г. Москва |
|
30 мая 2024 г. |
Дело N А40-181540/23 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в лице судьи Валюшкиной В.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу АО "Спецэнерготранс" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.12.2023 по делу N А40-181540/23,
принятое в порядке упрощенного производства по иску АО "Спецэнерготранс" к ООО "Южная вагоноремонтная компания" о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
АО "Спецэнерготранс" обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "ЮВК" о взыскании расходов на устранение недостатков ремонта вагонов, выявленных в течение гарантийного срока по договору от 01.10.2014 N 02-14/ЮВК в размере 87 545,60 руб.
Решением суда от 29.12.2023 по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, исковое заявление удовлетворено в части взыскания с ответчика убытков по договору от 01.10.2014 N 02-14/ЮВК в размере 70 036,48 руб., в удовлетворении остальной части иска отказано.
Истец, не согласившись с решением суда первой инстанции, в порядке ст. 257 АПК РФ в установленный законом срок обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке упрощенного производства с учетом требований ст. 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, усматривает основания для удовлетворения апелляционной жалобы и изменения решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 01.10.2014 между ЗАО "Спецэнерготранс" (с 11.07.2016 - АО "Спецэнерготранс", заказчик) и ответчиком (подрядчик) заключен договор на выполнение работ по ремонту грузовых вагонов N 02-14/ЮВК, в соответствии с п. 1.1 которого заказчик поручает и обязуется оплатить, а подрядчик принимает на себя обязательства производить плановый вид ремонта (деповский ремонт) железнодорожных грузовых вагонов колеи 1520 мм, принадлежащих заказчику на праве собственности, аренды, ином законном основании, либо действующего в интересах собственника, владельца, третьего лица (далее - грузовые вагоны) по согласованному сторонами графику (приложение N 1 к договору), а также оказывать заказчику дополнительные услуги, перечень и стоимость которых согласованы сторонами в приложении N 2 к договору.
В 2020-2021 г. подрядчик произвел плановый ремонт вагонов N N 51603611, 52994597, 52830643, находящихся в финансовой аренде (лизинге) истца.
В 2019-2021 г. в период гарантийного срока эксплуатации спорные вагоны переведены в нерабочий парк по технологическим неисправностям.
Как указывает истец, об отцепке вагонов подрядчик извещен надлежащим образом и вызван для проведения расследования и составления рекламационных документов.
По факту отцепки спорных вагонов проведено расследование и составлен рекламационный акт в соответствии с Регламентом расследования причин отцепки грузовых вагонов и ведения рекламационной работы утвержденного 18.03.2020 президентом НП "ОПЖТ" В.А. Гапановичем.
В соответствии с актами-рекламациями от 07.04.2023 N 69, от 03.08.2022 N 1905, от 03.09.2022 N 12/09/22 виновным признан ответчик.
Для обеспечения возможности эксплуатации спорных вагонов, истец вынужден направить вагон в вагоноремонтное предприятие для проведения текущего ремонта с целью устранения неисправностей, что подтверждается актом выполненных работ (оказанных услуг) от 07.04.2023 N 51603611, от 18.08.2022 N 6001.
Согласно расчету истца, общий размер убытков, понесенных истцом в результате устранения дефектов, возникших вследствие некачественно выполненных работ в течение гарантийного срока, составляет 87 545,60 руб.
Истцом ответчику направлены претензии от 06.06.2023 N 580-ЮрП, от 13.06.2023 N 594-ЮрП, от 19.06.2023 N 625-ЮрП с требованием о возмещении убытков, оставленные последним без удовлетворения, что послужило основанием для обращения с иском в суд.
Удовлетворяя требования в сумме 70036,48 руб., суд исходил из необоснованности начисления истцом НДС 20% на сумму предъявленных к взысканию убытков.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что истец предъявил убытки без НДС, однако данные обстоятельства не учтены судом первой инстанции, который повторно безосновательно вычел сумму налога на добавленную стоимость из заявленной истцом суммы расходов.
Суд признает обоснованными доводы апелляционной жалобы.
Материалами дела установлено, что истец предъявил убытки без НДС.
Указанный довод подтверждается актами выполненных работ, расчётно-дефектными ведомостями, счетами-фактурами (приложение N 5 к исковому заявлению) в отношении заявленных в исковых требованиях вагонов.
Так, в соответствии с актом о выполненных работах 51603611 от 07.04.2023 стоимость работ без НДС составила 36
523,66 руб., в соответствии с актом о выполненных работах
6001 от 18.08.2022 стоимость работ без НДС составила 44
201,24 руб., в соответствии с актом выполненных работ по вагону 52830643 стоимость работ без НДС составила 6
820,70 руб., что в общей сложности составляет 87
545,60 руб. - заявленной истцом к взысканию суммы убытка.
Акты-рекламации являются документами установленной формы, порядок составления и оформления которых содержится в Регламенте расследования отцепки грузового вагона и ведения рекламационной работы. Акты - рекламации по форме ВУ- 41, оформленные в соответствии с условиями договора и требованиями действующего законодательства, являются однозначным и бесспорным доказательством наступления гарантийного случая. Акт-рекламация формы ВУ-41, составленный комиссионно в установленном порядке компетентной комиссией ОАО "РЖД", является итоговым документом, определяющим причины возникновения дефектов, а также предприятия, виновные в возникновении дефектов.
Акты-рекламации являются допустимым и достоверным доказательством противоправности, вины и причинно-следственной связи между проведенным подрядчиком ремонтом и выявленными технологическими неисправностями вагона, обусловленные некачественно выполненным ремонтом. (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2015 N 304-ЭС15-9073)
В актах-рекламациях в отношении спорных вагонов указано, что вагоны отцеплены по технологической неисправности, а также содержатся данные о наименовании, характере дефекта и лице, производившем последний ремонт отказавшего узла (детали). Кроме того, в них сделаны отметки о вызове представителя подрядчика, а также указано, что предприятием, нарушившим требование нормативных документов по ремонту вагона, был признан ответчик.
При несогласии с заключением рекламационного акта регламентом предусмотрено обжалование акта вагоноремонтным предприятием в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Между тем, ответчиком рекламационные акты формы ВУ-41-М, составленные комиссиями эксплуатационного вагонного депо не оспаривались.
Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 15 ГК РФ, согласно которым лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для наступления ответственности, установленной правилами названных норм, необходимо наличие состава (совокупности условий) правонарушения, включающего: факт нарушения обязательства, наличие причинной связи между допущенным нарушением и возникшими убытками, размер требуемых убытков и предпринятые меры для получения упущенной выгоды и сделанные с этой целью приготовления. (Определение ВАС РФ от 10.06.2010 N ВАС-7734/10 по делу N А40-93052/08-55-903).
Факт причинения убытков и вина ответчика подтверждены соответствующими доказательствами, согласно данным результатов технических расследований, проведенных вагонными депо, выполнившими текущий отцепочный ремонт вагонов истца. Причинами возникновения неисправностей указанных вагонов в процессе их эксплуатации явились нарушения установленных требований к качеству работ по плановому ремонту грузовых вагонов, допущенные ответчиком при выполнении работ по договору, что отражено в актах-рекламациях формы ВУ-41 с приложением материалов расследования.
Наличие причинно-следственной связи между возникшими убытками ввиду некачественного ремонта и расходами на услуги по оформлению рекламационно-претензионной документации (составление акта-рекламации формы ВУ-41-М) состоит в том, что если бы не была проведена отцепка по вине ответчика в текущий отцепочный ремонт (ТОР), то у истца не возникли бы расходы на составление актов-рекламаций (рекламационной документации). (Определение Верховного Суда РФ от 05.11.2015 N 305-ЭС15-10026 по делу N А40-123343/2014)
Размер убытков, причиненных в результате ненадлежащего исполнения со стороны ответчика условий договора, подтверждается актами выполненных работ, расчетно-дефектными ведомостями, платежными поручениями, представленными в материалы дела.
Таким образом, истцом полностью доказан состав убытков, причиненных ответчиком.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции подлежит изменению с удовлетворением заявленных требований в полном объеме.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины подлежат распределению в соответствии со ст. 110 АПК РФ и относятся в полном объеме на ответчика по спору.
Руководствуясь ч. 3 ст. 229, ст.ст. 266, 268, 269, 271, 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.12.2023 по делу N А40-181540/23 изменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Южная вагоноремонтная компания
(ИНН 7705550609) в пользу Акционерного общества
Спецэнерготранс
(ИНН 7714753877) денежные средства в сумме 87 545,60 руб., а также судебные расходы по уплате государственной пошлины в общей сложности в сумме 6
502 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в суд кассационной инстанции.
Судья |
В.В. Валюшкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-181540/2023
Истец: АО "СПЕЦЭНЕРГОТРАНС"
Ответчик: ООО "ЮЖНАЯ ВАГОНОРЕМОНТНАЯ КОМПАНИЯ"