г. Москва |
|
30 мая 2024 г. |
Дело N А40-265376/23 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Захаровой Т.В.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.02.2024, принятое в порядке упрощенного производства по делу N А40-265376/23, по исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Тупик" (ОГРН: 1026601905923, ИНН: 6634006853) к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) о взыскании неустойки,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Тупик" (далее - истец) обратилось в суд с требованием к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ответчик) о взыскании пени в сумме 54 391 руб. 80 коп.
Определением арбитражного суда первой инстанции от 16 ноября 2023 года исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о чем стороны извещены надлежащим образом.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 29.02.2024 иск удовлетворен частично.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение отменить, принять новый судебный акт.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно проверив в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого по делу решения, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, считает, что оснований для отмены или изменения решения суда не имеется на основании следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "Тупик" выступило отправителем груза: лесоматериалы, станция отправления Тавда (перевозчик - ОАО "РЖД"), станция назначения Атырау (перевозчик - ТОО "КТЖ-Грузовые перевозки"). Груз следовал по накладным СМГС N N 34895505, 34900352, 34900948. ОАО "РЖД" допустило превышение сроков доставки грузов по указанным отправкам.
В отношении Российской Федерации и Республики Казахстан действует Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС), которое применяется в целях организации перевозок грузов в прямом международном железнодорожном сообщении (вводная часть СМГС).
В соответствии с §1 ст.24 раздела II СМГС, если отправителем и перевозчиком не согласовано иное, срок доставки определяется на весь путь следования груза и не должен превышать срока, установленного в §2 ст.24 раздела II СМГС:
-для контейнеров - 1 сутки на каждые начатые 150 км;
-для остальных отправок - 1 сутки на каждые начатые 200 км.
Согласно §5 ст.24 раздела II СМГС исчисление срока доставки груза начинается с 00.00 часов дня, следующего за днем заключения договора перевозки, и заканчивается в момент передачи получателем прибытия груза, при этом неполный сутки считают за полные.
Расчет неустойки за просрочку доставки грузов, не принадлежащих перевозчику, производится по формуле:
Неустойка = провозная плата порожнего вагона x соответствующий % (6%, 18% или 30%), в соответствии с правилами §2 ст.45 раздела II СМГС.
Согласно §2 ст.45 СМГС, размер неустойки за превышение срока доставки груза определяется исходя из провозной платы того перевозчика, который допустил превышение срока доставки.
Таким образом, международный договор разграничивает ответственность перевозчиков, прямо указывая, что неустойка определяется отдельно по каждому перевозчику, исходя из его провозной платы, а расчет пени производится исходя из общего срока доставки груза каждого конкретного перевозчика и допущенной именно им просрочки.
В соответствии с расчетом истца, неустойка за превышение срока доставки груза по территории Российской Федерации составила 54391,80 руб.
Иск может быть предъявлен только после предъявления соответствующей претензии и только к тому перевозчику, к которому была предъявлена претензия (§1 ст.47 раздела II СМГС). Согласно §2 ст.46 раздела II СМГС, претензия предъявляется:
-отправителем - к договорному перевозчику;
-получателем - к перевозчику, выдающему груз.
В соответствии со ст.2 СМГС, договорный перевозчик - перевозчик, который заключил с отправителем договор перевозки.
Согласно п.8 Приложения 1 "Правила перевозок грузов" к СМГС, сведения об отправителе содержится в графе 1 накладной СМГС, сокращенные наименования и коды договорного (указывается первым) и последующих перевозчиков (перевозчик, выдающий груз, указывается последним) и соответствующие участки пути, по которым каждый из перевозчиков осуществляет перевозку, указываются в графе 22 накладной СМГС.
В соответствии с вышеизложенным, Истец, как отправитель груза по накладным СМГС со станции Тавда на территории РФ, предъявил претензии и иск к договорному перевозчику, с которым заключил договор перевозки груза - ОАО "РЖД", то есть к надлежащему ответчику по настоящему иску.
Руководствуясь ст. 45 СМГС ООО "Тупик" начислило пени за просрочку и направило в адрес Ответчика претензии, с требованием оплатить неустойку за превышение срока доставки груза. Требования Истца не были удовлетворены.
Поскольку досудебный порядок урегулирования спора, инициированный и реализованный истцом, не принес положительного результата, истец обратился в суд с иском.
Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции признал исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению частично, поскольку признал заявленную истцом сумму пени явно несоразмерной последствиям нарушения обязательства и уменьшает ее в порядке ст. 333 ГК РФ до 38 000 руб. 00 коп.
Апелляционный суд отклоняет доводы жалобы на основании следующего.
Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда от 20.09.2011 N 5365/11 действующим законодательством не предусмотрено представление электронных документов на бумажном носителе с проставлением каких-либо штемпелей, поскольку сама сущность такого документа заключена в его электронной форме. Отсутствие необходимости в бумажном носителе обусловлено также тем, что ОАО "РЖД" (перевозчик), являясь обладателем системы ЭТРАН (автоматизированная система централизованной подготовки и оформления перевозочных документов на железнодорожные грузоперевозки), имеет неограниченный доступ к электронным документам.
Вместе с тем, доказательств невозможности получения необходимой информации для рассмотрения претензий, ответчиком в материалы дела не представлено. Истец не участвует в раскредитовании перевозочных документов и не получает железнодорожные накладные.
С учетом заключенного соглашения между истцом и ответчиком обмен перевозочными документами и документами, подтверждающими списание денежных средств с лицевого счета истца, осуществляется в электронном виде.
Приведенная позиция согласуется с пунктом 40.2 приложения N 1 к СМГС, согласно которому, если перевозка осуществлялась по электронной накладной, претендатель электронную накладную не прикладывает, а в претензионном заявлении указывает номер отправки, станцию отправления, станцию назначения.
Таким образом, оставление ответчиком претензии без рассмотрения лишь на том основании, что не был представлен оригинал накладной, свидетельствует о формальном подходе к рассмотрению вопроса. Ответчик обладал всей необходимой информацией для рассмотрения претензии по существу, оснований для её возвращения отсутствовали.
Кроме того, по смыслу пункта 8 части 2 статьи 125, части 7 статьи 126, пункта 2 части 1 статьи 148 АПК РФ, претензионный порядок урегулирования спора в судебной практике рассматривается в качестве способа, позволяющего добровольно без дополнительных расходов на уплату госпошлины со значительным сокращением времени восстановить нарушенные права и законные интересы. Такой порядок урегулирования спора направлен на его оперативное разрешение и служит дополнительной гарантией защиты прав.
Если из поведения ответчика не усматривается намерения добровольно и оперативно урегулировать возникший спор во внесудебном порядке, оставление иска без рассмотрения может привести к необоснованному затягиванию разрешения возникшего спора и ущемлению прав одной из его сторон (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4(2015), утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2015).
Между тем, из поведения ответчика не усматривается намерение добровольно и оперативно урегулировать возникший спор во внесудебном порядке.
Кроме того, ответчиком заявлено ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ТОО "КТЖ-ГП".
Суд, рассмотрев заявленное ходатайство, в его удовлетворении отказывает по следующим основаниям.
Глава 5 АПК РФ регулирует институт правоотношений, связанных с лицами участвующими в деле, и иными участниками арбитражного процесса.
В силу части 1 статьи 51 АПК РФ, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
В соответствии с частью 2 статьи 51 АПК РФ, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности стороны, за исключением права на изменение основания или предмета иска, увеличение или уменьшение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска или заключение мирового соглашения, предъявление встречного иска, требование принудительного исполнения судебного акта.
Указанная категория лиц в статье 51 АПК РФ, выступает в качестве лица, участвующего в деле, в том случае, когда судебный акт, которым заканчивается рассмотрение дела в суде первой инстанции, может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, привлекаются арбитражным судом к участию в деле, если судебный акт, которым закончится рассмотрение дела в суде первой инстанции, может быть принят об их правах и обязанностях, то есть данным судебным актом непосредственно затрагиваются их права и обязанности, в том числе создаются препятствия для реализации их субъективного права или надлежащего исполнения обязанности по отношению к одной из сторон спора.
Основанием для вступления в дело третьего лица является возможность предъявления иска к третьему лицу или возникновение права на иск у третьего лица, обусловленная взаимосвязью основного спорного правоотношения и правоотношения между стороной и третьим лицом.
Кроме того, из системного толкования положений Главы 5 АПК РФ, а в частности статей 50, 51 АПК РФ, следует, что при решении вопроса о привлечении к участию в деле третьего лица, арбитражный суд должен дать оценку характеру спорного правоотношения и определить юридический интерес нового участника процесса по отношению к предмету по первоначально заявленному иску.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на обоснование своих требований и возражений.
Следовательно, в обоснование указанного ходатайства заявителю необходимо представить доказательства того, что судебный акт, которым заканчивается рассмотрение настоящего дела, может повлиять на права или обязанности заявителя по отношению к одной из сторон.
Однако со стороны заявителя не представлено доказательств того, что права и обязанности третьего лица могут быть затронуты данным решением, а судом такие основания не установлены, в связи с чем, суд отказывает в удовлетворении данного ходатайства.
Ответчик безосновательно утверждает, что он не имеет сведений о перевозках, в том числе и о той части перевозок, которую он осуществляет самостоятельно. Исковые требования по делу предъявлены в связи с превышением сроков доставки грузов, допущенных только ответчиком, и не касаются последующего иностранного перевозчика.
Однако, и после получения доступа к материалам дела, которые содержат все необходимые сведения для проведения проверки обоснованности требований истца и которые у ответчика отсутствуют, последний продолжил отказываться от урегулирования спора, в том числе, и в отношении лично им допущенных нарушений правил СМГС.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 4 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015, по смыслу п. 8 ч. 2 ст. 125, ч. 7 ст. 126, п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ, претензионный порядок урегулирования спора в судебной практике рассматривается в качестве способа, позволяющего добровольно без дополнительных расходов на уплату госпошлины со значительным сокращением времени восстановить нарушенные права и законные интересы. Такой порядок урегулирования спора направлен на его оперативное разрешение и служит дополнительной гарантией защиты прав. Если из обстоятельств дела следует, что заявление ответчика об оставлении иска без рассмотрения в связи с несоблюдением истцом досудебного порядка урегулирования спора направлено на необоснованное затягивание разрешения возникшего спора, суд на основании ч. 5 ст. 159 АПК РФ отказывает в его удовлетворении.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации формальные препятствия для признания соблюденным досудебного порядка урегулирования спора, сами по себе не должны автоматически влечь оставление иска без рассмотрения (Определение ВС РФ от 09.02.2023 N 300-ЭС22-24101 по делу N СИП-63/2022).
При отсутствии в поведении ответчика намерения добровольно и оперативно урегулировать возникший спор во внесудебном порядке, а также с учетом того, что ответчик имел все возможности для рассмотрения претензий истца, так как перевозочные документы СМГС оформлялись, в том числе в электронном виде, в принадлежащей ответчику АС ЭТРАН ОАО "РЖД", в распоряжении ответчика имеются листы 2 и 3 накладных СМГС со всеми сведениями о перевозках, не приложение к претензиям бумажных оригиналов накладных СМГС, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Ответчик имел в полном объеме возможность рассмотреть претензии Истца, но недобросовестно от этого уклонился.
В соответствии с п.40.2 Приложения 1 к СМГС, если перевозка осуществлялась по электронной накладной, претендатель электронную накладную к претензии не прикладывает, а в претензионном заявлении указывает номер отправки, станцию отправления, станцию назначения, а также номер коммерческого акта и наименование перевозчика, оформившего его.
Перевозки, в отношении которых ответчик допустил превышение сроков доставки груза по накладным СМГС на отправку груза со станции Тавда (РФ) N N 34895505, 34900352, 34900948 оформлялись в бумажном и в электронном виде (истцом приложены к иску файл pdf "Копии бумажных накладных", файл pdf "Накладные в электронном виде").
Обстоятельства оформления перевозок грузов в прямом международном сообщении между Российской Федерацией и Республикой Казахстан в электронном виде следуют из положений п.2.1. Регламента многоступенчатого контроля по обеспечению безопасности движения при приеме груза и порожних вагонов к перевозке, в пути следования и при выдаче груза, утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 28.11.2017 N 2451р.
В данном распорядительном документе ответчика указано, что при предъявлении грузоотправителем перевозочных документов на бумажном носителе агент вводит указанные в них сведения в АС ЭТРАН, которая в автоматическом режиме проводит проверку на соответствие указанных в перевозочных документах параметров согласованной заявке, а также наличия ограничения или запрета к осуществлению данной перевозки
Приведенный порядок, когда перевозчик односторонне оформляет электронный документ, также применяется и к перевозкам грузов в прямом международном железнодорожном сообщении, на что указывает пункт 3 во взаимосвязи с приложением N 2 Технологии применения электронной подписи для подписания документов при грузовых перевозках и оказании услуг, утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 25.06.2015 N 1570р.
Довод ответчика о том, что внесение сведений из бумажных накладных в АС ЭТРАН не является оформлением электронного перевозочного документа, противоречит вышеуказанным положениям распорядительных документов самого ответчика, а также назначению АС ЭТРАН.
В общем доступе в сети Интернет на веб-сайте структурного подразделения ОАО "РЖД" -Октябрьское ТЦФТО (https://ozd-center.ru/etran) размещена информация о том, что в АС ЭТРАН (расшифровывается как автоматизированная система "Электронная транспортная накладная") оформляются все накладные на перевозку грузов.
Так как любая перевозка в отношениях между истцом и ответчиком, в том числе и в прямом железнодорожном сообщении, которое регулируется также и правилами СМГС, сопровождается оформлением электронных перевозочных документов (накладных СМГС), сведения из АС ЭТРАН ОАО "РЖД" (договорного перевозчика), являются надлежащими доказательствами при рассмотрении настоящего спора (ст.68 АПК РФ).
Вопреки несостоятельным доводам ответчика, в электронных накладных, сформированных в АС ЭТРАН ОАО "РЖД", содержаться сведения о датах начала перевозки, о расстоянии перевозки, о тарифных расстояниях по территории РФ и РК, о ставках тарифа оплаченного по территории РФ, о станциях отправления и прибытия груза, о датах проследования вагона с грузом пограничных станций, иные сведения о спорных перевозках.
Судебные акты, на которые ссылается Ответчик в апелляционной жалобы, были вынесены судами по делам с иными обстоятельствами, чем в настоящем деле.
Следовательно, выводы судов по делам, на которые ссылается Ответчик, не могут быть применены в настоящем деле.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам жалобы, а также безусловных, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине по апелляционной жалобе возлагаются на заявителя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 29.02.2024 по делу N А40-265376/23 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) в доход федерального бюджета 3000 (три тысячи) руб. 00 коп. - госпошлину по апелляционной жалобе.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-265376/2023
Истец: ООО "ТУПИК"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"