г.Москва |
|
31 мая 2024 г. |
Дело N А40-200228/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Веклича Б.С.,
судей: Валиева В.Р., Гузеевой О.С.,
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Соколовой А.В. (до перерыва), секретарем Чижевским Д.В. (после перерыва),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "КАПИТАЛ МС"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 19.02.2024 по делу N А40-200228/23
по иску МЧУ "НЕФРОСОВЕТ"
к ООО "КАПИТАЛ МС"
третье лицо: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ленинградской области
о взыскании задолженности,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: Борисов Д.В. по доверенности от 01.02.2024 (до перерыва), после перерыва - не явился;
от третьего лица: не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
МЧУ "НЕФРОСОВЕТ" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к ООО "КАПИТАЛ МС" о взыскании задолженности по оплате оказанных медицинских услуг по договору N 47202358 oт 30.12.2022. в размере 1 170 111 руб. 94 коп., неустойки на основании п.16 договора в размере 35 235 руб. 88 коп. за период с 26.02.2023 по 05.09.2023.
В связи с полной оплатой задолженности после подачи искового заявления истец уменьшил исковые требования, просил взыскать неустойку в размере 35 235 руб. 88 коп.
Уточнения приняты судом в порядке ст.49 АПК РФ.
Решением суда от 19.02.2024 иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым по делу решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение судом норм материального права.
Дело рассмотрено судом в порядке ст.ст.123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей истца и третьего лица, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Законность и обоснованность судебного решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 30.12.2022 между Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Ленинградской области (ТФОМС), страховой медицинской организацией ООО "Капитал МС" (СМО) и Медицинским частным учреждением "Нефросовет" заключен договор N 47202358 на оказание и оплату услуг медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Истец осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии N ЛО-22-01-005622 от 07.02.2020 "Медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")".
Истцом в адрес третьего лица направлены счета на оплату медицинской помощи от 31.01.2023 на сумму 80 430,48 руб., от 28.02.2023 на сумму 264 980,94 руб., от 31.03.2023 на сумму 135 372,50 руб., от 31.03.2023 на сумму 260 735,01 руб., от 31.05.2023 на сумму 390 206,24 руб., от 30.06.2023 на сумму 38 386,77 руб.
Ответчиком обязательства по оплате в полном объеме не исполнены, в связи с чем у ответчика перед истцом образовалась задолженность в сумме 1 170 111 руб. 94 коп., на которую истец начислил неустойку в размере 35 235 руб. 88 коп. за период с 26.02.2023 по 05.09.2023.
Претензионный порядок урегулирования спора истцом соблюден.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные по делу доказательства, суд первой инстанции посчитал доказанным факт нарушения условий договора со стороны ответчика в части порядка оплаты реестров счетов истца, в связи с чем признал исковые требования о взыскании неустойки обоснованными.
Апелляционная коллегия, повторно исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, а также доводы сторон, считает, что выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам.
Правоотношения, возникающие в сфере ОМС, регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Согласно ст.37 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию реализуется на основании заключенных в его пользу между участниками обязательного медицинского страхования договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования и договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
В оспариваемый период в 2023году взаимоотношения между МЧУ "НЕФРОСОВЕТ", ООО "КАПИТАЛ МС", в лице Филиала в г.Санкт-Петербурге и Ленинградской области и Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Ленинградской области осуществляются на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию от 30.12.2022 N 472023058, заключенного на условиях типового договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденному Приказом Министерства здравоохранения РФ от 30.12.2020 N 1417н "Об утверждении формы типового договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию".
Согласно п.5.1 указанного договора медицинская организация имеет право получать от страховой медицинской организации денежные средства в качестве оплаты за оказанную в соответствии с условиями настоящего договора медицинскую помощь по территориальной программе застрахованным в страховой медицинской организации лицам в рамках объемов предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи, указанных в пункте 2 настоящего договора, и по тарифам, установленным в соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона, по итогам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи и в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленным правилами обязательного медицинского страхования.
Пунктом 7.1 договора установлена обязанность страховой медицинской организации оплачивать медицинскую помощь по территориальной программе, оказанную медицинской организацией застрахованному в страховой медицинской организации лицу, в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями к ее оказанию в пределах распределенных организации решением комиссии, указанной в части 9 статьи 36 Федерального закона, объемов предоставления медицинской помощи и ее финансового обеспечения, по тарифам на оплату медицинской помощи, установленным в соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона, на основании представленных организацией в Фонд реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи по территориальной программе с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи и в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленным правилами обязательного медицинского страхования, путем перечисления денежных средств на расчетный счет организации не позднее 25 числа месяца (включительно).
При этом сам порядок оплаты установлен сторонами в п.14 договора, в соответствии с которым оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу по договору, осуществляется по тарифам на оплату медицинской помощи, установленным в соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона, по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи и в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленным правилами обязательного медицинского страхования, на основании представленных организацией реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи.
Указанное условие договора об обязанности страховой медицинской организации производить оплату медицинской помощи в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленным правилами обязательного медицинского страхования, на основании представленных организацией реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи, полностью соответствует части 6 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Таким образом, суд первой инстанции не принял во внимание, то обстоятельство, что стороны договора в момент его подписания установили, что оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу по настоящему договору будет осуществляться в соответствии с Порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленным правилами обязательного медицинского страхования.
В соответствии с ч.6 ст.14 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи и поступающие в страховую медицинскую организацию от Территориального фонда обязательного медицинского страхования, являются средствами целевого финансирования.
Согласно ч.3 ст.28 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" получение страховой медицинской организацией средств обязательного медицинского страхования не влечет за собой перехода этих средств, в собственность страховой медицинской организации.
В силу п.1 ст.38 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой ОМС, за счет целевых средств.
На основании п.4 ст.8 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", к обязанностям территориального фонда ОМС отнесены обязанности по предоставлению страховой медицинской организации целевых средств: в пределах объема средств, определяемого исходя из количества застрахованных лиц в данной страховой медицинской организации и дифференцированных подушевых нормативов, в порядке и на цели, которые предусмотрены этим законом, а также предоставление страховой медицинской организации целевых средств из нормированного страхового запаса территориального фонда в случаях, установленных этим Законом.
Порядок оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию установлен Правилами ОМС, утвержденными приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования".
Согласно п.123 Правил ОМС страховая медицинская организация в соответствии с договором о финансовом обеспечении ежемесячно представляет в территориальный фонд: заявку на получение целевых средств на авансирование оплаты медицинской помощи и заявку на получение целевых средств на оплату счетов за оказанную медицинскую помощь, для проведения окончательного расчета с медицинскими организациями.
В соответствии с п.124 Правил ОМС в заявку на получение средств на оплату счетов включается объем средств для оплаты медицинской помощи за отчетный месяц, определенный территориальным фондом с учетом дифференцированных подушевых нормативов финансового обеспечения ОМС, за исключением средств, направленных в страховую медицинскую организацию в отчетном месяце в порядке авансирования.
Согласно п.128 Правил ОМС Территориальный фонд, в свою очередь, осуществляет перечисление целевых средств в страховую медицинскую организацию (за исключением средств, направленных из нормированного страхового запаса территориального фонда), в течение трех рабочих дней, со дня получения заявки на авансирование, в размере, указанном в заявке на авансирование, но не более 50 процентов от размера финансового обеспечения страховой медицинской организации, рассчитанного в соответствии с пунктом 139 Правил ОМС, на месяц, предшествующий месяцу направления заявки на авансирование; со дня получения заявки на получение средств на оплату счетов с учетом ранее направленных средств на авансирование, но не более суммы целевых средств, рассчитанной исходя из количества застрахованных лиц и дифференцированных подушевых нормативов (с учетом остатка целевых средств, возвращенных в территориальный фонд в предыдущие периоды).
В рассматриваемом случае ООО "КАПИТАЛ МС" ежемесячно и своевременно подавались заявки в Территориальный фонд о выделении целевых денежных средств на оплату реестров счетов медицинских организаций за оказанную медицинскую помощь, а именно: от 16.02.2023 N 435, от 16.03.2023 N 685, от 17.04.2023 N 1009; от 17.05.2023 N 1228, от 16.06.2023 N 1438, от 17.07.2023 N 1664, от 15.08.2023 N 1881, от 15.09.2023 N 2082, от 16.10.2023 N 2297; от 16.11.2023 N 2509, однако последний, перечислял в страховую медицинскую организацию целевых денежных средств меньше, чем требовалось для оплаты медицинской помощи, оказанной медицинскими организациями в период, начиная с февраля 2023года, то есть счетов выставлено больше, чем полагалось страховой медицинской организации по подушевым дифференцированным нормативам.
Таким образом, причины образования задолженности у ответчика, а именно отсутствие целевых средств ОМС, получаемых от Территориального фонда в достаточном объеме по дифференцированным подушевым нормативам, исполнение обязательств по оплате становится для страховой медицинской организации невозможным, по причинам от нее не зависящим, до получения от Территориального фонда средств из нормированного страхового запаса.
Обращение ответчика в Территориальный фонд, в том числе с заявкой на выделение средств из нормированного страхового запаса, свидетельствует о том, что ответчик принял все меры для надлежащего исполнения обязательства по договору, в максимально кратчайшие сроки, а также для предотвращения возможных рисков. Фактически сроки оплаты медицинской помощи обусловлены объективной невозможностью осуществления ее в более ранние сроки.
Пунктом 142 Правил ОМС установлено, что страховая медицинская организация направляет средства оплату медицинской помощи в медицинские организации в соответствии с договорами на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, заключаемыми в соответствии со статьей 39 Закона об ОМС, в течение трех рабочих дней со дня получения целевых средств от территориального фонда.
Пунктом 132 Правил ОМС закреплено, что при недостатке целевых средств, полученных по заявкам, для оплаты медицинской помощи средства страховой медицинской организации предоставляются из нормированного страхового запаса территориального фонда. Для получения средств из нормированного страхового запаса страховая медицинская организация обращается в территориальный фонд за предоставлением целевых средств, недостающих для оплаты медицинской помощи, из нормированного страхового запаса территориального фонда.
Ответчик ежемесячно, начиная с марта 2023 года, обращался в ТФОМС Ленинградской области за предоставлением средств из нормированного страхового запаса на погашение задолженности по договорам 2023 года, в том числе в отношении МЧУ "НЕФРОСОВЕТ", о чем свидетельствуют обращения страховой медицинской организации от 21.03.2023 N 02-14/719, от 21.04.2023 N 02-14/1068, от 22.05.2023 N 02-14/1265, от 22.06.2023 N 02-14/1473, от 21.07.2023 N 02-14/1705, от 21.08.2023 N 02-14/1919, от 21.09.2023 N 02-14/2112, от 20.10.2023 N 02-14/2327; от 21.11.2023 N 02-14/2530.
Средства выделялись ТФОМС Ленинградской области не в полном объеме от заявленной потребности или не выделялись в связи с их отсутствием.
Вместе с тем, выделенные целевые денежные средства НСЗ поступали в страховую медицинскую организацию, в следующие сроки:
- платежным поручением от 30.03.2023 N 508841, Территориальный фонд перечислил целевых денежных средств НСЗ, в страховую медицинскую организацию, всего, в размере: 1465187,82 руб.;
- платежным поручением от 27.04.2023 N 575574, Территориальный фонд перечислил целевых денежных средств НСЗ, в страховую медицинскую организацию, всего, в размере: 31652506,09 руб.;
- платежным поручением от 29.05.2023 N 630637, Территориальный фонд перечислил целевых денежных средств НСЗ, в страховую медицинскую организацию, всего, в размере: 38399976,62 руб.;
- платежным поручением от 30.06.2023 N 684929, Территориальный фонд перечислил целевых денежных средств НСЗ, в Страховую медицинскую организацию, всего, в размере:38019899,62 руб.;
- платежным поручением от 30.10.2023 N 891279, Территориальный фонд перечислил целевых денежных средств НСЗ, в страховую медицинскую организацию, всего, в размере: 33787105,36 руб.
Согласно п.133 Правил ОМС страховая медицинская организация, направляет полученные от Территориального фонда средства НСЗ в медицинские организации, пропорционально суммам, указанным в заявке на получение средств на оплату счетов медицинских организаций.
Учитывая положения п.142 Правил ОМС, страховая медицинская организация своевременно (не позднее трех дней), направила целевые средства НПЗ на расчетный счет МЧУ "НЕФРОСОВЕТ":
- 10 713,79 руб. (платежное поручение от 30.03.2023 N 5560), в том числе за счет средств НСЗ-10 703,63 руб.;
- 252 701,66 руб. (платежное поручение от 28.04.2023 N 7826);
- 257 782,36 руб. (платежное поручение от 30.05.2023 N 9906);
- 275 814,68 руб. (платежное поручение от 30.06.2023 N 11999);
- 378 698,07 руб. (платежное поручение от 31.10.2023 N 20928).
Таким образом, сроки оплаты медицинской помощи за счет средств НСЗ - нормированного страхового запаса, произведенные ответчиком в срок, не превышающий 3 рабочих дней после их поступления из Территориального фонда.
Согласно разъяснениям Минздрава России (абзац 4 пункта 2 письма от 09.06.2021 N 11-8/И/2-8886) сроки исполнения страховой компанией обязательств по окончательному расчету с медицинской организацией напрямую зависят от сроков перечисления территориальным фондом ОМС в страховую компанию целевых средств на данные цели. Перечисление СМО средств на оплату медицинской помощи в течение трех рабочих дней после получения их от территориального фонда не может являться нарушением страховой компанией сроков, установленных типовым договором на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС.
В соответствии с ч.3 ст.2 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в совокупности с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2010 N 1226 в целях единообразного применения Закона об ОМС Минздраву России предоставлено право издавать разъяснения.
По смыслу п.1 ст.314, ст. 327.1 Гражданского кодекса РФ срок исполнения обязательства может исчисляться, в том числе, с момента исполнения обязанностей другой стороной, совершения ею определенных действий или с момента наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации, срок исполнения обязательств подлежит исчислению начиная с 4 дня, следующего за днем поступления в страховую компанию от территориального фонда средств из нормированного страхового запаса.
ТФОМС Ленинградской области 19.12.2023. направило в адрес ответчика в лице Филиала в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области целевые денежные средства ОМС для окончательного расчета с медицинскими организациями за 2023 год и в качестве авансовых платежей на 2024 год, участвующими в реализации Территориальной программы обязательного медицинского страхования, в размере 27 385 431,76 руб., о чем свидетельствует платежное поручение от 19.12.2023 N 110982.
20.12.2023 ответчик направил целевые денежные средства ОМС в части исполнения обязательств перед истцом для окончательного расчета с последним за 2023 год и в качестве авансовых платежей на 2024 год в размере 3 031 881,34 руб., о чем свидетельствует платежное поручение от 20.12.2023 N 24397.
Из вышеизложенного, следует, что ответчик направил целевые денежные средства ОМС из средств НСЗ в части исполнения обязательств перед истцом на следующий день, после получения указанных целевых денежных средств из НСЗ ТФОМС Ленинградской области, то в надлежащие сроки исполнил свои обязательства перед истцом.
Учитывая, то обстоятельство, что в рассматриваемой ситуации срок исполнения обязательств подлежит исчислению начиная с 4 дня, следующего за днем поступления в страховую медицинскую организацию от Территориального фонда, целевых денежных средств ОМС, ответчик не допустило просрочки в исполнении обязательств по оплате реестров счетов истца.
Учитывая изложенное, судом усматриваются основания, предусмотренные пунктами 3, 4 ч.1 ст.270 АПК РФ, для отмены обжалуемого судебного решения.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины относятся судом на истца, принимая во внимая, что оплата основного долга осуществлена ответчиком хоть и после принятия искового заявления к производству, однако в отсутствие нарушений установленных законом и договором сроков. В то же время истец имеет право на возврат излишне уплаченной государственной пошлины в связи с уменьшением исковых требований.
Руководствуясь ст.ст.110, 176, 266-270 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 19.02.2024 по делу N А40-200228/23 в части удовлетворении иска отменить.
В удовлетворении иска МЧУ "НЕФРОСОВЕТ" отказать.
Взыскать с МЧУ "НЕФРОСОВЕТ" в пользу ООО "КАПИТАЛ МС" судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 3 000 руб.
Решение суда в части возврата истцу излишне уплаченной государственной пошлины оставить без изменения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Б.С. Веклич |
Судьи |
В.Р. Валиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-200228/2023
Истец: МЕДИЦИНСКОЕ "НЕФРОСОВЕТ"
Ответчик: ООО "КАПИТАЛ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ"
Третье лицо: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ