город Москва |
|
30 мая 2024 г. |
дело N А40-295387/23 |
Резолютивная часть постановления оглашена 28.05.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.05.2024.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Сумина О.С., Кочешкова М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Московской таможни на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.02.2024
по делу N А40-295387/23,
по заявлению ООО "Карл Шторц - Эндоскопы Восток"
к Московской таможне
о признании незаконным решения;
при участии:
от заявителя - Лутиков В.А. по доверенности от 15.08.2023;
от заинтересованного лица - не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 19.02.2024 признано незаконным решение Московской таможни об отказе в возврате излишне уплаченных сумм НДС и таможенных пошлин от 26.10.2023 по декларации на товары N 10013160/270121/0035656 и на Московскую таможню возложена обязанность в тридцатидневный срок с даты вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Карл Шторц - Эндоскопы Восток" в установленном законом порядке, путем возврата излишне уплаченных по декларации на товары N 10013160/270121/0035656 - НДС по ставке 20 % в размере 574.528, 73 руб., таможенной пошлины в размере 175.478, 34 руб.; с Московской таможни в польщу ООО "Карл Шторц - Эндоскопы Восток" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 3.000 руб. и расходы на оплату услуг представителя в размере 30.000 руб., в удовлетворении остальной части требований о взыскании расходов на оплату услуг представителя отказано.
Таможенный орган не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе, в судебное заседание не явился, информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте суда и в картотеке арбитражных дел в сети Интернет в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Через канцелярию суда от таможенного органа поступило письменное ходатайство об отложении судебного заседания, в связи с большой загруженностью представителя Московской таможни.
Согласно п. 5 ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, в случае возникновения технических неполадок при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем видеоконференц-связи, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий.
Наличие оснований для отложения судебного разбирательства устанавливается арбитражным судом в каждом конкретном деле, исходя из его фактических обстоятельств.
Таким образом, отложение судебного разбирательства является правом, а не обязанностью суда.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев ходатайство не усматривает оснований, предусмотренных ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель общества в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, по мотивам, изложенным в отзыве.
Из материалов дела следует, что обществом ввезены на таможенную территорию Российской Федерации по декларациям на товары N 10013160/270121/0035656 медицинские изделия. Выпуск товаров осуществлен 27.01.2021.
Спорные товары включены в Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории РФ и ввоз которых на территорию Российской Федерации не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042.
При декларировании товаров таможенным представителем по ряду товаров неверно определены коды Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС, ТН ВЭД) в связи с неправильным применением Основных правил интерпретации (ОПИ) ТН ВЭД и Пояснений к ТН ВЭД, без учета заявленных характеристик, свойств и назначения товаров, в результате чего не была применена преференция (освобождение от НДС при ввозе товаров на территорию Российской Федерации), что, в свою очередь, привело к излишней уплате таможенных пошлин и НДС. По ряду других товаров преференция ошибочно не заявлена при правильной классификации товаров.
Обществом внесены изменения в декларации после выпуска товаров путем представления в таможенный орган мотивированных письменных обращений декларанта о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях после выпуска товаров с приложением надлежащим образом заполненной корректировочной декларации на товары (КДТ), ее электронного вида; документов, подтверждающих изменения (дополнения), вносимые в сведения, указанные в декларациях (обоснование вносимых изменений); документов, подтверждающих уплату таможенных платежей, в соответствии с порядком, установленным Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 "О внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии".
Обращение декларанта вместе с КДТ и необходимым пакетом документов направлены в Московский таможенный пост (центр электронного декларирования) (далее также - "Таможенный пост", "МТП (ЦЭД)") в электронном виде.
В соответствии с представленными КДТ, размер излишне уплаченных сумм таможенных платежей составил: по декларации N 10013160/270121/0035656: НДС по ставке 20 % в сумме - 574.528,73 руб., таможенная пошлина в сумме - 175.478, 34 руб.
Уплата НДС и таможенных пошлин произведена за счет денежных средств, внесенных обществом на единый лицевой счет в качестве авансовых платежей, что подтверждается сведениями, заявленными в графе В "подробности подсчета" декларацией и отчетами ФТС России о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей от 13.01.2022 за период 01.01.2021 по 31.12.2021.
Расчеты, излишне уплаченных сумм НДС и таможенных пошлин, подлежащих возврату, приведены в Приложениях N 1-4 к заявлению.
Таможенным органом принято решение от 26.10.2023 об отказе во внесении изменений и/или дополнений в сведения, указанные в декларации на товары N 10013160/270121/0035656.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о не соответствии оспариваемого решения таможенного органа и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.
Классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также положениями ОПИ ТН ВЭД при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей данного Правила могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное (Правило 6 ОПИ ТН ВЭД). Последовательность действий до достижения необходимого уровня классификации определена в п. 7 Порядка применения ТН ВЭД.
Таким образом, при классификации товара по ТН ВЭД вначале определяется товарная позиция, а затем субпозиция - исходя из текстов товарных позиций (включая субпозиции), а также из соответствующих примечаний к разделам и группам (Правило 1 ОПИ ТН ВЭД), а при определении субпозиции товарной позиции учитываются также и примечания к соответствующим субпозициям (Правило 6 ОПИ ТН ВЭД). Для целей Правила 6 ОПИ ТН ВЭД также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
Товарная позиция 9018 включает в себя: приборы и устройства, применяемые в медицине, хирургии, стоматологии или ветеринарии, включая сцинтиграфическую аппаратуру, аппаратуру электромедицинскую прочую и приборы для исследования зрения.
В субпозицию 9018 90 - включаются инструменты и оборудование, прочие, которые применяются в медицине, хирургии, стоматологии или ветеринарии.
В соответствии с разделом XVIII Пояснений к ТН ВЭД (том V) в товарную позицию 9018 включается очень широкий диапазон приборов и устройств, которые в большинстве случаев используются только в профессиональной практике (врачами, хирургами, стоматологами, ветеринарными хирургами, акушерками) либо для постановки диагноза, профилактики или лечения болезни, либо для оперирования и т.д. Кроме того, многие из приборов, используемых в медицине или хирургии (человека или ветеринарной), являются, по существу, обычными ручными инструментами (например, молотки, зуботехнические молотки, пилы, долота, полукруглые долота, щипцы, клещи, шпатели и т.д.) или ножевыми изделиями (ножницы, ножи и т.д.). Такие изделия включаются в данную товарную позицию только в том случае, если они явно идентифицируются как предназначенные для медицинского или хирургического применения по причине их особой формы, легкости, с которой они разбираются для стерилизации, лучшего качества изготовления, природе составляющих их металлов или по их комплектованию (часто упаковываются в ящики или боксы, содержащие набор инструментов для конкретной работы: акушерства, вскрытия трупов, гинекологии, глазной или ушной хирургии, ветеринарные наборы для родов и т.д.).
В оспариваемом решении таможенного органа в качестве оснований для отказа ссылается на невыполнение декларантом требований, предусмотренных п. 12 Порядка N 289, а именно: не представлено надлежащее документальное подтверждение потоварно.
Пункт 12 Порядка N 289 содержит перечень документов, которые должны быть представлены декларантом для внесения изменений в декларацию на товары после выпуска товаров.
В соответствии с представленными КДТ изменения вносились в графу 33 "код товара" и графу 36 "преференция" декларации N 10013160/270121/0035656.
При классификации спорных товаров таможенным представителем не учтено, что указанные товары включены в регистрационные удостоверения на медицинские изделия в качестве их частей и принадлежностей, имеют исключительно медицинское назначение, произведены изготовителем для применения исключительно с конкретными медицинскими эндоскопическими приборами товарной позиции 9018 ТН ВЭД в качестве их принадлежностей, не имеют самостоятельной потребительской ценности и не могут использоваться в каких-либо иных целях.
В результате первичная классификация товаров ошибочно произведена исключительно исходя из семантического сходства наименования спорного товара с текстом товарной позиции согласно Правилу 1 ОПИ, как обычных проводов, изделий из пластмассы и т.д., без учета примечаний к соответствующим разделам и группам, а, так же, исключительно медицинского назначения спорных товаров, их характеристик, свойств.
В силу Правила 1 ОПИ ТН ВЭД для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, то в соответствии с положениями Правил 2 - 6, где это применимо.
При этом, в соответствии с правилом 3(а) ОПИ если в результате применения Правил 1-2 ОПИ по каким-либо причинам имеется возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием.
При указанных обстоятельствах спорные товары, как части и принадлежности к медицинским эндоскопическим приборам и инструментам товарной позиции 9018 ТН ВЭД ЕАЭС, идентифицируемые как пригодные для использования исключительно или главным образом с указанными приборами, в соответствии с Пояснениям к товарной группе 90 ТН ВЭД "инструменты и аппараты оптические, фотографические, кинематографические, измерительные, контрольные, прецизионные, медицинские или хирургические; их части и принадлежности" и товарной позиции 9018 ТН ВЭД "Приборы и устройства, применяемые в медицине, хирургии, стоматологии или ветеринарии, включая сцинтиграфическую аппаратуру, аппаратура электромедицинская прочая и приборы для исследования зрения" (раздел XVIII Пояснений к ТН ВЭД ЕАЭС, Том V), подлежали классификации с этими устройствами, приборами, аппаратами или инструментами в той же товарной позиции 9018.
В связи с тем, что внесение изменений в декларацию не связано с изменением характеристик и свойств товаров или какими-либо событиями и обстоятельствами, которые после выпуска товаров могли повлиять на его классификацию, а обусловлено исключительно неверным применением ОПИ ТН ВЭД при определении кода ТН ВЭД в первичных декларациях, предоставление каких-либо документов, подтверждающих вносимые изменения, при наличии документов и сведений, представленных ранее при первичном декларировании, не требовалось.
Фактически, документом, подтверждающим вносимые изменения, при изначально заявленных характеристиках и свойствах спорных товаров, в данном случае являются ОПИ ТН ВЭД, доступные таможенному органу.
Внесения изменений в декларацию на товары подтверждена обществом приложенными к обращениям обоснованиями, сведениями о технических характеристиках и свойствах спорных товаров в виде таблицы, содержащей описание товаров по-артикульно, области их применения, функциональное назначение, взаимодействие с основным изделием, номера регистрационных удостоверений, в которые включены спорные товары, и деклараций соответствия, изображения спорных товаров и иные сведения, необходимые и достаточные для правильной классификации спорных товаров.
Поскольку спорные товары ранее неоднократно ввозились декларантом на таможенную территорию Российской Федерации, регистрационные удостоверения на спорные товары представлены ранее, сведения о ранее представленных удостоверениях указаны в графе 44 по соответствующим товарам под кодом вида документа 07012/2 (документы, подтверждающие соблюдение целей и условий предоставления льгот по уплате таможенных платежей).
Сведения о ранее представленных документах указаны в графе 44 по соответствующим товарам под кодом вида документа, предоставление данных документов подтверждается Описью документов, представленных обществом по декларации на товары N 10013160/270121/0035656.
При указанных обстоятельствах у таможенного органа имелись все документы и сведения, подтверждающие вносимые в декларацию на товары изменения, в связи с чем, отказ во внесении изменений в декларацию со ссылкой на п. 12 Порядка N 289 ввиду непредставления сборочного чертежа оборудования, описания технологического процесса, сведений о количестве и весе всех компонентов оборудования и иных, указанных в отказе документов и сведений является необоснованным и неправомерным.
Документы, приведенные в качестве оснований отказа в предоставлении льготы (внесения изменений в графе 36 "преференции"), не предусмотрены законодательством в качестве подтверждающих право на льготу.
Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) НДС утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042.
Исходя из изложенного, возможность освобождения от налогообложения в соответствии с п. 2 ст. 150 Налогового кодекса Российской Федерации ставится в зависимость от соблюдения двух условий: наличие регистрационного удостоверения на медицинское изделие, выданного в установленном порядке: включение данного медицинского изделия в Перечень N 1042.
Вхождение товара (медицинского изделия) в Перечень N 1042 определяется на основании кода ТН ВЭД товара с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 или (ОКПД 2) ОК 034-2014 (Примечание 1 к Перечню N 142). При этом, коды ОКПД2 (ОКП) и ТН ВЭД должны совпадать в пределах одного пункта Перечня N 1042.
Следовательно, документами, подтверждающими соблюдение целей и условий предоставления льгот по уплате таможенных платежей в соответствии с п. 2 ст. 150 Налогового кодекса Российской Федерации является регистрационное удостоверение на медицинское изделие и подтверждение кодов ОКПД2 и ТН ВЭД товара, одновременно включенные в один и тот же пункт Перечня N 1042. Иные документы и условия применения льготы законодательством не предусмотрены.
Обществом таможенному органу представлены регистрационные удостоверения на медицинские изделия, в которые включены спорные товары, с указанием кодов ОКПД2, содержащихся в Перечне N 1042, заявлены в ДТ (КДТ) коды ТН ВЭД спорных товаров, входящие в те же пункты Перечня N 1042.
Отказ в предоставлении льготы после выпуска товаров, обоснованный непредставлением документов, не предусмотренных законодательством для подтверждения соблюдения целей и условий предоставления льгот по уплате таможенных платежей, и не имеющих к такому подтверждению отношения, является незаконным.
Вместе с тем, общество не осуществляет сборку и монтаж медицинских изделий на территории Российской Федерации, а ввозимые принадлежности не являются компонентами товара в смысле п. 1 ст. 117 Таможенного кодекса ЕАЭС.
Ввоз спорных товаров (принадлежностей и составных частей медицинских изделий) производится в целях замены принадлежностей (частей), сроки использования которых согласно регламенту производителя истекли, и/или израсходованных, вышедших из строя (изношенных) частей и принадлежностей для обеспечения бесперебойного и безопасного функционирования медицинского оборудования.
Основное медицинское изделие (оборудование) ввозится в собранном (завершенном) виде, классифицируется в соответствующих товарных позициях (подсубпозициях) согласно их текстам и примечаниям и Правилам 1 или 3(а) и Правилом 6 ОПИ ТН ВЭД.
Классификация в соответствии с ТН ВЭД принадлежностей и частей к ранее ввезенным медицинским изделиям осуществляется обществом, исходя из соответствующих примечаний к разделам или группам в отношении частей и принадлежностей товаров соответствующих товарных позиций.
Таможенному органу известны все характеристики и свойства спорных товаров, а также соответствующие им коды ТН ВЭД ввиду того, что указанные товары неоднократно ввозились и выпускались ранее, при этом правильность их классификации Обществом в соответствии с ТН ВЭД и правомерность предоставления преференций проверялась судами и подтверждена решениями судов, вступившими в силу, перечень которых приведен в граф 8 таблицы Приложения 4.
Дополнительного подтверждения целевого назначения указанные медицинские изделия в уполномоченном органе не требуют, как и не требуют отдельного регистрационного удостоверения составляющие принадлежности к медицинским изделиям вне зависимости от времени их ввоза (вместе с основным медицинским изделием или в отдельности от него).
Медицинское назначение спорных товаров таможенным органом не опровергнуто и не представлено доказательств, что спорные товары могут применятся в других областях деятельности, а также что они могут быть использованы по назначению не только в составе эндоскопов.
Спорные товары, произведены непосредственно изготовителем медицинского оборудования исключительно для обеспечения выполнения функции этого оборудования, не предназначены для использования в иных целях и с иным оборудованием и не являются самостоятельными товарами, а представляют собой элементы медицинских изделий, относящиеся к основным блокам медицинских изделий или их комплектующим.
Законность и обоснованность произведенной (измененной) обществом классификации спорных товаров, ввезенных по рассматриваемым декларациям, при таких же обстоятельствах и по тем же товарам подтверждена вступившими в силу судебными актами по аналогичным делам с участием общества и таможенного органа (ч. 2 ст. 69 АПК РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Обществом заявлено требование о взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере 80.000 руб.
Согласно ст. 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
К судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся, в том числе, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде (ст. 106 АПК РФ).
Согласно п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", судебные расходы, состоящие из государственной пошлины, а также издержек, связанных с рассмотрением дела, представляют собой денежные затраты (потери), распределяемые в порядке, предусмотренном главой 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Действующее законодательство не ограничивает размер расходов какой-либо предельной суммой. Оценивая заявляемые стороной требования, суд руководствуется общими принципами арбитражного процессуального законодательства, в том числе принципами объективности, состязательности и равенства прав сторон арбитражных процессуальных правоотношений.
При рассмотрении вопроса о взыскании судебных расходов необходимо исходить из фактических обстоятельств дела, продолжительности и сложности рассмотренного по существу спора, принципа разумности и соразмерности, а также установить факт документального подтверждения произведенных стороной расходов.
Разумные пределы расходов являются оценочной категорией, четкие критерии их определения применительно к тем или иным категориям дел не предусмотрены, в каждом конкретном случае суд вправе определить такие пределы с учетом обстоятельств дела, сложности и продолжительности судебного разбирательства, сложившегося в данной местности уровня оплаты услуг представителей по представлению интересов доверителей в арбитражном процессе.
Взыскание расходов на оплату услуг представителя в разумных пределах процессуальным законодательством отнесено к компетенции арбитражного суда.
Оценив представленные в дело доказательства с учетом объема и фактически оказанных представителем услуг, характера и предмета спора, судом первой инстанции снижена сумма расходов на представителя до 30.000 руб.
В данной части решение суда обществом не обжалуется.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции и отклонены, оснований для отмены судебного акта не установлено. Нарушений судом первой инстанции норм процессуального законодательства не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.02.2024 по делу N А40-295387/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
О.С. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-295387/2023
Истец: ООО КАРЛ ШТОРЦ - ЭНДОСКОПЫ ВОСТОК
Ответчик: МОСКОВСКАЯ ТАМОЖНЯ