г. Ессентуки |
|
28 мая 2024 г. |
Дело N А61-5422/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.05.2024.
Полный текст постановления изготовлен 28.05.2024.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Демченко С.Н. судей: Мишина А.А. и Казаковой Г.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Лёвкиным А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 06.02.2024 по делу N А61-5422/2023, при участии в судебном заседании представителя открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Маляровой Е.А. (по доверенности от 06.05.2023), представителя Войсковой части 5592 Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации - Некрасова С.В. (по доверенности N Д-1/2024 от 09.01.2024)
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дроги" (далее - истец, общество, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с иском к Войсковой части 5592 Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - ответчик, Войсковая часть 5592) о взыскании компенсационной платы за пользование привлеченным железнодорожным подвижным составом под грузовыми операциями в размере 22 780 руб. 80 коп.
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 06.02.2024 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "РЖД" обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт. Апеллянт указал, что в рамках настоящего спора период привлечения подвижного состава выходит за рамки процесса перевозки, т.е. нормативного срока доставки, регулируемого заключенным с ответчиком контрактом. Из содержания дорожных ведомостей, накопительных, ведомостей подачи и уборки, подробного расчета следует, что все спорные вагоны прибыли на станцию назначения с истекшим сроком доставки груза. Компенсация времени пользования железнодорожным подвижным составом начисляется за период нахождения вагонов под грузовыми операциями (погрузка/выгрузка) вне перевозочного процесса. Апеллянт указал, что судом необоснованно не принято во внимание наличие судебных актов по делам N А61-1501/2023, N А61-711/2023, в рамках которых рассмотрены и удовлетворены аналогичные требования истца.
В отзыве на жалобу ответчик просил отказать в ее удовлетворении, решение суда оставить без изменения.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на общедоступных сайтах http://arbitr.ru/ в разделе "Картотека арбитражных дел" и Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда http://16aas.arbitr.ru в соответствии положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с этого момента является общедоступной.
В судебном заседании представители истца и ответчика поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, одновременно ответили на вопросы суда.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, проверив правильность решения Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 06.02.2024 по делу N А61-5422/2023 в апелляционном порядке в соответствии с требованиями главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда первой инстанции надлежит оставить без изменения, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судами в рамках дела N А63-711/2023, ОАО "РЖД" (исполнитель) и Федеральное казенное учреждение "Главный центр специальных перевозок Министерства внутренних дел Российской Федерации" (заказчик) заключили государственный контракт от 16.05.2022 N 4837320 на оказание услуг по организации и осуществлению воинских железнодорожных перевозок грузовыми поездами по условиям которого исполнитель оказывает заказчику услуги по организации и выполнению на территории РФ, в том числе по не принадлежащим исполнителю инфраструктурам железнодорожного транспорта общего пользования, воинских железнодорожных перевозок в вагонах и контейнерах в интересах получателей услуг, в том числе с привлечением подвижного состава в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 N 1590 "Об оказании услуг по организации и осуществлению воинских и специальных железнодорожных перевозок" (далее - Постановление Правительства N 1590). Получателями услуг являются подразделения МВД России, Федеральные службы войск национальной гвардии РФ, указанные в качестве отправителя или получателя в перевозочном документе. Согласно пункту 12.01 контракта срок оказания услуг по контракту - с 01.01.2022 по 31.12.2022.
07.02.2022 между ОАО "РЖД" (далее - перевозчик), Войсковой частью 5592 (далее - грузовладелец) и Войсковой частью 6770 (далее - пользователь) заключен договор N 324/3/1 (далее - договор) на оказание услуг по подаче и уборке вагонов на железнодорожный путь необщего пользования Войсковой части 6770 при станции Моздок для производства грузовых операций войсковой частью 5592, со сроком действия до 28.02.2022.
В последующем дополнительными соглашениями от 28.02.2022, от 31.05.2022 до 31.05.2022, от 31.08.2022 сроки действия договора от 07.02.2022 N 324/3/1 продлевались, соответственно до 31.05.2022, до 31.08.2022, до 30.11.2022.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 7 договора N 324/3/1 от 11.03.2022 Войсковая часть 5592 обязана уплачивать перевозчику, с учетом коэффициентов индексации, действующих на дату оказания услуг, компенсацию за использование привлеченных вагонов в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 N 1590.
В соответствии с пунктом 8 договора N 324/3/1 расчеты по договору производятся в соответствии с Соглашением об организации расчетов N58С/02-16 от 18.02.2016 (код плательщика 4200116415), заключенного между грузовладельцем и ОАО "РЖД" в лице Северо-Кавказского территориального центра фирменного транспортного обслуживания.
Сборы и платы, предусмотренные подпунктом "г" пункта 7 договора, вносятся перевозчику в суточный срок со дня начисления.
В октябре-ноябре 2022 года Войсковая часть 5592 воспользовалась привлеченным железнодорожным подвижным составом для перевозки грузов по накладным формы-2 N NХ626644, N Х626655.
Для компенсации времени пользования привлеченным железнодорожным подвижным составом под грузовыми операциями и не учтенным сроком перевозки по накладным исполнителем были составлены накопительные ведомости ф. ФДУ-92 N 161001 от 16.10.2022, N161101 от 16.11.2022 на общую сумму 22 780 руб. 80 коп. (с учетом НДС), от подписания которых заказчик отказался.
Об отказе от подписания составлены акты общей формы ГУ-23 N 1 от 16.11.2022 по ст. Моздок, N 1 от 15.10.2022 по ст. Моздок.
Дата и время начала и окончания грузовых операций с привлеченными вагонами зафиксированы в ведомостях подачи и уборки вагонов N 114038, N 113037, N 103035, N 103034 по станции Моздок.
ОАО "РЖД" со ссылкой на нарушение обязательств по договору, направило в адрес Войсковой части 5592 претензию от 14.04.2023 N 11043/С-К ТЦФТО об уплате компенсационной платы за время пользования привлеченным железнодорожным подвижным составом под грузовыми операциями в размере 22 780 руб. 80 коп.
Меры досудебного порядка урегулирования спора не привели к его разрешению, в связи с чем, общество обратилось в суд.
Под услугами понимается деятельность исполнителя, создающая определенный полезный эффект не в виде овеществленного результата, а в виде самой деятельности (пункт 1 статьи 779, пункт 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 33 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" перевозка завершена и грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки вагоны с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
Срок доставки груза (далее - нормативный срок доставки) общество исчисляет самостоятельно в соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 07.08.2015 N 245 и указывает в транспортной железнодорожной накладной. Нормативный срок доставки груза исчисляется в сутках, начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки, завершается подачей вагонов для выгрузки на железнодорожные пути необщего пользования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 N 1590 утверждены Особенности тарификации воинских и специальных железнодорожных перевозок, в соответствии с пунктом 4 которых в расчет платы за перевозку воинских грузов по инфраструктуре в привлеченном подвижном составе в зависимости от вида отправки включаются плата за использование привлеченного подвижного состава с учетом срока доставки грузовых вагонов железнодорожным транспортом, определяемого в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом тарифного руководства (нормативный срок).
Основанием для расчета начисляемой заказчику платы за перевозку воинских грузов, включающей плату за привлечение согласно подпункту "а" пункта 4 Особенностей тарификации, является транспортная железнодорожная накладная. Нормативный срок доставки является максимальным сроком для начисления платы за перевозку, включающей плату за привлечение и оплачиваемой за счет заказчика (за исключением случаев досрочной доставки груза либо задержки доставки груза по зависящим от заказчика причинам).
В случае задержки доставки груза по причинам, зависящим от общества либо третьих лиц, плата за перевозку, включающая плату за привлечение, начисляется за нормативное время перевозки и не может быть возложена на заказчика в размере, увеличенном на срок задержки доставки.
Если подача вагонов под выгрузку и их выгрузка осуществляются в те же сутки, в которые груз прибыл на железнодорожную станцию, плата за привлечение за указанные сутки на основании железнодорожной накладной уже включена в плату за перевозку и не подлежит начислению за эти же сутки повторно на другом основании.
По смыслу пункта 4 Особенностей тарификации, стоимость компенсации в случае задержки привлеченного перевозчиком подвижного состава, контейнеров при нахождении их под грузовыми операциями может быть определена, исходя из фактического времени нахождения привлеченного подвижного состава под грузовыми операциями, и в размер первоначально определенной стоимости перевозки не входит.
Пункт 4 Особенностей тарификации предусматривает исчерпывающий перечень случаев, когда производится начисление стоимости компенсации (компенсация):
в случае задержки привлеченного подвижного состава при его нахождении под грузовыми операциями, а также в случае задержки в процессе перевозки или подачи под грузовые операции по причинам, не зависящим от перевозчика и владельца инфраструктуры (т.е. сверх нормативного времени по причинам, зависящим от Заказчика);
в случае использования привлеченного подвижного состава для осуществления учебной погрузки,
в случае отказа федеральных органов исполнительной власти, в интересах которых осуществляются воинские и специальные перевозки, от использования привлеченного подвижного состава.
Обращаясь с настоящими требованиями, истец полагает, что ответчик обязан уплатить сумму компенсации за время нахождения привлеченного подвижного состава под грузовыми операциями. В обоснование расчета неучтенного времени перевозки истец сослался на накопительные ведомости ф. ФДУ-92 N 161001 от 16.10.2022, N 161101 от 16.11.2022 на общую сумму 22780 руб. 80 коп. (с учетом НДС).
Вместе с тем, как следует из подпункта "в" пункта 4 Особенностей тарификации, обязательным условием для начисления компенсационной платы является задержка подвижного состава по вине заказчика.
Как следует из материалов дела, на станцию Моздок 15.10.2022 поступили вагоны N 51382349, 72114555, 73108839, 73119158, 73104358, 73116006 (нормативный срок доставки 13.10.2022). Согласно ведомостям подачи и уборки вагонов N 103034, N 103035 вышеуказанные вагоны поданы под выгрузку 15.10.2022, грузовые операции завершены также 15.10.2022. Компенсационная плата за пользование указанными вагонами начислена истцом за 1 сутки в размере 11 390 руб. 40 коп. с учетом НДС.
На станцию Моздок 15.11.2022 поступили вагоны N 52078292, 50956259, 57024739, 54256334, 73105371, 73159147 (нормативный срок доставки 09.11.2022). Согласно ведомостям подачи и уборки вагонов N 113037, N 114038 вышеуказанные вагоны поданы под выгрузку 15.11.2022, грузовые операции завершены также 15.11.2022. Компенсационная плата за пользование указанными вагонами начислена истцом за 1 сутки в размере 11 390 руб. 40 коп. с учетом НДС.
Таким образом, спорные вагоны поданы на путь необщего пользования в день поступления - 15.10.2022 и 15.11.2022, подача вагона под выгрузку и завершение выгрузки осуществлено в те же дни - 15.10.2022 и 15.11.2022.
На основании чего, судом сделан обоснованный вывод о том, что грузовые операции начаты и завершены своевременно, в пределах суток завершения перевозки.
Истцом в нарушение статьи 119 Федерального закона Российской Федерации N 18-ФЗ от 10.01.2003 "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и статьи 65 АПК РФ доказательств того, что задержка привлеченного подвижного состава в перевозочном процессе произошла по причинам, зависящим от ответчика, не представлены.
Напротив, судебными актами по делам N А53-2968/2023, N А53-2969/2023 установлено, что нарушение запланированного (нормативного) срока подачи спорных вагонов на путь необщего пользования по транспортным железнодорожным накладным N Х 626644 и Х 626655, явилось следствием ненадлежащего исполнения взятых на себя ОАО "РЖД" обязательств по своевременной доставке воинских грузов.
С учетом изложенного, оснований, предусмотренных Пунктом 4 Особенностей тарификации для начисления Войсковой части 5592 компенсации, у ОАО "РЖД" не имеется. В удовлетворении исковых требований судом первой инстанции правомерно отказано.
В случае нарушения сроков доставки грузов по причинам, зависящим от третьих лиц, ОАО "РЖД" вправе взыскать с таких лиц убытки, причиненные выплатой собственнику вагонов стоимости их использования.
Приведенная апеллянтом ссылка на иную судебную практику отклоняется судом, поскольку различие результатов рассмотрения дел, по каждому из которых устанавливается конкретный круг обстоятельств на основании определенного материалами каждого из дел объема доказательств, представленных сторонами, само по себе не свидетельствует о различном толковании и нарушении единообразного применения судами норм материального и процессуального права. Какого-либо преюдициального значения для настоящего дела данные судебные акты не имеют, приняты судами по конкретным делам, фактические обстоятельства которых отличны от фактических обстоятельств настоящего дела.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы рассмотрены судом апелляционной инстанции и признаны несостоятельными, поскольку они сводятся к несогласию апеллянта с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом первой инстанции представленных в материалы дела доказательств, что не свидетельствует о нарушении судом первой инстанции норм материального, а также процессуального права.
На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции признает решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 06.02.2024 по делу N А61-5422/2023 соответствующим нормам материального и процессуального права, основания для удовлетворения апелляционной жалобы у суда отсутствуют.
Нарушений норм, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ госпошлина по апелляционной жалобе относится на ее подателя.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 06.02.2024 по делу N А61-5422/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Н. Демченко |
Судьи |
А.А. Мишин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-5422/2023
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: Войсковая часть 5592 Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации