателям нормативного объема.
В целях приведения в соответствие Договора нормам действующего законодательства истец письмом исх. N 2431 от 22.06.2023 в адрес Ответчика направил два экземпляра дополнительного соглашения N 1 к Договору N КРО-2021-7014244 на оказание услуг по обращению с ТКО, подписанный со стороны Регионального оператора.
Ответчик подписанное дополнительное соглашение со своей стороны в адрес истца не направил.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" имущество общего пользования - расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд объекты капитального строительства и земельные участки общего назначения, использование которых может осуществляться исключительно для удовлетворения потребностей граждан, ведущих садоводство и огородничество (проход, проезд, снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, охрана, сбор твердых коммунальных отходов и иные потребности), а также движимые вещи, созданные (создаваемые) или приобретенные для деятельности садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества (далее также - товарищество).
Таким образом, организация сбора ТКО на территории СНТ, а именно оборудование контейнерной площадки и покупка контейнеров для складирования ТКО членами СНТ, равно как и содержание мест и емкостей для накопления ТКО, относится к обязанностям СНТ.
Таким образом, собственник контейнерной площадки должен осуществить организацию места накопления на обслуживаемой территории, в том числе укомплектовать контейнерную площадку необходимыми для складирования ТКО, в том числе, емкостями для обеспечения раздельного накопления ТКО.
Стороны не пришли к согласию по внесению изменений в Договор на оказание услуг по обращению с ТКО.
В силу пунктов 9, 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" потребители обязаны складировать ТКО в местах накопления ТКО, складирование вне контейнеров и в местах, не предназначенных для накопления ТКО, запрещается.
Предложенные Региональным оператором условия договора, основаны на императивных нормах законодательства, призванных обеспечить безопасность осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения ТКО для населения и окружающей среды.
Условия заключенного Договора противоречат действующему законодательству.
В соответствии с Распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от 21.08.2023 N 145-Р "Об утверждении предельных единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих деятельность на территории Московской области на 2023 - 2028 годы" с 01.09.2023 изменен тариф на обращение с ТКО, таким образом, исковые требования заявлены с учетом тарифа, действующего с 01.09.2023 по 01.01.2024, с 01.01.2024.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также нормы пункта 6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.06.16 г. N 505, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости приведения спорного договора в соответствие с действующим законодательством.
По доводу апелляционной жалобы относительно расчета объемов образуемых ТКО при периодичности вывоза с апреля по октябрь включительно апелляционный суд отмечает следующее.
Истец при подготовке искового заявления, а впоследствии заявления об уточнении исковых требований, руководствовался тем, что деятельность СНТ "Малиновка" носит сезонный характер.
Понятие дачного сезона на уровне федерального законодательства не закреплено. Вместе с тем, в Решении Совета Депутатов Серебряно-Прудского муниципального района Московской области от 25.05.2012 N 39/4, Решении Совета Депутатов Озерского муниципального района Московской области от 28.10.2011 N 455/75, Решение Совета Депутатов Каширского муниципального района от 29.01.2010 N 8/2, Решении Совета Депутатов Коломенского муниципального района от 01.07.2004 N 31/6 дачный сезон определен с апреля по октябрь.
Учитывая изложенное, Истцом по аналогии период оказания услуги определен в рамках дачного сезона с апреля по октябрь включительно. А также Истец учел, что члены СНТ не проживают на постоянной основе на территории, именно поэтому периодичность вывоза рассчитана исходя из показателей нормативного объема, т.е. усредненного показателя объема ТКО образуемого с 1 участка на территории СНТ.
Вместе с тем, согласно Приложению к Договору в редакции Ответчика объем ТКО в месяц с учетом количества установленных емкостей и периодичности вывоза составляет 13,93куб.м. в месяц, что значительно меньше объема принимаемых ТКО приближенному к нормативу накопления для данного СНТ.
Фактические обстоятельства дела установлены судом первой инстанции в соответствии с представленными в дело доказательствами, основания для установления иных фактических обстоятельств у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал развернутую оценку доводам участвующих в деле лиц и представленным доказательствам, правильно применил нормы материального и процессуального права.
Все содержащиеся в обжалуемом судебном акте выводы основаны на представленных в материалы дела доказательствах и соответствуют им.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 29.02.2024 по делу N А41-77750/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
Л.В. Пивоварова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-77750/2023
Истец: ООО "КАШИРСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР"
Ответчик: СНТ "Малиновка"