г. Москва |
|
30 мая 2024 г. |
Дело N А40-101244/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 мая 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.В. Лапшиной,
судей Вигдорчика Д.Г., Веретенниковой С.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.С. Волковым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, заявление финансового управляющего Платовой Татьяны Витальевны о признании недействительной сделкой договора купли-продажи земельного участка без строений от 16.03.2021, применении последствий недействительности указанной сделки, в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) Никитенко Дмитрия Владимировича,
при участии в судебном заседании:
лица не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда города Москвы от 09.06.2021 гражданин Никитиенко Дмитрий Владимирович признан несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура реализации имущества должника, финансовым управляющим утверждена Платова Татьяна Витальевна (член Ассоциации АУ "ЦФОП АПК"), о чем опубликованы сведения в газете "Коммерсантъ" N 104 от 19.06.2021.
Процедура реструктуризации была введена определением Арбитражного суда города Москвы от 07.12.2020 г.
В Арбитражный суд города Москвы 28.07.2023 поступило заявление финансового управляющего Платовой Т.В. о признании недействительной сделкой договор купли-продажи земельного участка без строений от 16.03.2021 года, заключенного между Рауд Н.М. и Никитенко С.Д., с согласия своего законного представителя - матери Никитенко Ю.Д. и о применении последствий недействительности указанной сделки.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 19.01.2024 года отказано в удовлетворении заявления финансового управляющего Платовой Т.В. о признании недействительной сделкой договор купли-продажи земельного участка без строений от 16.03.2021 года, и о применении последствий недействительности указанной сделки.
Не согласившись с вынесенным определением, финансовый управляющий обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Определением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 марта 2024 суд перешел к рассмотрению спора в рамках дела N А40-101244/20 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции в связи с отсутствием в материалах дела доказательств направления в адрес продавца Рауд Н.М., Никитенко С.Д., Никитенко Ю.Д. извещений о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании подлежало рассмотрению по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции заявление финансового управляющего о признании недействительной сделкой договор купли-продажи земельного участка без строений от 16.03.2021 года, заключенного между Рауд Н.М. и Никитенко С.Д., с согласия своего законного представителя - матери Никитенко Ю.Д. и о применении последствий недействительности указанной сделки.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте http://kad.arbitr.ru.
Лица, участвующие в деле, уведомленные судом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте http://kad.arbitr.ru, в связи с чем, спор рассматривается в их отсутствие, исходя из норм ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, представленные документы, приходит к выводу, что заявление о признании сделки недействительной не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 32 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Порядок, субъекты и основания, по которым могут быть оспорены сделки должника-гражданина, предусмотрены в нормах главы X Закона о банкротстве, в частности в абзаце 3 пункта 2 статьи 213.11 Закона о банкротстве, в пункте 7 статьи 213.9 и в статье 213.32 Закона о банкротстве.
В силу пункта 1 статьи 213.32 Закона о банкротстве заявление об оспаривании сделки должника-гражданина по основаниям, предусмотренным статьей 61.2 или 61.3 настоящего Федерального закона, может быть подано финансовым управляющим по своей инициативе либо по решению собрания кредиторов или комитета кредиторов, а также конкурсным кредитором или уполномоченным органом, если размер его кредиторской задолженности, включенной в реестр требований кредиторов, составляет более десяти процентов общего размера кредиторской задолженности, включенной в реестр требований кредиторов, не считая размера требований кредитора, в отношении которого сделка оспаривается, и его заинтересованных лиц.
Согласно п. 1 ст. 61.1 Закона о банкротстве сделки, совершенные должником или другими лицами за счет должника, могут быть признаны недействительными в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также по основаниям и в порядке, которые указаны в настоящем Федеральном законе.
В силу пункта 3 статьи 61.1 Закона о банкротстве под сделками, которые могут оспариваться по правилам главы III.1 этого Закона, понимаются в том числе действия, направленные на исполнение обязательств и обязанностей, возникающих в соответствии с гражданским, трудовым, семейным законодательством, законодательством о налогах и сборах, таможенным законодательством Российской Федерации, процессуальным законодательством Российской Федерации и другими отраслями законодательства Российской Федерации, а также действия, совершенные во исполнение судебных актов или правовых актов иных органов государственной власти.
В соответствии со статьей 153 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
В пункте 2 постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.12.2010 N 63 "О некоторых вопросах, связанных с применением главы III.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" указано, что к сделкам, совершенным не должником, а другими лицами за счет должника, которые в силу п. 1 ст. 61.1 Закона о банкротстве могут быть признаны недействительными по правилам главы III.1 этого Закона (в том числе на основании ст. 61.2 или 61.3), могут, в частности, относиться: 1) сделанное кредитором должника заявление о зачете; 2) списание банком в безакцептном порядке денежных средств со счета клиента-должника в счет погашения задолженности клиента перед банком или перед другими лицами, в том числе на основании представленного взыскателем в банк исполнительного листа; 3) перечисление взыскателю в исполнительном производстве денежных средств, вырученных от реализации имущества должника или списанных со счета должника; 4) оставление за собой взыскателем в исполнительном производстве имущества должника или залогодержателем предмета залога.
В рассматриваемом случае финансовый управляющий оспаривает договор купли-продажи земельного участка без строений от 16.03.2021 года, заключенный между Рауд Натальей Михайловной (продавец) и Никитенко Софьей Дмитриевной (покупатель), дочь должника.
В соответствии с пунктом 1 статьи 61.1 Закона о банкротстве сделки, совершенные должником или другими лицами за счет должника, могут быть признаны недействительными в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также по основаниям и в порядке, которые указаны в Законе о банкротстве.
Таким образом, по смыслу приведенных выше норм права недействительными могут быть признаны сделки, совершенные непосредственно должником в отношении имущества, составляющего активы должника, или другими лицами за счет должника.
Соответственно, доводы заявителя не могут быть признаны обоснованными, поскольку оспариваемая сделка не является сделкой должника, не относится к сделкам, совершенным за счет должника, носит самостоятельный характер.
Кроме того, сторонами оспариваемой сделки являются физические лица.
Достоверных доказательств того, что средства, уплаченные по указанному договору, принадлежали должнику, в материалы дела не представлено.
Довод конкурсного управляющего, что покупка земельного участка несовершеннолетней дочерью должника в лице своей матери, супруги должника, свидетельствует о том, что земельный участок приобретен за счет должника, который находится в процедуре банкротства, в целях вывода имущества, подлежит отклонению как основанный на предположении и не подтвержденный относимыми и допустимыми доказательствами.
Доводы заявителя со ссылкой на недоказанность принадлежности денежных средств на покупку земельного участка не должнику, подлежат отклонению, поскольку разумные основания для вывода о недействительности сделки по данным мотивам должен привести заявитель, бремя доказывания наличия оснований для недействительности сделки лежит именно на нем.
При этом, Никитенко Ю.Д., матерью Никитенко С.Д., в материалы дела представлены пояснения, согласно которым денежные средства на покупку земельного участка были даны ее матерью Крайновой З.С., которая проживает с 1997 года в США. Целью покупки являлось желание Крайновой З.С., которая находится в преклонном возрасте, вернуться для постоянного проживания в Российскую Федерацию.
Никитенко Ю.Д. пояснила, что в связи с тем, что прошло более трех лет с даты покупки земельного участка, предоставить справку о переводе денежных средств не представляется возможным, так как Крмпания ВестренЮнион, посредством которого осуществлялись переводы, такие сведения не предоставляет.
На основании п. 1 ст. 36 СК РФ имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам (имущество каждого из супругов), является его собственностью.
С учетом позиции, изложенной в абзаце 4 п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 05.11.1998 N 15 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака" не является общим совместным имущество, приобретенное хотя и во время брака, но на личные средства одного из супругов, принадлежавшие ему до вступления в брак, полученное в дар или в порядке наследования, а также вещи индивидуального пользования, за исключением драгоценностей и других предметов роскоши.
В соответствии со ст. 9, ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения процессуальных действий.
Таким образом, доводы управляющего не позволяют отнести сделку к действиям, перечисленным в пункте 2 Постановления Пленума ВАС РФ N 63.
Относительно доводов заявителя о наличии оснований недействительности сделки, предусмотренных ст.10, ст.170 ГК РФ, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Согласно пункту 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 апреля 2009 года N 32 "О некоторых вопросах, связанных с оспариванием сделок по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" (в редакции постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 60) исходя из недопустимости злоупотребления гражданскими правами (пункт 1 статьи 10 ГК РФ) и необходимости защиты при банкротстве прав и законных интересов кредиторов по требованию арбитражного управляющего или кредитора может быть признана недействительной совершенная до или после возбуждения дела о банкротстве сделка должника, направленная на нарушение прав и законных интересов кредиторов, в частности направленная на уменьшение конкурсной массы сделка по отчуждению по заведомо заниженной цене имущества должника третьим лицам.
Исходя из содержания пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации под злоупотреблением правом понимается умышленное поведение лиц, связанное с нарушением пределов осуществления гражданских прав, направленное исключительно на причинение вреда третьим лицам. При этом, для признания факта злоупотребления правом при заключении сделки должно быть установлено наличие умысла у обоих участников сделки (их сознательное, целенаправленное поведение) на причинение вреда иным лицам.
Злоупотребление правом должно носить явный и очевидный характер, при котором не остается сомнений в истинной цели совершения сделки.
Вместе с тем, суд не усматривает оснований для признания сделки недействительной на основании ст. 10 ГК РФ, п. 2 ст. 170 ГК РФ, как прикрывающей прямое безвозмездное отчуждение средств должника в пользу ответчика.
Наличие злоупотребления правом не доказано, в то время как в соответствии со ст. 10 ГК РФ необходимо наличие злоупотребления всех сторон сделки.
Суд апелляционной инстанции учитывает правовую позицию, изложенная в Определении Верховного Суда Российской от 10.11.2021 N 305-ЭС19-14439(3-8) о недопустимости обвинительного уклона при рассмотрении споров о банкротстве.
В связи с изложенным, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Руководствуясь ст.ст. 176, 266 - 269, 270, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда г. Москвы от 19.01.2024 по делу N А40-101244/20 - отменить.
В удовлетворении заявления финансового управляющего Платовой Татьяны Витальевны о признании недействительной сделкой договора купли-продажи земельного участка без строений от 16.03.2021, применении последствий недействительности указанной сделки - отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Лапшина В.В. |
Судьи |
Вигдорчик Д.Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-101244/2020
Должник: Никитиенко Дмитрий Владимирович
Кредитор: МИФН N12, ООО "КОММУНИКЕЙШНС ЭКВИПМЕНТ", ПАО "МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК"
Третье лицо: Акулов Евгений Евгеньевич, Дворец бракосочетания N5, Платова Татьяна Витальевна, Селин Александр Петрович, Центральный отедл по г. Иркутску Службы записи актов гражданского состояния Иркутской области
Хронология рассмотрения дела:
30.05.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-9457/2024
10.10.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-55813/2022
19.01.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-85689/2021
09.06.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-101244/20